КУКУШКУ НА ЯСТРЕБА
КУКУШКУ НА ЯСТРЕБА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Опыт
КУКУШКУ НА ЯСТРЕБА
Появились маркетинговые объявления: "Меняем старенькые авто на новые". Прибыльно ли?
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Этой весной АвтоВАЗ объявил: начнем прием старенькых автомобилей в обмен на новые с доплатой, но, как это нередко бывает, далее обещаний не пошли. Не дождавшись команды с берегов Волги, за дело взялись автомобильные салоны. Ничего необычного: в мире конкретно торговцы (а не производители) занимаются такими операциями.
В столичных маркетинговых газетах я отыскал семь объявлений, соблазнявших красотами обмена. Что ж, за дело! Оседлал старую "пятерку" 1993 года, очень затрепанную - немного битую, со множественными следами коррозии, замасленным движком (конкретно от таких машин обычно хотят избавиться), - и направился по первому адресу - в автосалон "Тандем". Менеджер по обмену Дмитрий Будаков предупредил: "бэ-ушные" авто глядит на подъемнике механик, но если нужна подготовительная оценка, то он готов сделать ее сам прямо на улице. Поглядев на послеаварийную рану, что с заднего правого бока, послушав рев пробитого глушителя и укоризненно покачав головой при виде грязного мотора, он вынес вердикт - 500 баксов максимум. После "досмотра" на подъемнике стоимость, по его словам, может свалиться и до 300-400.
Да, не густо, тем паче, что, потратив 250 баксов на так именуемую предпродажную подготовку (подкрасить, подправить, компрессию нагнать и т. д.), можно было бы загнать эту "пятерку" и за тыщу. В то же время как удобнее приехать в салон, бросить свою развалюху и укатить на новеньком авто. Не нужно бегать - находить запчасти, подбирать краску, терять время на сервисе - потом ожидать, пока в газете дадут твое объявление о продаже. А позже еще уговаривать (накалывать?) первого-второго-третьего покупателя...
Менеджер поведал, что самый хотимый для салона - безаварийный автомобиль не старше 5 лет, с пробегом не больше 70 тыс. км, у которого был один владелец. На такую машину несложно отыскать покупателя, а означает, и "в зачет" ее охотно возьмут.
Знать бы заблаговременно! Продолжаю опыт: беру тот "хотимый вариант" - редакционную "пятерку" по прозвищу "Кощей" - пробег 57 тыщ, 1996 года выпуска, один владелец. (Подробнее о ней см. ЗР, 1999, № 6) - и пищу уже по другим адресам. Сперва - на улицу Адмирала Макарова. Маленький салон - огороженная площадка под открытым небом. Среди новых автомобилей - белоснежный пластмассовый столик (из числа тех, что прижились в уличных кафе) и несколько кресел. "Владельцев" не видно. Через некое время возникает один с приветливой ухмылкой. Выяснит цель моего визита и идет глядеть на "пятерку". Сказав "глядеть", я не обмолвился. Он "исследовал" редакционную машину только очами. Просил, правда, завести, но так, формы ради. Когда зрительная экспертиза окончилась, меня пригласили за тот кафешный столик. "Чего хочешь?" - спросил торговец (все это время разлюбезная ухмылка не сходила с его лица). "Полторы тыщи баксов", - не моргнув, ответил я. "Ну, это много. - А сколько? - Ну, 1200-1300... - Согласен. Снимаю с учета? - Для чего? Пиши доверенность..."
"Вот это сервис!" - восторгался я по дороге на последующую точку, что на Ленинградском проспекте. Тут к редакционной "пятерке" вышли трое (менеджеров?). С некого расстояния они поглядели на "Кощея". Потом, подойдя ближе, вдумчиво побродили вокруг. Скоро один с соответствующим южным акцентом произнес: "Салон дерматин". Я насторожился... К чему бы это? Наверняка, стоимость опускать будут. Так и вышло. "Тыщу баксов дадим", - произнес другой. "Подумаю", - ответил я и покатил далее с неплохим настроением. Вот это "оценка" - даже не поглядели на цвет выхлопа!
В салоне на Огородном проезде двое игрались в нарды. "Пятерку" проверял 3-ий. Сперва спросил: "Машина битая?" Потом принялся находить следы вероятных аварий. И нашел-таки! На фронтальном левом крыле, на заднем левом и на задней правой двери. Но это не все. Он нашел и недостаток сцепления (диск и по правде издавна нуждалcя в подмене), и сильный свободный ход рычага коробки (тоже справедливо). Мимо его остроглазого ока не прошел и "жесткий салон" (дался им этот салон, кто ж на него в старых "Жигулях" глядит!). И... "отдал" 800 баксов. Грустно!
На Щелковском шоссе с меня почему-либо взяли за оценку 50 рублей. Наверняка, за дотошность - местный эксперт облазил автомобиль повдоль и поперек. Единственный из всех, заглянул под коврик салона... Очень длительно дергал руками двери, оглядел багажник. Проверил рессоры, покачав "зад". В конце концов произнес, что берет ее за 1200 баксов.
Последний визит был на улицу Перерва. Спец по комиссионной торговле местного салона, оценив оттенок выхлопа (в конце концов), со словами "ох, переливает" отдал 800 "зеленоватых". Вобщем, как и один из прошлых профессионалов, согласился на "зачет" по доверенности.
Итак, наша "пятерка" может быть зачтена за 800-1300 баксов. Ставим точку. Ну, а что порекомендовать тому, кто пойдет по такому пути? Сначала, не спешить и не принимать 1-ое же предложение - обойдите несколько точек: в каждой собственный подход к оценке, свои "тарифы". В маленьких фирмах, "бэ-ушные" машины осматривают, обычно, поверхностно. В больших, напротив, непременно проедут за рулем, а то и загонят на подъемник. Меж иным, "огромные" салоны нередко занимаются обменом только для того, чтоб реализовать больше новых машин (глобальная практика), а не заработать на перепродаже старенькых. Потому не возлагайте надежды загнать им "бэ-ушный" продукт по солидной стоимости.
Для обмена годится не только лишь то, что на ходу. Развалюхи, хоть не всюду, но тоже берут. К примеру, "Тандем" взял как-то в зачет практически стопроцентно сгнившие "Жигули" за 50 баксов - их приволокли на буксире. Обладатель был жутко рад. Спросите, для чего эта рухлядь салону? Там была практически новенькая газовая аппаратура и движок после разборки годился на запчасти. Подобные древности обычно меняют в салонах, где есть собственный сервис.
А вот практически новые машины (максимум год в эксплуатации) меняют с радостью. У хозяев бывают различные предпосылки для этого. Кто-то желает заместо заднего привода фронтальный, кто-то вожделеет дать "Самару" и получить "Ниву", так как не так давно купил дачу, а кому-то просто приятно ездить на новейшей машине с гарантией.
Как заблаговременно представить стоимость собственной старой машины? Вот примерный ориентир: каждый год автомобиль теряет примерно 10 процентов от начальной цены. Другими словами через 5 лет он будет стоить ровно половину. Но это в эталоне. За каждый "грешок", сами осознаете, последует уценка. А что после 10 лет? - остаточная цена... Так что прикидывайте.