ВЕК ХХ АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА
ВЕК ХХ: АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
АВТОМОБИЛЬ СТОЛЕТИЯ
ВЕК ХХ: АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА
Заключаем обзор*, который должен подвести вас к ответу на вопрос, какой легковой автомобиль сыграл более приметную роль в моторизации Рф.
Владимир АРКУША. Фото из архива ЗР
Шестидесятые годы вошли в нашу историю как эра "хрущевской оттепели". Провозгласив принципы мирного сосуществования и экономического соревнования 2-ух систем, страна провела неслыханное по масштабам сокращение армии и расходов на оборону. Экономика живо откликнулась - размахом жилищного строительства, резвым ростом производства "продуктов для народа". Скоро сместили Хрущева, разрядка сменилась жесткой конфронтацией, но развитие штатских отраслей успело получить мощнейший импульс. Не достаточно сказать, что были освоены новые легковые модели на всех заводах - коренная реконструкция МЗМА (с 1968-го - АЗЛК) позволила практически удвоить выпуск "москвичей"; таковой же по мощности новый завод выстроили в Ижевске, а в Тольятти построили наикрупнейший авто комплекс. На самом деле, в те годы сотворена производственная база сегодняшнего русского автопрома, обусловился его профиль на полтора-два 10-ка лет - факт, сейчас вызывающий быстрее сожаление, ежели гордость...
"Москвич-408" восхитил модным, по-европейски элегантным кузовом; в конце 60-х его оснастили "412-м" мотором - тогда более современным по конструкции. Новенькая "Волга" GAZ 24 веселила глаз неброской солидностью, но в техническом отношении была еще более, чем "Москвич", привязана к предшествующей, очевидно устаревшей модели. О "Жигулях", датируемых 1970 годом, потолкуем чуток позже. А пока охото сказать несколько теплых слов о "Запорожце".
Без него нельзя представить российскую реальность 60-х-80-х годов. Ведь конкретно его в бывшем Союзе замыслили как "народный", для сотен тыщ людей он оказался более доступен и по-особому любим.
Но поменять авто пейзаж страны предначертано было "Жигулям". Напомним, базой для их послужил в корне переработанный ФИАТ-124 - наилучший автомобиль 1967 года. Машина не вдруг захватила симпатии. На фоне "Москвича" она смотрелась даже простовато, кое-что в конструкции вызвало скептицизм. Но покупатели стремительно оценили легкий запуск, эффективную "печку", просторный багажник, точное управление коробкой и, главное, более уверенное, ежели у других знакомых им моделей, поведение на дороге. ВАЗ затмил другие фабрики не только лишь количеством, да и невиданно размеренным, по нашим меркам, качеством собственных машин.
Благодаря надежности "Жигулей" и резвому развитию сервисной сети ВАЗа (не будем оценивать качество ее работы) стал формироваться новый тип автомобилиста. Он не вожделеет, ну и не имеет времени преобразовываться после основной работы в слесаря - он "просто ездит", по делам либо из наслаждения, но изо денька в денек и помногу. Количество выпускаемых автомобилей перебежало в новое качество... потребителя.
Столичный АЗЛК оказался в роли догоняющего, а работа над новейшей моделью затянулась. Выход попробовали отыскать в глубочайшей модернизации "412-го". "Ижмаш", в свою очередь, оригинально переработал кузов "Москвича" в 5-и дверный хэтчбек "ИЖ-Комби" (1973).
Смелым шагом ВАЗа было освоение внедорожника "Нива" - малогабаритной машины, соединившей комфорт легкового автомобиля с проходимостью армейского. Эти особенности в купе с необычным дизайном завлекли многих поклонников, в том числе за рубежом. Там она стала, на самом деле, родоначальницей нового класса - "городских" вседорожников. На родине "Нива" утвердилась в этом качестве только в последние годы - длительное время ей навязывали роль машины для сельских тружеников. Но конкретно их отпугивали невместительный кузов, высочайший расход горючего и очевидно завышенная стоимость.
К концу 70-х ВАЗ, в конце концов, обновил "Жигули". Современная светотехника, подогрев заднего стекла, травмобезопасный руль и другие улучшения в семействе 2105, 2107, 2104 были оценены по достоинству, чего не вышло сначала со последующей, конструктивной новинкой завода - VAZ 2108. Вкусившие вкус автомобилисты знали, что в 70-е годы Европа, а за ней Америка и Япония стремительно пересаживались в переднеприводные авто. Журнальчик "За рулем" в ту пору интенсивно пропагандировал плюсы таковой сборки, подготовив публичное мировоззрение. Но VAZ 2108, аскетичный снаружи, с 3-х дверным кузовом, к тому же тесный сзади, не отвечал представлению ограниченного большинства покупателей о семейном автомобиле. Репутацию "восьмерки" выручила не только лишь молва о высочайшей экономичности, динамике и чудесном поведении на дороге - чуть ли не огромную роль сыграло освоение 5-и дверного VAZ 2109. В конце концов, автомобиль VAZ 21099 перехватил у состарившихся "Жигулей" роль престижной модели.
"Москвичу-2141" разработчики отвели место в типаже меж "Жигулями" и "Волгой". Для него избрали достаточно редчайший вариант переднеприводной сборки - с продольным расположением мотора. Размеренный внешний вид машины многие восприняли более благорасположенно, ежели резковатые черты "восьмерки", а просторный трансформируемый салон полностью отвечал роли домашней машины. К огорчению, конструкторские недостатки, усугубленные недостатками производства, повредили стилю нового "Москвича".
С большим трудом выполнили идею выпуска современной микролитражки "Ока" - усилиями 3-х заводов при малых капвложениях. Но запланированный некогда умеренный объем выпуска - 50 тыс. машин в год - не достигнут и доныне. "Ока" - выбор беспритязательного автомобилиста со умеренными доходами, предпочитающего пусть небольшую, но новейшую машину. Для многих, в особенности дам, она - собственного рода тренажер.
"Таврия" ZAZ 1102, сменив заднемоторный "Запорожец", в свою очередь, встала на ступень ниже моделей ВАЗа. А когда отыскала собственный круг покупателей, расширить его помешала неблагоприятная финансовая ситуация.
"Волга" пережила достаточно суровую модернизацию - не столько наружности, сколько интерьера, мотора, ходовой части. На закате русской эры эта машина оставалась или чисто официальной, или публичным транПодвескаом, то бишь такси.
Итак, в 70-е годы выражение "народный автомобиль" стало обретать смысл и в Стране Советов: по выпуску легковушек она вышла на шестое место в мире. И хотя возрастающий спрос опережал способности автопрома, для тыщ людей покупка автомобиля из головного действия биографии сделалась практически обыденной, а каждодневные поездки стали частью стиля жизни.
Годы 80-е запомнились попыткой подтянуть продукцию автопрома к несчастному мировому уровню - как по типажу моделей, так и по техническим решениям. Цель не была достигнута, но все таки удалось конструктивно обновить программку практически всех заводов.
Реформы последнего десятилетия стали проверкой на выживаемость - и для автопрома, и для его потребителей. Лучше других ее выдержали ГАЗ и ВАЗ. Не "Ока", не "Москвич" - "Волга", уступив часть номенклатурного сектора рынка иномаркам, мгновенно стала народным автомобилем, выпуск которого вырос практически на 80%. Две основательные модернизации (в критериях полной хозяйственной неразберихи!) подняли престиж не только лишь машины, да и завода.
Последняя модель ВАЗа, "десятая", снаружи достаточно респектабельная и стильная, все таки не вышла на отвечающую сегодняшним меркам ступень совершенства. К чести завода, освоены впрыск горючего и многоклапанный мотор, но многие современные системы пока не прижились. (Так как мы пытаемся уяснить роль той либо другой модели в прогрессе моторизации, напомним - движок с многоклапанной головкой и впрыском горючего в первый раз стал серийным на "волгах"!)
Что касается вездеходов, и УАЗ, и ВАЗ не балуют особенным многообразием, выпуская, на самом деле, одни и те же базисные модели, соответственно, более 25 и 20 лет. Все же (в силу различных обстоятельств) энтузиазм к вэдовым моделям, в особенности "Ниве", очевидно возрос.
"Колеса власти" - представительские ГАЗы и ЗИЛы вобрали ряд прогрессивных для собственного времени решений: движки V8 с гидрокомпенсаторами клапанных зазоров, усилители руля и тормозов, электростеклоподъемники, автоматические коробки, кондюки. Но выпуск таких машин был мелкосерийным, и какого-нибудь воздействия на конструкции массовых моделей и представления широкого круга автомобилистов они не оказали.
Наш обзор поневоле вышел очень маленьким и беглым - но ведь идет речь о предмете (и периоде), большинству отлично знакомом. Кроме масштабов производства той либо другой модели, ее оригинальности, распространенности, долгожительства на конвейере, любой из вас вправе применить собственные аспекты, отвечая на поставленный в самом начале статьи вопрос. Каковой бы ни оказался ответ, главное - нам совместно с русским автомобилем предстоит пережить много увлекательного в наступающем веке, преодолеть еще много ступеней к совершенству.
"Москвич-412" (1967). В первый раз использованы движок с верхним распредвалом, неопасный руль, диафрагменное сцепление. Выпускался на АЗЛК и "Ижмаше". Движок - 4 цил., 1478 смз, 75 л. с.; масса - 1000 кг; длина - 4090 мм.
На фото - модель АЗЛК 1970 года.
"Жигули" VAZ 2101 (1970). Базисная модель семейства часто встречающихся автомобилей в СССР и Рф. В первый раз на массовой модели были фронтальные дисковые тормоза, закрытая охлаждающая система с антифризом, неразборный фильтр масла и др. Движок - 4 цил., 1198 смз, 62 л. с.; масса - 955 кг; длина - 4073 мм.
"Волга" GAZ 24 (1968). Получила форсированный движок, 14-дюймовые колеса, увеличенную базу. Модификации обширно применялись в такси и медслужбе. Движок - 4 цил., 2445 смз, 98 л. с.; масса - 1450 кг; длина - 4735 мм.
"Moskvich 2141" (1986). Движки - VAZ 2106, модернизированные варианты УЗАМ-412, также "Рено-F3R" и дизель "Форд-KHD". Выпускался с кузовами пикап и грузопассажирским. Базисный движок УЗАМ-331.10 - 4 цил., 1478 смз, 76 л. с.; масса - 1070 кг; длина - 4350 мм.
"Ока" VAZ 1111 (1988). Двухцилиндровый мотор разработан на базе мотора VAZ 2108 и выпускается в Тольятти, машину делают в Набережных Челнах и Серпухове. Движок - 2 цил., 649 смз, 29 л. с.; масса - 605 кг; длина - 3210 мм.
"Нива" VAZ 2121 (1977). 1-ый русский автомобиль с неизменным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом, агрегат VAZ 2106. Движок - 4 цил., 1568 смз, 76 л. с.; масса - 1150 кг; длина - 3720 мм.
"Лада-Спутник" ("Самара") VAZ 2108 (1984). 1-ый массовый переднеприводный автомобиль, базисная модель нового семейства. 5-и дверный VAZ 21093 делали также в Финляндии. Движок - 4 цил., 1289 смз, 64 л. с.; масса - 900 кг; длина - 4006 мм.
VAZ 2110 (1996). Базисная модель нового семейства, по конструкции схожего "восьмому". Кроме автомобиля, предусмотрены универсал и хэтчбек. Движок - 4 цил., 1499 смз, 74 л. с.; масса - 1010 кг; длина - 4277 мм.