Из продавцов растут сервисмены
В автосалонах сходу нескольких русских городов "кинули" покупателей, сообщали СМИ. Совпадение или тенденция?  Можно ли связывать эти факты с прогнозами профессионалов, считающих, что к концу года количество дилеров в России может сократиться на треть? Кто-то пробует спастись, присваивая чужие Энциклопедия грузовых автомобилей? Почему дилерскую сеть разламывает и корежит, пробовал разобраться Игорь Моржаретто. КИДАЛЫ В ГАЛСТУКАХ Вводная 1-ая. Сразу в разных городках Рф возбуждено несколько уголовных дел против автодилеров. Схема, по которой торговцы накалывают покупателей, довольно обычная: клиент занес предоплату, все сроки выдачи покупки истекли, но автомобиль он не получил ввиду «внезапно появившихся форс-мажорных обстоятельств». Или же получил, но без паПодвескаа транПодвесканого средства (ПТС). А вскоре выясняется, что реальный владелец авто с тем самым ПТС – банк либо импортер. Вот несколько донесений из «района боевых действий». В Челябинской области по жалобам сходу нескольких людей возбуждено уголовное дело о присвоении денег работниками автомобильного салона «Вираж». Покупатели занесли предоплату (в среднем по 200–230 тыс. руб.), но автомобили не могут получить по полгода и больше. Тот же сюжет уголовного дела в Абакане. Тут автосалон не ограничился сбором предоплаты – еще и принимал по схеме «трейд-ин» в счет нового автомобиля старые машины покупателей. Обманутые утратили и Энциклопедия грузовых автомобилей, и свое четырехколесное имущество. В Екатеринбурге местный обитатель подал в суд на автосалон: еще весной он заплатил за автомобиль 590 тыс. руб., но ничего не получил взамен. Обитатель Новосибирска направил в Федеральную антимонопольную службу заявление с просьбой проверить деятельность русских импортеров. Собственный «Ауди-А6» он получил еще в январе, а вот ПТС в глаза не видел до сих пор. Типо за его машину дилер не рассчитался с импортером и водит за нос к тому же того – дал в залог кредитору паПодвеска вроде бы непроданной «шестерки». А ведь получил за нее сполна По оценке Дмитрия Янина, председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), в России на данный момент в судах рассматривается несколько 10-ов исков от людей, которые занесли оплату, но не могут получить машину либо ПТС. Но на самом деле потерпевших (правда, еще не обратившихся в суды) на порядок больше – минимум несколько сотен. ПАДАЛ Белоснежный... РЫНОК Вводная 2-ая. Все эти действия происходят на фоне непрекращающегося падения русского авторынка. Реализации новых автомобилей за семь месяцев снизились на 50%. Прогнозы на осень не радуют: в лучшем случае в этом году будет продано около 1,4 млн. штук – совершенно малость. Некого оживления продаж можно ждать только весной будущего года. Логично, что целый ряд дилеров (по некоторым оценкам профессионалов, около трети!) подошли впритирку к банкротству. В группе риска не только маленькие региональные центры, занимавшиеся продажей автомобилей одной-двух марок, но и некие большие игроки. Летом о банкротстве объявили столичные сети «Инком-Авто» и «Элекс-Полюс», которые еще несколько лет вспять входили в список самых удачных компаний отрасли. В Перми признана нулем дилерская компания «Авто-Сити», в Санкт-Петербурге фирме «Фаст Мотор СПб» предъявлен иск о банкротстве. В Башкирии функцию банкротства инициировали три авто компании – дилеры ГАЗа, КИА и «Фольксвагена». Обстоятельств тому несколько. Во-1-х, для большинства компаний основной статьей доходов была продажа новых автомобилей, и многие продолжают надеяться на то, что эта полумертвая кобылка вывезет. Хотя только слепоглухонемой на данный момент не знает, что платежеспособность людей низкая, а осторожность в  расходовании сбережений - очень высочайшая. Но не все фирмы-продавцы готовы к изменению структуры доходов. А надо бы переориентировать ценности (как на данный момент поступают, и небезуспешно, на Западе). Смириться, что толика доходов от продаж новых авто уменьшится до уровня не более 30%, и переориентироваться на техобслуживание, продажу запчастей и дополнительного оборудования таким макаром, чтоб они приносили до половины средств. А еще около 20% оборота должен бы давать сбыт старой техники. Во-2-х, больше других пострадали те дилеры, которые в прошлые годы не в меру увлекались займами. Не важно, для чего – строительства новых центров, закупки продукта и т. п. Важен результат: возможность погасить кредиты в нынешних критериях есть не у всех – время дешевеньких средств завершилось. И в-3-х, в группе риска оказались многие бренды: падение продаж техники ряда именитых марок за полгода – до 80%. Посреди их «Крайслер», японские производители машин среднего класса (в тучные времена они росли резвее других, а сейчас так же стремительно свалились). Как ни странно, в ту же компанию попадают и дилеры АВТОВАЗа, хотя «лады» вроде бы занимают верхние строки сегодняшнего рейтинга продаж. Лупи Собственных! Один из крупнейших русских автодилеров «Инком-Лада» признан нулем. На его долю приходилось около 20% продаж тольяттинских машин в столичном регионе. Некоторое время назад закрылись салоны другого – «Элекс-Полюс». О разрыве отношений с АВТОВАЗом заявили руководители «Лады-Фаворит». По мнению профессионалов, причина – странноватая политика автогиганта по отношению к дилерам. Ответственность за свою свою неэффективность производитель переложил на них. Сравните: на данный момент большая часть зарубежных производителей поставляют машины на условиях отсрочки платежа на три месяца и более. А дилеры АВТОВАЗа должны оплачивать поставку автомобилей по факту. Но кто сейчас располагает достаточными средствами? Очень немногие. Не считая того, дилеры сетуют, что фактически лишены способности заказывать на заводе нужные модели. В салонах, обычно, по одной машине каждого семейства, покупателям же, как предписано тем же дилерским контрактом, предлагают избрать подходящую комплектацию по каталогу, внести предоплату – и ждать. Но желающих дать Энциклопедия грузовых автомобилей вперед малость. Так сложилась феноминальная ситуация: спрос на «лады» (в особенности в регионах) есть, а машин живых нет. Некие будущие покупатели из Поволжья, Урала и даже Сибири сами (!) отправляются в Тольятти, чтоб, как в начале 90-х, избрать, приобрести автомобиль и перегнать его домой. Другие же идут к продавцам, предлагающим экономные иномарки Кстати, вопреки тому, в чем нас убеждали на АВТОВАЗе – мол, ситуация в работе с розничной сетью сегодня улучшается, специалисты ждут к концу года волну банкротств маленьких дилеров конкретно марки «Лада». ИЗ РЕГИОНОВ – В СТОЛИЦУ Разорится, в чем убеждают специалисты, до трети дилеров. Другие лицезреют картину еще больше темной: до конца следующего года доживет не более половины!.. Не думаю, что все так жутко, – напротив, кризис принудил многие компании перестроиться. Дальнозоркие отходят от имиджа «продавцов» и всячески подчеркивают, что они в первую очередь сервисмены, готовые обслуживать и сопровождать автомобиль на протяжении всей его жизни. Это – нормально. Факт банкротства автоцентра никак не означает, что его двери закроют и опечатают, оставшиеся авто арестуют судебные приставы, а работники строем промаршируют на биржу труда. Нет, в абсолютном большинстве случаев бизнес просто перебегает из одних рук в другие, к более расторопным, действенным обладателям. Конкурентность! Более того, эти действия в каком-то отношении даже на пользу. В столице, к примеру, появились дилеры из других регионов – до этого такое тяжело было даже представить! Кто до кризиса не влез в долги и сохранил средства, тот на данный момент на коне – появилась возможность за относительно маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей приобрести готовый, отлаженный бизнес, активы, о которых ранее и не мечтал. А если браться за строительство, то существенно подешевели стройматериалы и рабочая сила. Так что в каком-то смысле кризис возможно окажется для отрасли очищающим.