РОБЕРТ ФИШЕР И СТУПИЦА КЛАССИКИ
РОБЕРТ ФИШЕР И СТУПИЦА "КЛАССИКИ"
РЫНОК
Экспертиза
РОБЕРТ ФИШЕР И СТУПИЦА "КЛАССИКИ"
Завезенные из других стран подшипники - отличные и дорогие. Наши- похуже, но на порядок дешевле. А чтобы осознать, при чем здесь 11-й фаворит мира по шахматам, статью все-же придется прочесть.
Миша КОЛОДОЧКИН
Снабженцы со стажем отлично помнят русские времена: если, например, отдел коневодства вдруг включил в свою квартальную заявку роликовые конические подшипники типа 6-7805У и 6-7804У, то это означает, что начальник этого отдела сумел-таки приобрести новые "Жигули" и потихоньку начинает собирать для их ремкомплект. Обозначенные подшипники устанавливают в ступицы фронтальных колес всей "классики". Практически такие же, только более низкого свойства, нередко употребляют в опорах ступиц прицепов для легковых машин. Отличия в обозначениях - "ноль" заместо "шестерки": эти числа охарактеризовывают класс точности.
Подшипники фронтальных ступиц к заднеприводным ВАЗам делают предприятия "Столичный подшипник" (ГПЗ-1), Самарский подшипниковый завод (СПЗ-9), Волжский подшипниковый завод (VPZ-15), также почетаемые иноземцы - чего стоит только Его Величество SKF... Конкретно эти изделия и были приобретены нами в розничной торговле для экспертизы. Безродные "железки" без маркировок, незнакомые с влагонепроницаемой бумагой и иными атрибутами обычной упаковки, были отвергнуты без колебаний. Сходу сообщаем стоимость - московские подшипники (фото 1) удалось приобрести за 45 руб., волжские (фото 2) - за 50, самарские (фото 3) - за 55, а шведский (фото 4) - аж за 450! Обращаем внимание на маркировку "шведов": аналог наружного подшипника 6-7804У имеет обозначения LM 11910/Q на внешнем кольце и LM 11949/Q - на внутреннем. Аналог внутреннего 6-7805 обозначен 639154/Q как на внешнем, так и на внутреннем кольцах.
В процессе испытаний измерялись уровень вибрации подшипников и их габаритные размеры, также геометрия и точностные характеристики отдельных деталей. 10-ки таблиц из официального протокола очень желали попасть в журнальчик, но, как досадно бы это не звучало, коротка кольчужка... Потому ограничимся короткими комментами.
По габаритным размерам все подшипники уложились в норму. То же относится к шероховатости посадочных и рабочих поверхностей, также к углам конусов. По непостоянству поперечника дорожки качения внешних колец самые большие отличия зафиксированы у столичных подшипников 6-7804У. По круговым и осевым биениям колец прямо за фаворитами (читай, за SKF!) расположились волжские подшипники, потом - самарские, а в конце, к огорчению, снова московские...
Вообщем говоря, всеохватывающим показателем свойства подшипника могут служить результаты их виброакустических исследовательских работ. Усредненные данные по внутренним и наружным подшипникам приведены соответственно в табл. 1 и 2.
В общем-то, фаворит был известен до начала испытаний. Фактически в хоть какой из упомянутых таблиц наилучшие характеристики постоянно соответствовали "варяжскому гостю". Фаворит в очередной раз показал, в чем разница меж первой ракеткой мира и, скажем, двадцатой. В конечном итоге специалисты распределили места так - SKF, VPZ-15, СПЗ-9, ГПЗ-1. При всем этом отмечено, что все исследуемые подшипники применимы для установки в узлы ступиц заднеприводных автомобилей ВАЗ.
Заместо ЭПИЛОГА
Пора все-же разъяснить, при чем здесь Бобби Фишер. Дело в том, что величавый южноамериканский шахматист был в свое время так посильнее всех других, что в один прекрасный момент удостоился необыкновенной чести. Еще одна посвященная ему книжка обрисовывала... все проигранные им партии!
Для хоть какого Подвескасмена это было бы пощечиной, но Фишеру, каждый проигрыш которого был сенсацией, схожая публикация только прибавила авторитета. Попробуем и мы оценить результаты экспертизы с этой точки зрения: а не опережали ли мы хоть на каком-то шаге испытаний именитых скандинавов?
Представьте для себя, да! Два протокола виброакустических исследовательских работ подтвердили, что волжские изделия в полосе частот 50-300 Гц оказались на 2-3 дБ лучше, чем шведские. Отличия внешнего поперечника у волжских и самарских подшипников также на 1-2 мкм меньше. А замеры геометрических характеристик колец вновь вывели на 1-ое место VPZ-15 - шероховатость меньше, непостоянство поперечника меньше, биение такое же... Так и охото вспомнить очевидную фразу: "Могут, если захочут!"
Порадуемся за отдельных российских производителей и... облизнемся на труднодоступные большинству россиян SKF: все-же чистую и заслуженную победу одержали конкретно они. Юмористы правы: следует признать, что отличные вещи почему-либо всегда стоят очень недешево...
СОВЕТЫ Профессионалов ИНСТИТУТА ПОДШИПНИКОВОЙ Индустрии
Обычно, подшипники ступиц выхаживают сотку тыщ км. Естественно, что ходимость находится в зависимости от критерий эксплуатации - чем ужаснее дороги, тем ужаснее подшипнику.
После пробега первых 2-3 тыс. км необходимо проверить осевой зазор в паре подшипников - в этот период происходит насыщенная приработка деталей, а поэтому свободный ход может возрастать. Обычный осевой зазор должен находиться в границах 0,01-0,06 мм.
При подмене подшипников свободную полость меж ними необходимо на 1/3-1/2 заполнить смазочным материалом. Смажьте место меж роликами. Если вовнутрь попадет грязь, то подшипник длительно не прослужит. Каждые 20 тыс. км добавляйте свежайший смазочный материал. Старенькую смазку за ранее постарайтесь удалить промывкой подшипника в керосине либо бензине. Самый доступный смазочный материал - "Литол-24". Из забугорных можно посоветовать LGMT2 либо LGMT3 (компания SKF), Alvania 3 либо Cyprina 3 (компания Shell), Mobilux 3 (компания Mobil), Castrol LM (компания Castrol) и т. п. Про "Солидол" необходимо запамятовать - он существенно ужаснее.
1-ый признак "заболевания" подшипника - шум в узле. Если на поверхности роликов либо на дорожках качения внешнего кольца обнаружены повреждения в виде выкрашивания металла либо маленьких вмятин, то подшипник придется поменять. Кстати, создавать подмену 1-го дефектного внутреннего кольца без подмены внешнего неприемлимо - угол конуса нового кольца может не совпадать с углом внешнего кольца подшипника, оставленного в ступице. Помните: при монтаже внешнего кольца нельзя ударять по нему молотком. В качестве переходной втулки, которую не жаль, обычно употребляют демонтированное кольцо. А идеальнее всего для установки внешнего кольца применить пресс.
Таблица 1
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ
ПО ВИБРОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКА ТИПА 6-7805У
И ЕГО АНАЛОГОВ
Изготовитель Предельные значения уровня вибрации, дБ,
в спектрах частот, Гц
50-300 300-1800 1800-10000 Общий
уровень
ГПЗ-1 72-80 73-78 79-83 81-85
СПЗ-9 71-76 74-79 76-80 79-82
VPZ-15 65-71 68-71 68-76 73-77
SKF 67-74 66-68 63-65 71-75
Таблица 2
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ
ПО ВИБРОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКА ТИПА 6-7804У
И ЕГО АНАЛОГОВ
Изготовитель Предельные значения уровня вибрации, дБ,
в спектрах частот, Гц
50-300 300-1800 1800-10000 Общий
уровень
ГПЗ-1 69-71 76-79 79-81 81-83
СПЗ-9 71-74 73-83 73-79 78-85
VPZ-15 61-67 64-66 70-72 72-73
SKF 62-66 56-59 62-65 66-68