ОТ ПОЖАРА Выручит . БЕНЗИН
ОТ ПОЖАРА Выручит... БЕНЗИН
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ОТ ПОЖАРА Выручит... БЕНЗИН
ЛЮБИТЕЛЯМ ЕЗДИТЬ С ПОЛУПУСТЫМ БАКОМ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Электробензонасос - необычное создание, практически как жираф в зоопарке. Пока не узреешь - не поверишь, что такое может быть. Вправду, коллекторный электромотор полностью погружается в бензин и расслабленно для себя вертится - без пожаров, взрывов и иных "чэпэ". А мы с вами пользуемся его услугами и ездим на впрысковых автомобилях, в том числе на "волгах".
В общем-то, ничего необычного. Во-1-х, бензин не проводит ток, а, во-2-х, поджечь его без воздуха на теоретическом уровне нереально. Но если вспомнить, что при полупустом баке насос временами "глотает" воздух, то в голову могут придти плохие мысли...
Основания для беспокойства есть. Бензобаки практически всех российских впрысковых автомобилей имеют плоское днище, при всем этом зазор меж топливозаборником и донышком из-за различных технологических погрешностей и конструкторских недоработок время от времени добивается 30 мм. Потому при торможении, разгоне, а в особенности при поворотах наступают моменты бензинового голодания насоса. На практике краткосрочные перерывы в подаче горючего начинаются у неких моделей уже с половины от уровня бака. А если вы любите производить бензин до "нуля", другими словами повсевременно "ездить на лампочке", то... Вот и давайте разберемся, что угрожает в данном случае.
Цель экспертизы звучит длинно и угрожающе - "оценить возможность воспламенения и взрыва паров бензина снутри электробензонасосов системы впрыска при их работе, также найти ресурс в экстремальных критериях бензинового голодания". Что ж, попробуем. Для испытаний берем два электробензонасоса от "Волги" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-406: 50.1139 производства СОАТЭ (Старенькый Оскол) и 18.3780 производства ТАТЭ (Тюмень). У "Волги" бак большой, ну и размещен он горизонтально - означает, колебания уровня горючего в особенности при всем этом приметны.
Тесты вели по двум главным фронтам.
1. ИскроЗаконодательство электронных
цепей питания электробензонасосов
системы впрыска.
Электронасос 50.1139. Искробезопасен при значении тока... менее 0,5 А! Ничего для себя шутки - ведь рабочий ток изделия вдесятеро больше и составляет приблизительно 5 А! Шунтирование электродвигателя диодиком позволило прирастить значение "неопасного" тока до 1,2 А, но это все равно не Рио-де Жанейро...
Электронасос 18.3780. Искробезопасен при значении тока 0,4 А... Очень приятно, но при таком токе насос не проворачивается даже без горючего. Рабочие токи изделия - около 5 А.
Подготовительные безотрадные выводы: электронные цепи обоих насосов искроопасны как в рабочем режиме питания, так и при маленьком замыкании полосы питания. Электронные разряды, возникающие при аварийной коммутации этих цепей, способны воспламенить бензиновую паровоздушную смесь в горючей концентрации.
В общем-то, первого вывода уже довольно для того, чтоб поразмыслить, а стоит поменять "карбюратор на инжектор", но доведем дело до конца. Оценим ресурс насосов при работе в парах бензина...
2. Воспламенение и взрыв паров
бензина снутри корпуса насоса
от электронных разрядов,
возникающих при коммутации
коллектора электродвигателя,
также от нагретых поверхностей.
Электронасос 50.1139. При напряжении питания 13,2 В ток употребления составлял 5,2 А. Спустя 5 минут после начала опыта насос закончил качать смесь. Еще через 7 минут электродвигатель встал, при всем этом ток в цепи возрос до 11,9 А. Корпус насоса стал усиленно греться, и температура корпуса превысила 230°С, что, возможно, приведет к воспламенению паров бензина. Вскрытие показало, что у насоса срезана приводная муфта, выплавилась упрямая шайба ротора, которая заклинила ротор в статоре (фото 3-6).
Электронасос 18.3780. При напряжении питания 13,2 В потребляемый ток равен 4,53 А. Через 16 минут после начала опыта появился шум, свидетельствующий о ненормальной работе бензонасоса, при всем этом ток возрос до 10,5 А. Через 6 минут насос сдох. Разрушилась соединительная муфта, и потребляемый ток электродвигателя снизился до 1,24 А (движок начал вертеться вхолостую). Потом электромотор проработал во взрывоопасной среде еще 460 минут. На последней снутри оболочки бензонасоса прогремел взрыв с следующим выходом открытого пламени. Горение было остановлено только после прекращения подачи консистенции и снятия электропитания. Повреждения: прорвана сетка фильтра, поврежден насос и сломана муфта привода насоса.
Тесты ЗАВЕРШЕНЫ
Пора делать окончательные безотрадные выводы. Исправно работающие электробензонасосы системы впрыска типа 50.1139 и 18.3780 особенных проблем не сулят - смесь не воспламеняется, корпуса не нагреваются. Но при дефектах (читай - при работе "всухомятку") вероятны суровые проблемы: электронные цепи их питания искроопасны и реально способны воспламенить пары бензина, когда насос начинает "хватать воздух".
Отказ электронасосов, сопровождающийся заклиниванием электродвигателя, может привести к разогреву корпуса до температуры самовоспламенения паров бензина. Ток недлинного замыкания насоса 50.1139 составляет 11,9 А, а у предохранителя, защищающего эту цепь, номинал 15 А. Отсюда вывод: если впору не выключить зажигание, то придется поменять, как минимум, жгут проводки. Кстати, самым жизнестойким в насосе является электродвигатель - его ресурс в режиме "Ихтиандр на берегу" составляет от 12 до 460 минут, но сам насос к этому времени издавна перестает исполнять свои обязанности...
Охото что-то порекомендовать, и сначала - обладателям впрысковых "волг". А что здесь скажешь, не считая очевидного "не ездите с полупустым баком"? И прислушивайтесь к "голосу" насоса - полностью может быть, что он уже стонет...
Электронасос 50.1139
Изготовитель / СОАТЭ, Старенькый Оскол
Стоимость / около 900 руб.
Электронасос 18.3780
Изготовитель / ТАТЭ, Тюмень
Стоимость / около 1000 руб.
Для справки. Тесты проводились по ГОСТ Р 51330.10-99. Использовали взрывную камеру, заполняемую испытательной взрывоопасной консистенцией. Коммутация цепи осуществлялась стандартным искрообразующим механизмом МЭК.
Для справки. В качестве испытательной взрывоопасной консистенции
использовалась активизированная водородно-кислородная смесь.
Насос 50.1139 имеет разборную конструкцию.
Насос 18.3780 после вскрытия: набор деталей.
Насос 50.1139. Видны остатки соединительной муфты и упрямого кольца.
Насос 50.1139. Видны остатки соединительной муфты и упрямого кольца.
Насос 18.3780: ротор электродвигателя с насосом (видна сломанная соединительная муфта).
Порванная сетка бензонасоса 18.3780.
Вскрытие показало, что насос 50.1139 не умер совсем, а только немного "подклинил" .
Заклинившая крыльчатка насоса 18.3780.
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ОТ ПОЖАРА Выручит... БЕНЗИН
ЛЮБИТЕЛЯМ ЕЗДИТЬ С ПОЛУПУСТЫМ БАКОМ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Электробензонасос - необычное создание, практически как жираф в зоопарке. Пока не узреешь - не поверишь, что такое может быть. Вправду, коллекторный электромотор полностью погружается в бензин и расслабленно для себя вертится - без пожаров, взрывов и иных "чэпэ". А мы с вами пользуемся его услугами и ездим на впрысковых автомобилях, в том числе на "волгах".
В общем-то, ничего необычного. Во-1-х, бензин не проводит ток, а, во-2-х, поджечь его без воздуха на теоретическом уровне нереально. Но если вспомнить, что при полупустом баке насос временами "глотает" воздух, то в голову могут придти плохие мысли...
Основания для беспокойства есть. Бензобаки практически всех российских впрысковых автомобилей имеют плоское днище, при всем этом зазор меж топливозаборником и донышком из-за различных технологических погрешностей и конструкторских недоработок время от времени добивается 30 мм. Потому при торможении, разгоне, а в особенности при поворотах наступают моменты бензинового голодания насоса. На практике краткосрочные перерывы в подаче горючего начинаются у неких моделей уже с половины от уровня бака. А если вы любите производить бензин до "нуля", другими словами повсевременно "ездить на лампочке", то... Вот и давайте разберемся, что угрожает в данном случае.
Цель экспертизы звучит длинно и угрожающе - "оценить возможность воспламенения и взрыва паров бензина снутри электробензонасосов системы впрыска при их работе, также найти ресурс в экстремальных критериях бензинового голодания". Что ж, попробуем. Для испытаний берем два электробензонасоса от "Волги" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-406: 50.1139 производства СОАТЭ (Старенькый Оскол) и 18.3780 производства ТАТЭ (Тюмень). У "Волги" бак большой, ну и размещен он горизонтально - означает, колебания уровня горючего в особенности при всем этом приметны.
Тесты вели по двум главным фронтам.
1. ИскроЗаконодательство электронных
цепей питания электробензонасосов
системы впрыска.
Электронасос 50.1139. Искробезопасен при значении тока... менее 0,5 А! Ничего для себя шутки - ведь рабочий ток изделия вдесятеро больше и составляет приблизительно 5 А! Шунтирование электродвигателя диодиком позволило прирастить значение "неопасного" тока до 1,2 А, но это все равно не Рио-де Жанейро...
Электронасос 18.3780. Искробезопасен при значении тока 0,4 А... Очень приятно, но при таком токе насос не проворачивается даже без горючего. Рабочие токи изделия - около 5 А.
Подготовительные безотрадные выводы: электронные цепи обоих насосов искроопасны как в рабочем режиме питания, так и при маленьком замыкании полосы питания. Электронные разряды, возникающие при аварийной коммутации этих цепей, способны воспламенить бензиновую паровоздушную смесь в горючей концентрации.
В общем-то, первого вывода уже довольно для того, чтоб поразмыслить, а стоит поменять "карбюратор на инжектор", но доведем дело до конца. Оценим ресурс насосов при работе в парах бензина...
2. Воспламенение и взрыв паров
бензина снутри корпуса насоса
от электронных разрядов,
возникающих при коммутации
коллектора электродвигателя,
также от нагретых поверхностей.
Электронасос 50.1139. При напряжении питания 13,2 В ток употребления составлял 5,2 А. Спустя 5 минут после начала опыта насос закончил качать смесь. Еще через 7 минут электродвигатель встал, при всем этом ток в цепи возрос до 11,9 А. Корпус насоса стал усиленно греться, и температура корпуса превысила 230°С, что, возможно, приведет к воспламенению паров бензина. Вскрытие показало, что у насоса срезана приводная муфта, выплавилась упрямая шайба ротора, которая заклинила ротор в статоре (фото 3-6).
Электронасос 18.3780. При напряжении питания 13,2 В потребляемый ток равен 4,53 А. Через 16 минут после начала опыта появился шум, свидетельствующий о ненормальной работе бензонасоса, при всем этом ток возрос до 10,5 А. Через 6 минут насос сдох. Разрушилась соединительная муфта, и потребляемый ток электродвигателя снизился до 1,24 А (движок начал вертеться вхолостую). Потом электромотор проработал во взрывоопасной среде еще 460 минут. На последней снутри оболочки бензонасоса прогремел взрыв с следующим выходом открытого пламени. Горение было остановлено только после прекращения подачи консистенции и снятия электропитания. Повреждения: прорвана сетка фильтра, поврежден насос и сломана муфта привода насоса.
Тесты ЗАВЕРШЕНЫ
Пора делать окончательные безотрадные выводы. Исправно работающие электробензонасосы системы впрыска типа 50.1139 и 18.3780 особенных проблем не сулят - смесь не воспламеняется, корпуса не нагреваются. Но при дефектах (читай - при работе "всухомятку") вероятны суровые проблемы: электронные цепи их питания искроопасны и реально способны воспламенить пары бензина, когда насос начинает "хватать воздух".
Отказ электронасосов, сопровождающийся заклиниванием электродвигателя, может привести к разогреву корпуса до температуры самовоспламенения паров бензина. Ток недлинного замыкания насоса 50.1139 составляет 11,9 А, а у предохранителя, защищающего эту цепь, номинал 15 А. Отсюда вывод: если впору не выключить зажигание, то придется поменять, как минимум, жгут проводки. Кстати, самым жизнестойким в насосе является электродвигатель - его ресурс в режиме "Ихтиандр на берегу" составляет от 12 до 460 минут, но сам насос к этому времени издавна перестает исполнять свои обязанности...
Охото что-то порекомендовать, и сначала - обладателям впрысковых "волг". А что здесь скажешь, не считая очевидного "не ездите с полупустым баком"? И прислушивайтесь к "голосу" насоса - полностью может быть, что он уже стонет...
Электронасос 50.1139
Изготовитель / СОАТЭ, Старенькый Оскол
Стоимость / около 900 руб.
Электронасос 18.3780
Изготовитель / ТАТЭ, Тюмень
Стоимость / около 1000 руб.
Для справки. Тесты проводились по ГОСТ Р 51330.10-99. Использовали взрывную камеру, заполняемую испытательной взрывоопасной консистенцией. Коммутация цепи осуществлялась стандартным искрообразующим механизмом МЭК.
Для справки. В качестве испытательной взрывоопасной консистенции
использовалась активизированная водородно-кислородная смесь.
Насос 50.1139 имеет разборную конструкцию.
Насос 18.3780 после вскрытия: набор деталей.
Насос 50.1139. Видны остатки соединительной муфты и упрямого кольца.
Насос 50.1139. Видны остатки соединительной муфты и упрямого кольца.
Насос 18.3780: ротор электродвигателя с насосом (видна сломанная соединительная муфта).
Порванная сетка бензонасоса 18.3780.
Вскрытие показало, что насос 50.1139 не умер совсем, а только немного "подклинил" .
Заклинившая крыльчатка насоса 18.3780.