ВЫДАВЛИВАЕМ И ВЫРЫВАЕМ ПАЛЬЦЫ
ВЫДАВЛИВАЕМ И ВЫРЫВАЕМ ПАЛЬЦЫ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
Вертится, Крутится ШАР...
ВЫДАВЛИВАЕМ
И ВЫРЫВАЕМ ПАЛЬЦЫ
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Испытать нижние шаровые опоры "классики" мы собирались издавна, но формальным предлогом послужило недовольное письмо нашего читателя (ЗР, 2001, № 7, с. 158). Присланное им изделие "Трек" износилось через 600 км пробега - мягко говоря, рановато. Было надо разобраться.
Компанию "бэушной" опоре составили еще 12 дуэтов: для чистоты опыта новые изделия мы получали парами. Они все подверглись испытаниям по сертификационной программке согласно требованиям РД 37.001.613-97 "Шаровые шарниры автотранПодвесканых средств. Общие технические требования и способы испытаний". Специалисты - сотрудники спец лаборатории ИЦАИ НАМИ.
Обретенные опоры (кроме одной пары) были упакованы в фирменные коробки. Условно их можно поделить на 5 групп: 1 - с металлокерамическим подшипником; 2 - с резьбовой крышкой корпуса; 3 - с завальцованной крышкой; 4 - с запорным кольцом; 5 - завезенные из других стран. Конкретно в таком порядке приведены фото и комменты. Там же отражен определенный разнобой в заглавиях одних и тех же изделий: от "опоры" до "пальца".
Общие замечания таковы. Все эталоны, не считая "Трека", не имеют подабающей маркировки: нет ни товарного знака предприятия-изготовителя, ни знака соответствия. Правда, шарниры "БелМаг" отмечены голограммой, что отлично, но недостаточно. А владимирский "Прогресс" изумил больше всех - его символ соответствия специалисты посчитали поддельным, хотя изделия были получены... от представителя завода! При всем этом отверстия под спецключ оказались разбитыми - чего только не бывает на русских конвейерах...
Сейчас чуть-чуть о параметрах. Требования ВАЗа по углам качания для шарниров 2-4-й групп - более жесткие, чем для 1-й группы, хотя, если гласить о работоспособности, от их требуется одно и то же: угол не должен быть меньше допустимого, сохраняя изделию припас по "вырыванию" пальца более 6000 кгс. Если угол качания меньше, то шарнир бракуется. Четыре проверяемые опоры не дотянули до нормы по одному градусу - не будем к этому цепляться. Кстати, требования к "правильным" опорам 1-й группы приведены в табл. 1, а к остальным - в табл. 2.
Момент сопротивления качанию и вращению пальца практически отражает качество рабочих трущихся поверхностей. С этой точки зрения нашу опору от ввезенной реально отличить одномоментно: тугие российские изделия с большущим трудом пробуют влезть в вазовские требования (5 опор все-же не уложились!), а завезенные из других стран, напротив, "не дотягивают" до их, так как лишне покладисты... Можно, естественно, сказать: требования, дескать, "позавчерашние", но их никто не отменял...
И еще о пальцах. У опор 1-й группы подшипники из металлокерамики, другие употребляют полимерные материалы. Потому требования к твердости рабочей поверхности пальца отличаются очень очень: если металлокерамика просит более 60 единиц по Роквеллу, то для пластика довольно в два раза наименьших величин. У всех опор с завальцованными и резьбовыми крышками использованы вкладыши из полиамида либо углепластика. Их износостойкость находится в зависимости от свойства обработки поверхности шаровых пальцев, от защищенности шарнира к проникновению воды и грязищи, также, естественно, от количества выбоин на дорогах. Последнее событие проигнорировали все производители забугорных шарниров. Корпуса их изделий термически не упрочняются, а усилия вырыва значительно меньше, чем по ТУ ВАЗа.
Направьте внимание: для опор с завальцованной крышкой корпуса проверялась не только лишь сила вырыва пальца из корпуса, да и сила его выдавливания. 1-ое определяло крепкость и, косвенным образом, износостойкость шаровой опоры, а 2-ое - "индивидуально" качество завальцовки. Что касается геометрии, то она, в общем-то, не имеет директивного значения: если сферическая головка наименьшего размера удачно совладевает со своими обязательствами, то для чего подгонять ее под общую гребенку?
Итоги испытаний выразили так: "Гран-при" побережем до наилучших времен. На общем безотрадном фоне лучше других выглядели изделия магнитогорского "БелМага" (1В) и миасского "Трека" (1А). Другие "нашенские" опоры, к огорчению... вобщем, сами видите. Что касается опор, прибывших из далекого зарубежья, то процитируем подобающую строчку протокола: "...возможность их использования на дорогах РФ непонятна и просит проверки продолжительными дорожными испытаниями". Желающие есть?

Изготовитель / ПО "Трек", Миасс, Наша родина
Наименование / Палец шаровой нижний
Стоимость / 95 руб.
По части упаковок, маркировок и символов соответствия "Трек" - абсолютный фаворит, к нему претензий нет. Силы, моменты и углы также в порядке, а вот по твердости одна из проверяемых опор малость не уложилась в требования.
Интересно, что скандально популярная "трековская" опора также подверглась аналогичным измерениям - отклонений не найдено... Отсюда вывод - повинет изношенный металлокерамический подшипник, состарившийся существенно ранее срока. Специалисты представили, что компания "Трек", получающая эти подшипники с другого предприятия, не проводит периодического входного контроля - отсюда и итог.
Чтоб проверить корректность гипотезы, подшипники с раздолбанной опоры подвергли отдельной проверке. Оказалось, что в местах, не подверженных износу, цементированный слой очень тонок - меньше 0,1 мм, а твердость не превосходит HRC 40. В изношенных же местах поверхность подшипника оказалась просто "сырой". Логично, что при круговом усилии 1100 кгс подшипник разрушился, хотя был должен выдержать 1200... Кстати, поверхностная твердость обычного подшипника должна быть не ужаснее HRC 55. У новейшей опоры твердость оказалась конкретно таковой, а усилие, приведшее к разрушению подшипника, составило 1400 кгс. Оценка - "отлично".

Изготовитель / Предположительно, Белоруссия
Наименование / Непонятно
Стоимость / 45 руб.
В былые времена все шаровые опоры выглядели приблизительно так же - ни упаковки, ни маркировки. Торговец уверенно заявил, что изделие прибыло из Белоруссии - поверим работнику прилавка.
Размеры изделий оказались "правильными", а момент сопротивления при вращении одной из опор - чуток выше нормы. Та же "тугая" опора позволила вырвать собственный палец при усилии 5500 кгс - непорядок. Но реальный провал был впереди: твердость рабочей поверхности оказалась равной всего только 18-24 единичкам - это при норме 60! Сердцевина также проявила мягкотелость - от 18 до 23 при норме 28-34. В общем - брак.

Изготовитель / ПО ВОС "Прогресс", Владимир, Наша родина
Наименование / Палец шаровой фронтальной подвески
Стоимость / 70 руб.
Владимирские изделия не повеселили. Моменты сопротивления - на пределе допуска, силы вырыва пальцев отличаются на 2-ух экземплярах на 600 кгс, при этом одна из опор при всем этом не уложилась в требования. То же с углом качания - одно изделие не дотянуло до нормы один градус. С геометрией заморочек не появилось, зато твердость рабочей поверхности оказалась в два раза ниже нормы.
Самое забавное - специалисты уверенно обусловили выставленные опоры как подделку: маркировки нет, термическая обработка - никакая. Меж тем, как уже было сказано, изделия для испытаний предоставил... представитель завода! Что здесь скажешь...

Изготовитель / ЗАО НПО "Белмаг", Магнитогорск, Наша родина
Наименование / Палец шаровой нижний
Стоимость / 70 руб.
Магнитогорские опоры не проявили каких-то выдающихся результатов, но подвигов от их никто и не ожидал. Клиент отыскивает надежное и дешевое изделие - похоже, что это конкретно то, что необходимо. Правда, один из пальцев покинул собственный "пост" при усилии на 200 кгс ниже нормы, но все другие характеристики оказались в полном порядке. Остается возлагать, что магнитогорцы начнут подабающим образом маркировать свои изделия и создадут достаточный технологический припас по вырыву пальцев. Оценка - "отлично".

Изготовитель / ПК "Надежда", Миасс, Наша родина
Наименование / Палец шаровой фронтальной подвески разборный
Стоимость / 83 руб.
Обе опоры очень тугие - одна на грани допуска, другая - за его пределами. Пальцы вылетели досрочно - один при усилии 5000 кгс, другой - при 5800. А для чего изготовители использовали материал с твердостью от 10 до 18 единиц, можно только гадать.
В общем - не подходит по всем статьям.

Изготовитель / ПО ВОС "Прогресс"
Наименование / Палец шаровой фронтальной подвески. Опора шаровая усиленная нижняя
Стоимость / 85 руб.
Усиленные владимирские опоры выглядели лучше "ослабленных". Одно изделие уложилось в требования, 2-ое не дотянуло 100 кгс до священных 6000... Но уж больно они неуклюжие - моменты сопротивления при вращении у одной - 0,6, у другой - вообщем 0,8 кгс.м. Самая вместительная оценка - на безрыбье сойдет...

Изготовитель / ЗАО "Кедр", Миасс, Наша родина
Наименование / Палец шаровой фронтальной подвески
Стоимость / 85 руб.
Завальцованные корпуса подверглись "индивидуальной пытке" на выдавливание шарового пальца. Одна опора сдалась как раз при требуемых 3000 кгс, 2-ая - при 3300: нормально. Но при вырыве пальцев опоры поменялись местами: 1-ая показала 6600 кгс, а 2-ая - только 5800. А в целом, при низком уровне окружения, "кедры" смотрятся не так и плохо (про маркировку не говорим)... Оценка - "четверка с минусом".

Изготовитель / ПО "Трек", Миасс, Наша родина
Наименование / Палец шаровой нижний
с комплектом крепежного элемента "Фаворит"
Стоимость / 110 руб.
"Трековские" опоры имеют неплохой потенциал, но почему-либо никак не реализуют его до конца. "Трек-Чемпион" позволил вырвать свои пальцы только при усилиях соответственно 8500 и 8800 кгс - прекрасно! Моменты сопротивления - в норме. Головка чуток меньше нормы, но если с нагрузками все в порядке, то почему бы и нет? А вот твердость рабочей поверхности у обеих опор неоднородна и местами на пару единичек ниже нормы... Почему оценка "чемпиону" - "четверка с минусом".

Изготовитель / "Локхид",
страна не указана
Наименование / Ball Joint NB 13A
Стоимость / 195 руб.
У иноземцев - свои причуды. Наши опоры очень тугие, а эти - напротив. Моменты сопротивления - от 0,15 до 0,20 кгс.м: не разболтаются ли пальчики на наших ухабах? Сила выдавливания пальца из корпуса существенно превосходит норму - соответственно 4000 и 4200 кгс, а вот сила вырыва ниже требуемой практически в два раза! 3300 и 3400 кгс заместо 6000 - это не для наших нагрузок! Твердость тоже не ахти - на пару единичек ниже требуемой. В общем, советовать такое на "жигули" малость боязно. Оценка - не аттестован.

Изготовитель / "Федерал Могул", Швейцария
Наименование / BJ TRW
Стоимость / 225 руб.
Маленький "швейцарец" (головка 27 мм заместо 30) фактически стопроцентно повторил характеристики "Локхида": моменты сопротивления - ниже нормы, сила выдавливания - более 4 тонн, сила вырыва - в два раза ниже требуемой, твердость - ниже хотимой. Результат: не аттестован.

Изготовитель / "Лемфордер", Германия
Наименование / Ball Joint
Стоимость / 200 руб.
Руль должен вертеться просто: момент сопротивления составляет от 0,15 до 0,20 кгс.м заместо наших 0,3-0,6. Нет, все иноземцы однообразные: похоже, что у их другие эталоны. Палец нереально выжать, но просто вырвать, твердость - всего 26-28 единиц по Роквеллу. Тот же результат - "не аттестован"...

Изготовитель / "Окап", Италия
Наименование / Не обозначено
Стоимость / 170 руб.
Итальянцы показали большее почтение к вазовским требованиям, чем другие иностранцы: их моменты вращения попали в нижнюю границу допуска! А далее - то же самое, плюс твердость на уровне 23-25 единиц. Нет - "не аттестован"!