ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ
ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ
КЛУБ Автовладельцев
/ПОД ГАЗОМ
ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ
Заместо БЕНЗИНА - ПРОПАН
ТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ
Многим россиянам уже на данный момент проще наполнить бак под пробку слезами, чем бензином - а он все дорожает. Каждое увеличение цен увеличивает и спрос на карбюраторы "Солекс". За 15 лет они обросли легендами о безумной экономичности, и те, кто верует в это, готовы дать за "чудо-карбюратор" 1500-2000 рублей в надежде сберечь на пару бутылок пива с сотки км.
Другое Горючее
А меж тем можно уменьшить расходы на горючее практически вдвое, и не думая о карбюраторе. Приблизительно полста лет ездят у нас на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - пропан-бутане, который всегда стоил вполовину дешевле "76-го" бензина. Выигрыш очевиден, даже при том, что расход его на 10-20% выше, чем бензина, - итог более низкой теплоты сгорания и худшего заполнения цилиндров рабочей консистенцией. Малость понижается мощность, а совместно с ней наибольшая скорость и динамика. Но нередко ли они нам необходимы? Обычно перебегают на газ, чтоб на дачу ездить либо сделать машину рабочей лошадкой, а не в дворовых гонках участвовать. Заметим попутно, что на газе ездит вся Европа - с еще более высочайшими скоростями и наилучшими, чем в Рф, дорогами.
Беспристрастный недочет газа - необходимость кое-где расположить баллон. По требованиям прочности и веса он не может иметь "свободную", как у бензобака, форму, а означает, и занять его место. Тут один выход - урвать полезное место у багажника. А у того грузоподъемность изредка больше 50 кг - и выходит, что рядом с баллоном, вес которого тоже практически таковой же, много не повезешь. Но мы люд смелый - и сколько машин гробим "перегрузом", знает только бог. Разумный выход для хоть какой машины, не только лишь "газовой", - груз в прицепе.
НЕ СГОРИТ НА РАБОТЕ
При ремонте мотора, работавшего на газе, не отыщешь лопнувших поршневых колец и перемычек. Октановое число 95-115 единиц дает возможность избежать детонации даже движкам со степенью сжатия 10-12. Но у наших она только 8,2-9,5, из-за чего скорость сгорания газовоздушной консистенции ниже, чем бензовоздушной. К тому же в "газовом" моторе не происходит дополнительного остывания деталей в камере сгорания от испарения капелек бензина. Все это увеличивает теплонапряженность выпускных клапанов и их седел. Так что совершенно не будет излишним несколько (на 4-5°) прирастить угол опережения зажигания и почаще инспектировать его. А еще лучше прирастить на 0,05-0,075 мм термические зазоры клапанов.
Температурный режим зависит и от состава газовоздушной консистенции. За это отвечает редуктор. Как и в бензиновом моторе, тут неприемлимо чрезмерное обеднение либо обогащение консистенции.
Нелегка жизнь карбюратора на "газовом" движке. Служа в роли подставки для смесителя, он без бензина резвее "стареет": разбалтываются оси заслонок, протирается поплавок, сохнут резинки. Но не будем далее нагонять ужас - лучше порадуем читателя: с исправной газовой аппаратурой движок прогуливается раза в полтора подольше. Нет капелек бензина, смывающих масло со стен цилиндров прохладного мотора, нет осмоления карбюратора, впускного тракта и клапанов. Моторное масло не разжижается, меньше загрязняется продуктами сгорания и прогуливается на 30% подольше. А потому что скорость сгорания консистенции ниже, мотор работает мягче и тише.
ПРО ЗАПАХ
Его пропан-бутану присваивает особый одорант - этилмеркаптан. Мал его процент в горючем, но вонюч же он... Благодаря этому комфортно держать под контролем утечки. Этот запах, сопутствующий работе мотора, нередко принимают за СО, СН и NOх совместно взятые. По сути токсичность отработавших газов у мотора, работающего на СНГ, практически вдвое меньше, чем у бензинового "под Евро IV". И придраться к выхлопу не сумеют не только лишь инспекторы ГАИ при техосмотре, но даже украинские "экологи" на заезде в Крым.
Приобрести И ПОСТАВИТЬ
10-15 годов назад приобрести и установить ГБО (газобаллонное оборудование) можно было исключительно в больших городках. Изредка размещались и заправки. На данный момент не то. Приобрести аппаратуру и заправить машину газом можно, наверное, в каждом райцентре. Если с ГБО что-то случилось, на заправке подскажут, где ее отремонтировать, хотя запчастей к экзотичной корейской и поболее всераспространенной голландской аппаратуре в глубинке может и не быть. Везде можно отыскать итальянские "Тартарини", "Ловато" и российские - рязанские и новогрудские.
Покупая итальянское оборудование, не удивляйтесь, что родным для него будет только редуктор и один-два электрических клапана. Баллоны, трубки, провода и заправочную арматуру издавна устанавливают нашенские - их стоимость и качество устраивают многих. Редки и дороги стеклопластиковые и тороидальные баллоны, но даже их можно подобрать, при этом по применимой стоимости, там, где разбирают иномарки. Покупая старую аппаратуру, не поленитесь проверить плотность баллона. Сделать это можно на газонаполнительных станциях - там, где заправляют бытовые баллоны. Стоит это дешево, а приобретенный сертификат понадобится и при техосмотре. Выполнить же эту операцию в домашних критериях навряд ли получится - баллон опрессовывают водой под давлением около 40 кгс/см2.
В большинстве случаев установка ГБО создают фирмы-продавцы. Стоимость находится в зависимости от марки автомобиля: ВАЗ и "Москвич" - около 1100 рублей, "Волга" и "Газель" - 1500 руб., ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 - 2000 руб. Отрешаются либо с очевидной неохотой берутся переоборудовать на газ автобусы и пассажирские "газели", принадлежащие личным лицам. Газ - вещь страшная - здесь самое время поглядеть, в каком непотребном состоянии находятся личные "газели", занятые перевозками пассажиров!
Справедливости ради отметим, что и мастера, установщики ГБО, бывают различные. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с халтурным монтажом: турецкие хомуты на шлангах затянуты вполсилы (по другому порвутся), на газовых магистральных трубках не изготовлено компенсационных петель, в цепи электроснабжения бензинового и газового клапанов нет предохранителей. Не ломая голову и не царапая рук, часто врезают обогрев редуктора в шланги отопителя. Зимой такие машины просто выяснить по обмороженным ушам хозяев и замерзшим стеклам.
Задавшись целью проверить, с чем в наши деньки столкнется автомобилист, отдав предпочтение газу, мы решили перевести на него редакционную "Оду", но так, чтоб уложиться в 2-2,5 тыс. руб. Напомним, стоимость "Солекса" с установкой и разными мелочами - 1300-1500 руб.
Начали с того, что обзвонили с десяток столичных компаний. Оказалось, что новейшую аппаратуру дешевле 5 тыс. руб. приобрести очень тяжело. По газете бесплатных объявлений стали находить бывшую в употреблении. В конце концов отыскали устроивший нас вариант, хотя за границы сметы пришлось выйти. О том, как она повела себя на нашей "Оде", мы с течением времени поведаем.
VAZ 2106. Дорогой "Тартарини" и дешевенькие хомуты. Трубка от клапана к редуктору без петли может разорваться, а в ней 16 атмосфер.
Укатанную работой "Газель" владелец продал. Но испытанную аппаратуру снял, чтоб установить на новый автомобиль.
Смеситель лучше поставить сверху - не придется еще раз лезть в карбюратор.