ДЫРА В Особенной ЗОНЕ
"ДЫРА" В Особенной ЗОНЕ
ЭКОНОМИКА
ЛЬГОТЫ
"ДЫРА" В Особенной ЗОНЕ
Еще не так давно по русским дорогам бегали тыщи импортных машин с калининградскими "39-ми" номерами. На данный момент их поток резко сократился. Что вышло?
Игорь МОРЖАРЕТТО
Территория наикрупнейшго в Калининградской области авто рынка Борисово обескуражила... пустотой. Рассчитывали его на то, чтоб свободно расположить 2-2,5 тыс. машин. Так оно, может, когда-то и было, а сейчас в самый бойкий торговый денек если наберется тыща - так это просто праздничек для владельцев рынка. В будни же - менее сотки машин. Поменялись и покупатели, и торговцы. Большая часть приезжает уже не для того, чтоб приобрести автомобиль, а так, погулять, как будто по музею, даже ценами поинтересоваться запамятывают.
- Да чему удивляться? - пожал плечами директор комплекса Игорь Янус. - Наш рынок на данный момент практически стопроцентно работает на областного потребителя, а он - небогат. Приезжать сюда за "тачками" из Рф стало нерентабельно. Сейчас у вас в Москве цены ниже наших.
Вот для тебя и "особенная финансовая зона"!
ГОНКОНГ № 2
Калининградскую область, доставшуюся нам как трофей после Величавой Российскей войны, руководители СССР достаточно длительно рассматривали сначала как наш форпост в Европе, потому строились там приемущественно военные базы. Все - от пряника до гвоздя - завозилось с "континента". Средства вкладывались разве что в рыболовный флот - видимо, из числа тех суждений, что в случае войны его можно стремительно отсюда увести. Так оно и вышло: после распада СССР предприимчивые коммерсанты быстренько "увели" рыбфлот из сферы интересов страны. А самая западная область Рф с популяцией практически в миллион обитателей осталась без индустрии, без современного сельского хозяйства, вприбавок отрезанная от всей остальной страны территорией Литвы, которая дремлет и лицезреет себя членом НАТО.
Так как средств на содержание анклава у Рф не было, в итоге длительных мук сначала 1996 года родился Закон РФ "Об особенной экономической зоне в Калининградской области". Не от неплохой жизни, а только ради сотворения "подходящих критерий для социально-экономического развития области... имея в виду ее специфичное географическое положение, значение для государственных интересов Русской Федерации". Также беря во внимание обеспеченный интернациональный опыт - даже самые преуспевающие страны имеют "свободные экономические зоны", либо, по-научному, оффшоры. Так что Калининград нашим политикам виделся, как минимум, "вторым Гонконгом".
Для местных обитателей 1996-1998 годы были воистину "золотым веком". Конкретно в это время тут пышноватым цветом расцвел База познаний: большие компании, маленькие фирмочки и обыкновенные калининградцы от мала до велика устремились в Польшу и Германию за старыми импортными машинами. Еще бы - заместо безмерного совокупного таможенного платежа, который в то время для всех россиян составлял приблизительно 60-70% от цены автомобиля, местные обитатели платили символический сбор - 0,15% от цены покупки! И хотя машины, растаможенные в особенной зоне, официально нельзя было продавать за ее пределами в течение первых 2-ух лет, улицы Калуги и Самары, Смоленска и Екатеринбурга наводнили авто с "39-ми" номерами. Их брали по доверенности, чтоб спустя некое время оформить уже в собственность. Дошло до того, что на всех больших авторынках Рф были особые "калининградские" ряды, а в Москве даже была услуга: снятие с калининградского учета прямо в столице! Молвят, что для этого перегонщики, скинувшись, оплачивали перелет до Москвы и назад (также комиссионные) сотруднику калининградской ГАИ, который только успевал ставить печати...
"ЗОНА" В "ЗОНЕ"
Чуть узаконив необыкновенную зону в Калининградской области, правительство, таможня и госавтоинспекция начали... непрерывную борьбу с ней. С больших трибун зазвучали призывы устранить "дыру" - типо утраты федерального бюджета за счет льгот, предоставленных в области, составляют практически 7 миллиардов. руб. в год (новыми). В ПТС калининградских машин начали заносить запись "без права реализации и передоверия за пределами области". Напрасно! Появились новые схемы, позволявшие вывезти автомобиль из Калининграда на "континент" и переоформить его. Как и раньше в Калининград раз в день прилетали по 5 (!) самолетов с покупателями, и на одном только авторынке в Борисово каждый денек продавали по 200 машин...
- Эти Различное везли сюда, к нам, в Калининградскую область живы Энциклопедия грузовых автомобилей! - с горечью вспоминает депутат горсовета Игорь Рудников. - Наши обитатели имели неизменное занятие, а означает, доход. Да, это была в определенном смысле "дыра", но таким макаром добывались средства, которых не давал федеральный бюджет на содержание области.
Самое забавное, что до сего времени в правительстве появляются дискуссии о "дыре", хотя никакой "особенной экономической зоны" уже более одного года как... нет. И устранили ее не московские бюрократы, а местные власти. Губернатор области Леонид Горбенко решил... продавать льготы, и с прошедшего года в Калининграде введены и продаются на аукционах квоты на право беспошлинного ввоза в область продуктов. Квота на год - 10-15 тыс. автомобилей. Большие посреднические компании (в главном, тесновато связанные с бюрократами, отвечающими за проведение аукционов) выкупают пакеты по 300-500 "квот", которые потом перепродают "в розницу" маленьким фирмам либо перегонщикам-одиночкам. Имеет ли хоть что-то от этого областной бюджет - непонятно, но то, что фирмы-посредники получают барыши фактически из воздуха - факт. Стоимость же каждой "льготной" машины, ввезенной в область, растет как минимум на 500 баксов, становясь сопоставимой с растаможенной "по полной". Так что стало прибыльнее брать машины, сходу растаможенные "на Россию". Никакой смены декораций не произвело и не так давно вступившее в силу Постановление Правительства РФ № 783 (ЗР, 1999, № 9). С этого момента вывозить за границы области машины, растаможенные в особенной зоне, имеют право только обитатели Калининграда на срок менее 2-ух месяцев, ну и то, если перечислят на депозит 2-3 тыс. долл. Но разве это что-то меняет?
"КУДА КРЕСТЬЯНИНУ ПОДАТЬСЯ?"
А вправду, чем заняться, если все официальные каналы для заработков перекрыты? По неким оценкам, сокрытая безработица посреди взрослого населения области сейчас добивается 80-90%! Как следствие этого - резко возросший за последние год-два уровень преступности. Так, по данным командующего Калининградским региональным управлением федеральной погранслужбы РФ Павла Павленко, поток контрабанды за год возрос в 10 раз! Сейчас самый прибыльный "бизнес" - угон автомобилей: исключительно в областном центре раз в неделю воруют около 2-ух 10-ов. Часть с перебитыми номерами уходит в Россию, другие разбирают на запчасти. А самые дорогие машины продают... прежним обладателям. Звонят и обходительно так предлагают: "Не желаете ли получить назад свою кросотку за третья часть цены?" По слухам, если в схожем случае обратиться в некие подразделения милиции - машину вам возвратят... за 20% цены! На ворованных автомобилях в Калининграде расслабленно ездят многие - от бандитов до управляющих правоохранительных структур. Довольно сказать, что начальник отдела по борьбе с организованной преступностью ездит на служебной "Тойоте", которая по данным Интерпола считается краденой. Понятно, что у милиции не хватает средств на покупку автотранПодвескаа, но тяжело представить для себя, чтоб еще в некий стране охраны порядка разъезжали на ворованных машинах.
...На границах с Польшей и Литвой - большие, по 500-600 машин, очереди: это "челноки" везут на продажу бензин. В Рф литр стоит 6-7 рублей, "за бугром" - бакс. В баке можно провезти л. 40-60, заработав, если повезет, за рейс до 50 баксов. Правда, для этого придется постоять день (а то и больше) в очереди, вокруг которой процветают мошенничество, проституция, торговля наркотиками, часто появляются драки... А что делать? Отыскать другое, более "доходное" занятие в Калининградской области сейчас нереально. А жить как-то нужно...