НА СТАРТ!
НА СТАРТ!
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
НА СТАРТ!
Стартер - один из числа тех агрегатов, чей выход из строя может иПодвескаить настроение серьезно и навечно, в особенности зимой.
Александр БУДКИН
Из 6 приобретенных нами для экспертизы стартеров (см. фото) половина - российские, один - из Белоруссии, еще два - посланцы государств бывшего соцлагеря - Словении и Болгарии. По собственному предназначению претенденты разделились на две группы: три для "Самары", три для "Жигулей". Два из первой группы изготовлены по последнему слову технической моды - со интегрированным планетарным редуктором и неизменными магнитами заместо обмотки возбуждения. По массе и размерам они в два раза меньше безредукторных соперников, имеющих обычную обмотку возбуждения со смешанным подключением. Итак, имеем: для VAZ 2108...2109 - КЗАТЭ и "Искра" с редукторами, КЗАТЭ без редуктора; для VAZ 2101...2107 - ЭЛТРА, БАТЭ и "Динамо".
Наружный ОСМОТР не выявил изъянов: состояние покрытия, сборка и затяжка болтов у всех удовлетворительные. Значительны различия по массе: самый тяжкий стартер - ЭЛТРА - 7 кг, самый легкий - "Искра" - 3,6 кг. Маркировка всех изделий отвечает требованиям ГОСТ 3940, но на моделях 5712.3708 (КЗАТЭ с редуктором) и 1.3R.3.103 (болгарский "Динамо" для VAZ 2101...2107) она выполнена в виде наклейки. Еще одна мелочь: на белорусском БАТЭ и редукторном КЗАТЭ нет данных о мощности. Вобщем, это не главное - только бы при испытаниях она соответствовала ТУ.
Поначалу неотклонимая программка - проверка на соответствие требованиям ТУ и ОСТ 37.003.084-88. НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ проверялась при температуре +20°С и 100%-ной зарядке аккумуляторной батареи емкостью 55 А.ч. По этому показателю (см. табл.) из "жигулевской" троицы в наилучшую сторону выделился россиянин ЭЛТРА: 1,65 кВт против 1,55 кВт у соперников. В другой группе наилучший - редукторный КЗАТЭ, 2-ой - "Искра", 3-ий - КЗАТЭ без редуктора.
ПУСКОВАЯ МОЩНОСТЬ проверялась при -20°С и 75%-ной зарядке батареи в конце третьей пробы условного запуска; при всем этом учитывалось падение напряжения в проводах 0,2 В на 100 А. Все изделия в требования эталона уложились, при этом рассредотачивание мест точно совпало с предшествующим тестом. Более удачно испытуемые выдержали проверку работоспособности тягового реле ПРИ ПОНИЖЕННЫХ НАПРЯЖЕНИЯХ: на включение при 9 В и выключение при 5,4 В.
Свойства ХОЛОСТОГО ХОДА проверялись при температуре +23°С и напряжении питания 12 В. Потребляемый при всем этом ток и частота вращения выходного вала стартеров уложились в эталон. По току холостого хода посреди образцов для "классики" несколько уступил ЭЛТРА, а из троицы стартеров для "Самары" чуток ужаснее оказалась "Искра". По частоте вращения холостого хода - картина другая. Из "жигулевских" уступил болгарский "Динамо", "россиянин" и "белорус" проявили близкие значения при маленьком приемуществе нашего соотечественника. Из "восьмого" семейства приметно выделился безредукторный КЗАТЭ, при этом в наилучшую сторону. Двое других оказались фактически схожи.
Последующая серия проверок была сущим изымательством над стартерами: что будет, если ими прокручивать намертво стоящий коленвал, подключать к высоковольтной ЛЭП, замораживать? Выяснилось, что В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ТОРМОЖЕНИЯ напряжение на выводных зажимах стартеров и потребляемый ими ток в требования эталона укладываются. Хотя сами по для себя эти характеристики молвят малость, по ним можно судить о качестве работы систем коммутации и возможности выдерживать завышенные нагрузки. Всеми стартерами были удачно преодолены тесты НА Завышенную ЧАСТОТУ ВРАЩЕНИЯ, ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ (при +45°С) и МОРОЗОСТОЙКОСТЬ: 3 часа при -60°С, потом 3 часа при -40°С с проверкой работоспособности. Утонченные способы применялись и при проверке изоляции токоведущих деталей на Завышенное НАПРЯЖЕНИЕ: в течение 15 секунд напряжение плавненько подымалось со 180 до 550 В, выдерживалось на этом уровне в течение одной минутки и так же плавненько опускалось. Снова выдержали.
КОГО Избрать. Невзирая на готовность серьезных экзаменаторов поставить хотя бы одну "двойку", испытуемые не дали для этого повода. Мужественно перенеся пытки, все эталоны добрались до финиша живыми. Потому, отдавая кому-то предпочтение, бранить других не стоит.
Сложнее всего распределить места посреди 3-х "восьмых" стартеров. Тут первым назовем редукторный КЗАТЭ. 2-ое и третье место поделим меж "Искрой" и прототипом КЗАТЭ без редуктора. Посреди стартеров для "классики" места распределить проще. Эталон ЭЛТРА окажется неоспоримо первым, так как выигрывает у соперников сходу по нескольким показателям, пусть даже по немножко. Последним (снова же не означает нехорошим) поставим "болгарина": при очень близких с белорусским стартером значениях он показал приметно наименьшую частоту вращения холостого хода.
Заместо ПОСЛЕСЛОВИЯ
Стартер - агрегат довольно ограниченный. Конфигурации, внесенные в его конструкцию за последний десяток лет, можно сосчитать по пальцам. В 1983 году у тягового реле появились две обмотки - втягивающая и удерживающая. С 1986 года поменялась схема смешанного подключения обмотки возбуждения: три полюса поочередно, один - параллельно (было 2+2). На стартерах для VAZ 2108...2109 пропал "клюв": одна опора вала стартера оказалась уже на движке. С одной стороны, экономия металла, с другой - снятый стартер нормально не проверишь. И вот совершенно не так давно появились планетарные редукторы. У новых маленьких стартеров возросла мощность и стали лучше пусковые характеристики, хотя... смотришь на пластмассовый венец редуктора и колебание берет: так и кажется, что он должен сломаться. На новых машинах семейства VAZ 2110 устанавливается таковой же редукторный КЗАТЭ, как в нашем тесте, но с модифицированными точками крепления. Что будет со стартерами далее - загадывать не станем. Поживем - увидим.
Торцевой коллектор, используемый на редукторных стартерах, лучше цилиндрического.
У малеханького стартера заместо обмотки возбуждения мелкие магниты.
1. КЗАТЭ, Наша родина, мод. 5712.3708. Для VAZ 2108...2109; со интегрированным планетарным редуктором, вращение левое, заместо обмотки возбуждения - магниты. Стоимость - 900 руб.
Одолел в упрямой борьбе с 2-мя другими стартерами для 2108...2109. Выиграл у соперников по номинальной и пусковой мощности.
2. Iskra, Словения, мод. AZE 2512. Для VAZ 2108...2109; со интегрированным планетарным редуктором, вращение левое, заместо обмотки возбуждения - магниты. Стоимость - 1250 руб.
Поделил второе-третье место с безредукторным КЗАТЭ. Превосходит его по номинальной и пусковой мощности, но уступает по оборотам холостого хода.
3. КЗАТЭ, Наша родина, мод. 29.3708-01. Для VAZ 2108...2109; вращение левое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Стоимость - 950 руб.
Третье место посреди "восьмых" стартеров частично условно. Если покажется, что высочайшие обороты холостого хода и отсутствие пластмассовых деталей важнее - эталон можно именовать первым.
4. ЭЛТРА, Наша родина, мод. 4211.3708-02. Для VAZ 2101...2107; вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Стоимость - 720 руб.
1-ое место посреди 3-х "жигулевских" стартеров. Малость опережает соперников сходу по нескольким показателям.
5. БАТЭ, Белоруссия, мод. 425.3708. Для VAZ 2101...2107; вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Стоимость - 670 руб.
2-ой посреди "жигулевских" стартеров. По характеристикам очень близок к болгарскому изделию, но осязаемо превосходит его по частоте вращения холостого хода.
6. Dynamo, Болгария, мод. 1.3R.3.103. Для VAZ 2101...2107, вращение правое, обмотка возбуждения со смешанным подключением. Стоимость - 750 руб.
Невзирая на третье место, изделие полностью качественно. Может быть, не доверяя российскей сборке, кто-то предпочтет конкретно его.