ОТ НЕУВЕРЕННОЙ - К РАЗУМНОЙ
ОТ "НЕУВЕРЕННОЙ" - К "РАЗУМНОЙ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Дамский КЛУБ
ОТ "НЕУВЕРЕННОЙ" - К "РАЗУМНОЙ"
Олег МАЙБОРОДА, директор Центра подготовки водителей МАДИ
Все вы помните, как, чуть начав ездить, путались в педалях и, переключая передачу, забывали о управляющем колесе. Эту стадию становления водителя можно именовать "неуверенной". Она завершилась, когда вы научились работать подходящими педалями, поворачивать руль и переключать передачи подсознательно. Но считать человека, до автоматизма овладевшего такими способностями, мастером вождения - мягко говоря, заблаговременно. Он только перебежал на последующую ступень, имя которой - "уверенная в себе". Стоящие на ней могут ощущать автомобиль, его габарит, предугадают его реакцию. Верхушка второго уровня - стабилизация заноса, правильные деяния в критичной ситуации. Короче - "владение" автомобилем.
Многие из вас изумятся: разве это не высшая ступень мастерства?
Нет. И те, кто неверно считает так, рискуют восполнить статистику ДТП. Шофер, находящийся на первом уровне, ведет себя осторожно из-за низкой самооценки. Но, почувствовав послушность автомобиля, начинает переоценивать свое умение. Считая скорость важным показателем мастерства, смело вступает в борьбу за первую позицию у последующего светофора. Итог - резкое понижение надежности управления... при том, что скорость перемещения не вырастает - зато вырастают издержки на эксплуатацию. Предпосылкой тому недопонимание целей и критериев свойства управления: ведь при участии в гонках и езде на дорогах общего использования они, как говорится, совпадают с точностью до напротив.
Цель гонщика - быть первым хоть на мгновение. Для этого он разгоняется, тормозит и поворачивает с наивысшими ускорениями. Скорость - показатель его мастерства, но о надежности управления забывать все таки нельзя. Недостаточно быть "фаворитом на отрезках". Для победы нужно пересечь линию финиша.
Цель водителя - прибыть в пункт предназначения в данное (с широким допуском!) время при наименьшем расходе горючего и с наибольшей надежностью. Потому равномерное движение со скоростью потока более точно отражает умение водителя. Умение действовать в критичных ситуациях - показатель мастерства. Но больший мастер тот, кто способен их избежать. Из всех аварий, вызванных ошибками водителя, 85-90% произошли из-за ошибки в выборе режима движения.
"Владение" автомобилем - не цель, а средство, позволяющее водителю просто ориентироваться в транПодвесканом потоке. Отлично и неопасно движется не тот, кто исповедует "Подвескаивный" (поточнее, брутальный) стиль езды, а тот, кто выбирает размеренный, равномерный. Он же - более экономный и экологичный. Статистика, дама сухая и объективная, гласит, что при отклонении от средней скорости транПодвесканого потока на 15 км/ч риск ДТП растет в 3 раза, на 30 км/ч - в 10 раз, на 50 км/ч - в 50 раз! А вот пробы опередить поток, ехать резвее 80-100 км/ч, сродни рвению опередить поезд, перебегая из вагона в вагон.
Высшая ступень водительского мастерства - "разумная" стадия: умение рассматривать дорожную обстановку и не допускать появления аварийных ситуаций. Если же они случаются - с наибольшей надежностью выходить из их. То, что многие владельцы быстроходных автомобилей пребывают в уверенной в себе стадии, подтверждается цифрами: водители современных импортных машин становятся участниками ДТП в три с половиной раза почаще, чем водители "запорожцев" и "москвичей".
Естественно, самая совершенная система подготовки водителей не способна доводить начинающих до "разумной" стадии. Чтоб ее достигнуть, требуется наездить не меньше сотки тыщ км. Так что, почетаемые дамы, многим из вас, кто еще не набрал этой числа на одометре, предстоит расти и расти. И лучше вам, если увеличивать мастерство вы будете не способом проб и ошибок, а осознанно. Как сопоставлять самооценку с беспристрастными (измеряемыми) показателями свойства управления автомобилем, мы поведаем вам в одном из последующих выпусков "Дамского клуба".