СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО - ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист журнальчика "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы сможете задать письменно либо по телефону (095) 208-30-27 (раз в день с 15 до 18 часов, не считая субботы и воскресенья) либо E-mail: ur@zr.ru.
В редакцию обращается много читателей с просьбой разъяснить, когда сотрудники ГИБДД имеют право досматривать автомобиль, задерживать и изымать документы у водителей.
Начнем с того, что правовые основания этих действий содержатся в КоАП РСФСР. В статье 239 сказано, что административное задержание, досмотр и изъятие документов используются исключительно в целях пресечения правонарушений, если исчерпаны другие меры воздействия (установления личности) либо при невозможности составить протокол на месте.
Учтите, с юридической точки зрения изъятие водительского удостоверения либо задержание транПодвесканого средства не считается наказанием. Ведь никто не лишает водителя права управления либо права принадлежности. Права только ограничивают из-за совершения правонарушения. Эти малоприятные процедуры представляют собой "меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" - то, что законодатель предугадал как средство для своевременного, полного и беспристрастного рассмотрения дела и выполнения постановления о вербовании к ответственности.
Напомним: меры определяются только Федеральным законодательством. Местные органы власти не вправе сочинять свои правила задержания, досмотра автомобиля либо изъятия документов.
Сейчас - тщательно о каждом из этих действий.
ЗАДЕРЖАНИЕ - принудительное ограничение свободы действий и передвижения преступника. Направьте внимание: задерживать допустимо только водителя, который сделал какое-либо нарушение! Задержание - последняя мера и допускается законом только тогда, когда другими методами пресечь правонарушение нереально. Если правонарушения нет, административное задержание неприемлимо. Кстати, из этого следует, что если сотрудник ГИБДД задержал водителя, а потом выяснилось, что никакого нарушения он не совершал (к примеру, если обжаловал постановление о вербовании его к ответственности и оно было отменено), можно обратиться в трибунал с требованием о возмещении вреда (морального и вещественного), потому что задержание нелегально.
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях верно обсуждено (ст. 241), кто и при каких правонарушениях имеет право проводить административное задержание. Так, водителей (и пешеходов) за нарушение Правил дорожного движения могут задерживать только сотрудники органов внутренних дел.
При административном задержании непременно должен быть составлен протокол с указанием даты, места составления, должности, фамилии, имени, отчества должностного лица, осуществившего задержание, данные о задержанном, время, основания и мотивы задержания. Срок административного задержания не может превосходить 3-х часов.
ДОСМОТР - это действие административного нрава, потому для его внедрения (в отличие от обыска) никаких санкций прокурора не нужно. Более того, проведение административного досмотра может быть и при отсутствии правонарушения.
Допустим, сотрудник ГИБДД подозревает водителя в совершении противоправных действий. Но 1-го заявления сотрудника милиции (ему "что-то показалось") очевидно недостаточно. Потому Закон (КоАП) просит непременно составить протокол досмотра с указанием обстоятельств его проведения. Досмотр проводится, если у инспектора есть "достаточные основания считать". Потому, если при досмотре ничего "подозрительного" не найдено, основания для его проведения недостаточны. Как следует, шофер вправе обратиться в трибунал с требованием о возмещении вреда. То же касается и личного досмотра: протокол и достаточные основания.
ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ И ВЕЩЕЙ. Согласно КоАПу, документы изымаются в тех случаях, когда они являются орудием правонарушения (просроченные документы) либо его конкретным объектом (поддельные документы). Исключение - водительское удостоверение. Оно изымается, если за нарушение ПДД водителя могут наказать штрафом либо лишением права управления. Помните, что штраф вы должны оплатить в течение 15 дней. А водительское удостоверение вам должны возвратить сразу после уплаты штрафа.
Как и при досмотре, для изъятия документов не непременно совершить правонарушение. Довольно, к примеру, колебаний в подлинности документа. Но! Должен быть составлен протокол с указанием оснований для изъятия документа. Снова же, если позже выяснится, что документ подлинный, - обращайтесь в трибунал.
ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНПодвескаНОГО СРЕДСТВА. Исчерпающие основания для него приведены в ст. 245 КоАП: шофер находится в состоянии опьянения, отсутствие у него права управления, документов, предусмотренных ПДД, управление транПодвесканым средством с неисправностью тормозной системы, управляющего управления либо тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), управление зарегистрированным транПодвесканым средством без муниципальных регистрационных символов либо без муниципальных регистрационных символов на прицепах грузовых автомобилей, а равно с подложными "номерами".
При задержании непременно составляется протокол, а транПодвесканое средство помещается на специальную охраняемую стоянку, месторасположение которой и цены за хранение определяются местными властями. При всем этом законом не обсуждено, что водителю предоставляется время для устранения предпосылки задержания. Другими словами, сотрудник ГИБДД не должен отпускать водителя домой за "правами" и т. п.
Задержание, досмотр и изъятие - процедуры, непременно, малоприятные. Вот поэтому законодателем строго регламентированы основания для их внедрения. Да и эти требования закона еще нуждаются в доработке. К примеру, местным властям предоставлено право определять цены на платных стоянках (уже на данный момент в неких регионах РФ плата за "услуги" штрафстоянок добивается 800 рублей в день). Либо то, что водителя лишают способности убрать неисправность (причину задержания) на месте. Такое положение дел часто тянет за собой злоупотребления со стороны властей.
Помните, что если к вам были использованы "меры", с вашей точки зрения, нарушающие закон (не составлен протокол,
отсутствовали достаточные основания и т. п.), вы вправе обратиться к управлению ГИБДД, в трибунал либо в прокуратуру, а обосновывать правомочность собственных действий будет тот, кто их проводил, а не вы.