БАТАРЕИ Заместо РАКЕТ
БАТАРЕИ Заместо РАКЕТ
ЭКОНОМИКА
У соседей
БАТАРЕИ Заместо РАКЕТ
Не артиллерийские - аккумуляторные.
Леонид САПОЖНИКОВ
Слово "Иста", звучащее на итальянский манер, появилось в Днепропетровске и расшифровывается так: "Источники тока аккумуляторные". Батареи этой марки обширно употребляет на сборочном конвейере АвтоВАЗ. Сначала 90-х такое нереально было представить - Украина вообщем не выпускала кислотных аккумов. Их недостаток был куда острее, чем в Рф, и даже "самопалы" гаражных умельцев шли втридорога. Мысль сделать обычное создание витала в воздухе. Воплотила ее, как ни удивительно, группа ученых, имевших непосредственное отношение к сверхсекретному КБ "Южное". Хотя что здесь необычного? Щедрое оборонное финансирование закончилось, и было надо как-то выжить, используя свои познания в мирных целях...
Начали со сборки батарей из русских электродов. Поставщиками и наставниками стали курские и петербургские аккумуляторщики. Можно было сделать с ними СП, но его продукция не имела бы шансов на русском рынке: "родные" батареи, свободные от таможенных накруток, стоили бы россиянам дешевле. Означает, рассудили в Днепропетровске, остается один путь: предложить потребителям батареи евро свойства по украинской стоимости.
Так появилось ЗАО "Иста-центр", одним из акционеров которого стала популярная немецкая компания "Варта". Ровно 5 годов назад на окраине Днепропетровска заработал завод проектной мощностью 1 300 тыщ аккумов в год. Оборудование было германское начала 90-х, но с того времени успели прикупить и у итальянской компании "Совема", и у янки... По дороге на "Иста-центр" я печалился о позабытых резиновых сапогах, но оказалось, по заводу можно ходить в светлых туфлях и белоснежной рубахе. Это могут подтвердить экологически озабоченные обитатели примыкающего поселка, для которых завод устроил "денек открытых дверей".
Пишу все, как есть, но не очень ли благостная складывается картина? В годы последнего упадка украинской экономики был построен и удачно стартовал сверхтехнологичный завод... В чем секрет? Не в поддержке ли президента Украины, совместно с которым начинатели проекта ковали в свое время "щит Родины"? Меня заверили, что никаких вещественных благ "Иста" от страны не получила - нужные кредиты предоставили коммерческие банки. Но для банка, понятно, принципиальна репутация клиента, включающая его связи и биографию...
"Иста-центр" начал со стандартных "вартовских" батарей, адаптировав их к российским автомобилям и дорогам.
- Это было 1-ое поколение наших аккумов, - ведает главный технолог компании "Иста" Юрий Скосарь. - Потом АвтоВАЗ попросил нас сделать лучше эксплуатационные свойства: сбавить скорость газовыделения и саморазряда. Мы достигнули этого, уменьшив содержание сурьмы в токоотводах (проще говоря - в решетках пластинок). А очень ценное для литья решеток свойство сурьмы - увеличение текучести сплава - сохранили, добавив в сплав селен. Конкретно такие батареи мы на данный момент выпускаем. Но уже в конце этого года пустим в серию их модернизированный вариант. Материал решеток остается этим же - низкосурьмянистый селенистый сплав свинца. А вот конструкция электрода будет новенькая, наша, ни у кого не взятая. В 2-ух словах, за счет другой геометрии возрастает активная поверхность электродов и миниатюризируется их толщина. Для примера возьмем "55-й" аккумулятор со стартерным током 255 А. В том же корпусе модернизированные электроды обеспечат емкость 62 А.ч и ток 280 А.
- Когда такие батареи появятся на русском рынке?
- Должны уже сначала 2001 года. Но это не все: на подходе батареи третьего поколения, решетки которых не будут литыми, а означает, мы наконец сможем отрешиться от сурьмы. Пластинки будут состоять из незапятнанного свинца с маленький (0,12-0,14%) добавкой кальция. Как обойдемся без литья? Свинцовую ленту раскатаем прокатным станом, создадим в ней просечки, растянем - вот вам и "соты" решеток... Линия этих принципно новых аккумов мощностью 1 миллион в год будет смонтирована в наиблежайшие месяцы.
- По каким признакам потребитель сумеет их отличить?
- На этикетке будет указан хим состав электродов - PbCa. Также что эта батарея необслуживаемая (в отличие от прежних, малообслуживаемых). В конце концов, там будет встроен индикатор контроля уровня электролита и степени заряженности (на Западе его именуют кратко - "гидрометр"). К огорчению, мы только не так давно сообразили, что это огромное удобство. Опоздали и с ручками для переноски: потребитель, оказывается, их ценит, а мы пока оснащаем ими только более томные батареи...
- Каковой срок службы ваших аккумов?
- В среднем 4-5 лет. Срок же гарантии - 18 месяцев.
Выбор - святое право потребителя, и уже потому возникновение аккумов "Иста" на русском рынке можно только приветствовать. Прямо за АвтоВАЗом ими заинтересовались Ульяновский и Горьковский автозаводы. Но реальный фуррор приходит тогда, когда за изделие голосуют рублем розничные покупатели. Присоединятся ли они к воззрению автопроизводителей - покажет время.
Фото Леонида САПОЖНИКОВА
ЭКОНОМИКА
У соседей
БАТАРЕИ Заместо РАКЕТ
Не артиллерийские - аккумуляторные.
Леонид САПОЖНИКОВ
Слово "Иста", звучащее на итальянский манер, появилось в Днепропетровске и расшифровывается так: "Источники тока аккумуляторные". Батареи этой марки обширно употребляет на сборочном конвейере АвтоВАЗ. Сначала 90-х такое нереально было представить - Украина вообщем не выпускала кислотных аккумов. Их недостаток был куда острее, чем в Рф, и даже "самопалы" гаражных умельцев шли втридорога. Мысль сделать обычное создание витала в воздухе. Воплотила ее, как ни удивительно, группа ученых, имевших непосредственное отношение к сверхсекретному КБ "Южное". Хотя что здесь необычного? Щедрое оборонное финансирование закончилось, и было надо как-то выжить, используя свои познания в мирных целях...
Начали со сборки батарей из русских электродов. Поставщиками и наставниками стали курские и петербургские аккумуляторщики. Можно было сделать с ними СП, но его продукция не имела бы шансов на русском рынке: "родные" батареи, свободные от таможенных накруток, стоили бы россиянам дешевле. Означает, рассудили в Днепропетровске, остается один путь: предложить потребителям батареи евро свойства по украинской стоимости.
Так появилось ЗАО "Иста-центр", одним из акционеров которого стала популярная немецкая компания "Варта". Ровно 5 годов назад на окраине Днепропетровска заработал завод проектной мощностью 1 300 тыщ аккумов в год. Оборудование было германское начала 90-х, но с того времени успели прикупить и у итальянской компании "Совема", и у янки... По дороге на "Иста-центр" я печалился о позабытых резиновых сапогах, но оказалось, по заводу можно ходить в светлых туфлях и белоснежной рубахе. Это могут подтвердить экологически озабоченные обитатели примыкающего поселка, для которых завод устроил "денек открытых дверей".
Пишу все, как есть, но не очень ли благостная складывается картина? В годы последнего упадка украинской экономики был построен и удачно стартовал сверхтехнологичный завод... В чем секрет? Не в поддержке ли президента Украины, совместно с которым начинатели проекта ковали в свое время "щит Родины"? Меня заверили, что никаких вещественных благ "Иста" от страны не получила - нужные кредиты предоставили коммерческие банки. Но для банка, понятно, принципиальна репутация клиента, включающая его связи и биографию...
"Иста-центр" начал со стандартных "вартовских" батарей, адаптировав их к российским автомобилям и дорогам.
- Это было 1-ое поколение наших аккумов, - ведает главный технолог компании "Иста" Юрий Скосарь. - Потом АвтоВАЗ попросил нас сделать лучше эксплуатационные свойства: сбавить скорость газовыделения и саморазряда. Мы достигнули этого, уменьшив содержание сурьмы в токоотводах (проще говоря - в решетках пластинок). А очень ценное для литья решеток свойство сурьмы - увеличение текучести сплава - сохранили, добавив в сплав селен. Конкретно такие батареи мы на данный момент выпускаем. Но уже в конце этого года пустим в серию их модернизированный вариант. Материал решеток остается этим же - низкосурьмянистый селенистый сплав свинца. А вот конструкция электрода будет новенькая, наша, ни у кого не взятая. В 2-ух словах, за счет другой геометрии возрастает активная поверхность электродов и миниатюризируется их толщина. Для примера возьмем "55-й" аккумулятор со стартерным током 255 А. В том же корпусе модернизированные электроды обеспечат емкость 62 А.ч и ток 280 А.
- Когда такие батареи появятся на русском рынке?
- Должны уже сначала 2001 года. Но это не все: на подходе батареи третьего поколения, решетки которых не будут литыми, а означает, мы наконец сможем отрешиться от сурьмы. Пластинки будут состоять из незапятнанного свинца с маленький (0,12-0,14%) добавкой кальция. Как обойдемся без литья? Свинцовую ленту раскатаем прокатным станом, создадим в ней просечки, растянем - вот вам и "соты" решеток... Линия этих принципно новых аккумов мощностью 1 миллион в год будет смонтирована в наиблежайшие месяцы.
- По каким признакам потребитель сумеет их отличить?
- На этикетке будет указан хим состав электродов - PbCa. Также что эта батарея необслуживаемая (в отличие от прежних, малообслуживаемых). В конце концов, там будет встроен индикатор контроля уровня электролита и степени заряженности (на Западе его именуют кратко - "гидрометр"). К огорчению, мы только не так давно сообразили, что это огромное удобство. Опоздали и с ручками для переноски: потребитель, оказывается, их ценит, а мы пока оснащаем ими только более томные батареи...
- Каковой срок службы ваших аккумов?
- В среднем 4-5 лет. Срок же гарантии - 18 месяцев.
Выбор - святое право потребителя, и уже потому возникновение аккумов "Иста" на русском рынке можно только приветствовать. Прямо за АвтоВАЗом ими заинтересовались Ульяновский и Горьковский автозаводы. Но реальный фуррор приходит тогда, когда за изделие голосуют рублем розничные покупатели. Присоединятся ли они к воззрению автопроизводителей - покажет время.
Фото Леонида САПОЖНИКОВА