ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ СТРАНУ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ СТРАНУ
ЭКОНОМИКА
Наши соседи
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ СТРАНУ
Создатель "польского экономического чуда" дискутирует с корреспондентом ЗР.
Леонид САПОЖНИКОВ
Лешек Бальцерович.
Волшебство... Не очень ли звучно сказано? Судите сами.
В 1989 году в Польше свирепствовала гиперинфляция - цены продуктов выросли в 30 раз. Прилавки - как, вобщем, и кармашки людей - были пусты, страну лихорадило от забастовок.
Сейчас средняя заработная плата достигнула 2000 злотых (460 баксов). Любая 2-ая семья имеет "самоход" - автомобиль. Раз в год поляки приобретают приблизительно 600 тыщ машин, класс которых на очах вырастает. 5 годов назад половина варшавян ездила на "полонезах" и "детях" (так тут именуют крошечный ФИАТ-126, четверть века выпускаемый в городке Бельско-Бяла). Сегодня этих реликтов автопрома меньше 15%. Кстати, "Малыш" до конца 2000 года будет снят с производства.
Именовать ли эти перемены "чудом" - дело вкуса. В стране остается много острых нерешенных заморочек. Но полностью разумеется, что переход Польши к капиталистической экономике, которую у нас конфузливо именуют "рыночной", оказался самым удачным в Восточной Европе. А папой фуррора был 42-летний доктор Бальцерович.
- В стране вас именуют "эмблемой новейшей реальности", но при всем этом относятся к вам очень по-разному. На деньках я разговорился с уличным торговцем одежкой - он считает, что Бальцеровичу было надо медлительнее проводить реформы. А около лотка стоял "Ауди 100", старый, но еще очень солидный. Я спросил пана Андрея, на чем он ездил в 89-м, когда началась "шоковая терапия". Оказалось, на "Сирене" (вы лучше меня понимаете этот польский автомобильчик с двухтактным мотором от пожарного насоса). Были ли вы готовы, начиная свои реформы, к людской неблагодарности?
- Реформаторы экономики не могут рассчитывать на всеобщую поддержку. Начальная эйфория стремительно проходит, ибо далековато не каждый в состоянии использовать новые способности. Не считая того, реформы вскрывают много заморочек, которые не были ранее приметны. Та же безработица, на самом деле, была и до реформ, но в другой, неявной форме.
- Вы выступали против льгот, зато за понижение налогов, и это не вписывалось в обычное понятие "соц справедливость".
- Соц справедливость - настоящая, а не сказочная - состоит в помощи тем, кто вправду в ней нуждается. И самая наилучшая помощь - создание рабочих мест.
- Чем разъяснить, государь доктор, активность в Польше зарубежных инвесторов?
- Очень принципиально, как инвестор оценивает стабильность в стране - политическую, экономическую и общественную. Огромное значение имеют, естественно, и законы об зарубежных инвестициях, но если 1-ая оценка будет отрицательной, никакой заманчивый закон не сумеет это восполнить.
- Винили ли вас в "акции распродажи страны" иноземцам?
- Такие обвинения со стороны популистов и националистов типичны. Но в Польше общество их не поддержало - ведь работники компаний с ролью зарубежного капитала стремительно удостоверились на собственном опыте, что там и труд лучше организован, и заработки выше. К слову, германцев давным-давно не тревожит, что "Опель" принадлежит "Дженерал моторс".
- В Рф и других странах СНГ инвесторов отпугивает, кроме остального, невозможность приобрести землю, на которой стоит завод. Решен ли этот вопрос в Польше?
- Землю у нас можно приобрести с разрешения правительства. Либо арендовать ее на длинный срок - скажем, на 99 лет, что фактически то же самое. Я считаю, в Рф с ее большой территорией приобретение земли вообщем не должно быть неувязкой.
- У меня воспоминание, что Берлинская стенка на данный момент проходит через Брест - в экономическом смысле. Польша экПодвескаирует в Россию только 2,4% собственных продуктов.
- Сокращение объема торговли закономерно, ведь до этого он был искусственно завышен: соцстраны, будучи изолированы от Запада, вели торговлю в большей степени меж собой. Мы в Польше очень заинтересованы в торговле с Россией, а означает, и в экономическом успехе вашей страны - ведь объем торговли в большой степени находится в зависимости от развития экономики.
- Ваш прогноз: будут ли польские авто экПодвескаироваться в Россию?
- Это находится в зависимости от их конкурентоспособности и от того, не будет ли с русской стороны искусственных таможенных барьеров. Думаю, это вопрос времени. Равно как и рост экПодвескаа русских машин в Польшу.
- По-моему, у поляков сложилось предубеждение против русских автомобилей.
- Я так не считаю. У меня самого около середины 90-х была 5-и дверная "Лада-Самара", и она в собственном классе меня полностью устраивала. Позже, когда в Польше повысились актуальные эталоны, я пересел на "Хонду-Аккорд". А на данный момент у меня " Тойота Авенсис".
- Когда вы приобрели собственный 1-ый автомобиль?
- В 1978 году югославскую "Заставу". А когда я 1-ый раз вошел в правительство, у меня был ФИАТ-126 (смеется). Как вице-премьер я воспользовался служебным автомобилем, но в выходные все равно заводил собственного "Малыша".
- Дорога богата стрессами. Какой вам в особенности памятен?
- Это было в Риме во время официального визита. В перерыве совещания итальянские хозяева предложили испить кофе, и я неосмотрительно согласился. У их, видимо, есть особенное место, куда возят на кофе официальных гостей, так как пришлось ехать несколько км против движения по одной из основных улиц. Милиция жестко сгоняла с дороги все автобусы и авто, появились пробки и путаница. Я желал отрешиться от кофе, но было поздно... В почти всех странах воззвание правительственной охраны и милиции с водителями выходит далековато за рамки допустимого у нас, в Польше. Так, во Франции мотоциклисты эскорта с силой лупят дубинками и пинают особыми башмаками машины, не успевшие уступить дорогу.
- Чувствую, вам вообщем не по нраву роль пассажира.
- Да, очень люблю сам быть за рулем.
- Ваша супруга вам не соперник?
- У Евы собственный автомобиль - " Ниссан Микра". Она дама самостоятельная.
- Кто она по профессии?
- Тоже экономист. Но дома мы не говорим на проф темы (смеется).
- А малыши не пошли по стопам родителей?
- Аня пока обучается в школе и профессию еще не избрала. А Войтек - студент Варшавского института, будущий юрист. Поближе всех к экономике Мацей, мой отпрыск от первого брака: он управляет компанией, оказывающей бухгалтерские услуги.
- В детстве вас как отпрыска фермера дразнили "кулаком", и вы дрались с обидчиками. Наверняка, Войтеку, отпрыску реформатора, тоже доставалось от сверстников?
Я не успел задать этот вопрос собственному собеседнику, время которого расписано по минуткам. Но вот ответ пани Евы Бальцерович:
- Сначала реформы старшие ребята пару раз лупили отпрыска либо оплевывали: это, дескать, "за твоего отца"! Означает, реформа задела интересы их родителей. Мы были к этой неизбежности готовы. Время от времени супруг слышал на улице оскорбления в собственный адресок. Но, бывало, и рукоплескания...
Наша справка
ЛЕШЕК БАЛЬЦЕРОВИЧ родился в 1947 году в семье фермера. Закончил Высшую торговую школу в Варшаве, потом обучался в США. В 1989 году был приглашен в Великобританию преподавать в институте, но перед самым отъездом получил предложение войти в 1-ое некоммунистическое правительство в качестве министра денег и вице-премьера. Двое кандидатов успели отрешиться, считая экономическую ситуацию безвыходной. Бальцерович после нелегких размышлений согласился. За 800 дней он со собственной командой способом "шоковой терапии" вывел Польшу из кризиса на путь экономического развития. С 1997 до лета 2000 года вновь занимал в правительстве те же посты. Председатель правоцентристской партии "Уния вольности" ("Альянс свободы"). С августа 2000-го - шеф группы экономических советников президента Грузии. В 1998 году Европейский институт в Вашингтоне присудил доктору Бальцеровичу звание "Самый выдающийся европеец года".
Наша справка
ЗА 1-ые ТРИ ГОДА РЕФОРМ В ПОЛЬШЕ с ее 38-миллионным популяцией было сотворено более 1 миллиона малых личных компаний. Сразу начался приток зарубежных инвестиций. Исключительно в 1999 году они составили 8 млрд баксов, в 2000-м ожидается 10 млрд.
Варшава-2000.
Фото Леонида САПОЖНИКОВА
ЭКОНОМИКА
Наши соседи
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ СТРАНУ
Создатель "польского экономического чуда" дискутирует с корреспондентом ЗР.
Леонид САПОЖНИКОВ
Лешек Бальцерович.
Волшебство... Не очень ли звучно сказано? Судите сами.
В 1989 году в Польше свирепствовала гиперинфляция - цены продуктов выросли в 30 раз. Прилавки - как, вобщем, и кармашки людей - были пусты, страну лихорадило от забастовок.
Сейчас средняя заработная плата достигнула 2000 злотых (460 баксов). Любая 2-ая семья имеет "самоход" - автомобиль. Раз в год поляки приобретают приблизительно 600 тыщ машин, класс которых на очах вырастает. 5 годов назад половина варшавян ездила на "полонезах" и "детях" (так тут именуют крошечный ФИАТ-126, четверть века выпускаемый в городке Бельско-Бяла). Сегодня этих реликтов автопрома меньше 15%. Кстати, "Малыш" до конца 2000 года будет снят с производства.
Именовать ли эти перемены "чудом" - дело вкуса. В стране остается много острых нерешенных заморочек. Но полностью разумеется, что переход Польши к капиталистической экономике, которую у нас конфузливо именуют "рыночной", оказался самым удачным в Восточной Европе. А папой фуррора был 42-летний доктор Бальцерович.
- В стране вас именуют "эмблемой новейшей реальности", но при всем этом относятся к вам очень по-разному. На деньках я разговорился с уличным торговцем одежкой - он считает, что Бальцеровичу было надо медлительнее проводить реформы. А около лотка стоял "Ауди 100", старый, но еще очень солидный. Я спросил пана Андрея, на чем он ездил в 89-м, когда началась "шоковая терапия". Оказалось, на "Сирене" (вы лучше меня понимаете этот польский автомобильчик с двухтактным мотором от пожарного насоса). Были ли вы готовы, начиная свои реформы, к людской неблагодарности?
- Реформаторы экономики не могут рассчитывать на всеобщую поддержку. Начальная эйфория стремительно проходит, ибо далековато не каждый в состоянии использовать новые способности. Не считая того, реформы вскрывают много заморочек, которые не были ранее приметны. Та же безработица, на самом деле, была и до реформ, но в другой, неявной форме.
- Вы выступали против льгот, зато за понижение налогов, и это не вписывалось в обычное понятие "соц справедливость".
- Соц справедливость - настоящая, а не сказочная - состоит в помощи тем, кто вправду в ней нуждается. И самая наилучшая помощь - создание рабочих мест.
- Чем разъяснить, государь доктор, активность в Польше зарубежных инвесторов?
- Очень принципиально, как инвестор оценивает стабильность в стране - политическую, экономическую и общественную. Огромное значение имеют, естественно, и законы об зарубежных инвестициях, но если 1-ая оценка будет отрицательной, никакой заманчивый закон не сумеет это восполнить.
- Винили ли вас в "акции распродажи страны" иноземцам?
- Такие обвинения со стороны популистов и националистов типичны. Но в Польше общество их не поддержало - ведь работники компаний с ролью зарубежного капитала стремительно удостоверились на собственном опыте, что там и труд лучше организован, и заработки выше. К слову, германцев давным-давно не тревожит, что "Опель" принадлежит "Дженерал моторс".
- В Рф и других странах СНГ инвесторов отпугивает, кроме остального, невозможность приобрести землю, на которой стоит завод. Решен ли этот вопрос в Польше?
- Землю у нас можно приобрести с разрешения правительства. Либо арендовать ее на длинный срок - скажем, на 99 лет, что фактически то же самое. Я считаю, в Рф с ее большой территорией приобретение земли вообщем не должно быть неувязкой.
- У меня воспоминание, что Берлинская стенка на данный момент проходит через Брест - в экономическом смысле. Польша экПодвескаирует в Россию только 2,4% собственных продуктов.
- Сокращение объема торговли закономерно, ведь до этого он был искусственно завышен: соцстраны, будучи изолированы от Запада, вели торговлю в большей степени меж собой. Мы в Польше очень заинтересованы в торговле с Россией, а означает, и в экономическом успехе вашей страны - ведь объем торговли в большой степени находится в зависимости от развития экономики.
- Ваш прогноз: будут ли польские авто экПодвескаироваться в Россию?
- Это находится в зависимости от их конкурентоспособности и от того, не будет ли с русской стороны искусственных таможенных барьеров. Думаю, это вопрос времени. Равно как и рост экПодвескаа русских машин в Польшу.
- По-моему, у поляков сложилось предубеждение против русских автомобилей.
- Я так не считаю. У меня самого около середины 90-х была 5-и дверная "Лада-Самара", и она в собственном классе меня полностью устраивала. Позже, когда в Польше повысились актуальные эталоны, я пересел на "Хонду-Аккорд". А на данный момент у меня " Тойота Авенсис".
- Когда вы приобрели собственный 1-ый автомобиль?
- В 1978 году югославскую "Заставу". А когда я 1-ый раз вошел в правительство, у меня был ФИАТ-126 (смеется). Как вице-премьер я воспользовался служебным автомобилем, но в выходные все равно заводил собственного "Малыша".
- Дорога богата стрессами. Какой вам в особенности памятен?
- Это было в Риме во время официального визита. В перерыве совещания итальянские хозяева предложили испить кофе, и я неосмотрительно согласился. У их, видимо, есть особенное место, куда возят на кофе официальных гостей, так как пришлось ехать несколько км против движения по одной из основных улиц. Милиция жестко сгоняла с дороги все автобусы и авто, появились пробки и путаница. Я желал отрешиться от кофе, но было поздно... В почти всех странах воззвание правительственной охраны и милиции с водителями выходит далековато за рамки допустимого у нас, в Польше. Так, во Франции мотоциклисты эскорта с силой лупят дубинками и пинают особыми башмаками машины, не успевшие уступить дорогу.
- Чувствую, вам вообщем не по нраву роль пассажира.
- Да, очень люблю сам быть за рулем.
- Ваша супруга вам не соперник?
- У Евы собственный автомобиль - " Ниссан Микра". Она дама самостоятельная.
- Кто она по профессии?
- Тоже экономист. Но дома мы не говорим на проф темы (смеется).
- А малыши не пошли по стопам родителей?
- Аня пока обучается в школе и профессию еще не избрала. А Войтек - студент Варшавского института, будущий юрист. Поближе всех к экономике Мацей, мой отпрыск от первого брака: он управляет компанией, оказывающей бухгалтерские услуги.
- В детстве вас как отпрыска фермера дразнили "кулаком", и вы дрались с обидчиками. Наверняка, Войтеку, отпрыску реформатора, тоже доставалось от сверстников?
Я не успел задать этот вопрос собственному собеседнику, время которого расписано по минуткам. Но вот ответ пани Евы Бальцерович:
- Сначала реформы старшие ребята пару раз лупили отпрыска либо оплевывали: это, дескать, "за твоего отца"! Означает, реформа задела интересы их родителей. Мы были к этой неизбежности готовы. Время от времени супруг слышал на улице оскорбления в собственный адресок. Но, бывало, и рукоплескания...
Наша справка
ЛЕШЕК БАЛЬЦЕРОВИЧ родился в 1947 году в семье фермера. Закончил Высшую торговую школу в Варшаве, потом обучался в США. В 1989 году был приглашен в Великобританию преподавать в институте, но перед самым отъездом получил предложение войти в 1-ое некоммунистическое правительство в качестве министра денег и вице-премьера. Двое кандидатов успели отрешиться, считая экономическую ситуацию безвыходной. Бальцерович после нелегких размышлений согласился. За 800 дней он со собственной командой способом "шоковой терапии" вывел Польшу из кризиса на путь экономического развития. С 1997 до лета 2000 года вновь занимал в правительстве те же посты. Председатель правоцентристской партии "Уния вольности" ("Альянс свободы"). С августа 2000-го - шеф группы экономических советников президента Грузии. В 1998 году Европейский институт в Вашингтоне присудил доктору Бальцеровичу звание "Самый выдающийся европеец года".
Наша справка
ЗА 1-ые ТРИ ГОДА РЕФОРМ В ПОЛЬШЕ с ее 38-миллионным популяцией было сотворено более 1 миллиона малых личных компаний. Сразу начался приток зарубежных инвестиций. Исключительно в 1999 году они составили 8 млрд баксов, в 2000-м ожидается 10 млрд.
Варшава-2000.
Фото Леонида САПОЖНИКОВА