СУДЬБЫ РЕЗИДЕНТОВ
СУДЬБЫ РЕЗИДЕНТОВ
РЫНОК
Статистика
СУДЬБЫ РЕЗИДЕНТОВ
Русский авторынок 2000 года - иноземцы контратакуют, ценности сограждан изменяются.
Сергей КАНУННИКОВ
Упорство западных и восточных агентов - продавцов автомобилей, не покидающих русский рынок, невзирая на чувствительные денежные удары, принесло плоды. За 6 месяцев сегодняшнего года объем продаж новых импортных машин официальными дилерами вырос по сопоставлению с этим же периодом 1999-го приблизительно на 8%. Но к этому показателю отнесемся осторожно. Скажем, по официальным данным, реализации "Audi" выросли более чем в 5 (!) раз. Не верится, что ранее россияне не брали машины с 4-мя кольцами на радиаторе - "Audi" одна из самых почитаемых у нас импортных машин. Безусловно, спрос подогрело понижение цен на модели А4 и А6, но главное - до середины прошедшего года большая часть новых машин проходила через "сероватых" дилеров, чья деятельность никакому контролю и учету не поддается, а сейчас резко активировались официальные торговцы.
Парк новых машин - всего только вершина большого айсберга импортных машин, в основании которого - "подводные" авто, ввозимые "сероватыми" дилерами, и, естественно, "секонд-хэнд". Сравним верхушку с основанием, используя базу данных, скопленную журнальчиком: полмиллиона респондентов позволит узреть реальный парк импортных машин - всех видов и возрастов.
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ...
Как видно из цифр, предоставленных резидентами авто компаний (диаграмма 1), иноземцы понемногу отвоевывают позиции, потерянные в августе 1998-го (см. ЗР, 1999, № 11). Приметно вырос объем продаж "Дэу". Не исключено, что к концу года он достигнет докризисных характеристик. Напомним, в 1998-м покупателей отыскали более 16 тыщ корейских автомобилей, в главном узбекской выделки. Улучшается положение "Шкоды", хотя до характеристик той поры, когда "Фелиция" по стоимости реально соперничала с русскими моделями, еще далековато. На подъеме "Рено", "Пежо", "Фольксваген".
В то же время резко свалились реализации неких именитых и фаворитных марок. "Тойота" и "Ниссан", еще не так давно входившие в тройку фаворитов, утратили 50-60% (!) клиентов. В этом году представители "Тойоты" не сказали официальные данные, что косвенно подтверждает - дела идут не искрометно (информация о продажах получена из независящих источников). Практически втрое снизилось число покупателей корейских "хёндэ".
Настоящая же картина парка машин, приобретенная на базе базы данных ЗР (диаграмма 2), значительно отличается от той, что нарисована официальными продажами. На первом месте "Тойота". Ряды обрусевших "японцев" пополняются в главном за счет праворульных машин Далекого Востока. Колебания продаж новых автомобилей не оказывают приметного воздействия на общую численность "японок": "личная лавочка", переправляющая старые машины через Японское море, куда как масштабнее официального консульства.
"Опели" "первой свежести" фактически не продаются. За полгода реализовано всего 89 автомобилей (за тот же период прошедшего года - 88). Может быть, ошибка германского резидента в недостаточной раскрутке пользующейся популярностью в Европе марки. Не исключено также, что цены на авто, слывущие в богатых странах демократичными, для русского среднего класса великоваты.
У нас демократичным "Опель" становится только постарев. "Кадеты" и "асконы" пользуются завидной популярностью на рынке старых машин. Та же ситуация с парком "audi" и "фордов". В пятерку "потребительских симпатий" эти марки вошли благодаря массивному сгустку "секонд-хэнда".
"Корейцы" и "шкоды" попадают к нам, обычно, новыми. Пока этих машин относительно малость. Но, судя по росту продаж, через пару лет на авторынках появятся старые "нексии", "эсперо", "фелиции". Цены будут невысоки: новые авто продавали относительно дешево, к тому же эти машины многие считают не очень долговременными.
ДУША ПОКУПАТЕЛЯ -
ПОТЕМКИ
Фуррор "корейцев" (не считая "Хёндэ") заложен в принципе "много автомобиля за маленькие Энциклопедия грузовых автомобилей". Этот аспект вообщем один из основных для тех, кто выбирает ввезенный автомобиль. Конкретно внушительная " Шкода Октавия", а не демократичная "Фелиция" вывела чешскую фирму на 2-ое место по продажам. Кстати, в Рф навряд ли можно рассчитывать на фуррор современной, но, по нашим меркам, очень умеренной "Фабии". Мелкие машины у нас не в почете - для "этой жизни" им недостает универсальности.
Посреди новых импортных машин россияне отдают предпочтение относительно дешевым 1,5-2-литровым седанам и хэтчбекам. Во главе 10-ки самых фаворитных моделей как и раньше "Нексия" (диаграмма 3). Престижные исключения - "Мерседес-Бенц" Е-класса, всплеском продаж обязанный, видимо, модернизации, и фетиш малочисленной, но активной группы населения - "Тойота-Ленд-Крузер".
В первой 10-ке всероссийского модельного ряда, выстроенной на базе базы данных ЗР, нет супердорогих моделей. В фаворитах - " Фольксваген Пассат", "Audi" 80 и 100, " Опель Кадет", "Форд-Сьерра" и " Тойота Corolla". Большая часть этих автомобилей попало в Россию старыми, а обновление парка идет медлительно. Кстати, " Дэу Нексия" появилась и тут, на десятом месте. Пока?
Понимая, что отбить клиентов у нашего автопрома не удается, иноземцы делают ставку на более состоявшихся покупателей, которых разве что смертоносный денежный ураган загонит в ВАЗы и ГАЗы. Конкурентность в секторе машин для среднего класса в особенности остра. Сейчас нелегкий бой за наши симпатии выигрывают те, кто кроме активной рекламы предлагает дополнительные наслаждения - наращивает гарантийные сроки, оперативно поставляет в Россию самые последние модели, воспринимает старенькые авто в зачет новых, обладает широкой дилерской и сервисной сетью.
Вобщем, массированная информационная атака не принесла фуррора уникальному "Форду-Фокус". Разумеется, для восприятия настолько необыкновенного дизайна россияне пока очень консервативны. Ну и стоимость базисного варианта высоковата. Упомянутая уже "Октавия" смотрится солидней и строже, к тому же даже в "накрученном" выполнении обойдется дешевле. Кстати, выбирая машину, в особенности новейшую, наши покупатели изредка останавливаются на базисных версиях, предпочитая им более массивные и комфортные.
Время от времени симпатии и антипатии покупателей разъяснить обычный логикой не удается. Признаемся: мы нередко избираем не только лишь головой. Пример - "Peugeot 206", выведший не так давно не очень пользующуюся популярностью у нас марку в 10-ку фаворитов. Ни в особенности низкой ценой, ни очень напористой рекламой фуррор разъяснить нельзя. Похоже, все дело... во французском очаровании.
ФАБРИКИ ГРЕЗ
Если дела зарубежных резидентов идут относительно хорошо, то большая часть совместных компаний пока не делают звучных обещаний. О 10-ках тыщ современных, но дешевых импортных машин русской сборки как и раньше можно только грезить.
Жизнь на ЕлАЗе, судя по всему, еле теплится: за полгода продали всего 137 "блейзеров". Энтузиазм "Джи-Эм" сейчас привлек другой внедорожник - новенькая "Нива". Управление АвтоВАЗа питает огромные надежды на компанию совместного производства этих машин. Дела у "Нижегород-моторс" за последний год не стали лучше: производства нет, а информация о сроках его начала все туманней. Таганрогский завод "Донинвеста" как и раньше стоит. О количестве же машин, собранных в Ростове на дону, представители компании молвят без охоты: видимо, цифра не внушает оптимизма даже отцам-основателям предприятия. "Орион-М" (тот, что " Ситроен Берлинго"), естественно, по-европейски симпатичная модель. Но "хозяйственный" автомобиль ценой от 8,5 тыс. баксов в Рф навряд ли будет массовым.
Калининградские КИА, невзирая на рост производства, как и раньше не делают погоды на рынке. Сборка БМВ, по-видимому, нацелена сначала на "государевых людей" - чиновников. Эти покупатели самые постоянные, но навряд ли способны приобрести более 2-ух сотен машин в год. Лучше всех дела идут у "Автофрамоса". Кроме "меганов", в Москве стали выпускать и дешевый турецкий "Рено 19". Сейчас практически 80% машин наистарейшей европейской марки, проданных в Рф, тут же и произведены. В планах СП расширение производства и сборка новинки - автомобиля " Рено Клио Знак", который займет ценовую нишу меж турецко-российским ветераном и современным, но относительно дорогим "Меганом".
Чтоб оценить роль СП в автомобилизации россиян, вернемся к диаграмме 2... и убедимся, что продукция этих фабрик грез тут не представлена. Наивно считать, что седьмое место БМВ разъясняется фуррорами "Автотора". А вообщем, по-настоящему процветать в Рф сумеет предприятие по сборке машин, равных по стоимости и по качеству старым "тойотам", "ниссанам", "фольксвагенам".
Разномастная и разновозрастная семья "иноземцев", закрепившихся в Рф, составляет пока наименее 15% автопарка. Ни бывалые резиденты, ни юные агенты в лице СП пока даже не грезят поколебать монолит российского автопрома. Дилерам приходится соперничать и с... возможными покупателями, везущими в Россию "секонд-хэнд". Все же официальные дилеры не собираются уходить из Рф, используя любые способности для вербовки добропорядочных людей. Сейчас главный козырь - низкие цены - на руках у наших производителей. Но основная борьба за души и кошельки россиян еще впереди.
Диаграмма 1. Реализации новых автомобилей в Рф. 1-ое полугодие 2000 г., 1-ое полугодие 1999 г. (* - неофициальные данные).
Диаграмма 2. Русский автопарк импортных машин (база данных ЗР).
Диаграмма 3. Новые иномарки: модели-лидеры русского рынка. 1-ое полугодие 2000 г., 1-ое полугодие 1999 г.