САЛЬНЫЕ Шутки
САЛЬНЫЕ Шутки
РЫНОК
Экспертиза
САЛЬНЫЕ Шутки
Согласно одному из законов Паркинсона, все герметичные соединения протекают. Полностью может быть, что почетаемый маэстро имел в виду сальники.
Миша КОЛОДОЧКИН
Наша еще одна экспертиза как раз посвящена изделиям 2108-1005160, которые в каталоге по "самарам" именуются "уплотнениями", а в обиходе так и остались сальниками. Работенка у их не из легких: с одной стороны - горячее масло, с другой - различная грязь, а посередке беснуется коленвал. Потому такое изделие обязано иметь "правильную" геометрию, владеть отменной маслостойкостью - в общем, не добиваться подмены до капремонта мотора.
Набросок сальника приведен на рисунке. Материал для его производства может быть самым различным. Рядовая (нитрильная) резина выдерживает температуру 100-180°С и набухает в масле на 4-5% (по массе). Ее долговечность - не ахти, зато крепкость очень высочайшая. Силикон работает при температурах до 200°С, обладает высочайшей долговечностью, но, как досадно бы это не звучало, очень нежен. Его набухание - на уровне 6-8%. У фтористых каучуков хорошая крепкость, они выдерживают до 180°С и славятся отменной маслостойкостью, но вот стоят очень недешево. Акрилаты выдерживают до 160°С, набухают на 5-6%, а по прочности уступают фторкаучуку и нитрильной резине.
В процессе испытаний 5 изделий, обретенных в розничной торговле, специалисты оценивали их внешний облик, инспектировали стойкость к воздействию моторного масла, подвергали стендовым испытаниям, также неоднократно определяли размеры - поначалу "до того", потом - "после того". Бег на месте, другими словами на щите, соответствовал нормальному стилю жизни сальников: частота вращения вала - 4500 об/мин, температура масла - 120±5°С. Такая "физзарядка" в течение 300 часов эквивалентна 200- 250 тыс. км пробега по русским дорогам.
Результаты испытаний зафиксированы протоколом с 4-мя пухлыми таблицами. Приведем наш комментарий для каждого подопытного в отдельности.
Фото 1. Заржавелое изделие мы узрели на прилавке 1-го из центральных столичных магазинов. Убожество было куплено только из-за забавнй цены - всего только 4 руб.! Производитель, естественно, неизвестен - торговцы в схожих случаях заученно ссылаются на Балаково. Особенные приметы (не считая ржавчины) - манжета темного цвета с внешним железным каркасом.
Наружный осмотр добавил к уже упомянутой ржавчине следы заплывов резины. Рельеф внешней поверхности - гладкий. На рабочей кромке имеются наклонные опасности.
Из 300 запланированных часов испытаний сальник выдержал всего только 89, при всем этом натяг по валу, составлявший сначала 1,22 мм, перевоплотился в зазор величиной 0,42 мм. Естественно, появилась утечка масла. Внешний поперечник изделия также "съежился" - появился зазор 0,01 мм. А еще затвердела резина, появились трещинкы, стал приметен износ. От купания в масле урода брезгливо освободили - и так все ясно. Оценка - "неуд".
Фото 2. Карий, стопроцентно обрезиненный сальник продавался в комплекте со своим небольшим сотрудником от фронтального конца коленвала за 40 руб. Изделие покупалось как балаковское, но... снова беда! Невзирая на надпись на ценнике и пачку каких-либо затратных, продемонстрированных торговцем, фирменной ладьи на сальнике найти не удалось.
Наружный осмотр изъянов не выявил, если не считать того, что у внешней поверхности нечеткий радиальный рельеф. Наклонные опасности находятся как на рабочей кромке, так и на пыльнике - заметим, у всех других сальников пыльник гладкий.
Маслостойкость изделия оказалась хороший. Натяг по валу с исходных 1,63 мм свалился до 0,29 мм. После 139 часов испытаний появилась утечка. Резина немного утратила упругость, появились микротрещины. На рабочей кромке - износ. Оценка - "удовл.".
Фото 3. Самарский концерн "Резерв" реализует свое изделие "по науке" - в упаковке с адресом, контактными телефонами и т. п. Стоимость комплекта из фронтального и заднего сальников - 35 руб. Изделие - выскажемся так - стопроцентно обрезинено, цвет - бежевый.
Наружных изъянов у "самарца" специалисты не отыскали. Внешняя поверхность имеет точный радиальный рельеф. Опасности на рабочей кромке также точные, рельефные. На пребывание в моторном масле изделие фактически не отреагировало. Натяг по валу остался постоянным - 1,71-1,72 мм. Резина сохранила упругость, трещинок не найдено. Износ - малозначительный. Оценка - "отл.".
Фото 4. Иноземцев на этот раз представляет Германия. Изделие SM стопроцентно обрезинено, цвет - кирпичный. Цена комплекта из 2-ух сальников - около 100 руб.
Наружность "немца", как ни удивительно, "просит кирпича". На нерабочем торце уплотняющего бурта специалисты нашли включения ингредиентов белоснежного цвета, при легком механическом воздействии они отделялись от манжеты, оставляя в ней "кратеры". Такое не пропускает даже российский ОТК. Ну и радиальный рельеф не больно точный, то же относится к рискам.
После 300 часов испытаний выявилась утечка. Резина сохранила упругость, но появились микротрещины. Маслостойкость сальника оказалась на поверку очень низкой. Натяг по валу снизился с 1,4 до 0,62 мм. Похоже, этот "германец" сделан в каком-то подвале - снова подделка... Оценка - "неуд".
Фото 5. "Германец" по имени Elring. Цвет - розовый, стопроцентно обрезинен. Стоимость комплекта - около 100 руб.
В отличие от собственного сородича, он смотрится "верно" - наружных изъянов не имеет, а радиальный рельеф и опасности - как на картинке. А вот наше масло ему не понравилось - сальник разбух больше, чем все другие. Зато трещинок нет, износ - малозначительный, резина сохранила упругость. Натяг по валу, составлявший до начала испытаний 2,9 мм, снизился до 2,25 мм. Оценка - "хор.".
Общее воспоминание от "сальной" компании таково. Обрезиненные сальники известны издавна, но ряд технологических заморочек (от клея до резины) принудил отдельных производителей перейти к "нагому металлу". Понятно, что это не наилучшее техническое решение: ведь хорошо избранный рельеф внешней поверхности содействует как плавности запрессовки, так и следующему демонтажу.
А вот что вышло с зазорами и натягами. Поперечник рабочей кромки в сборе с пружиной у всех сальников оказался различным (от 77,10 до 78,78 мм), а поэтому и замеры натяга по валу также не совпали - вышло от 1,22 до 2,9 мм. После "пробега" натяг снизился на 0,7-1,4 мм, а у "бомжа" (№ 1) перевоплотился в зазор!
Высочайший натяг приводит к перегреву изделия, маленький - к утечкам масла. А так как натяг в главном определяется жесткостью пружины, то становится ясно, почему самарская пружина оказалась на поверку самой жесткой. Дело в том, что мягенькие пружины отлично работают только с теми коленчатыми валами, биения которых малы... Российские же валы достаточно очень "лупят", и пружины стараются подобрать им под стать. Кстати, пыльники у всех сальников посиживают на валу с зазором.
Победителем нашего состязания стал, конечно, "самарец" № 3, умудрившийся скооперировать внутри себя малую стоимость с красивым качеством. А наличие фирменной упаковки добавляет к заслуженной "пятерке" умеренный плюсик. Конкретно такие изделия мы и советуем нашим читателям. А то, что в продаже неограниченное количество "иванов, не помнящих родства", отнесем к "сальным шуткам" полурыночной экономики...
Уплотнение 2108-1005160, оно же - сальник заднего конца коленчатого вала "Самары": D - внешний поперечник, d - поперечник рабочей кромки.
РЫНОК
Экспертиза
САЛЬНЫЕ Шутки
Согласно одному из законов Паркинсона, все герметичные соединения протекают. Полностью может быть, что почетаемый маэстро имел в виду сальники.
Миша КОЛОДОЧКИН
Наша еще одна экспертиза как раз посвящена изделиям 2108-1005160, которые в каталоге по "самарам" именуются "уплотнениями", а в обиходе так и остались сальниками. Работенка у их не из легких: с одной стороны - горячее масло, с другой - различная грязь, а посередке беснуется коленвал. Потому такое изделие обязано иметь "правильную" геометрию, владеть отменной маслостойкостью - в общем, не добиваться подмены до капремонта мотора.
Набросок сальника приведен на рисунке. Материал для его производства может быть самым различным. Рядовая (нитрильная) резина выдерживает температуру 100-180°С и набухает в масле на 4-5% (по массе). Ее долговечность - не ахти, зато крепкость очень высочайшая. Силикон работает при температурах до 200°С, обладает высочайшей долговечностью, но, как досадно бы это не звучало, очень нежен. Его набухание - на уровне 6-8%. У фтористых каучуков хорошая крепкость, они выдерживают до 180°С и славятся отменной маслостойкостью, но вот стоят очень недешево. Акрилаты выдерживают до 160°С, набухают на 5-6%, а по прочности уступают фторкаучуку и нитрильной резине.
В процессе испытаний 5 изделий, обретенных в розничной торговле, специалисты оценивали их внешний облик, инспектировали стойкость к воздействию моторного масла, подвергали стендовым испытаниям, также неоднократно определяли размеры - поначалу "до того", потом - "после того". Бег на месте, другими словами на щите, соответствовал нормальному стилю жизни сальников: частота вращения вала - 4500 об/мин, температура масла - 120±5°С. Такая "физзарядка" в течение 300 часов эквивалентна 200- 250 тыс. км пробега по русским дорогам.
Результаты испытаний зафиксированы протоколом с 4-мя пухлыми таблицами. Приведем наш комментарий для каждого подопытного в отдельности.
Фото 1. Заржавелое изделие мы узрели на прилавке 1-го из центральных столичных магазинов. Убожество было куплено только из-за забавнй цены - всего только 4 руб.! Производитель, естественно, неизвестен - торговцы в схожих случаях заученно ссылаются на Балаково. Особенные приметы (не считая ржавчины) - манжета темного цвета с внешним железным каркасом.
Наружный осмотр добавил к уже упомянутой ржавчине следы заплывов резины. Рельеф внешней поверхности - гладкий. На рабочей кромке имеются наклонные опасности.
Из 300 запланированных часов испытаний сальник выдержал всего только 89, при всем этом натяг по валу, составлявший сначала 1,22 мм, перевоплотился в зазор величиной 0,42 мм. Естественно, появилась утечка масла. Внешний поперечник изделия также "съежился" - появился зазор 0,01 мм. А еще затвердела резина, появились трещинкы, стал приметен износ. От купания в масле урода брезгливо освободили - и так все ясно. Оценка - "неуд".
Фото 2. Карий, стопроцентно обрезиненный сальник продавался в комплекте со своим небольшим сотрудником от фронтального конца коленвала за 40 руб. Изделие покупалось как балаковское, но... снова беда! Невзирая на надпись на ценнике и пачку каких-либо затратных, продемонстрированных торговцем, фирменной ладьи на сальнике найти не удалось.
Наружный осмотр изъянов не выявил, если не считать того, что у внешней поверхности нечеткий радиальный рельеф. Наклонные опасности находятся как на рабочей кромке, так и на пыльнике - заметим, у всех других сальников пыльник гладкий.
Маслостойкость изделия оказалась хороший. Натяг по валу с исходных 1,63 мм свалился до 0,29 мм. После 139 часов испытаний появилась утечка. Резина немного утратила упругость, появились микротрещины. На рабочей кромке - износ. Оценка - "удовл.".
Фото 3. Самарский концерн "Резерв" реализует свое изделие "по науке" - в упаковке с адресом, контактными телефонами и т. п. Стоимость комплекта из фронтального и заднего сальников - 35 руб. Изделие - выскажемся так - стопроцентно обрезинено, цвет - бежевый.
Наружных изъянов у "самарца" специалисты не отыскали. Внешняя поверхность имеет точный радиальный рельеф. Опасности на рабочей кромке также точные, рельефные. На пребывание в моторном масле изделие фактически не отреагировало. Натяг по валу остался постоянным - 1,71-1,72 мм. Резина сохранила упругость, трещинок не найдено. Износ - малозначительный. Оценка - "отл.".
Фото 4. Иноземцев на этот раз представляет Германия. Изделие SM стопроцентно обрезинено, цвет - кирпичный. Цена комплекта из 2-ух сальников - около 100 руб.
Наружность "немца", как ни удивительно, "просит кирпича". На нерабочем торце уплотняющего бурта специалисты нашли включения ингредиентов белоснежного цвета, при легком механическом воздействии они отделялись от манжеты, оставляя в ней "кратеры". Такое не пропускает даже российский ОТК. Ну и радиальный рельеф не больно точный, то же относится к рискам.
После 300 часов испытаний выявилась утечка. Резина сохранила упругость, но появились микротрещины. Маслостойкость сальника оказалась на поверку очень низкой. Натяг по валу снизился с 1,4 до 0,62 мм. Похоже, этот "германец" сделан в каком-то подвале - снова подделка... Оценка - "неуд".
Фото 5. "Германец" по имени Elring. Цвет - розовый, стопроцентно обрезинен. Стоимость комплекта - около 100 руб.
В отличие от собственного сородича, он смотрится "верно" - наружных изъянов не имеет, а радиальный рельеф и опасности - как на картинке. А вот наше масло ему не понравилось - сальник разбух больше, чем все другие. Зато трещинок нет, износ - малозначительный, резина сохранила упругость. Натяг по валу, составлявший до начала испытаний 2,9 мм, снизился до 2,25 мм. Оценка - "хор.".
Общее воспоминание от "сальной" компании таково. Обрезиненные сальники известны издавна, но ряд технологических заморочек (от клея до резины) принудил отдельных производителей перейти к "нагому металлу". Понятно, что это не наилучшее техническое решение: ведь хорошо избранный рельеф внешней поверхности содействует как плавности запрессовки, так и следующему демонтажу.
А вот что вышло с зазорами и натягами. Поперечник рабочей кромки в сборе с пружиной у всех сальников оказался различным (от 77,10 до 78,78 мм), а поэтому и замеры натяга по валу также не совпали - вышло от 1,22 до 2,9 мм. После "пробега" натяг снизился на 0,7-1,4 мм, а у "бомжа" (№ 1) перевоплотился в зазор!
Высочайший натяг приводит к перегреву изделия, маленький - к утечкам масла. А так как натяг в главном определяется жесткостью пружины, то становится ясно, почему самарская пружина оказалась на поверку самой жесткой. Дело в том, что мягенькие пружины отлично работают только с теми коленчатыми валами, биения которых малы... Российские же валы достаточно очень "лупят", и пружины стараются подобрать им под стать. Кстати, пыльники у всех сальников посиживают на валу с зазором.
Победителем нашего состязания стал, конечно, "самарец" № 3, умудрившийся скооперировать внутри себя малую стоимость с красивым качеством. А наличие фирменной упаковки добавляет к заслуженной "пятерке" умеренный плюсик. Конкретно такие изделия мы и советуем нашим читателям. А то, что в продаже неограниченное количество "иванов, не помнящих родства", отнесем к "сальным шуткам" полурыночной экономики...
Уплотнение 2108-1005160, оно же - сальник заднего конца коленчатого вала "Самары": D - внешний поперечник, d - поперечник рабочей кромки.