А ВОЛНЫ БЕГУТ
А ВОЛНЫ БЕГУТ
РЫНОК
На приеме
А ВОЛНЫ БЕГУТ
Радиоантенна -
не просто украшение автомобиля,
а очень суровое устройство. Выбирать ее нужно со познанием дела.
Владимир АРБУЗОВ
Чтоб отличить всеполноценную антенну от бутафорской, напомним кратко, как она работает.
От проводника - передающей антенны радиостанции электрические волны распространяются во все стороны, а в приемной антенне происходит оборотный процесс: они преобразуются в электронный ток (см. набросок). Как лицезреем, напряжение "отстает" от тока на 90°, и в проводнике (антенне) длиной в половину длины волны можно найти оба их максимума. Наибольший ток - в центре. Разумно порвать нашу антенну напополам и подключить к разрыву токоприемный экранированный кабель. Вышло два "уса" длиной 1/4 волны каждый. Один будет фактически авто антенной, а роль второго выполнит кузов машины. Поэтому-то лучшая длина антенны - четверть длины принимаемой волны. На УКВ (ЧМ, FM)-диапазоне - это 125-150 см. Кабель, идущий от антенны к приемнику, делают экранированным, чтоб он не "удлинял" ее.
Естественно, полутораметровый штырь антенны не очень комфортен. Его укорачивают, помещая в основание либо в середину катушку. Время от времени ее функции делает пружина - принципиально, чтоб витки последней не касались друг дружку. Это в самых общих чертах "теории". Но нам-то нужно, чтоб и музыка игралась.
На рынке и в магазинах мы приобрели 14 антенн различных конструкций и разновидностей и проверили на профпригодность. В Москве, в зоне уверенного приема, отлично работает даже проволочка, воткнутая в гнездо антенны. Потому мы направились за 100 км от городка, где прием "на гвоздик" не проходит.
Оговоримся сходу: нас заинтересовывал спектр УКВ (FM 66,00-108,00 МГц), так как ДВ и СВ можно ловить чуть не на веревку в любом месте земного шара - такая их природа, ну и большая часть радиостанций работают сейчас на УКВ.
Качество приема оценивали на слух, меняя антенны на одном и том же авто приемнике и по S-метру связного приемника. (S-метр - дополнительный прибор, показывающий относительный уровень приема станции. Например - индикатор уровня сигнала приемника "Океан" либо "кубики" на мобильнике.) Результаты перепроверили, используя заместо радиостанций генератор стандартных сигналов на частотах 105,2 и 107,8 МГц. Данные наблюдений сведены в таблицу. К ней - маленькое пояснение.
Самыми комфортными оказались антенны на магнитной подставке: их просто установить в любом месте кузова - правда, время от времени они царапают краску и отлично держатся лишь на сухой и незапятанной поверхности. Не считая того, кабель, проложенный через дверной просвет, просто перерубить. Та же неудача угрожает антеннам, которые крепятся за водосток. При отсутствии оного (у многих современных автомобилей, в том числе "десятого" семейства ВАЗа) они неприменимы.
Врезные антенны ставить труднее: для их необходимо сверлить в кузове отверстия огромного поперечника. При всем этом не удается следовать правилу: антенна должна стоять как можно выше, далее от мотора и поближе к приемнику.
Дорогие качественные антенны, созданные для портативных раций и радиотелефонов, обычно крепятся на водосток, но с авто радиоприемниками работают плохо, а поэтому неприменимы для их. Военные антенны, напротив, работают отлично, очень долговечны, но их приходится доделывать - к ним нет ни кабеля, ни крепления. Ну и легковой автомобиль они не декорируют.
Антенны со интегрированным в корпус усилителем именуются активными. Их обычно ставить просто, но при неуверенном приеме они вылавливают из эфира много сторонних шумов и тресков. Самый наилучший экземпляр умолк в 90 км от Москвы. Еще одна антенна - "усы" просто изумила: изготовлена очень плохо, короткая, но ловит уверенно.
Общие же выводы таковы. Стержень антенны должен быть толстым - частотный сигнал распространяется по поверхности проводника, и чем она больше, тем лучше. Устанавливать антенну следует, как уже говорилось, может быть выше, далее от мотора и поближе к приемнику (к примеру, на крыше автомобиля и в ее ближайших "округах"); в неких случаях желателен подбор длины (время от времени для этого берут двухметровый штырь и, настроившись на подходящую станцию, понемногу укорачивают его, пока не получат наивысшую громкость звука): может быть, антенну придется отклонить от вертикали - УКВ-станции имеют горизонтальную поляризацию передаваемого сигнала; качество производства (пайка кабеля, гладкость стержня антенны, метод крепления) не должны вызывать колебаний.
И - ловись, "рыбка", большая и малая.
1. AN 714. Крепится на магните. В основании - пружина, в центре - удлиняющая катушка. Высота - 64,5 см. Стержень хромирован. Стоимость - 160 руб. Приобретенный эталон оказался "декоративным": центральная жила кабеля была оборвана у основания. Оценка за качество производства и механическую точность - 4 (по 5-балльной шкале).
2. Без наименования. Крепится на магните. Стержень анодирован. В центре - пружина, она же удлиняющая катушка. Высота - 39 см. Продается без упаковки. Стоимость - 55 руб. Оценка - 3.
3. АША-2. Крепится на водосток. Стержень анодирован. Сделан из мягенькой стали, так что просто и необратимо сгибается. Высота - 82 см. Без упаковки. Стоимость - 45 руб. Оценка - 3.
4. "Усы". Крепится на водосток. Два "уса" по 35 см сделаны из мягенькой стали и покрашены темной краской. Просто гнутся, форму не держат. Изготовлена грубо, электронные контакты не изолированы. Стоимость - 30 руб. Оценка - 2.
5. "Хлыст длиннющий". Крепится к кузову через отверстие. Стержень из стеклотекстолита с медной жилой снутри. Просто отклоняется за счет пружины в основании. Высота - 205 см. Громоздка, при попытке согнуть стержень просто ломается. Стоимость - 325 руб. Оценка - 4.
6. "Хлыст маленький". Отличается от предшествующей конструкции высотой - 150 см. Стоимость - 220 руб. Оценка - 4.
7. ML 145 SIRIO. Крепится на магните. Применены качественные материалы. Имеет в основании согласующую катушку. Высота - 145 см. Стоимость - 1125 руб. (на момент покупки - около $40). Создана для Си-Би-радиостанций. Оценка - 5.
8. Многостержневая. Крепится к кузову через изолятор. Все стержни оцинкованы и покрашены. Высота - 130 см, масса - 1 кг. Стоимость - 30-50 руб. Создана для авто радиостанций. Популярна у водителей грузовиков. Оценка - 4.
9. "Куликовка". Крепится на кузов через изолятор. Стержень из дюралевых втулок, насаженых на натянутый металлической тросик. Легкая, эластичная, долговременная. Высота - 152 см. Стоимость на рынке - 50 руб. Создана для армейских радиостанций. Оценка - 4.
10. Антенна телескопическая BRT 401. Крепится через отверстие в крыле. Стержень из тонкостенных трубок, блестящий. Высота - 78 см. Стоимость - 80 руб. Оценка - 4.
11. Антенна телескопическая (Китай). Крепится так же, как предшествующая. Качество низкое. При подъеме - опускании очень заедает. Высота - 80 см. Стоимость - 110 руб. Оценка - 2.
12. Антенна активная "Волна". Крепится в салоне под зеркалом. При работе потребляет большой ток (20 мА). Стоимость - 240 руб. Оценка - 4.
13. Антенна активная "Урал АВ14". Крепится в салоне к стеклу. Потребляемый ток - 5 мА. Частотный провод не экранирован, отлично прослушиваются электропомехи. Стоимость - 285 руб. Оценка - 3.
14. Антенна активная (Италия). Крепится в салоне к стеклу. Смотрится очень качественно. Есть индикатор подачи питания (светодиод). Потребляемый ток - 18 мА. Стоимость - 655 руб. Оценка - 5.
РЫНОК
На приеме
А ВОЛНЫ БЕГУТ
Радиоантенна -
не просто украшение автомобиля,
а очень суровое устройство. Выбирать ее нужно со познанием дела.
Владимир АРБУЗОВ
Чтоб отличить всеполноценную антенну от бутафорской, напомним кратко, как она работает.
От проводника - передающей антенны радиостанции электрические волны распространяются во все стороны, а в приемной антенне происходит оборотный процесс: они преобразуются в электронный ток (см. набросок). Как лицезреем, напряжение "отстает" от тока на 90°, и в проводнике (антенне) длиной в половину длины волны можно найти оба их максимума. Наибольший ток - в центре. Разумно порвать нашу антенну напополам и подключить к разрыву токоприемный экранированный кабель. Вышло два "уса" длиной 1/4 волны каждый. Один будет фактически авто антенной, а роль второго выполнит кузов машины. Поэтому-то лучшая длина антенны - четверть длины принимаемой волны. На УКВ (ЧМ, FM)-диапазоне - это 125-150 см. Кабель, идущий от антенны к приемнику, делают экранированным, чтоб он не "удлинял" ее.
Естественно, полутораметровый штырь антенны не очень комфортен. Его укорачивают, помещая в основание либо в середину катушку. Время от времени ее функции делает пружина - принципиально, чтоб витки последней не касались друг дружку. Это в самых общих чертах "теории". Но нам-то нужно, чтоб и музыка игралась.
На рынке и в магазинах мы приобрели 14 антенн различных конструкций и разновидностей и проверили на профпригодность. В Москве, в зоне уверенного приема, отлично работает даже проволочка, воткнутая в гнездо антенны. Потому мы направились за 100 км от городка, где прием "на гвоздик" не проходит.
Оговоримся сходу: нас заинтересовывал спектр УКВ (FM 66,00-108,00 МГц), так как ДВ и СВ можно ловить чуть не на веревку в любом месте земного шара - такая их природа, ну и большая часть радиостанций работают сейчас на УКВ.
Качество приема оценивали на слух, меняя антенны на одном и том же авто приемнике и по S-метру связного приемника. (S-метр - дополнительный прибор, показывающий относительный уровень приема станции. Например - индикатор уровня сигнала приемника "Океан" либо "кубики" на мобильнике.) Результаты перепроверили, используя заместо радиостанций генератор стандартных сигналов на частотах 105,2 и 107,8 МГц. Данные наблюдений сведены в таблицу. К ней - маленькое пояснение.
Самыми комфортными оказались антенны на магнитной подставке: их просто установить в любом месте кузова - правда, время от времени они царапают краску и отлично держатся лишь на сухой и незапятанной поверхности. Не считая того, кабель, проложенный через дверной просвет, просто перерубить. Та же неудача угрожает антеннам, которые крепятся за водосток. При отсутствии оного (у многих современных автомобилей, в том числе "десятого" семейства ВАЗа) они неприменимы.
Врезные антенны ставить труднее: для их необходимо сверлить в кузове отверстия огромного поперечника. При всем этом не удается следовать правилу: антенна должна стоять как можно выше, далее от мотора и поближе к приемнику.
Дорогие качественные антенны, созданные для портативных раций и радиотелефонов, обычно крепятся на водосток, но с авто радиоприемниками работают плохо, а поэтому неприменимы для их. Военные антенны, напротив, работают отлично, очень долговечны, но их приходится доделывать - к ним нет ни кабеля, ни крепления. Ну и легковой автомобиль они не декорируют.
Антенны со интегрированным в корпус усилителем именуются активными. Их обычно ставить просто, но при неуверенном приеме они вылавливают из эфира много сторонних шумов и тресков. Самый наилучший экземпляр умолк в 90 км от Москвы. Еще одна антенна - "усы" просто изумила: изготовлена очень плохо, короткая, но ловит уверенно.
Общие же выводы таковы. Стержень антенны должен быть толстым - частотный сигнал распространяется по поверхности проводника, и чем она больше, тем лучше. Устанавливать антенну следует, как уже говорилось, может быть выше, далее от мотора и поближе к приемнику (к примеру, на крыше автомобиля и в ее ближайших "округах"); в неких случаях желателен подбор длины (время от времени для этого берут двухметровый штырь и, настроившись на подходящую станцию, понемногу укорачивают его, пока не получат наивысшую громкость звука): может быть, антенну придется отклонить от вертикали - УКВ-станции имеют горизонтальную поляризацию передаваемого сигнала; качество производства (пайка кабеля, гладкость стержня антенны, метод крепления) не должны вызывать колебаний.
И - ловись, "рыбка", большая и малая.
1. AN 714. Крепится на магните. В основании - пружина, в центре - удлиняющая катушка. Высота - 64,5 см. Стержень хромирован. Стоимость - 160 руб. Приобретенный эталон оказался "декоративным": центральная жила кабеля была оборвана у основания. Оценка за качество производства и механическую точность - 4 (по 5-балльной шкале).
2. Без наименования. Крепится на магните. Стержень анодирован. В центре - пружина, она же удлиняющая катушка. Высота - 39 см. Продается без упаковки. Стоимость - 55 руб. Оценка - 3.
3. АША-2. Крепится на водосток. Стержень анодирован. Сделан из мягенькой стали, так что просто и необратимо сгибается. Высота - 82 см. Без упаковки. Стоимость - 45 руб. Оценка - 3.
4. "Усы". Крепится на водосток. Два "уса" по 35 см сделаны из мягенькой стали и покрашены темной краской. Просто гнутся, форму не держат. Изготовлена грубо, электронные контакты не изолированы. Стоимость - 30 руб. Оценка - 2.
5. "Хлыст длиннющий". Крепится к кузову через отверстие. Стержень из стеклотекстолита с медной жилой снутри. Просто отклоняется за счет пружины в основании. Высота - 205 см. Громоздка, при попытке согнуть стержень просто ломается. Стоимость - 325 руб. Оценка - 4.
6. "Хлыст маленький". Отличается от предшествующей конструкции высотой - 150 см. Стоимость - 220 руб. Оценка - 4.
7. ML 145 SIRIO. Крепится на магните. Применены качественные материалы. Имеет в основании согласующую катушку. Высота - 145 см. Стоимость - 1125 руб. (на момент покупки - около $40). Создана для Си-Би-радиостанций. Оценка - 5.
8. Многостержневая. Крепится к кузову через изолятор. Все стержни оцинкованы и покрашены. Высота - 130 см, масса - 1 кг. Стоимость - 30-50 руб. Создана для авто радиостанций. Популярна у водителей грузовиков. Оценка - 4.
9. "Куликовка". Крепится на кузов через изолятор. Стержень из дюралевых втулок, насаженых на натянутый металлической тросик. Легкая, эластичная, долговременная. Высота - 152 см. Стоимость на рынке - 50 руб. Создана для армейских радиостанций. Оценка - 4.
10. Антенна телескопическая BRT 401. Крепится через отверстие в крыле. Стержень из тонкостенных трубок, блестящий. Высота - 78 см. Стоимость - 80 руб. Оценка - 4.
11. Антенна телескопическая (Китай). Крепится так же, как предшествующая. Качество низкое. При подъеме - опускании очень заедает. Высота - 80 см. Стоимость - 110 руб. Оценка - 2.
12. Антенна активная "Волна". Крепится в салоне под зеркалом. При работе потребляет большой ток (20 мА). Стоимость - 240 руб. Оценка - 4.
13. Антенна активная "Урал АВ14". Крепится в салоне к стеклу. Потребляемый ток - 5 мА. Частотный провод не экранирован, отлично прослушиваются электропомехи. Стоимость - 285 руб. Оценка - 3.
14. Антенна активная (Италия). Крепится в салоне к стеклу. Смотрится очень качественно. Есть индикатор подачи питания (светодиод). Потребляемый ток - 18 мА. Стоимость - 655 руб. Оценка - 5.