СИБАЛ . ГОД НА ГАЗЕ
"СИБАЛ". ГОД НА ГАЗЕ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/АВТОПРОМ
"СИБАЛ". ГОД НА ГАЗЕ
Чтоб СДЕЛАТЬ Неплохой АВТОМОБИЛЬ, ЗАВОДУ Будет нужно ПЯТЬ-СЕМЬ ЛЕТ, СЧИТАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВИКТОР БЕЛЯЕВ
...ВСЯ ПЛАНИРУЕМАЯ
ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДА
ЗАКАЗАНА НА ТРИ
МЕСЯЦА ВПЕРEД...
ЗА ВОСЕМЬ
МЕСЯЦЕВ
Сегодняшнего
ГОДА МЫ
Уменьшили
УБЫТКИ
В 15 РАЗ.
- Нередко в различного рода "годичных отчетах" можно услышать: достигнуты такие-то характеристики, завод отказался от бартера... Но людей куда больше интересует то, что касается их конкретно: лучше ли стали авто? Какие новые модели появятся, что поменяется в сегодняшних?..
- Начнем с того, что мы изменили принципы в подходе к качеству продукции, сделали около 180 групп свойства на заводе. Это не просто контроль на выходе, выискивание брака и т. п. Задачка - проанализировать соответствие нашей заводской документации технологии, оборудованию, оснастке и, соответственно, выполнению работ. Те проблемы, которые можно убрать, устраняются сразу, если нет - разрабатываем программку. В 1-ый месяц работы групп с первого предъявления сдали всего 10-15% продукции! На данный момент мы избавились от изъянов исполнительского нрава, на автомобиле, сошедшем с сборочного потока, можно ехать.
- Суровое достижение!
- Драматичность, естественно, уместна, но совершенно еще не так давно наши авто требовалось дорабатывать, до того как "выпустить" к потребителю.
Еще увлекательная информация: вышел на проектную мощность окрасочный комплекс "Хайден". Красим машины в 11 цветов, при этом все цвета - по заказу покупателей.
За год осязаемо улучшили сервисное сервис: еще годом ранее производили собственных запчастей на 25-30 млн. рублей за месяц и на 10-15 млн. брали у смежников. Сейчас сами выпускаем на 250 млн. рублей - в 10 раз больше! В том же духе можно продолжить и далее.
Команда менеджеров преднамеренно делает все, что было продекларировано с нашим приходом на ГАЗ. Произнесли: будем улучшить численность работающих - и достигнули этого, при этом не сокращая людей. Чтоб предприятие развивалось, необходимы юные кадры. Мы приняли выпускников вузов - они поначалу даже не верили, что будут тут работать, шли слухи о массовых увольнениях. На данный момент молодежи на предприятии становится больше.
- Это приметно и в цехах: сильно много юных лиц.
- У нас появилась своя товаропроводящая сеть, а ведь годом ранее мы вообщем не контролировали рынок! Дилеры в открытую гласили: Беляев еще придет к нам, встанет на колени - попросит, чтоб мы брали его авто. Было надо в маленький срок научиться цивилизованно продавать свою продукцию. Не предоставлять какие-то льготы, давая одному "солянку", другому "эксклюзив", третьему - одну определенную модель. Да, этим необходимо было переболеть, да, было очень тяжело - доходило до того, что накапливалось 20 тыс. автомобилей на складе, а это 100 млн. баксов! На данный момент у нас вся планируемая продукция завода заказана на три месяца вперед, а дилеры стоят в очереди, чтоб аттестоваться на ГАЗе, так как мы ведем цивилизованный бизнес.
- Либо поэтому, что удалось вывернуть руки дилерам, когда ГАЗ после прихода "Сибала" резко понизил отпускные цены...
- Здесь не было никакой игры. Просто годом ранее отпускные цены ГАЗа были на 40% выше рыночных! "Волгу" завод отпускал за 130 тыщ рублей, а у дилеров она стоила 98 тыщ, разница складывалась из всякого бартера, векселей и иной ерунды. Завод вытерпел убытки, было надо поменять ситуацию... Вот видите, не вышло без разговора о постылом вами бартере.
Когда "Сибал" пришел на ГАЗ, все ожидали некий сенсации. Ее не вышло. Идет планомерная работа.
- А итог? Стало ли создание более выгодным, к примеру?
- На данный момент мы выходим на издержки 96-98 копеек на рубль товарной продукции. Если за прошедший год убытки были 5146 млн. рублей, то за восемь месяцев сегодняшнего года они чуток больше 300 миллионов - уменьшили в 15 раз!
- Показатель, естественно, впечатляющий, но хотелось бы слышать не столько о погашении долгов, сколько о развитии. Чего нам ожидать от ГАЗа?
- Первоочередная задачка, как я уже произнес, повысить качество (в эту программку до конца 2002 года будет вложено 25 млн. баксов), уменьшить издержки, расплатиться с кредиторами.
Позже - 2-ой шаг: улучшение, модернизация действующего модельного ряда. Рестайлинг "Газели" и "Соболя" - конфигурации наружные, панели устройств, обивки - на это будет ориентировано около 8 млн. баксов. Позже последует решение по дизельному движку. Не непременно это будет "Штайр", хотя уже на данный момент мы готовы выпускать 1000 таких движков за месяц - потребность должен найти рынок. У ЗМЗ есть разработки дизеля, он находится у нас на испытании.
И, в конце концов, 3-ий шаг - создание нового автомобиля.
- А что будет с новейшей "Волгой"? Пока при сегодняшней стоимости ее приобретают очень вяло - несколько 10-ов штук за месяц. А производственных площадей, оборудования под нее задействовано много. Не проще ли отрешиться от проекта вообщем, ведь в таком виде он очевидно убыточен?
- А в цехе делать горшки, к примеру... Естественно, автомобиль пока сырой. Но мы занялись этим проектом впритирку. Даже если рынок не воспримет новейшую "Волгу" и она не поменяет одну из имеющихся моделей, то все равно в мелкосерийном выполнении модель остается нужна. У нее тогда и будет высочайшая, как на данный момент, стоимость (а если выпускать по 500 штук за месяц, то снизится до 12 тыс. баксов, по 1000 штук - до 8-9 тыщ), зато и качество будет очень неплохим, как и подобает штучному производству. На данный момент увлечены доводкой, продаем GAZ 3111 только фирмам, с которыми у нас контракт об эксплуатационных испытаниях, выясняем и устраняем недочеты модели. Вообщем, я считаю этот проект многообещающим.
- А СП "Нижегород моторс"? Что-то издавна о нем ничего не слышно.
- Сотрудничество с ФИАТом длится. Существует ряд совместных проектов вне СП "Нижегород моторс": это, к примеру, партнерство в производстве коммерческих грузовиков, так как "Газель" в общем-то дополняет модельный ряд ИВЕКО. Либо перспектива выпуска мотора "Софим", который приспособлен к нашему модельному ряду - подходит и "Волге", и "Газели". Что касается совместной сборки зарубежного автомобиля, ей тоже придет черед. Мы никуда от этого не денемся, хотя бы поэтому, что это дает шанс модернизировать собственное создание, используя мировой опыт.
- Тогда и ваши авто не будут отставать от зарубежных...
- Мне нередко задают вопрос: а сможете сделать машину, как "Mercedes"? Естественно, могу. Но стоимость ее будет 120 тыс. баксов. Так как все комплектующие нужно будет закупить за границей, растаможить, везти сюда и штучно собирать. У нас же сейчас не достаточно компонент, удовлетворяющих современным требованиям.
- Где же выход?
- Я желаю созидать в поставщиках надежных партнеров, но чтоб при всем этом они сообразили ординарную правду: либо почти все им нужно поменять, облагораживать работу, либо от их услуг мы откажемся. Чтоб выводить создание на более современный уровень, необходимо встраиваться, создавать глобальные, с единой стратегией, предприятия либо вступать в длительные партнерские дела.
- И все-же, можно ли сказать: когда авто Горьковского автозавода приблизятся к мировому уровню, пусть не "догонят и перегонят", а будут неплохого свойства хотя бы?
- Для этого требуется, сначала, системный подход со стороны властей, правительства. В ближайшее время удалось возбудить энтузиазм к авто индустрии, есть надежда, что состояние дел в отрасли двинется с мертвой точки и она начнет развиваться. Предприятия "очистятся", их финансовая деятельность станет прозрачной, создание избавится от всего излишнего. Тогда и можно рассчитывать, что через пять-семь лет...
- Остается только пожелать, чтоб ваши прогнозы осуществились.
БЕСЕДУ ВЕЛА Лена ВАРШАВСКАЯ