ТЯНЕМ- ПОТЯНЕМ
ТЯНЕМ- ПОТЯНЕМ
КЛУБ Автовладельцев
После покупки
ТЯНЕМ- ПОТЯНЕМ
Когда экстазы от покупки новейшей машины улеглись, самое время отодвинуть 1-ые вероятные огорчения. А для этого - сделать протяжку.
Анатолий ВАЙСМАН
Обычно технологию протяжки излагают так: спускайся под машину и крути от всего сердца все гайки, которые узреешь. Это не совершенно правильно. Для примера мы взяли новые VAZ 2107 и 21102 - ниже даны списки узлов, внимание которым нужно уделять непременно (так сказать, программа-минимум).
Никакого специального инструмента не требуется - обыденные головки, накидные и рожковые ключи. Набор достаточно большой, но подобные есть в почти всех гаражах (что, кстати, косвенно подтверждает квалификацию автолюбителя-ремонтника, умеющего дозировать усилия, не "срывая" гаек). Работать нужно на яме или эстакаде, но не на подъемнике - ведь все резиновые и резинометаллические шарниры нужно затягивать под нагрузкой!
Идти удобнее "снизу от хвоста". Многие соединения требуют работы 2-мя ключами - к примеру, вращая болт нижнего крепления амортизатора VAZ 2110, нужно непременно придерживать "рожком" гайку (фото 1). Аккуратней с карданом "классики"! Попытка затянуть гайки его крепления к редуктору может привести автомобиль в движение. Чтоб ненароком не упустить машину с эстакады, фиксируйте карданный вал от проворачивания сильной отверткой, упираясь в головку болта (фото 2).
Если по дороге вперед вы заметите подтекающие либо приметно "запотевшие" пробки, датчики, разъемы агрегатов - включите их в приведенные списки.
Протягивая крепления рычагов "жигулевской" подвески, не забудьте, что длиннющий болт (ось верхнего рычага) и его головку нужно придерживать (фото 3).
Дойдя до управляющих тяг "Жигулей", поглядите, как сориентированы разъемы муфты и хомутов: они все должны быть в одной плоскости (фото 4, слева - неправильная установка, справа - верная).
Ну, вот мы и у мотора. Болты масляного картера практически все достижимы узкой головкой с карданчиком, но... на "10-ке" придется снять брызговик мотора (фото 5). И ради Бога, не переборщите - после здоровых гаек подвески совсем не сложно пережать прокладку поддона. Соотносите свои усилия с размерами болтов!
Пошли "наверх". И вновь напоминаем об осторожности - гайками "на 13", которые укрепляют карбюратор, совсем не сложно деформировать и прокладку, и корпус. Не переусердствуйте! (фото 6).
Впрысковая "10-ка", до того просто поддававшаяся всем операциям, значительно измучает владельца, решившего подтянуть коллекторы. Придется демонтировать ресивер, проводку, шланги... Потому многие этой операцией третируют (время от времени - напрасно), ограничиваясь только протяжкой креплений ресивера (фото 7).
Заканчивает работу непременное подтягивание всех хомутов, а время от времени и подмена ленточных (фото 8) на червячные. Без этого под машиной каждое утро будет лужица "Тосола"...
И последнее замечание - о сроках протяжки. Нередко с ней тянут до первого ТО (пробег 2000-3000 км). В принципе, таковой подход верен - но с кое-чем можно запоздать! Обе наши машины это подтвердили. В общем-то на совесть собранная "семерка" внезапно отличилась креплением успокоителя цепи (фото 9) - до первого ТО он навряд ли бы дошел... На VAZ 21102 осязаемо "люфтили" фронтальные колеса - пришлось подтягивать ступичные гайки, чтоб не погубить подшипники (фото 10). Это, как досадно бы это не звучало, не 1-ый случай в нашей практике (см. также ЗР, 2000, № 8).
Так что на вопрос, нужно ли подтягивать за российским заводом-изготовителем гайки и болты, ответим утвердительно. Ведь если посреди полусотни резьбовых соединений обнаружится всего одно прослабленное, считайте, время и силы потрачены не напрасно: здорово сберегли на будущем ремонте.
VAZ 2107
Протягиваем снизу
1. Рессоры задние - верхние и нижние точки крепления.
2. 5 штанг задней подвески: поперечная, верхние и нижние продольные и два "домика" (кронштейна) крепления к кузову.
3. Карданный вал: крепления к фланцу редуктора (фото 2), кронштейн и поперечина промежной опоры.
4. Коробка: задняя опора агрегата (крепления к кузову и к коробке); хомут приемной трубы; привод спидометра; нижняя крышка коробки; рабочий цилиндр сцепления.
5. Передняя подвеска: нижние шаровые опоры (крепления к рычагам); крепления амортизаторов; оси рычагов, в том числе - крепления к поперечной опоре (фото 3); опора (крепления к кузову); крепления стабилизатора.
6. Рулевое: крепления механизма и маятникового рычага к кузову; хомуты регулировочных муфт (фото 4).
7. Движок: масляный картер.
Протягиваем сверху
8. Подвеска: верхние крепления амортизаторов; верхние шаровые опоры (крепления к рычагам). Колеса.
9. Движок: опоры агрегата; приемная труба; впускной и выпускной коллекторы; крышка цепного привода; болты успокоителя (фото 10); масляный фильтр; бензонасос (крепление к блоку и винты корпуса); карбюратор (крепления к коллектору - фото 6); все хомуты (фото 8).
VAZ 21102
Протягиваем снизу
1. Задняя подвеска: нижние крепления амортизаторов (фото 1); крепления балки к кронштейнам, креплений - к кузову.
2. Система выпуска: все хомуты; защитный экран нейтрализатора.
3. Коробка: хомуты тяг привода; задняя опора агрегата (крепления к кузову и к коробке).
4. Передняя подвеска: шаровые опоры (крепления к кулаку); рычаги подвески; поперечина фронтальной подвески; крепления и стойки стабилизатора.
5. Движок: масляный картер (фото 5).
Протягиваем сверху
6. Подвеска: верхние крепления амортизаторов и стоек; подшипники ступиц (фото 9); колеса.
7. Рулевое: механизм (крепление к кузову).
8. Движок: опоры агрегата; приемная труба; впускной и выпускной коллекторы; ресивер
(фото 7); масляный фильтр; все хомуты.
Редакция благодарит ОАО "Технический торговый центр на Варшавском шоссе" за предоставленные авто.
КЛУБ Автовладельцев
После покупки
ТЯНЕМ- ПОТЯНЕМ
Когда экстазы от покупки новейшей машины улеглись, самое время отодвинуть 1-ые вероятные огорчения. А для этого - сделать протяжку.
Анатолий ВАЙСМАН
Обычно технологию протяжки излагают так: спускайся под машину и крути от всего сердца все гайки, которые узреешь. Это не совершенно правильно. Для примера мы взяли новые VAZ 2107 и 21102 - ниже даны списки узлов, внимание которым нужно уделять непременно (так сказать, программа-минимум).
Никакого специального инструмента не требуется - обыденные головки, накидные и рожковые ключи. Набор достаточно большой, но подобные есть в почти всех гаражах (что, кстати, косвенно подтверждает квалификацию автолюбителя-ремонтника, умеющего дозировать усилия, не "срывая" гаек). Работать нужно на яме или эстакаде, но не на подъемнике - ведь все резиновые и резинометаллические шарниры нужно затягивать под нагрузкой!
Идти удобнее "снизу от хвоста". Многие соединения требуют работы 2-мя ключами - к примеру, вращая болт нижнего крепления амортизатора VAZ 2110, нужно непременно придерживать "рожком" гайку (фото 1). Аккуратней с карданом "классики"! Попытка затянуть гайки его крепления к редуктору может привести автомобиль в движение. Чтоб ненароком не упустить машину с эстакады, фиксируйте карданный вал от проворачивания сильной отверткой, упираясь в головку болта (фото 2).
Если по дороге вперед вы заметите подтекающие либо приметно "запотевшие" пробки, датчики, разъемы агрегатов - включите их в приведенные списки.
Протягивая крепления рычагов "жигулевской" подвески, не забудьте, что длиннющий болт (ось верхнего рычага) и его головку нужно придерживать (фото 3).
Дойдя до управляющих тяг "Жигулей", поглядите, как сориентированы разъемы муфты и хомутов: они все должны быть в одной плоскости (фото 4, слева - неправильная установка, справа - верная).
Ну, вот мы и у мотора. Болты масляного картера практически все достижимы узкой головкой с карданчиком, но... на "10-ке" придется снять брызговик мотора (фото 5). И ради Бога, не переборщите - после здоровых гаек подвески совсем не сложно пережать прокладку поддона. Соотносите свои усилия с размерами болтов!
Пошли "наверх". И вновь напоминаем об осторожности - гайками "на 13", которые укрепляют карбюратор, совсем не сложно деформировать и прокладку, и корпус. Не переусердствуйте! (фото 6).
Впрысковая "10-ка", до того просто поддававшаяся всем операциям, значительно измучает владельца, решившего подтянуть коллекторы. Придется демонтировать ресивер, проводку, шланги... Потому многие этой операцией третируют (время от времени - напрасно), ограничиваясь только протяжкой креплений ресивера (фото 7).
Заканчивает работу непременное подтягивание всех хомутов, а время от времени и подмена ленточных (фото 8) на червячные. Без этого под машиной каждое утро будет лужица "Тосола"...
И последнее замечание - о сроках протяжки. Нередко с ней тянут до первого ТО (пробег 2000-3000 км). В принципе, таковой подход верен - но с кое-чем можно запоздать! Обе наши машины это подтвердили. В общем-то на совесть собранная "семерка" внезапно отличилась креплением успокоителя цепи (фото 9) - до первого ТО он навряд ли бы дошел... На VAZ 21102 осязаемо "люфтили" фронтальные колеса - пришлось подтягивать ступичные гайки, чтоб не погубить подшипники (фото 10). Это, как досадно бы это не звучало, не 1-ый случай в нашей практике (см. также ЗР, 2000, № 8).
Так что на вопрос, нужно ли подтягивать за российским заводом-изготовителем гайки и болты, ответим утвердительно. Ведь если посреди полусотни резьбовых соединений обнаружится всего одно прослабленное, считайте, время и силы потрачены не напрасно: здорово сберегли на будущем ремонте.
VAZ 2107
Протягиваем снизу
1. Рессоры задние - верхние и нижние точки крепления.
2. 5 штанг задней подвески: поперечная, верхние и нижние продольные и два "домика" (кронштейна) крепления к кузову.
3. Карданный вал: крепления к фланцу редуктора (фото 2), кронштейн и поперечина промежной опоры.
4. Коробка: задняя опора агрегата (крепления к кузову и к коробке); хомут приемной трубы; привод спидометра; нижняя крышка коробки; рабочий цилиндр сцепления.
5. Передняя подвеска: нижние шаровые опоры (крепления к рычагам); крепления амортизаторов; оси рычагов, в том числе - крепления к поперечной опоре (фото 3); опора (крепления к кузову); крепления стабилизатора.
6. Рулевое: крепления механизма и маятникового рычага к кузову; хомуты регулировочных муфт (фото 4).
7. Движок: масляный картер.
Протягиваем сверху
8. Подвеска: верхние крепления амортизаторов; верхние шаровые опоры (крепления к рычагам). Колеса.
9. Движок: опоры агрегата; приемная труба; впускной и выпускной коллекторы; крышка цепного привода; болты успокоителя (фото 10); масляный фильтр; бензонасос (крепление к блоку и винты корпуса); карбюратор (крепления к коллектору - фото 6); все хомуты (фото 8).
VAZ 21102
Протягиваем снизу
1. Задняя подвеска: нижние крепления амортизаторов (фото 1); крепления балки к кронштейнам, креплений - к кузову.
2. Система выпуска: все хомуты; защитный экран нейтрализатора.
3. Коробка: хомуты тяг привода; задняя опора агрегата (крепления к кузову и к коробке).
4. Передняя подвеска: шаровые опоры (крепления к кулаку); рычаги подвески; поперечина фронтальной подвески; крепления и стойки стабилизатора.
5. Движок: масляный картер (фото 5).
Протягиваем сверху
6. Подвеска: верхние крепления амортизаторов и стоек; подшипники ступиц (фото 9); колеса.
7. Рулевое: механизм (крепление к кузову).
8. Движок: опоры агрегата; приемная труба; впускной и выпускной коллекторы; ресивер
(фото 7); масляный фильтр; все хомуты.
Редакция благодарит ОАО "Технический торговый центр на Варшавском шоссе" за предоставленные авто.