ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ
ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ
РЫНОК
ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ
Покупая, не ошибись
И вновь на наших страничках очередной обзор устройств электрического оборудования, приготовленный Антоном УТКИНЫМ.
В прошлых подверглись рассмотрению приборы систем электроснабжения, зажигания, запуска и коммутационная арматура. Сейчас речь - об авто светотехнике.
Группы: 3711 - "Фары"; 3712 - "Подфарники и фронтальные указатели поворотов"; 3713 - "Патроны ламп"; 3714 - "Плафоны"; 3715 - "Переносные и подкапотные лампы"; 3716 - "Задние габариты"; 3717 - "Фонари освещения номерного знака"; 3726 - "Указатели поворотов"; 3731 - "Указатели габаритов" и 3743 - "Противотуманки".
Приборы осветительной и светосигнальной арматуры, выпускаемые и выпускавшиеся ранее на местности бывшего СССР, могут нести эмблемы 5 заводов. Наикрупнейший и наистарейшем - "Красноватый Октябрь" (сейчас "Автосвет", Киржач, Владимирская обл.). 2-ой по величине - ВЗОА (сейчас ОСВАР, Вязники, Владимирская обл.). Маленький ассортимент задних габаритов и подфарников для автомобилей ВАЗа делает ДААЗ (Димитровград, Ульяновская обл.), узнаваемый своими карбюраторами. Еще пореже попадается светотехника от АЭА (п. Сутиски, Винницкая обл.) и ОЗАТЭ (Владикавказ) - в главном их продукция идет на сельхозмашины и Новинки Автопрома. Одно из немногих исключений - задние габариты "Таврии" с символом АЭА.
Из ввезенной светотехники у нас более известны изделия германской компании "ФЕР" (FER), с 1969 года поставлявшей фары на АЗЛК, а с 1976-го и на РАФ. Чешские блок-фары, которые бывшее объединение ПАЛ (PAL) пару лет поставляло на комплектацию "таврий", до сего времени поступают в запчасти. На данный момент фары из Чехии ставят и на часть выпускаемых VAZ 2110. Остальные забугорные производители светотехники в большинстве случаев представлены на нашем рынке девайсами в виде дополнительных и противотуманок, при этом не всегда подабающего свойства (см. ЗР, 1997, № 9).
Так как работа световых устройств впрямую оказывает влияние на Законодательство движения, производители должны обеспечивать их соответствие требованиям муниципальных и интернациональных эталонов. Наша страна заходит в Комитет по внутреннему транПодвескау Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН) и имеет право присваивать узлам и деталям транПодвесканых средств интернациональный символ официального утверждения. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буковкой "Е". К примеру, 2 - Франция, 5 - Швеция, 22 - Наша родина и т. д. Кстати, большая часть выпускаемых у нас устройств получили омологацию (официальное утверждение) в западных светотехнических лабораториях.
Взаимозаменяемость по маркам и моделям автомобилей для светотехники нетипична, так как новизна внешнего вида той либо другой модели обычно предугадывает применение собственных, уникальных устройств. На импортных машинах такая взаимозаменяемость фактически исключена, а некие случаи унификации на российских автомобилях приведены в табл. 1. Напротив, важный элемент световых устройств - лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении. Вот о них-то побеседуем подробнее.
Лампы, поступающие на комплектацию световых устройств и в запчасти, выпускают спец предприятия - электроламповые фабрики. Исключения составляют, пожалуй, только такие многопрофильные гиганты, как "Бош" и "Дженерал Электрик", производящие и приборы, и лампы к ним.
По воззрению профессионалов, качество ламп, поставляемых на "Автосвет", ОСВАР и в розничную торговлю, по пятибалльной шкале можно оценить так: "Филипс" (Philips, Голландия) - 5; "Осрам" (Osram, Германия) - 5; "Нарва" (Narva, Германия) - 5; "Тунгсрам" (Tungsram, Венгрия) - 5; "Дженерал Лайт" (General Light, Япония) - 5; "Тесла" (Tesla, Чехия) - 4; Уфимский завод "Свет" - 4; Саранское СПО "Светотехника" - 4; Брестский ЭЛЗ - 4; Сердобский ЭЛЗ - 3. (К огорчению, какая-то часть ламп российского производства делается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких "теневых" партиях может быть много выше, чем в официальных.)
В отличие от бытовых электроламп (кстати, выпускаемых теми же заводами), авто работают в критериях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более крепкие спирали (в их применен вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой - большая уникальность на лампах для подвижной техники - тут используются подпружиненные патроны либо зажимы, исключающие выворачивание либо разбалтывание крепления лампы.
На российских автомобилях лампы бывают 4 типов (см. фото). Фланцевые - имеют жесткий допуск на размещение спирали относительно фланца, а означает, позволяют располагать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента либо на подходящем расстоянии от него. Если фланцевая лампа создана для фары головного света либо прожектора, то ее спираль далекого света или компактно свернута, вроде бы приближаясь к безупречному точечному источнику света (лампа Н4), или растянута повдоль оптической оси отражателя (лампа Н1). Если же она создана для прямоугольных противотуманок, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).
Штифтовые лампы - самые массовые из авто. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть размещены как симметрично, так и со смещением 1-го из их. Штифт сдвигают по высоте на двухнитевых лампах, чтоб обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты используют обычно на лампах с оранжевым стеклом пробирки. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обыкновенными.
Двухцокольные (софитные) лампы используют в плафонах внутреннего освещения салона - их форма дает возможность сделать прибор достаточно плоским, утопленным в панель обивки. Не считая того, "софитки" с их длинноватыми спиралями отлично подходят для фонарей освещения номерного знака.
И в конце концов, более дешевенькие в производстве бесцокольные лампы. В ближайшее время они теснят лампы с железным цоколем мощностью до 5 Вт (за рубежом - и до 21 Вт). Роль цоколя делает пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из пробирки лампы.
В Рф авто лампы принято обозначать в согласовании с ГОСТ 2023-75: "А" - авто, "АМН" - авто маленькая, "АКГ" - авто кварцевая галогенная. Потом поочередно указаны номинальные напряжение и мощность, а далее - номер разработки. К примеру, А-12-21-2 - авто 12-вольтовая, 21-ваттная. Неудобство этой маркировки в том, что в ней не зашифрован тип лампы, а номер разработки относится только к определенной модели. Потому все почаще стали использовать систему обозначений по европейскому эталону ЕСЕ. Для нее типично отсутствие маркировки напряжения (неурядицы не появляется, так как сферы употребления ламп различного напряжения обычно не пересекаются, к тому же любая лампа имеет к тому же личный номер по каталогу производителя). Время от времени не обозначена даже мощность, как, к примеру, в лампах для фар Н1-Н7. Зато тип лампы по конструкции, присоединительным размерам и предназначению обозначен верно. К примеру, маленькие цокольные лампы обозначают буковкой "Т"; покрупнее, с 15-мм цоколем - буковкой "R"; еще крупнее - "Р" и т. д. Если число в маркировке обозначает мощность, то после нее ставят буковку "W", а если ее нет - то число обозначает номер модели. Если "W" стоит сначала маркировки, то лампа бесцокольная, "Н" показывает, что галогенная, а "Y" перед числом значит: лампа имеет оранжевый цвет пробирки. Лампы, не омологированные в Европе, обозначения по ЕСЕ не имеют, а созданные для Америки обозначаются по эталону ANSI.
Цоколи электроламп (и не только лишь авто), определяющие их присоединительные размеры и взаимозаменяемость, пожалуй, более стандартизованные технические изделия в мире, превосходящие по степени унификации даже патроны огнестрельного орудия. Временами возникают новые типоразмеры цоколей, но некие используются практически во всех странах уже несколько десятилетий, как, к примеру, штифтовые 9- и 15-мм либо резьбовые бытовых электроламп.
Цоколи принято обозначать по интернациональному эталону IEC. К примеру, большая буковка "Р" сначала маркировки значит, что лампа фланцевая; "ВА" - штифтовая; "SV" - софитная; "Е" - с резьбовым цоколем; "W" - бесцокольная и т. д. Дополнительная, 3-я буковка показывает на особенное выполнение, к примеру смещенные штифты. Числа означают основной присоединительный размер в миллиметрах, к примеру поперечник цоколя либо его фланца, а у бесцокольных ламп - размеры сторон стеклянного прямоугольника, вставляемого в патрон. И в конце концов, строчная буковка в конце маркировки - это число изолированных от цоколя контактов лампы: "s" (single) - один; "d" (double) - два и "t" (triple) - три контакта. К примеру, цоколь BAY 15d - штифтовой, со смещением 1-го из штифтов по высоте, поперечником 15 мм, двухконтактный.
В нашей стране к интернациональному обозначению время от времени добавляют через дробь длину цоколя в миллиметрах, к примеру ВА 9s/14, что в принципе необязательно - все цоколи стандартны. Прежняя российская маркировка цоколя по ГОСТ 2520-51 была, в общем-то, подобна сегодняшней интернациональной. К примеру, 2Ш-15А- 1, где "2" - число изолированных контактов цоколя; "Ш" - тип цоколя (штифтовой); "15" - поперечник цоколя; "А" - смещение 1-го из штифтов; "1" - выполнение, не влияющее на присоединительные размеры.
Список 12-вольтовых ламп, используемых на российских автомобилях (не считая устаревших), приведен в табл. 2, а некие из их показаны на рисунках.
Несколько слов о лампах с оранжевыми пробирками. Их возникновение вызвано тем, что на многих современных автомобилях (см. табл. 2) рассеиватели указателей поворотов стали делать тусклыми (требования дизайна!). Цокольную тусклую лампу заместо штатной оранжевой не поставить - патрон другой, а бесцокольную W5W в тусклый боковой повторитель на техническом уровне поставить можно, но это запрещено - по ГОСТу для указателей поворотов предусмотрен оранжевый свет. А вот применение желтоватых ламп в фарах головного света (не путать с противотуманными), принятое в неких странах, нашим ГОСТом не предвидено, хотя завезенные из других стран желтоватые лампы для фар в продаже есть. Остается добавить, что желтоватые (оранжевые) лампы бывают 3-х видов: с окрашенной лаком пробиркой (российские), с желтоватым пигментом, введенным конкретно в стекло, и снабженные дополнительным желтоватым колпачком поверх пробирки.
Имеющиеся в продаже галогенные лампы мощностью 100 и поболее ватт в Европе именуют "раллийными", они созданы для Подвескаа, и их применение на обыденных автомобилях там запрещено. Есть посреди их истинные монстры - мощностью 200/180 Вт с таким эффектом ослепления встречных водителей, что их применение на дорогах общего использования вообщем неприемлимо. (Для сбыта схожих изделий, как, скажем, и нелегальных на Западе сигнализаций с сиренами, русский "свободный" рынок очень комфортен.) Кстати, применение сверхмощных ламп востребует конфигурации схемы подключения - штатные реле и провода на такие нагрузки не рассчитаны. Следует учитывать и то, что раскаленные сильными лампами рассеиватели - стекла фар просто лопаются от брызг из луж.
Заканчивая о лампах, можно упомянуть те, которые на наших автомобилях еще не используются: это маленькие галогенные мощностью 5-21 Вт. И последнее слово в авто светотехнике - газоразрядные лампы, уже показавшиеся в фарах дорогих импортных машин. Они практически не греются, имеют высшую светоотдачу, но нуждаются в своем блоке питания, так как работают при напряжении 85 В и загораются импульсами 5000 Вт. Набор "лампа - блок питания" стоит несколько сотен баксов, потому об их обильном применении у нас пока не может идти речи.
Стеклянные рассеиватели фар производители светотехники тоже получают от смежников (варка силикатного стекла - спец хим создание, расположенное, обычно, поблизости источников минерального сырья и требующее огромных издержек энергии). Сейчас наш монополист в производстве стекол фар - Чернятинский стекольный завод (Брянская область), сертифицированные стекла которого поступают на "Автосвет", ОСВАР и в запчасти. Их излишек на рынке и дешевизна (12-25 тыс. руб.) делают маловероятными подделки, нецелесообразной защиту фар оргстеклом либо решетками: поменять треснувшее стекло - дело обычное.
Пластмассовые рассеиватели фар встречаются пока лишь на импортных машинах. Малый вес и стойкость к ударам, более обычная разработка производства - их достоинства перед силикатными. А известные недочеты пластмассы - возникновение микроцарапин и помутнение, сейчас удачно изжиты - рассеиватели покрывают жестким кремнийорганическим лаком.
В заключение отметим, что сейчас серьезной специализации заводов по определенным моделям светотехники нет - то, что выпускает какой-то из них, в хоть какой момент может освоить другой. А для потребителя не имеет значения, где изготовлен данный прибор- в Киржаче либо в Вязниках, - качество и цены фактически схожи.
Оптические элементы круглых фар в согласовании с интернациональным эталоном унифицированы по посадочному поперечнику. Семидюймовые используются на автомобилях VAZ 2101 (02, 013), "нивах", ИЖ, ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, "волгах" (до 1996 года) и многих грузовиках и автобусах; 5,5-дюймовые - на VAZ 2103 (06), экПодвесканых М-408 и М-412; ЗАЗ-965, "чайках", импортных машинах и в поворотных фарах грузовиков. При выборе элемента нужно учесть, что любая модель рассчитана на строго определенную лампу (R2, Н4, Н1, "американку"), а главное - предназначение элемента (ближний и далекий свет, только далекий, прожектор без рассеивателя и т.д.). Стоимость хоть какого элемента - 15-25 тыс. руб.
Прямоугольные фары и блок-фары - самые дорогие изделия светотехники, в особенности завезенные из других стран. К примеру, чешская фара для VAZ 2110 стоит 450 тыс. руб., а изготовленная на "Автосвете" - 325 тыщ. Германская (FER) для "Москвича-2140" и РАФа стоит 90 тыщ, а такая же от ОСВАРа - 50. Не имеющую русских аналогов чешскую фару для "Таврии" приходится брать за 380-420 тыщ. Цены на некие прямоугольные фары русского производства приведены в табл. 1.
Рис. 1. Эмблемы заводов авто светотехники (слева вправо):
"Автосвет", ОСВАР, ДААЗ, АЭА
Рис. 2-7. Авто лампы и их цоколи.
Типы ламп, используемых на российских автомобилях:
а - фланцевые;
б - штифтовые;
в - софитные;
г - бесцокольные.
РЫНОК
ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ
Покупая, не ошибись
И вновь на наших страничках очередной обзор устройств электрического оборудования, приготовленный Антоном УТКИНЫМ.
В прошлых подверглись рассмотрению приборы систем электроснабжения, зажигания, запуска и коммутационная арматура. Сейчас речь - об авто светотехнике.
Группы: 3711 - "Фары"; 3712 - "Подфарники и фронтальные указатели поворотов"; 3713 - "Патроны ламп"; 3714 - "Плафоны"; 3715 - "Переносные и подкапотные лампы"; 3716 - "Задние габариты"; 3717 - "Фонари освещения номерного знака"; 3726 - "Указатели поворотов"; 3731 - "Указатели габаритов" и 3743 - "Противотуманки".
Приборы осветительной и светосигнальной арматуры, выпускаемые и выпускавшиеся ранее на местности бывшего СССР, могут нести эмблемы 5 заводов. Наикрупнейший и наистарейшем - "Красноватый Октябрь" (сейчас "Автосвет", Киржач, Владимирская обл.). 2-ой по величине - ВЗОА (сейчас ОСВАР, Вязники, Владимирская обл.). Маленький ассортимент задних габаритов и подфарников для автомобилей ВАЗа делает ДААЗ (Димитровград, Ульяновская обл.), узнаваемый своими карбюраторами. Еще пореже попадается светотехника от АЭА (п. Сутиски, Винницкая обл.) и ОЗАТЭ (Владикавказ) - в главном их продукция идет на сельхозмашины и Новинки Автопрома. Одно из немногих исключений - задние габариты "Таврии" с символом АЭА.
Из ввезенной светотехники у нас более известны изделия германской компании "ФЕР" (FER), с 1969 года поставлявшей фары на АЗЛК, а с 1976-го и на РАФ. Чешские блок-фары, которые бывшее объединение ПАЛ (PAL) пару лет поставляло на комплектацию "таврий", до сего времени поступают в запчасти. На данный момент фары из Чехии ставят и на часть выпускаемых VAZ 2110. Остальные забугорные производители светотехники в большинстве случаев представлены на нашем рынке девайсами в виде дополнительных и противотуманок, при этом не всегда подабающего свойства (см. ЗР, 1997, № 9).
Так как работа световых устройств впрямую оказывает влияние на Законодательство движения, производители должны обеспечивать их соответствие требованиям муниципальных и интернациональных эталонов. Наша страна заходит в Комитет по внутреннему транПодвескау Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН) и имеет право присваивать узлам и деталям транПодвесканых средств интернациональный символ официального утверждения. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буковкой "Е". К примеру, 2 - Франция, 5 - Швеция, 22 - Наша родина и т. д. Кстати, большая часть выпускаемых у нас устройств получили омологацию (официальное утверждение) в западных светотехнических лабораториях.
Взаимозаменяемость по маркам и моделям автомобилей для светотехники нетипична, так как новизна внешнего вида той либо другой модели обычно предугадывает применение собственных, уникальных устройств. На импортных машинах такая взаимозаменяемость фактически исключена, а некие случаи унификации на российских автомобилях приведены в табл. 1. Напротив, важный элемент световых устройств - лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении. Вот о них-то побеседуем подробнее.
Лампы, поступающие на комплектацию световых устройств и в запчасти, выпускают спец предприятия - электроламповые фабрики. Исключения составляют, пожалуй, только такие многопрофильные гиганты, как "Бош" и "Дженерал Электрик", производящие и приборы, и лампы к ним.
По воззрению профессионалов, качество ламп, поставляемых на "Автосвет", ОСВАР и в розничную торговлю, по пятибалльной шкале можно оценить так: "Филипс" (Philips, Голландия) - 5; "Осрам" (Osram, Германия) - 5; "Нарва" (Narva, Германия) - 5; "Тунгсрам" (Tungsram, Венгрия) - 5; "Дженерал Лайт" (General Light, Япония) - 5; "Тесла" (Tesla, Чехия) - 4; Уфимский завод "Свет" - 4; Саранское СПО "Светотехника" - 4; Брестский ЭЛЗ - 4; Сердобский ЭЛЗ - 3. (К огорчению, какая-то часть ламп российского производства делается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких "теневых" партиях может быть много выше, чем в официальных.)
В отличие от бытовых электроламп (кстати, выпускаемых теми же заводами), авто работают в критериях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более крепкие спирали (в их применен вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой - большая уникальность на лампах для подвижной техники - тут используются подпружиненные патроны либо зажимы, исключающие выворачивание либо разбалтывание крепления лампы.
На российских автомобилях лампы бывают 4 типов (см. фото). Фланцевые - имеют жесткий допуск на размещение спирали относительно фланца, а означает, позволяют располагать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента либо на подходящем расстоянии от него. Если фланцевая лампа создана для фары головного света либо прожектора, то ее спираль далекого света или компактно свернута, вроде бы приближаясь к безупречному точечному источнику света (лампа Н4), или растянута повдоль оптической оси отражателя (лампа Н1). Если же она создана для прямоугольных противотуманок, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).
Штифтовые лампы - самые массовые из авто. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть размещены как симметрично, так и со смещением 1-го из их. Штифт сдвигают по высоте на двухнитевых лампах, чтоб обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты используют обычно на лампах с оранжевым стеклом пробирки. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обыкновенными.
Двухцокольные (софитные) лампы используют в плафонах внутреннего освещения салона - их форма дает возможность сделать прибор достаточно плоским, утопленным в панель обивки. Не считая того, "софитки" с их длинноватыми спиралями отлично подходят для фонарей освещения номерного знака.
И в конце концов, более дешевенькие в производстве бесцокольные лампы. В ближайшее время они теснят лампы с железным цоколем мощностью до 5 Вт (за рубежом - и до 21 Вт). Роль цоколя делает пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из пробирки лампы.
В Рф авто лампы принято обозначать в согласовании с ГОСТ 2023-75: "А" - авто, "АМН" - авто маленькая, "АКГ" - авто кварцевая галогенная. Потом поочередно указаны номинальные напряжение и мощность, а далее - номер разработки. К примеру, А-12-21-2 - авто 12-вольтовая, 21-ваттная. Неудобство этой маркировки в том, что в ней не зашифрован тип лампы, а номер разработки относится только к определенной модели. Потому все почаще стали использовать систему обозначений по европейскому эталону ЕСЕ. Для нее типично отсутствие маркировки напряжения (неурядицы не появляется, так как сферы употребления ламп различного напряжения обычно не пересекаются, к тому же любая лампа имеет к тому же личный номер по каталогу производителя). Время от времени не обозначена даже мощность, как, к примеру, в лампах для фар Н1-Н7. Зато тип лампы по конструкции, присоединительным размерам и предназначению обозначен верно. К примеру, маленькие цокольные лампы обозначают буковкой "Т"; покрупнее, с 15-мм цоколем - буковкой "R"; еще крупнее - "Р" и т. д. Если число в маркировке обозначает мощность, то после нее ставят буковку "W", а если ее нет - то число обозначает номер модели. Если "W" стоит сначала маркировки, то лампа бесцокольная, "Н" показывает, что галогенная, а "Y" перед числом значит: лампа имеет оранжевый цвет пробирки. Лампы, не омологированные в Европе, обозначения по ЕСЕ не имеют, а созданные для Америки обозначаются по эталону ANSI.
Цоколи электроламп (и не только лишь авто), определяющие их присоединительные размеры и взаимозаменяемость, пожалуй, более стандартизованные технические изделия в мире, превосходящие по степени унификации даже патроны огнестрельного орудия. Временами возникают новые типоразмеры цоколей, но некие используются практически во всех странах уже несколько десятилетий, как, к примеру, штифтовые 9- и 15-мм либо резьбовые бытовых электроламп.
Цоколи принято обозначать по интернациональному эталону IEC. К примеру, большая буковка "Р" сначала маркировки значит, что лампа фланцевая; "ВА" - штифтовая; "SV" - софитная; "Е" - с резьбовым цоколем; "W" - бесцокольная и т. д. Дополнительная, 3-я буковка показывает на особенное выполнение, к примеру смещенные штифты. Числа означают основной присоединительный размер в миллиметрах, к примеру поперечник цоколя либо его фланца, а у бесцокольных ламп - размеры сторон стеклянного прямоугольника, вставляемого в патрон. И в конце концов, строчная буковка в конце маркировки - это число изолированных от цоколя контактов лампы: "s" (single) - один; "d" (double) - два и "t" (triple) - три контакта. К примеру, цоколь BAY 15d - штифтовой, со смещением 1-го из штифтов по высоте, поперечником 15 мм, двухконтактный.
В нашей стране к интернациональному обозначению время от времени добавляют через дробь длину цоколя в миллиметрах, к примеру ВА 9s/14, что в принципе необязательно - все цоколи стандартны. Прежняя российская маркировка цоколя по ГОСТ 2520-51 была, в общем-то, подобна сегодняшней интернациональной. К примеру, 2Ш-15А- 1, где "2" - число изолированных контактов цоколя; "Ш" - тип цоколя (штифтовой); "15" - поперечник цоколя; "А" - смещение 1-го из штифтов; "1" - выполнение, не влияющее на присоединительные размеры.
Список 12-вольтовых ламп, используемых на российских автомобилях (не считая устаревших), приведен в табл. 2, а некие из их показаны на рисунках.
Несколько слов о лампах с оранжевыми пробирками. Их возникновение вызвано тем, что на многих современных автомобилях (см. табл. 2) рассеиватели указателей поворотов стали делать тусклыми (требования дизайна!). Цокольную тусклую лампу заместо штатной оранжевой не поставить - патрон другой, а бесцокольную W5W в тусклый боковой повторитель на техническом уровне поставить можно, но это запрещено - по ГОСТу для указателей поворотов предусмотрен оранжевый свет. А вот применение желтоватых ламп в фарах головного света (не путать с противотуманными), принятое в неких странах, нашим ГОСТом не предвидено, хотя завезенные из других стран желтоватые лампы для фар в продаже есть. Остается добавить, что желтоватые (оранжевые) лампы бывают 3-х видов: с окрашенной лаком пробиркой (российские), с желтоватым пигментом, введенным конкретно в стекло, и снабженные дополнительным желтоватым колпачком поверх пробирки.
Имеющиеся в продаже галогенные лампы мощностью 100 и поболее ватт в Европе именуют "раллийными", они созданы для Подвескаа, и их применение на обыденных автомобилях там запрещено. Есть посреди их истинные монстры - мощностью 200/180 Вт с таким эффектом ослепления встречных водителей, что их применение на дорогах общего использования вообщем неприемлимо. (Для сбыта схожих изделий, как, скажем, и нелегальных на Западе сигнализаций с сиренами, русский "свободный" рынок очень комфортен.) Кстати, применение сверхмощных ламп востребует конфигурации схемы подключения - штатные реле и провода на такие нагрузки не рассчитаны. Следует учитывать и то, что раскаленные сильными лампами рассеиватели - стекла фар просто лопаются от брызг из луж.
Заканчивая о лампах, можно упомянуть те, которые на наших автомобилях еще не используются: это маленькие галогенные мощностью 5-21 Вт. И последнее слово в авто светотехнике - газоразрядные лампы, уже показавшиеся в фарах дорогих импортных машин. Они практически не греются, имеют высшую светоотдачу, но нуждаются в своем блоке питания, так как работают при напряжении 85 В и загораются импульсами 5000 Вт. Набор "лампа - блок питания" стоит несколько сотен баксов, потому об их обильном применении у нас пока не может идти речи.
Стеклянные рассеиватели фар производители светотехники тоже получают от смежников (варка силикатного стекла - спец хим создание, расположенное, обычно, поблизости источников минерального сырья и требующее огромных издержек энергии). Сейчас наш монополист в производстве стекол фар - Чернятинский стекольный завод (Брянская область), сертифицированные стекла которого поступают на "Автосвет", ОСВАР и в запчасти. Их излишек на рынке и дешевизна (12-25 тыс. руб.) делают маловероятными подделки, нецелесообразной защиту фар оргстеклом либо решетками: поменять треснувшее стекло - дело обычное.
Пластмассовые рассеиватели фар встречаются пока лишь на импортных машинах. Малый вес и стойкость к ударам, более обычная разработка производства - их достоинства перед силикатными. А известные недочеты пластмассы - возникновение микроцарапин и помутнение, сейчас удачно изжиты - рассеиватели покрывают жестким кремнийорганическим лаком.
В заключение отметим, что сейчас серьезной специализации заводов по определенным моделям светотехники нет - то, что выпускает какой-то из них, в хоть какой момент может освоить другой. А для потребителя не имеет значения, где изготовлен данный прибор- в Киржаче либо в Вязниках, - качество и цены фактически схожи.
Оптические элементы круглых фар в согласовании с интернациональным эталоном унифицированы по посадочному поперечнику. Семидюймовые используются на автомобилях VAZ 2101 (02, 013), "нивах", ИЖ, ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, "волгах" (до 1996 года) и многих грузовиках и автобусах; 5,5-дюймовые - на VAZ 2103 (06), экПодвесканых М-408 и М-412; ЗАЗ-965, "чайках", импортных машинах и в поворотных фарах грузовиков. При выборе элемента нужно учесть, что любая модель рассчитана на строго определенную лампу (R2, Н4, Н1, "американку"), а главное - предназначение элемента (ближний и далекий свет, только далекий, прожектор без рассеивателя и т.д.). Стоимость хоть какого элемента - 15-25 тыс. руб.
Прямоугольные фары и блок-фары - самые дорогие изделия светотехники, в особенности завезенные из других стран. К примеру, чешская фара для VAZ 2110 стоит 450 тыс. руб., а изготовленная на "Автосвете" - 325 тыщ. Германская (FER) для "Москвича-2140" и РАФа стоит 90 тыщ, а такая же от ОСВАРа - 50. Не имеющую русских аналогов чешскую фару для "Таврии" приходится брать за 380-420 тыщ. Цены на некие прямоугольные фары русского производства приведены в табл. 1.
Рис. 1. Эмблемы заводов авто светотехники (слева вправо):
"Автосвет", ОСВАР, ДААЗ, АЭА
Рис. 2-7. Авто лампы и их цоколи.
Типы ламп, используемых на российских автомобилях:
а - фланцевые;
б - штифтовые;
в - софитные;
г - бесцокольные.