ТЫ ТОЛЬКО Чего-нибудть СКАЖИ
ТЫ ТОЛЬКО Чего-нибудть СКАЖИ
РЫНОК
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
ТЫ ТОЛЬКО Чего-нибудть СКАЖИ
Говорящие системы на борту автомобиля.
Миша КОЛОДОЧКИН
Возникновение на русских автомобилях говорящих бортовых компов вызовет у многих чувство раздражения - для чего учить гласить то, что не умеет нормально ездить?
Может быть, и незачем - говорящий российский автомобиль будет ломаться так же нередко, по-прежнему. А отлично поставленный дикторский глас, извещающий об исчезновении "тормозухи" либо перегреве мотора, только спровоцирует замученного водителя на диалог с применением ненормативной лексики.
Что все-таки представляет собой современная "говорилка" - нужный прибор либо еще одну внутрисалонную побрякушку?
На фото слева представлено устройство КОМБАТ-7 (КОМпьютер Бортовой Авто семифункциональный). Красивый пластмассовый корпус содержит 12-проводный разъем, облегчающий подключение изделия к бортовой сети автомобиля. Наклейка на донышке показывает на назначение изделия - VAZ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109.
Из описания следует, что КОМБАТ умеет произносить последующие фразы - неисправность тормозов, перегрев мотора, давление масла, ручной тормоз, бензин, задний ход и подсос. Для этого его необходимо подсоединить к подходящим датчикам автомобиля.
Знакомство со схемой и неоднократное исследование описания вызвали разочарование - некорректности и неопрятность тут на каждом шагу. Датчик указателя уровня и резерва горючего изображен с одним выводом, что может спровоцировать неверное подключение КОМБАТа к стрелочному указателю заместо контрольной лампы резерва. Датчик ручного тормоза изображен без промежного реле-прерывателя, установленного на части автомобилей. Грамотнее было бы советовать установка не к контрольной лампе, а конкретно к датчику.
Включаем питание - ток употребления в режиме молчания составляет 89 мА. Попеременно дотрагиваемся оставшимися проводами до клемм подходящей полярности - из динамика доносится дамский глас, и мы слышим упомянутые выше фразы. Ток употребления при всем этом растет до 160 мА.
Качество звучания можно оценить как среднее - некие слова не столько слышишь, сколько угадываешь. Во всем ощущается какая-то неаккуратность - совсем ненадобное "задний ход" произносится с английским акцентом, а обрывистые "бензин" и "подсос" вообщем неловко приравнивать к словам - так, набор звуков.
В принципе КОМБАТ можно установить фактически на любые авто с питанием +12 В, но на неких из их часть его возможностей остается нераскрытой. К примеру, на VAZ 2101 пропадут упоминания про подсос, неисправность тормозов и задний ход, так как надлежащими датчиками "копейки" не обустроены. Не считая того, на таких машинах, как VAZ 21013 либо АЗЛК-2141, датчики ручного тормоза и малого уровня тормозной воды включены параллельно, потому установка на их КОМБАТа востребует введения 2-ух дополнительных диодов. В документации про подобные тонкости ничего не сказано, зато в маркетинговом проспекте изделия для чего-то упомянуты иномарки - "Запорожец" и "Кадиллак".
Датчик температуры - единственный аналоговый датчик автомобиля, подключаемый к КОМБАТу. Отследить на нем уровень напряжения, соответственный критичной температуре, не так просто, беря во внимание разброс характеристик датчика и колебания напряжения бортовой сети. КОМБАТ таким премудростям не обучен, потому его сообщения о перегреве мотора будут настолько же точными, как прогнозы синоптиков...
В общем, КОМБАТ представляет собой типичную радиолюбительскую разработку, поставленную "на поток". С установкой она обойдется потребителю приблизительно в $100. Жалко, что создателям изделия не хватило терпения довести его до разума.
На фото справа представлено изделие более "высочайшего полета" - бортовая аппаратура речевого оповещения "АРО-авто-10", выпускаемая нижегородской компанией "НПП Связь-Комплекс". Понятно, что в главном она нацелена на "Волгу" GAZ 3110.
По сопоставлению с КОМБАТом способности "АРО-авто-10" еще обширнее. Число проговариваемых фраз добивается нескольких сотен - кроме стандартных аварийных сообщений, устройство умеет выдавать контрольные сведения о припасе горючего, температуре "Тосола", докладывать номер оборванного провода, адресок неисправного датчика и др. Не считая того, по желанию заказчика могут воспроизводиться разные экзотичные сообщения - от температуры заднего моста до опасности воззвания в ГАИ. Примерный список сообщений приведен на предшествующей страничке.
Увлекательный аспект - так как разброс показаний стандартных датчиков уровня горючего достаточно велик, компания производит индивидуальную настройку блока под автомобиль клиента. Конкретно такие мелочи молвят об отношении производителя к качеству собственной продукции.
Кстати, о качестве. Выше уже отмечалось, что напряжение на датчиках температуры и давления зависит не только лишь от величины измеряемого параметра, да и от напряжения в бортовой сети. Потому метод, заложенный в "АРО-авто", предугадывает обработку показаний датчиков с учетом поправки на колебания напряжения питания. Трудно, но верно.
Проверка изделия в лабораторных критериях трудности не вызвала. Ток употребления составил 9,8 мА при "выключенном зажигании", 165 мА в режиме молчания и 1,1 А в режиме проговаривания фразы. Качество звучания можно оценить как не плохое.
Так как изделие разрабатывалось с прицелом на GAZ 3110, то подключение к бортовой сети обмыслено на уровне разъемов. Кстати, последняя модификация устройства - "АРО-авто-11" имеет в два раза наименьшие габариты. Стоимость изделия - приблизительно $300.
Непременно, такая "говорилка" - вещь подходящая и функциональная. Во-1-х, она дарует вам удовлетворенность общения с вашей любимицей, а это Антуан де Сент-Экзюпери считал главной роскошью. Во-2-х, по правде докладывает вам подходящую информацию. В-3-х, тешит ваше тщеславие: приятно иметь игрушку, которой нет в примыкающей песочнице.
РЫНОК
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
ТЫ ТОЛЬКО Чего-нибудть СКАЖИ
Говорящие системы на борту автомобиля.
Миша КОЛОДОЧКИН
Возникновение на русских автомобилях говорящих бортовых компов вызовет у многих чувство раздражения - для чего учить гласить то, что не умеет нормально ездить?
Может быть, и незачем - говорящий российский автомобиль будет ломаться так же нередко, по-прежнему. А отлично поставленный дикторский глас, извещающий об исчезновении "тормозухи" либо перегреве мотора, только спровоцирует замученного водителя на диалог с применением ненормативной лексики.
Что все-таки представляет собой современная "говорилка" - нужный прибор либо еще одну внутрисалонную побрякушку?
На фото слева представлено устройство КОМБАТ-7 (КОМпьютер Бортовой Авто семифункциональный). Красивый пластмассовый корпус содержит 12-проводный разъем, облегчающий подключение изделия к бортовой сети автомобиля. Наклейка на донышке показывает на назначение изделия - VAZ 2104, 2105, 2107, 2108, 2109.
Из описания следует, что КОМБАТ умеет произносить последующие фразы - неисправность тормозов, перегрев мотора, давление масла, ручной тормоз, бензин, задний ход и подсос. Для этого его необходимо подсоединить к подходящим датчикам автомобиля.
Знакомство со схемой и неоднократное исследование описания вызвали разочарование - некорректности и неопрятность тут на каждом шагу. Датчик указателя уровня и резерва горючего изображен с одним выводом, что может спровоцировать неверное подключение КОМБАТа к стрелочному указателю заместо контрольной лампы резерва. Датчик ручного тормоза изображен без промежного реле-прерывателя, установленного на части автомобилей. Грамотнее было бы советовать установка не к контрольной лампе, а конкретно к датчику.
Включаем питание - ток употребления в режиме молчания составляет 89 мА. Попеременно дотрагиваемся оставшимися проводами до клемм подходящей полярности - из динамика доносится дамский глас, и мы слышим упомянутые выше фразы. Ток употребления при всем этом растет до 160 мА.
Качество звучания можно оценить как среднее - некие слова не столько слышишь, сколько угадываешь. Во всем ощущается какая-то неаккуратность - совсем ненадобное "задний ход" произносится с английским акцентом, а обрывистые "бензин" и "подсос" вообщем неловко приравнивать к словам - так, набор звуков.
В принципе КОМБАТ можно установить фактически на любые авто с питанием +12 В, но на неких из их часть его возможностей остается нераскрытой. К примеру, на VAZ 2101 пропадут упоминания про подсос, неисправность тормозов и задний ход, так как надлежащими датчиками "копейки" не обустроены. Не считая того, на таких машинах, как VAZ 21013 либо АЗЛК-2141, датчики ручного тормоза и малого уровня тормозной воды включены параллельно, потому установка на их КОМБАТа востребует введения 2-ух дополнительных диодов. В документации про подобные тонкости ничего не сказано, зато в маркетинговом проспекте изделия для чего-то упомянуты иномарки - "Запорожец" и "Кадиллак".
Датчик температуры - единственный аналоговый датчик автомобиля, подключаемый к КОМБАТу. Отследить на нем уровень напряжения, соответственный критичной температуре, не так просто, беря во внимание разброс характеристик датчика и колебания напряжения бортовой сети. КОМБАТ таким премудростям не обучен, потому его сообщения о перегреве мотора будут настолько же точными, как прогнозы синоптиков...
В общем, КОМБАТ представляет собой типичную радиолюбительскую разработку, поставленную "на поток". С установкой она обойдется потребителю приблизительно в $100. Жалко, что создателям изделия не хватило терпения довести его до разума.
На фото справа представлено изделие более "высочайшего полета" - бортовая аппаратура речевого оповещения "АРО-авто-10", выпускаемая нижегородской компанией "НПП Связь-Комплекс". Понятно, что в главном она нацелена на "Волгу" GAZ 3110.
По сопоставлению с КОМБАТом способности "АРО-авто-10" еще обширнее. Число проговариваемых фраз добивается нескольких сотен - кроме стандартных аварийных сообщений, устройство умеет выдавать контрольные сведения о припасе горючего, температуре "Тосола", докладывать номер оборванного провода, адресок неисправного датчика и др. Не считая того, по желанию заказчика могут воспроизводиться разные экзотичные сообщения - от температуры заднего моста до опасности воззвания в ГАИ. Примерный список сообщений приведен на предшествующей страничке.
Увлекательный аспект - так как разброс показаний стандартных датчиков уровня горючего достаточно велик, компания производит индивидуальную настройку блока под автомобиль клиента. Конкретно такие мелочи молвят об отношении производителя к качеству собственной продукции.
Кстати, о качестве. Выше уже отмечалось, что напряжение на датчиках температуры и давления зависит не только лишь от величины измеряемого параметра, да и от напряжения в бортовой сети. Потому метод, заложенный в "АРО-авто", предугадывает обработку показаний датчиков с учетом поправки на колебания напряжения питания. Трудно, но верно.
Проверка изделия в лабораторных критериях трудности не вызвала. Ток употребления составил 9,8 мА при "выключенном зажигании", 165 мА в режиме молчания и 1,1 А в режиме проговаривания фразы. Качество звучания можно оценить как не плохое.
Так как изделие разрабатывалось с прицелом на GAZ 3110, то подключение к бортовой сети обмыслено на уровне разъемов. Кстати, последняя модификация устройства - "АРО-авто-11" имеет в два раза наименьшие габариты. Стоимость изделия - приблизительно $300.
Непременно, такая "говорилка" - вещь подходящая и функциональная. Во-1-х, она дарует вам удовлетворенность общения с вашей любимицей, а это Антуан де Сент-Экзюпери считал главной роскошью. Во-2-х, по правде докладывает вам подходящую информацию. В-3-х, тешит ваше тщеславие: приятно иметь игрушку, которой нет в примыкающей песочнице.