КРУГОВОРОТ ТОСОЛА
КРУГОВОРОТ "ТОСОЛА"
РЫНОК
У ПРИЛАВКА
КРУГОВОРОТ "ТОСОЛА"
Охлаждающая система мотора зимой привередничает иногда почаще, чем в летнее время. Текут радиаторы и патрубки, отказывают электровентиляторы и датчики, утверждают о для себя заклинившие термостаты. И мы по морозцу отправляемся в шоп-тур...
Максим САЧКОВ
На "Жигулях" радиатор прохудился. "Тосол" расходуется как бензин. Что делать?
Медный радиатор можно запаять - хотя это не всегда приносит хотимый итог. Дюралевый лучше сходу отнести на помойку - починить его в гаражных критериях навряд ли получится. А если деталь древняя, тем паче имеет смысл поразмыслить о покупке нового радиатора. Герметики и традиционные средства рекомендовать не буду - когда течь мощная, они неэффективны, к тому же с течением времени загрязняют систему остывания.
Итак, для "жигулей" могу предложить четыре вида радиаторов. 1-ый - медный "копеечный" - отличается от современных аналогов креплением. Другие бывают как медные, так и дюралевые. Если будете поменять один на другой, не забудьте приобрести подводящий и отводящий резиновые патрубки. Радиаторы для VAZ 2105 и 2107 фактически схожи: разница в том, что 1-ый обдувается механическим вентилятором, другой - электронным. Потому у "седьмого" предвидено отверстие под датчик. Замыкает четверку уникальная деталь "шахи".
На радиаторах впрысковых "самар" нет датчика вентилятора - за работой последнего смотрит электрический блок. Сможете поставить деталь от карбюраторной модели, поместив в отверстие заглушку - к примеру, сам датчик (в этом случае сойдет и неисправный).
Для "Святогора" радиатора не найдется?
С каким мотором ваш богатырь? Автомобилям с уфимскими и вазовскими движками по наследию перебежали радиаторы от "Москвича-2141". Кстати, лицезрели когда-нибудь деталь для двухлитрового УЗАМа? Вот она - малость толще обыкновенной. Выбравшим машину с мотором "Рено" предлагаю "родной". Пробовать приладить к "французу" российский радиатор не стоит: много переделок и непонятно, понравится ли это движку.
Никак не могу отыскать штатный радиатор для собственной "Волги"...
На всех моделях, не считая GAZ 3102, до 1997 применяли унифицированный медный теплообменник. На "ноль вторых" встречались два варианта: зеленый дюралевый и медный, стопроцентно взаимозаменяемые. Пару лет вспять на GAZ 3102, 31029 появился новый дюралевый радиатор с пластмассовым бачком, который подходит и всем прежним "волгам"... не считая ранешних "ноль вторых".
На GAZ 3110 сначала ставили медный радиатор, копию "20 4-ого", только с отверстием под датчик вентилятора. Сегодняшние "Волги" идут с завода с необычным дюралевым радиатором, который просто встает и заместо предшественника.
Лицезрел завезенные из других стран радиаторы. Они лучше наших?
По отзывам покупателей, посреди забугорных брака меньше. На рынке, кроме российских (к примеру, оренбургского АО "Радиатор" и ДААЗа), много иранских радиаторов, под "маркой" которых ведут торговлю также продуктом из Турции, Арабских Эмиратов, Китая. В принципе, страна-производитель особенной роли не играет - качество у всех приблизительно однообразное, как, вобщем, и стоимость - в полтора раза выше, чем у русских.
Правда, что электровентилятор от VAZ 2106 подходит на "40 1-ый"?
Да, узел универсальный. Электровентиляторы появились еще на VAZ 2103, а позже перешли практически на все вазовские модели, "москвичи-2141" и некие "волги". Но диффузоры, почти всегда, у каждой модели собственные.
На многие "волги" на данный момент устанавливают "бошевские" электровентиляторы, которые примерно в 5 раз дороже русских. Если вы не в состоянии выложить тыщу с излишним рублей за немецкую деталь, поставьте русскую - в сборе с кожухом они взаимозаменяемы. Вентилятор для "Святогора" с движком "Рено" - в недостатке, а поменять его российским не получится.
Желаю поставить на "пятерку" электровентилятор заместо механического. Что необходимо докупить?
Для начала направьте внимание на радиатор: есть ли у него отверстие под датчик. Бывает, на VAZ 2105 ставят "семерочные" с заглушкой. Если нет, меняйте (переделывайте) сам радиатор либо выводите вентилятор на отдельную кнопку. Из запчастей придется приобрести: электровентилятор (200-300 рублей), кожух к нему (50-80 рублей), датчик (30-60 рублей), реле (10-20 рублей). Снимаете прежний вентилятор со шкива помпы и пластмассовый кожух с радиатора; ставите электровентилятор с смешивателем и вкручиваете датчик. В монтажном блоке есть штатное место под реле, а электросхему можно поглядеть в хоть какой книге по автомобилям ВАЗ.
Как отличить датчики вентилятора? На вид все они однообразные...
У датчиков на одной из граней под ключ указаны два числа: это значения температур включения и выключения. Для "москвичей-2141" - 87-82°С, "жигулей" - 92-87°С, "самар" - 99-94°С. На "волгах", оборудованных электровентилятором, устанавливается "жигулевский", а у "Святогора" с движком "Рено" собственный датчик, но по резьбе подходит хоть какой из перечисленных.
Кроме российских, калужских, за которые требуют 30-60 рублей, попадаются и завезенные из других стран, к примеру британской компании "Кью-Эйч" (QH), по стоимости в два-три раза дороже русских.
Машина длительно прогревается - похоже, термостат заклинил в открытом положении. Какой посоветуете?
Вот вазовский ряд: 2101 - для "жигулей" и VAZ 21213; 2121 - для старенькой "Нивы"; 2108 - для карбюраторных "самар" и "Оки"; 2110 - для "десятого" семейства; 2112 - для переднеприводных моделей с впрысковыми движками.
К "Москвичу-2141" с "жигулевским" движком подойдет термостат от VAZ 2101, с уфимским - от предшественника, "сорокового". А вот - уникальная деталь для движков "Рено".
Не так издавна появились термостаты с пластмассовым корпусом на некие модели ВАЗа и "Москвича". По конструкции и стоимости они точно такие, как и железные.
"Волговских" термостатов три: для "20 4-ого" мотора, для ЗМЗ-402 и 406. Конструкция разборная, потому можно не поменять деталь в сборе, а приобрести только начинку - обойдется в два-три раза дешевле.
Третью помпу покупаю: прогуливаются две-три тыщи и рассыпаются...
Не по другому, вам попадался "левый" продукт. Обычная заводская помпа живет, по последней мере, тыщ 50, а то и больше. Выбирайте: вот уникальная для "жигулей" и VAZ 2121, а это - узел для VAZ 21213 с модифицированной крыльчаткой. Производительность последнего больше, посадочные места такие же. Купив водяной насос без корпуса, можно сберечь рублей 30-60.
На все переднеприводные ВАЗы, не считая машин с шестнадцатиклапанными движками, завод устанавливает "восьмерочные" помпы. Кстати, попадаются завезенные из других стран "жигулевские" и "самарские" водяные насосы, к примеру Graf, Hepu, QH, Lockheed. Некие по стоимости сравнимы с русскими, но большая часть в два-три раза дороже.
Водяной насос для мотора "Рено" придется выискать - на рынке ни у кого таковой запчасти не лицезрел.
"Волговских" помп, как и термостатов, три: для каждого мотора своя. Для ЗМЗ-24 и 402 лучше взять ивановскую продукцию, для шестнадцатиклапанника - "родную" заволжскую.
Что же это все-таки за странноватые расширительные бачки у вас?
"Москвичовские", нового эталона. Конкретно с такими машины на данный момент сходят с сборочного потока. Молвят, как будто они прочнее. Стоимость - как у прежних, взаимозаменяемых с ними деталей.
Обладателям "самар" предлагаю расширительный бачок с отверстием под датчик уровня охлаждающей воды. Желаете поставить для себя на машину? Купите сам датчик и выведите на "торпедо" сигнальную лампочку - сейчас вы можете держать под контролем уровень "Тосола", не заглядывая под капот.
Дополнительная информация по охлаждающей системе: ЗР, 1998, № 5, 6, 7; 1997, № 3, 10; по системе отопления: ЗР, 1999, № 6, 10; 1998, № 6, 8, 9, 10; 1997, № 3, 10, 11.
Радиаторы для "жигулей": а - медный VAZ 2101; б - дюралевый VAZ 2107; в - медный VAZ 2107.
Водяные насосы ВАЗ, слева вправо: "восьмерочный"; "жигулевский" без корпуса; он же в сборе.
"Волговские" помпы к движкам: ЗМЗ-24 (вверху); 402 (слева); 406 (справа).
Расширительные бачки "Москвича-2141": а - старенькой конструкции; б - нового эталона.
"Жигулевские" радиаторы отопителя: а - медный "копеечный" в сборе с краном отопителя; б - дюралевый VAZ 2105. Взаимозаменяемость - полная.
Краны отопителя "жигулей", слева вправо: производства ДААЗ; завода "Освар"; самарский.