ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Животрепещуще
Круглый стол
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Речь не о шахматах. О совершенно другом - гарантиях, рекламациях, "террористах", судах.
Нереально представить обычный рынок, рыночные дела без подабающей защиты потребителя от нечестных производителей и торговцев, от нехороших продуктов и услуг, нерадивой рекламы... На охране прав покупателя - грозный закон. Но наш рынок молод и наш закон о правах потребителей только что заявляет о для себя.
Задумав обсудить эту делему за круглым столом в редакции ЗР, мы не очень рассчитывали на суровую заинтригованность "ответчиков" - заводов, торговли, автосервиса. К счастью, мы ошиблись. Уже сам состав участников - а посреди их были директора заводов по качеству, руководители рекламных служб, техобслуживания, представители министерств, ассоциации авто дилеров, многих других организаций - гласил сам за себя. С темой круглого стола мы попали в точку.
Почтение к клиенту - это лицо компании, это ее "жива" реклама, это огромные Энциклопедия грузовых автомобилей, в конце концов! От этой "печки" мы и желали начать обмен воззрениями. Не вышло. Участники задали другую, более всего волнующую их тему - об недостатках закона "О защите прав потребителей", поточнее, его раздела о гарантийном ремонте. Напомним: новые поправки к закону установили, что устранение претензий по гарантии должно начаться немедленно, сходу после воззвания клиента (ранее был установлен срок 20 дней). Реально ли это?
СеАЗ (Серпуховский автозавод). Автовладелец сейчас вооружен познанием закона и говорит с нами совершенно не так, как ранее. Вот он пишет претензию: "В согласовании со статьей 20..." И сходу понимаешь - его трудности необходимо решать сначала. Но ах так? С одной стороны, не охото иметь дело с судебным иском, а с другой - мы на физическом уровне не можем выполнить все просьбы о незамедлительном ремонте...
ВАЗ. После статьи в ЗР "Пошевелись, гарантия!" директора наших 100 оборвали телефоны. Месяц они просто не знали, что делать. Клиенты с журнальчиком в руках добивались: ремонтируй немедленно и все. Но как за 5 минут движок поменять? Это из области фантазии.
МАП (Министерство по антимонопольной политике). Немедленно необходимо только приступать к ремонту. Когда окончить? На это есть заводские нормативы. Если на то, чтоб снять и установить движок, требуется 17 часов, означает, потребитель должен ожидать. Плюс к тому необходимо время на диагностику. А если на складе у вас нет мотора - договаривайтесь с клиентом о продлении ремонта. В законе предвидено "соглашение сторон". Этим нужно воспользоваться.
КонфОП (Конфедерация обществ прав потребителей). Желаю напомнить, что старенькый срок (20 дней) в свое время тоже никого не устраивал. Дилеры германских заводов, к примеру, гласили: мы за этот период времени даже деталь из Германии не успеем привезти - необходимо пройти таможню, получить сертификат. Но ничего, привыкли...
ЗР. 20, пятнадцать, 10 дней... Сейчас, в особенности для горожанина, это неприемлемо. Многим автомобиль стал актуально нужен - они просто не в состоянии ожидать. Если гарантийные службы не поспевают за потребностями клиента, их нужно перестраивать, вкладывать в их средства, развивать. Тем паче, что сервис - как раз та сфера, где наши автозаводы способны удачно соперничать с инофирмами в борьбе за покупателя. Пока же мы тут проигрываем.
Естественно, что участники круглого стола не обошли молчанием и техобслуживание. В Рф так повелось: практически все операции, что входят в ТО, делать без помощи других - не хватает средств, недоверие к мастерам автосервиса и т. д. Но фабрики требуют неотклонимого прохождения ТО под опасностью снятия с гарантии! Здесь-то и началось...
ВАЗ. Если клиент не прошел ТО, имею ли я право снять его с гарантии?
МАП. Да, это неисполнение критерий гарантийного обслуживания.
ЗР. ТО - платная услуга, и она не может быть навязана покупателю. "Понуждение к заключению возмездной сделки" - грубое нарушение закона. К тому же есть масса изъянов, никаким образом не связанных с наличием либо отсутствием штампа ТО-1 (ТО-2, ТО-3...). Как, скажем, быть, если облезла краска? При чем тут ТО?
ВАЗ. Краска облезла? Откройте страничку аннотации по эксплуатации, где написано: сколы подкрасить. Другими словами локализовать - тогда и далее недостаток не распространится, не воздействует ни на долговечность, ни на внешний облик автомобиля. Такие недостатки время от времени случаются по точкам сварки. А если вы пропустили ТО и приехали через 15 тыс. км, недостаток уже запущен...
ЗР. Отыскать бы инженера по гарантии, с лупой рассматривающего покрытие, а позже дающего команду подкрасить сколы краски на "Жигулях"! Такового никогда не было. Главное, "снять Энциклопедия грузовых автомобилей с клиента": высочайшие цены и нехорошее качество... Честнее указать в сервисной книге, что гарантия - платная (к примеру, 3 тыщи рублей за 1-ые три ТО в течение 20 тыщ "гарантийных" км). Клиент заблаговременно сумеет обусловиться: прибыльно это либо нет?
СеАЗ. Не нужно зацикливаться на заводской 100. Техобслуживание можно пройти на хоть какой другой станции, только бы с лицензией...
Далее несколько внезапно дискуссия перебежала на совершенно другую тему - о так именуемых потребителях-экстремистах ("террористах"). Оказалось, эта малочисленная, но очень брутальная группа клиентов, серьезно волнует и наши автозаводы, и зарубежных дилеров (кстати, ЗР предназначил этому статью - ЗР, 2000, № 2). Пользуясь возможностью взыскать неустойку (по закону "О защите прав потребителей" - это 1% от цены автомобиля за каждый денек просрочки легитимных требований), эти Различное пробуют "заработать".
ВАЗ. Сейчас у него перегорела лампочка, завтра снова. Это - циклический недостаток, по закону он равняется к "существенному недочету". И можно добиваться подмены... автомобиля! Мы естественно ему отказываем. Он - в трибунал. У нас в прошедшем году было 70 таких исков. Хотя эти суды нередко продолжаются годами и бывает, что истец не доживает...
ЗР. Отличные у вас юристы...
ВАЗ. На базе собственных заключений мы меняем около 100 автомобилей в год, когда претензии клиентов вправду справедливы. В других случаях - суды. При стоимости автомобиля 150 тыс. руб. потребителю за время тяжбы "капает" неустойка по 1500 рублей в денек. Вот экстремисты и рассуждают: можно хорошо заработать! В Уфе к нам предъявили иск на 600% от цены автомобиля, в Апатитах - на 300%, в Ижевске - на 400%... Успокою желающих. Еще ни один "террорист" у нас трибунал не выигрывал.
ГАЗ. Вымогателей хватает. Клиент гласит: не выдержан зазор меж крылом и дверцей. Отвечаю: давайте отрегулируем прямо на данный момент. Ему это "не нужно". Заявляет: "Ваш автомобиль не соответствует технологической документации". И - в трибунал. "Матерых" экстремистов со стажем у нас 12 человек. Каждый год разбираем их претензии. Это их бизнес. На данный момент у нас в суде 50 дел (61 автомобиль в 1999 году мы поменяли сами).
КонфОП. В действительности трибунал изредка определяет неустойку больше 100 процентов от цены продукта. Если уж присуждают 400 процентов, то уверяю вас - есть за что. Давление потребителей на фабрики все еще некординально. Если все недовольные, с учетом свойства наших автомобилей, предъявят претензии - русская судебная система, а прямо за ней и фабрики просто остановятся.
Последующей темой круглого стола стали "сероватые" дилеры. Представители заводов практически приравняли "сероватых" к "террористам". Нерадивые торговцы игнорируют предпродажную подготовку, разукомплектовывают авто, а отвечать за это приходится уже заводу. Ведь продав партию машин, таковой торговец с рынка исчезает. Мучаются и изготовитель и потребитель сразу. Вытеснят ли когда-нибудь с рынка официальные дилеры "сероватых"?
ВАЗ. В наших планах "привязать" всех продавцов к дистрибьютерам и аттестовать. В почти всех регионах уже сделаны управления региональных поставок, они не будут продавать оптовые партии автомобилей кому попало.
РОАД (Ассоциация "Русские авто дилеры"). Лицензию на продажу автомобилей необходимо выдавать только тем, кто имеет договор с производителем. Другими словами, вести торговлю машинами должны только официальные дилеры.
МАП. Российские торговцы машин вправду ведут себя не наилучшим образом. Но, как это ни удивительно, их пример оказался заразным для... инофирм. Фактически ни один из больших глобальных производителей автомобилей не зарегистрировал в Рф собственного полного консульства. Претензии у хозяев импортных машин есть, а предъявить некоторому!
ЗР. Как нам понятно, Госторгинспекция повсевременно инспектирует торговые компании, и вот что любопытно: нарушения есть и у "белоснежных" и у "сероватых" в одинаковой мере... Наверняка, одними только жесткими мерами порядка не добьешься. Предпродажная подготовка должна стать аспектом свойства продаж. В среде дилеров должно появится понятие "честь мундира". Это, естественно, вопрос времени и развития рынка, но ранее либо позднее к этому придут.
Такую громаду, как русский авто рынок, в одночасье не перестроишь. Не сходу возникает самосознание у торговцев - внутренний цензор, который держит от недопустимого - прибыль хоть какой ценой. Мы, естественно, подождем... Но можно ли реально что-то сделать уже сейчас, чтоб сделать лучше дела с потребителем? Этот вопрос мы в итоге задали участникам нашего круглого стола.
САТР-Фонд (Фонд "Сертификация автотранПодвескаа"). Все наши фабрики без исключения должны сертифицировать свои системы свойства - меньше брака, меньше заморочек у потребителя, меньше конфликтов.
МАП. Вправду много воззваний в министерство по поводу свойства. Замечу: каждое 2-ое - от хозяев "москвичей". К отличному качеству неплохо бы прибавить желание соблюдать закон. Вот наше самарское управление принудило 100 ВАЗа поменять условия контракта, не соответствовавшее правовым нормам. В Самаре решили, что они имеют монопольное право на установку сигнализации (под опасностью снятия с гарантии!). Мы их поправили, но по собственной инициативе, хотя завод должен сам этим заниматься.
КонфОП. Не считая того, нужен механизм резвого досудебного разрешения споров. Если гласить о наших производителях, то 1-ый шаг тут уже изготовлен. Не так давно АвтоВАЗ передал своим 32 техцентрам право без помощи других принимать решение по подмене бракованных автомобилей. Лед тронулся! Разрешением конфликтов меж клиентами и торговцами полностью могли бы заняться и проф ассоциации дилеров. Пока же они заняты совершенно другим - выбивают себе льготы через правительство.
ЗР. Почтение к потребителю - это то, чего нам на данный момент так не хватает. Не верится, что адекватномыслящий автолюбитель (при почтительном к нему отношении) откажется дискуссировать разумные сроки ремонта, проигнорирует дешевое и высококачественное ТО, будет добиваться безмерную неустойку. Письма наших читателей тому свидетельство. Вымогателей, нечистоплотных людей несоизмеримо меньше, чем добросовестных и приличных.
* * *
В обсуждении за круглым столом участвовали: от АО "АвтоВАЗ" - главный инженер дирекции по качеству С. Ярыгин, зам. начальника управления маркетинга А. Бредихин, начальник бюро правового обеспечения свойства продукции Ю. Титов, начальник управления техобслуживания автомобилей В. Сычев; от ДОАО "Ижмаш-авто" - директор по качеству В. Крылов; от АО "ГАЗ" - директор по качеству Н. Паринос, зам. директора по маркетингу В. Кочетов; от Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - начальник Управления по защите прав потребителей С. Баткаев; от столичного консульства "Ниссан-Европа" - Л. Манькин; от Серпуховского автозавода - Е. Клянина; от Конфедерации обществ прав потребителей - вице-президент Д. Янин; от Госторгинспекции - А. Кавказская; от Фонда "Сертификация автотранПодвескаа" (САТР-Фонд) - А. Куликов; от "ФК-Моторс" (дилер "Хонды") - В. Голубев; от Столичного торгового дома "Ока" - С. Тэракопов; от Ассоциации "Русские авто дилеры" - В. Бурлаков.
Благодарим всех участников круглого стола за их выступления, предложения и замечания.
"Защита потребителя" увенчалась несколькими "фирменными" сюрпризами от АвтоВАЗа. Кстати, это вышло не без помощи наших читателей, приславших свои вопросы участникам круглого стола на веб-сайт ЗР в Вебе.
1-ое: Тольятти признает, что эвакуация и диагностика гарантийных машин должна проходить за счет 100! Таковой ответ отдал нашему читателю, недовольному действиями столичной 100 "Гагарин-Лада", начальник управления техобслуживания АО "АвтоВАЗ" В. Сычев.
2-ое: С. Ярыгин (главный инженер Дирекции по качеству АвтоВАЗа) проинформировал о наличии промышленного недостатка расцветки у части автомобилей VAZ 21099 1999 г. в. (причина - трудности с грунтовкой в связи с переходом на российские материалы). Все, кто увидел таковой недостаток на собственных машинах, могут обращаться на фирменные 100.
Третье: наконец признан заводской недостаток вторичного вала на коробке 21103. АвтоВАЗ готовится поменять эти Ремонт и эксплуатация (или валы, или коробки полностью) за собственный счет, о чем будет сообщено дополнительно.