ПО ЗАКОНАМ ЭВОЛЮЦИИ
ПО ЗАКОНАМ ЭВОЛЮЦИИ
ТЕХНИКА
Шаг за шагом
ПО ЗАКОНАМ ЭВОЛЮЦИИ
Сделать автобус до боли просто: нужно сварить каркас, обшить его железным листом и в получившуюся "коробку" установить агрегаты...
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН
Вечно юный. "Автобусом до Сходни доезжаем..." - иллюстрацией к Высоцкому живо представляешь пылящий по разбитому асфальту "пазик", битком набитый публикой всех сословий и возрастов. С 1987 года роль самого массового ПАЗа играет автобус 3205, сменивший
672-ю модель. Тринадцать лет на конвейере - еще не старость, тем паче, что последние годы ознаменовались маленький модернизацией. Видимое изменение: салон "обставили" современными креслами. Поставщик моторов ЗМЗ обрызгал свою бензиновую "восьмерку" живой водой, добавив 42 "кубика", 10 "лошадей" и 30 ньютон-метров. Правда, морально устаревшие коробка, мосты, тормоза остались постоянными. Павловское семейство приросло маршрутным такси, машинами с различными планировкой и оформлением салона, не утратив, естественно, прежних модификаций, в множестве которых таковой уникум, как вэдовый автобус 3206.
Хоть какой автобусный завод играет в кубики, укладывая покупные агрегаты в свою коробку-кузов. Естественно, кубики должны сложиться в некоторую правильную фигуру, чтоб и в коробке уместиться, и вместе состыковаться, в том числе по стоимости.
Уже пару лет можно заказать ПАЗ-3205 с японским дизелем "Хино". Приобретают такие машины единицами - недешево. Конкретно малая стоимость, быстрота окупаемости, простота и ремонтопригодность обеспечивают классическому "пазику" хороший спрос. Этому автобусу суждена долгая жизнь - пока он выгоден и заводу, и покупателям. Но модификации необходимы...
В одну и ту же коробку можно и необходимо ложить различные кубики. Во-1-х, это позволит удовлетворить любые запросы клиентов и даже привлечь новых. Во-2-х, освободит от диктата единственного поставщика того либо другого кубика.
Обновки с чужого плеча. В обыденный ПАЗ-3205 ставили и минский дизель, и японский, экспериментировали даже с "мерседесовским", но все это было быстрее эпизодами, ежели суровой работой. Ведь, как досадно бы это не звучало, выбора не то что особых автобусных - даже подобных грузовых "кубиков", то бишь агрегатов, в Рф фактически нет.
Приспосабливать "по месту" чужую коробку либо мост можно к одному автобусу, а если идет речь о серии, пусть и малой, - нужен заблаговременно приспособленный агрегат.
На сей день самые большие конфигурации вобрала в себя модель 32053-07, готовая к серийному, до 2-3 тыщ в год, производству. Этот автобус поставили на мосты ЗИЛ-4331, чем сходу уничтожили нескольких зайцев: избавились от монополии ГАЗа, получили больший ресурс, а главное, отказались от сложных пневмогидравлических тормозов в пользу классической зиловской пневматики. Естественно, этому шагу предшествовала достаточно большая подготовка - агрегаты доработали под павловскую машину. Кстати, в согласовании с современными требованиями в тормозной системе появится Abs - ее по лицензии "Кнорр" (не путать с бульоном!) будут создавать в Энгельсе. Если ограничиться переменами в ходовой - получится ПАЗ-32053.
Естественно, автобусу такового класса нужен дизель: современный, дешевый, экологичный, ремонтопригодный... Предъявлять все эти, непременно справедливые требования отлично к нескольким моторам. А если он один? В общем, взяли вариант минского Д-245. С ним стыкуется коробка, когда-то изготовленная для ЗИЛ-130, а сейчас переработанная: "прямую" пятую передачу для ПАЗа сделали ускоряющей.
С огромных городских автобусов перебегает и на обычные "пазики" разработка вклейки боковых стекол. Навряд ли это обрадует транПодвескаников - хотя привыкли же к "газелям".
Конфигурации, тем паче такие суровые, обходятся недешево. В некий мере это плата за понижение эксплуатационных расходов. Вобщем, если модель идет в серию, можно возлагать на удешевление с ростом выпуска.
Крейсерский класс. ПАЗ-4230 "Аврора" можно именовать автобусом межрайонного сообщения, как когда-то - 1-ые "пазики". Только сейчас дороги меж райцентрами должны быть гладкими. Малый дорожный просвет, большие свесы, комфортный, чуть ли не бархатом обитый салон - погрузите-ка все это в пробитую старенькым "пазиком" колею и... Нет, маршрут "Авроры" должен начинаться у автовокзала, а не на полевом стане.
Строить "Аврору" начали за длительное время до того, как вышел в свет ПАЗ-32053-07. Частично ветеран "пазик" должен обновлением конкретно машине последующего класса. На фоне прежних моделей 4230 при проектировании смотрелась революционной (не отсюда ли имя?). Современная заднемоторная сборка, обшивка кузова покрытым цинком железным листом, пластмассовые "шапка", "лицо" и... "оборот" автобуса. Кстати, по технологии производства кузова "Аврора" унифицирована с большенными городскими автобусами, потому создание просто перестроить: прирастить выпуск той либо другой модели зависимо от спроса. Естественно, новейшую машину проектировали в расчете на современные агрегаты. Но от революции пришлось отрешиться в пользу эволюционного пути. Ни ярославского ЯМЗ-534 (прошлый ЯМЗ-460), ни подходящего "Штайра" в серии пока нет. Наслаждались все этим же тракторным "минчанином", правда, форсированным, в паре с зиловской коробкой. Привод коробки - английскими тросами. На одном из прототипов на локотнике водительского кресла стоял джойстик, но внедрение электропневмопривода отложили.
Сейчас "Аврора" почти во всем унифицирована и с малыми, и с большенными городскими ПАЗами.
Унификация, непременно, приближает серийное создание. Только бы в новейшую "коробку" не попадали морально старенькые "кубики"... Так что приходится модернизировать и агрегаты.
ПАЗ-4230 рассчитан на создание сравнимо маленькими сериями - несколько сотен в будущем году, позднее - до 2500 совместно с городскими автобусами.
Нет у эволюции конца. Кормилец завода ПАЗ-3205 жил, живой и будет жить. Модернизация, естественно, будет нужно, но малобюджетная, сохраняющая за ним место в ценовой нише до 10 тыщ баксов. Никуда не деться от требований экологии - в угоду им мотор ЗМЗ, разумеется, снабдят впрыском. ГАЗ предлагает новейшую пятиступную коробку. Павловцы готовят "косметику", чтоб осовременить наружность.
Поиск подходящих дизелей длится. Как варианты, рассматриваются болгарский "Перкинс" и польская "Андория". Современный дизель в 150-170 сил устроил бы конструкторов "Авроры". Наверное рычаг коробки уступит место джойстику. В пневмосистемах, может быть, появятся совсем новые исполнительные устройства.
Сделать один автобус до боли просто... Даже в сарае, на кустарном оборудовании можно приготовить революцию. Для серийного производства, кроме подходящих "кубиков", необходимы огромные средства, опыт, конструкторские выработки... Суровому производителю и массовому потребителю милее эволюция. Революционные потрясения обходятся очень недешево.
ПАЗ-32053-07: место водителя и пассажирский салон ничем не выдают дизельное сердечко и пневматические тормоза модернизированного автобуса. Сидения могут быть и поординарнее, и поэлегантнее - глядя что по сердечку заказчику.
ПАВЛОВСКАЯ ТРОЙКА
Коренной - узнаваемый ПАЗ-3205, пристяжными выступают два новых автобуса... Н-но, поехали!
Более широкая колея ПАЗ-32053-07 добавила ему стойкости, ну и пневмопривод тормозов кажется не настолько инерционным, как на базисной модели. "Пазики" всегда отличались резвостью, и дизельный не стал исключением. А вот с коробкой, похоже, не все хорошо. Ряд "пятиступки" рассчитывали в свое время под бензиновый мотор ЗИЛ-130 с куда огромным рабочим спектром оборотов - до 3200 за минуту. Если приходилось трогаться с первой передачи - "раскрутки" мотора хватало, чтоб перевести рычаг в положение II. А дизельный спектр оказывается короток - меж первой и 2-ой, пока шофер ведет рычаг "от края до края", автобус успевает тормознуть на подъеме... чтоб, трогаясь уже со 2-ой, подпалить сцепление. Приблизительно то же мы отмечали на "бычках". Но раз уж для ПАЗа переделана 5-ая передача, может, и до других дело дойдет?
В "Авроре" отдыхаем от заполняющего салон ПАЗ-32053-07 тракторного рыка. Заднее размещение мотора и наилучшая звукоизоляция хорошо управляются с голосистым "минчанином". Привод коробки, хоть и протянулся на добрые восемь метров, оставляет приятное воспоминание собственной четкостью. На пустой машине заморочек с передачами нет - спасибо более сильному мотору. В целом "Аврора" так отличается от обычных "пазиков", что эмблему на передке замечаешь с удивлением...
ПАЗ-4230 "Аврора": комфорт в особенности приметен на фоне прошлых моделей. Эргономичность рабочего места шофера, пригожесть салона утверждают: это машина последнего поколения.
Фото Александра ПОЛУНИНА
ТЕХНИКА
Шаг за шагом
ПО ЗАКОНАМ ЭВОЛЮЦИИ
Сделать автобус до боли просто: нужно сварить каркас, обшить его железным листом и в получившуюся "коробку" установить агрегаты...
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН
Вечно юный. "Автобусом до Сходни доезжаем..." - иллюстрацией к Высоцкому живо представляешь пылящий по разбитому асфальту "пазик", битком набитый публикой всех сословий и возрастов. С 1987 года роль самого массового ПАЗа играет автобус 3205, сменивший
672-ю модель. Тринадцать лет на конвейере - еще не старость, тем паче, что последние годы ознаменовались маленький модернизацией. Видимое изменение: салон "обставили" современными креслами. Поставщик моторов ЗМЗ обрызгал свою бензиновую "восьмерку" живой водой, добавив 42 "кубика", 10 "лошадей" и 30 ньютон-метров. Правда, морально устаревшие коробка, мосты, тормоза остались постоянными. Павловское семейство приросло маршрутным такси, машинами с различными планировкой и оформлением салона, не утратив, естественно, прежних модификаций, в множестве которых таковой уникум, как вэдовый автобус 3206.
Хоть какой автобусный завод играет в кубики, укладывая покупные агрегаты в свою коробку-кузов. Естественно, кубики должны сложиться в некоторую правильную фигуру, чтоб и в коробке уместиться, и вместе состыковаться, в том числе по стоимости.
Уже пару лет можно заказать ПАЗ-3205 с японским дизелем "Хино". Приобретают такие машины единицами - недешево. Конкретно малая стоимость, быстрота окупаемости, простота и ремонтопригодность обеспечивают классическому "пазику" хороший спрос. Этому автобусу суждена долгая жизнь - пока он выгоден и заводу, и покупателям. Но модификации необходимы...
В одну и ту же коробку можно и необходимо ложить различные кубики. Во-1-х, это позволит удовлетворить любые запросы клиентов и даже привлечь новых. Во-2-х, освободит от диктата единственного поставщика того либо другого кубика.
Обновки с чужого плеча. В обыденный ПАЗ-3205 ставили и минский дизель, и японский, экспериментировали даже с "мерседесовским", но все это было быстрее эпизодами, ежели суровой работой. Ведь, как досадно бы это не звучало, выбора не то что особых автобусных - даже подобных грузовых "кубиков", то бишь агрегатов, в Рф фактически нет.
Приспосабливать "по месту" чужую коробку либо мост можно к одному автобусу, а если идет речь о серии, пусть и малой, - нужен заблаговременно приспособленный агрегат.
На сей день самые большие конфигурации вобрала в себя модель 32053-07, готовая к серийному, до 2-3 тыщ в год, производству. Этот автобус поставили на мосты ЗИЛ-4331, чем сходу уничтожили нескольких зайцев: избавились от монополии ГАЗа, получили больший ресурс, а главное, отказались от сложных пневмогидравлических тормозов в пользу классической зиловской пневматики. Естественно, этому шагу предшествовала достаточно большая подготовка - агрегаты доработали под павловскую машину. Кстати, в согласовании с современными требованиями в тормозной системе появится Abs - ее по лицензии "Кнорр" (не путать с бульоном!) будут создавать в Энгельсе. Если ограничиться переменами в ходовой - получится ПАЗ-32053.
Естественно, автобусу такового класса нужен дизель: современный, дешевый, экологичный, ремонтопригодный... Предъявлять все эти, непременно справедливые требования отлично к нескольким моторам. А если он один? В общем, взяли вариант минского Д-245. С ним стыкуется коробка, когда-то изготовленная для ЗИЛ-130, а сейчас переработанная: "прямую" пятую передачу для ПАЗа сделали ускоряющей.
С огромных городских автобусов перебегает и на обычные "пазики" разработка вклейки боковых стекол. Навряд ли это обрадует транПодвескаников - хотя привыкли же к "газелям".
Конфигурации, тем паче такие суровые, обходятся недешево. В некий мере это плата за понижение эксплуатационных расходов. Вобщем, если модель идет в серию, можно возлагать на удешевление с ростом выпуска.
Крейсерский класс. ПАЗ-4230 "Аврора" можно именовать автобусом межрайонного сообщения, как когда-то - 1-ые "пазики". Только сейчас дороги меж райцентрами должны быть гладкими. Малый дорожный просвет, большие свесы, комфортный, чуть ли не бархатом обитый салон - погрузите-ка все это в пробитую старенькым "пазиком" колею и... Нет, маршрут "Авроры" должен начинаться у автовокзала, а не на полевом стане.
Строить "Аврору" начали за длительное время до того, как вышел в свет ПАЗ-32053-07. Частично ветеран "пазик" должен обновлением конкретно машине последующего класса. На фоне прежних моделей 4230 при проектировании смотрелась революционной (не отсюда ли имя?). Современная заднемоторная сборка, обшивка кузова покрытым цинком железным листом, пластмассовые "шапка", "лицо" и... "оборот" автобуса. Кстати, по технологии производства кузова "Аврора" унифицирована с большенными городскими автобусами, потому создание просто перестроить: прирастить выпуск той либо другой модели зависимо от спроса. Естественно, новейшую машину проектировали в расчете на современные агрегаты. Но от революции пришлось отрешиться в пользу эволюционного пути. Ни ярославского ЯМЗ-534 (прошлый ЯМЗ-460), ни подходящего "Штайра" в серии пока нет. Наслаждались все этим же тракторным "минчанином", правда, форсированным, в паре с зиловской коробкой. Привод коробки - английскими тросами. На одном из прототипов на локотнике водительского кресла стоял джойстик, но внедрение электропневмопривода отложили.
Сейчас "Аврора" почти во всем унифицирована и с малыми, и с большенными городскими ПАЗами.
Унификация, непременно, приближает серийное создание. Только бы в новейшую "коробку" не попадали морально старенькые "кубики"... Так что приходится модернизировать и агрегаты.
ПАЗ-4230 рассчитан на создание сравнимо маленькими сериями - несколько сотен в будущем году, позднее - до 2500 совместно с городскими автобусами.
Нет у эволюции конца. Кормилец завода ПАЗ-3205 жил, живой и будет жить. Модернизация, естественно, будет нужно, но малобюджетная, сохраняющая за ним место в ценовой нише до 10 тыщ баксов. Никуда не деться от требований экологии - в угоду им мотор ЗМЗ, разумеется, снабдят впрыском. ГАЗ предлагает новейшую пятиступную коробку. Павловцы готовят "косметику", чтоб осовременить наружность.
Поиск подходящих дизелей длится. Как варианты, рассматриваются болгарский "Перкинс" и польская "Андория". Современный дизель в 150-170 сил устроил бы конструкторов "Авроры". Наверное рычаг коробки уступит место джойстику. В пневмосистемах, может быть, появятся совсем новые исполнительные устройства.
Сделать один автобус до боли просто... Даже в сарае, на кустарном оборудовании можно приготовить революцию. Для серийного производства, кроме подходящих "кубиков", необходимы огромные средства, опыт, конструкторские выработки... Суровому производителю и массовому потребителю милее эволюция. Революционные потрясения обходятся очень недешево.
ПАЗ-32053-07: место водителя и пассажирский салон ничем не выдают дизельное сердечко и пневматические тормоза модернизированного автобуса. Сидения могут быть и поординарнее, и поэлегантнее - глядя что по сердечку заказчику.
ПАВЛОВСКАЯ ТРОЙКА
Коренной - узнаваемый ПАЗ-3205, пристяжными выступают два новых автобуса... Н-но, поехали!
Более широкая колея ПАЗ-32053-07 добавила ему стойкости, ну и пневмопривод тормозов кажется не настолько инерционным, как на базисной модели. "Пазики" всегда отличались резвостью, и дизельный не стал исключением. А вот с коробкой, похоже, не все хорошо. Ряд "пятиступки" рассчитывали в свое время под бензиновый мотор ЗИЛ-130 с куда огромным рабочим спектром оборотов - до 3200 за минуту. Если приходилось трогаться с первой передачи - "раскрутки" мотора хватало, чтоб перевести рычаг в положение II. А дизельный спектр оказывается короток - меж первой и 2-ой, пока шофер ведет рычаг "от края до края", автобус успевает тормознуть на подъеме... чтоб, трогаясь уже со 2-ой, подпалить сцепление. Приблизительно то же мы отмечали на "бычках". Но раз уж для ПАЗа переделана 5-ая передача, может, и до других дело дойдет?
В "Авроре" отдыхаем от заполняющего салон ПАЗ-32053-07 тракторного рыка. Заднее размещение мотора и наилучшая звукоизоляция хорошо управляются с голосистым "минчанином". Привод коробки, хоть и протянулся на добрые восемь метров, оставляет приятное воспоминание собственной четкостью. На пустой машине заморочек с передачами нет - спасибо более сильному мотору. В целом "Аврора" так отличается от обычных "пазиков", что эмблему на передке замечаешь с удивлением...
ПАЗ-4230 "Аврора": комфорт в особенности приметен на фоне прошлых моделей. Эргономичность рабочего места шофера, пригожесть салона утверждают: это машина последнего поколения.
Фото Александра ПОЛУНИНА