ЗАВОД Загубила . ПОЛИТИКА
ЗАВОД Загубила... ПОЛИТИКА
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/У СОСЕДЕЙ
ЗАВОД Загубила...
ПОЛИТИКА
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАФЕ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
И сейчас по улицам русских (украинских, белорусских и т. д.) городов бегают машины с символом "РАФ". Более того, по привычке, многие хоть какой микроавтобус именуют "рафиком" - в протяжении десятилетий других мы просто не знали. А еще некие помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода... Что сейчас происходит там, в Риге - столице независящей Латвии?
За 10 лет город похорошел, весь центр отреставрирован. Совсем пропали надписи на российском языке - зато калоритные вывески по-латышски и по-английски зазывают посетить новые магазины, рестораны, бары, казино... Словом, все как и положено на Западе. Если есть Энциклопедия грузовых автомобилей - всегда найдется место, где их можно издержать. Только вот неувязкой стало - где их заработать? Большая часть больших оборонных заводов, которых в Риге было много, либо перевезены в Россию, либо закрыты и разворованы. От ВЭФа, бывшего флагмана русской радиоиндустрии, остался один маленький цех, где еще пока собирают телефоны. Остальную местность под строительство торгового центра скупил итальянский миллионер Эрнесто Преатони. Еще больше грустна судьба РАФа.
К этому времени выпускавшийся уже около 2-ух десятилетий микроавтобус РАФ-2203 безвыходно устарел, и на заводе решили готовить ему подмену. При участии британской дизайнерской компании был спроектирован новый микроавтобус "Роксана", единственный экземпляр которого удачно проявили на нескольких автосалонах - но далее дело не пошло: средств на пуск в серию в Латвии не нашлось. Такая же судьба ожидала и последующую разработку - переднеприводный микроавтобус "РАФ-Стиль". В конце 90-х у завода были реальные шансы "выплыть" - вариант взаимовыгодного сотрудничества поступил от управления русского ГАЗа. В обмен на пакет акций завода они предлагали организовать в Риге и Елгаве сборку неких (сначала мед) модификаций "газелей". Но руководители независящей Латвии сделали все, чтоб русский капитал не пришел в их страну. После пары лет бесплодных переговоров нижегородцы организовали... сборочный филиал в примыкающей Литве. "На теоретическом уровне филиал ГАЗа можно было расположить в цехах завода РАФ, но политика Латвии не подходит для сотворения авто производства, - заявил тогда президент АО "ГАЗ" Николай Пугин, - тем паче, что тут тяжело отыскать производителей девайсов - нет работающих компаний".
Правительство республики и не скрывало, что делает ставку на других инвесторов. Сюда приезжали америкосы, корейцы, специалисты из Германии, но связываться с РАФом не захотели - технологии на заводе устаревшие, свой рынок очень мал для сурового производства, а самый многообещающий, русский - фактически закрыт для латвийских продуктов по политическим причинам. Местным властям завод тоже был не нужен, и даже в тендере на закупку машин для "скорой помощи" они создали выбор в пользу импортных машин.
В 1997 году в Риге была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов РАФ-22039 - кстати, по заказу Москвы. По драматичности судьбы, "окончил" славную историю РАФа автомобиль очень специфичный - РАФ-3311, созданный для перевозки трупов.
После чего два из 3-х акционерных обществ - "РАФ-ИТЦ" и "РАФ-Елгава" были объявлены банкротами и проданы по частям маленьким обладателям. Как выяснилось, при всем этом были допущены бессчетные нарушения, и сейчас новые хозяева интенсивно судятся вместе и государством, а помещения пустуют. Зато третье - АО "РАФ-Авиа" ощущает себя совершенно хорошо: при разделе имущества им достались три самолета АН-26, которые в свое время перевозили комплектующие с берегов Волги на берега Балтики. Сейчас они обслуживают чартерные коммерческие рейсы...
В последнее время последние РАФы могут пропасть и с улиц русских городов: срок деяния одобрения транПодвесканого средства, которое выдает орган по сертификации, в этом году у всех рижских микроавтобусов завершается. Обращаться в Госстандарт некоторому (этим должно заниматься предприятие-изготовитель), и по закону обладатели "рафиков", специализирующиеся извозом, уже не сумеют получить на это лицензию. Так что через пару лет только историки сумеют поведать о том, что был когда-то таковой славный завод - РАФ...
НАША СПРАВКА
В 50-х годах прошедшего века в Латвии сделали Рижскую фабрику автобусных кузовов (РАФ), где с 1959 года начали создание микроавтобуса на девять пассажиров - РАФ-977 с агрегатами "Волги" ГАЗ-21. На базе "Латвии" выстроили 1-ые в стране маршрутные такси, кареты "скорой помощи", передвижные лаборатории. Посреди 70-х создание переместилось в Елгаву (новый завод был рассчитан на выпуск 17 тыс. автомобилей в год), а в Риге остался инженерно-технический центр. С 1976 года на базе "Волги" GAZ 24 начали создание новейшей 11-местной модели - РАФ-2203. Сначала 90-х завод разделили на три самостоятельных АО: "РАФ-ИТЦ", "РАФ-Елгава" и "РАФ-Авиа".
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/У СОСЕДЕЙ
ЗАВОД Загубила...
ПОЛИТИКА
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАФЕ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
И сейчас по улицам русских (украинских, белорусских и т. д.) городов бегают машины с символом "РАФ". Более того, по привычке, многие хоть какой микроавтобус именуют "рафиком" - в протяжении десятилетий других мы просто не знали. А еще некие помнят, как в годы перестройки проходил всесоюзный конкурс, как выбирали директора автозавода... Что сейчас происходит там, в Риге - столице независящей Латвии?
За 10 лет город похорошел, весь центр отреставрирован. Совсем пропали надписи на российском языке - зато калоритные вывески по-латышски и по-английски зазывают посетить новые магазины, рестораны, бары, казино... Словом, все как и положено на Западе. Если есть Энциклопедия грузовых автомобилей - всегда найдется место, где их можно издержать. Только вот неувязкой стало - где их заработать? Большая часть больших оборонных заводов, которых в Риге было много, либо перевезены в Россию, либо закрыты и разворованы. От ВЭФа, бывшего флагмана русской радиоиндустрии, остался один маленький цех, где еще пока собирают телефоны. Остальную местность под строительство торгового центра скупил итальянский миллионер Эрнесто Преатони. Еще больше грустна судьба РАФа.
К этому времени выпускавшийся уже около 2-ух десятилетий микроавтобус РАФ-2203 безвыходно устарел, и на заводе решили готовить ему подмену. При участии британской дизайнерской компании был спроектирован новый микроавтобус "Роксана", единственный экземпляр которого удачно проявили на нескольких автосалонах - но далее дело не пошло: средств на пуск в серию в Латвии не нашлось. Такая же судьба ожидала и последующую разработку - переднеприводный микроавтобус "РАФ-Стиль". В конце 90-х у завода были реальные шансы "выплыть" - вариант взаимовыгодного сотрудничества поступил от управления русского ГАЗа. В обмен на пакет акций завода они предлагали организовать в Риге и Елгаве сборку неких (сначала мед) модификаций "газелей". Но руководители независящей Латвии сделали все, чтоб русский капитал не пришел в их страну. После пары лет бесплодных переговоров нижегородцы организовали... сборочный филиал в примыкающей Литве. "На теоретическом уровне филиал ГАЗа можно было расположить в цехах завода РАФ, но политика Латвии не подходит для сотворения авто производства, - заявил тогда президент АО "ГАЗ" Николай Пугин, - тем паче, что тут тяжело отыскать производителей девайсов - нет работающих компаний".
Правительство республики и не скрывало, что делает ставку на других инвесторов. Сюда приезжали америкосы, корейцы, специалисты из Германии, но связываться с РАФом не захотели - технологии на заводе устаревшие, свой рынок очень мал для сурового производства, а самый многообещающий, русский - фактически закрыт для латвийских продуктов по политическим причинам. Местным властям завод тоже был не нужен, и даже в тендере на закупку машин для "скорой помощи" они создали выбор в пользу импортных машин.
В 1997 году в Риге была выпущена последняя партия 13-местных микроавтобусов РАФ-22039 - кстати, по заказу Москвы. По драматичности судьбы, "окончил" славную историю РАФа автомобиль очень специфичный - РАФ-3311, созданный для перевозки трупов.
После чего два из 3-х акционерных обществ - "РАФ-ИТЦ" и "РАФ-Елгава" были объявлены банкротами и проданы по частям маленьким обладателям. Как выяснилось, при всем этом были допущены бессчетные нарушения, и сейчас новые хозяева интенсивно судятся вместе и государством, а помещения пустуют. Зато третье - АО "РАФ-Авиа" ощущает себя совершенно хорошо: при разделе имущества им достались три самолета АН-26, которые в свое время перевозили комплектующие с берегов Волги на берега Балтики. Сейчас они обслуживают чартерные коммерческие рейсы...
В последнее время последние РАФы могут пропасть и с улиц русских городов: срок деяния одобрения транПодвесканого средства, которое выдает орган по сертификации, в этом году у всех рижских микроавтобусов завершается. Обращаться в Госстандарт некоторому (этим должно заниматься предприятие-изготовитель), и по закону обладатели "рафиков", специализирующиеся извозом, уже не сумеют получить на это лицензию. Так что через пару лет только историки сумеют поведать о том, что был когда-то таковой славный завод - РАФ...
НАША СПРАВКА
В 50-х годах прошедшего века в Латвии сделали Рижскую фабрику автобусных кузовов (РАФ), где с 1959 года начали создание микроавтобуса на девять пассажиров - РАФ-977 с агрегатами "Волги" ГАЗ-21. На базе "Латвии" выстроили 1-ые в стране маршрутные такси, кареты "скорой помощи", передвижные лаборатории. Посреди 70-х создание переместилось в Елгаву (новый завод был рассчитан на выпуск 17 тыс. автомобилей в год), а в Риге остался инженерно-технический центр. С 1976 года на базе "Волги" GAZ 24 начали создание новейшей 11-местной модели - РАФ-2203. Сначала 90-х завод разделили на три самостоятельных АО: "РАФ-ИТЦ", "РАФ-Елгава" и "РАФ-Авиа".