КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
ОХЛАЖДАЮЩИЕ Воды, КОТОРЫМИ МЫ Повсевременно ПОЛЬЗУЕМСЯ, НЕСОВМЕСТИМЫ Меж СОБОЙ. А Некие - И С Движками
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
В прошедшем номере журнальчик представил подготовительные результаты редакционных испытаний 12-ти охлаждающих жидкостей. В этом - итоги основной части проверки: противокоррозионные и смазывающие характеристики образцов и их сопоставимость вместе. Последние пункты, невзирая на их явную актуальность, даже не регламентируются русскими эталонами. Во всяком случае, пока. Тем увлекательнее знакомство с плодами испытаний. К тому же вместе с русскими продуктами сюда затесались и иноземцы, о смазывающих свойствах которых производители, конечно, задумываются.
ТОЧКА ОТСЧЕТА
Проверку охлаждающих жидкостей начинают обычно с температуры замерзания, а поточнее - с температуры начала кристаллизации. Возвратившись к уже размещенным в прошедшем номере данным, найдем, что большая часть "наших" - семь из 12-ти образцов - проявили итог чуток ниже (холоднее) требуемых ГОСТом минус 40°С. Иноземцы Техасо и Mobil выдали несколько меньше, но они изготовлены не по нашему эталону, так что показанные минус 38,5 и 39°С соответственно посчитаем полностью применимыми.
Повеселил "Шелл" российского производства (изготовлен "по заказу и под контролем...") - у него минус 66°С. Итого набралось 10. Попавших в немилость - двое. "Тосол" от "Гелена Химавто" не дотянул до священной отметки всего три градуса, показав при всем этом нормальную плотность - видно, по ней производитель и вел косвенный контроль температуры замерзания. Очередной эталон поставил на для себя крест сходу - начал леденеть при минус 25°С.
Наметившиеся на первом шаге тенденции позднее переросли в закономерности.
ПО ГОСТУ И Не только лишь
Читатели со стажем знают, что температура начала кристаллизации - значимый показатель, но в большинстве случаев не определяющий "кто есть кто". Вторым (также не самым решающим) посчитаем воздействие на резину (табл. 1). А вот далее...
Один из важнейших характеристик - склонность охлаждающих жидкостей вызывать коррозию конструкционных материалов. Этому - повышенное внимание. Обобщенная оценка по пятибалльной ("школьной") шкале приведена в табл. 1, куда сведены все результаты в очень облегченном виде. Подробнее же о коррозии - в табл. 2.
Самую низкую оценку, как и ожидалось, получил "Тосол" от ООО "Газспецресурс" - тот, что при минус 25°С начинает леденеть. Этому поставили "НЕУД". И поделом: в норму не уложились три из 6 характеристик. По коррозии припоя ПОС-35 злость этого продукта оказалась на 25% выше допустимой; по коррозии чугуна СЧ20 - в 7,5 раза; по коррозии стали 20 - более чем в 20 раз.
Один эталон из дюжины получил оценку "удовлетворительно". Продукт как бы не нехороший, но малость перестарался с воздействием на ту же сталь. Ну и другие результаты не самые наилучшие.
Почему же все-же "удовлетворительно"? Журнальчик не раз писал, что худшие из "тосолов" превосходят нормативы по коррозии в 10-ки раз. Есть тому пример и в этом тесте. Потому отклонение от ГОСТа на 10% сочли терпимым.
Другие наши участники оказались прилежными соискателями: пятеро заслужили "отлично", еще пятеро - "отлично". И те и другие, несложно додуматься, в эталон укладываются, да еще с припасом (подробности в табл. 2). Потому разделение на "четверочников" и "пятерочников" в значимой мере условно. Просто, чтоб как-то отметить старания самых наилучших, остальным оценку немного снизили. В конце концов, "отлично" и "отлично" и предполагают таковой подход. Но на этом, как досадно бы это не звучало, его величество ГОСТ завершается. И начинается... самое увлекательное.
Современные завезенные из других стран помпы предъявляют завышенные требования к смазывающим свойствам охлаждающих жидкостей. Если их не выполнить, помпа очень скоро потечет - выйдет из строя уплотнение. При этом касается это не только лишь тех, кто ездит на импортных машинах. Подобные помпы продают и для вазовских машин.
Как проверить смазывающие характеристики? К примеру, на четырехшариковой машине трения, используя гостированную методику. В эталоне указаны методы определения смазывающих параметров смазочных материалов. Кто же мешает применить этот ГОСТ и к охлаждающим жидкостям? Сказано - изготовлено. После часа испытаний при тарированной нагрузке получаем поперечник пятна контакта. Чем цифра меньше, тем лучше.
Сенсации не вышло - с уверенным отрывом в фавориты выбился самый маститый (и дорогой) иноземец - Техасо. Два других "ихних" продукта демонстрируют то, что можно считать нормой. И радостный факт - большая часть российских ОЖ приблизительно на том же уровне! Но вот один эталон уже на четвертой минутке испытаний вызвал сухое трение. Последующую проверку в таких случаях методика не предугадывает. Итог так плох, что сопоставить его с другими просто нереально. Хотя повторим снова: смазывающих параметров наш ГОСТ от охлаждающих жидкостей пока не просит. Почему "пока"? Спецы, проводившие тесты, серьезно задумались над плодами и не исключено, что с течением времени схожая проверка может стать частью ГОСТа. Читатели "За рулем" тоже могут "задуматься" и сделать выводы уже сейчас.
А сейчас переведем дух и возьмемся за сопоставимость. Проверка методически ординарна - оценивается смесь охлаждающих жидкостей в соотношении 1:1. Проверяется "каждый с каждым". При этом делается это три раза - при 18°С в течение 72 ч (условия хранения машины в гараже летом); при 90°С в течение 24 ч (работающий движок); при 0°С в течение 24 ч (стоянка в гараже осенью-весной).
Из табл. 3 видно, что три режима испытаний выбраны обоснованно. У неких консистенций несопоставимость проявляется исключительно в одном либо 2-ух из критерий. Тогда ввели понятие частичной несовместимости - для случаев маленького расслоения либо помутнения консистенции без возникновения осадка. При более суровых последствиях эталоны числились несопоставимыми.
Итак вот: ни 1-го продукта, стопроцентно либо отчасти совместимого со всеми остальными, не оказалось! И это вопреки воззрениям "знатоков", полагающих, что "голубые" с "голубыми" мешать можно. Оказалось - нельзя. Хотя у товаров стопроцентно либо отчасти зарубежного происхождения несопоставимость вместе встречается пореже. И все таки правильным будет считать, что охлаждающие воды несовместимы вместе. А исключение из этого правила находить в последней из наших таблиц.
Недорого Либо Отлично?
Стандартизация, безусловно, величавое дело. Но работает она подабающим образом исключительно в том случае, когда все производители обязательно ей следуют. Не достаточно того, требования эталона должны рассматриваться как малый уровень свойства, а стремиться нужно всегда к большему.
У нас, обычно (это относится не только лишь к ОЖ), пробуют сделать продукт (изделие) с трудом укладывающимся в эталон, но зато очень дешевенький. Вот и выходит иногда, что при проверке "шаг на право - шаг на лево" появляются трудности. А хоть какое маленькое отклонение от технологического процесса сходу приводит к отклонению от требования ГОСТа.
К счастью, по этим принципам, от которых в критериях рынка и конкуренции стоит отрешаться, работают не все.
Вобщем, нужно пересмотреть некие ГОСТы - жизнь-то не стоит на месте.
НАША СПРАВКА
ГОСТ на охлаждающие воды не клеветает, из чего их можно либо нельзя делать. В российскей практике, не считая этиленгликоля и воды, в большинстве случаев употребляют 5-7 (время от времени больше) присадок, выбирая из длинноватого перечня на теоретическом уровне применимых для этих целей. Различные производители пользуются разными добавками. Вот поэтому при выполнении требований ГОСТа воды могут быть несовместимы вместе. Некие добавки положительно сказываются на смазывающих свойствах, другие - очень негативно.Еще есть один путь ухудшения эксплуатационных параметров охлаждающей воды - внедрение диэтиленгликоля. Этот дешевенький компонент ужаснее - как в отношении коррозии, так и по смазывающим свойствам. И если коррозию можно "задавить" присадками, то вынудить таковой "Тосол" отлично смазывать возможно окажется куда труднее.