ОДНОЛИТРОВЫЙ ГРУЗОВИК?
"ОДНОЛИТРОВЫЙ" ГРУЗОВИК?
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
"ОДНОЛИТРОВЫЙ" ГРУЗОВИК?
Высочайшие ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ПЕРЕВОЗОК
Так повелось: говоря о технических новаторствах, нередко запамятывают о том, что легковые авто не единственные хозяева дорог. Меж тем многотонные громады никак не уступают им в изощренности конструкции, а иногда даже совершеннее. На недавнешнем спец автомобильном салоне в Ганновере д-р Пахта-Рейхофен привел тому убедительные примеры.
Начнем, как сегодня водится, с экологии. Нормы Евро IV востребовали от конструкторов понизить выбросы окислов азота с 5 до 3,5 г на киловатт-час вырабатываемой движком энергии, а частиц сажи - с 0,1 до практически неуловимых 0,02 г. Имеющиеся на бумаге нормы Евро V (планируются с 2008 года) требуют очередной "жертвы" в 1,5 г NOх. Достигнуть такового эффекта, увеличив долю рециркуляции отработанных газов, фактически нереально: большая часть грузовых компаний делают ставку на особые селективные катализаторы SCR (Selektive Catalitic Reduction) с дозированным впрыском мочевины.
Это довольно всераспространенный и дешевый химикат, выделяющий при нагреве аммиак. Тот, в свою очередь, способен расщепить окислы азота на азот и кислород, не представляющие угрозы для среды. Правда, дизтопливо не должно содержать примесей серы, к тому же заправлять автомобиль придется к тому же мочевиной (отлично хоть, на литр горючего ее необходимо только 3,5 см3). Появится очередной контроллер впрыска (для катализатора), работающий с учетом характеристик работы мотора, получаемых от основного электрического блока.
Разработчики уповают, что до Евро VI дело не дойдет - по другому придется биться с продуктами сгорания жалкого количества масла, попавшего в цилиндры...
Что касается понижения расхода горючего, то современный 40-тонный грузовик может наслаждаться 33 литрами на "сотку". Выходит, что в пересчете на тонну массы он заткнул за пояс "фольксвагеновский" "литровый" концепт, притом без всякой супераэродинамики! Возможно, предстоящий прогресс будет связан с другими видами горючего и привода (к примеру, водород, топливные элементы).
Еще одна новинка из области больших технологий - компьютерная видеосистема, отслеживающая положение автомобиля на собственной полосе (подразумевается, что с дорожной разметкой все в порядке). Стоит только отклониться от середины полосы, не включив указатель поворота, как в кабине раздастся предупреждающий шумовой сигнал, слева либо справа соответственно.
Более того, скоро такая система позволит автоматом задерживать грузовик на оси полосы, немного подтормаживая то либо другое колесо через систему ESP. Может показаться, что тут легковые авто ушли вперед, но... Вспомните, сколько колес у многотонного автопоезда, часть из которых принадлежит трейлеру. Каждое нужно снабдить не только лишь датчиком, да и персонально работающим тормозом! А если завтра будет нужно ехать с прицепом другой компании, может быть, и не оборудованным этими устройствами?
Новые решения внедряются и в тормозные устройства. К примеру, МАН разработал... водяной ретардер (замедлитель). На затяжных спусках энергия рассеивается при помощи интегрированной в систему остывания и связанной с колесами крыльчатки, прокачивающей антифриз через диафрагму с маленьким отверстием. Это позволяет перевести в тепло до 600 кВт и по сопоставлению с классическими ретардерами сберегает 80 кг масла.
Система выпуска становится сравнима по трудности с движком в целом.