ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ЯНТИКОВЕ
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ЯНТИКОВЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/РАССЛЕДОВАНИЕ
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ЯНТИКОВЕ
18 АВГУСТА В ЧУВАШИИ РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС Растерял УПРАВЛЕНИЕ НА СПУСКЕ И ОПРОКИНУЛСЯ В ОВРАГ. ПОГИБЛИ
24 ЧЕЛОВЕКА, 39 ПОЛУЧИЛИ РАНЕНИЯ...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО / ИТАР-ТАСС
О катастрофе заговорили по всей Рф: в почти всех средствах массовой инфы под большими заголовками типа "Катастрофа в Чувашии" шла об этом речь. Очевидно, вспомнили подобные аварии, случившиеся в Дагестане, Челябинске, Татарии. Соединяло воединыжды их как минимум одно событие: жертвами становились пассажиры автобусов ПАЗ. Авто поторопились именовать "убийцами"... Но настоящие предпосылки смерти людей тогда не были, ну и не были бы названы: для кропотливого расследования требуется время... А когда оно проходит, результаты теряют привлекательность для каждодневных СМИ: это уже не "жареные" и не кровавые факты, их не вынесешь на первую страничку.
Попробуем вдуматься в дело "пазиков-убийц" с дистанции в несколько месяцев. Тут есть два нюанса - эксплуатационный и конструктивный.
КОНСТРУКЦИЯ
Обычно, обвинения в адресок автобусов сводятся к одному: тормоза ПАЗ-3205 ненадежны. Так ли это?
Исторически конструкция павловских автобусов связана с автомобилями ГАЗ. Потому рабочие тормоза - с гидравлическим приводом, как на нижегородских грузовиках. На прежних моделях применяли гидровакуумный усилитель, с началом производства ПАЗ-3205 он уступил место пневматическому. Обстоятельств тому две: пневмогидравлический привод позволяет воплотить большее усилие; к тому же компрессор автобусу так и так нужен, другими словами сжатый воздух имеется.
В системе два раздельных контура, приводящих тормоза фронтальной и задней оси. Если одна из веток выйдет из строя - автобус, пусть наименее отлично, будет тормозить, а на приборном щитке зажгется сигнальная лампа. ПАЗ не открыл Америки, выбрав таковой тип привода: подобные конструкции есть и у нас, и за рубежом. Тормоза ПАЗ-3205 отвечают всем сегодняшним сертификационным нормам.
Но есть требование, которое не запишешь ни в какой аннотации и которое сейчас, как досадно бы это не звучало, выходит на 1-ый план: защищенность от дурачины и негодяя. В тормозах автобусов употребляют два рабочих тела: сжатый воздух и жидкость. Если 1-ый подделать нереально, то со 2-ой это случается сплошь и рядом... С этой точки зрения пневмогидравлический привод уязвим: залей в бачок просто закипающую подделку и... И тормоза могут в один момент отказать, катастрофа станет полностью возможной.
Естественно, упрекать завод в том, что в стране подделывают "тормозуху", было бы удивительно. Все же ПАЗ предлагает собственный, конкретный метод борьбы с подпольем - пневматический привод тормозов. Уже пару лет на часть машин устанавливают рязанские (так именуемые зиловские) мосты с расширенной колеей и пневматическими тормозами.
Они по правде лучше защищены: кроме более "надежного" рабочего тела, в системе использованы энергоаккумуляторы: проще говоря, не накачав нужные "атмосферы", автобус не стронуть с места, а при аварийном падении давления задние колеса намертво затормаживаются. Не считая того, конкретно с такими тормозами ПАЗ предлагает антиблокировочную систему "Кнорр". Кстати, с следующего года Abs становится неотклонимым оборудованием автобуса, так что уже в январе гидравлическая часть должна совсем уйти в прошедшее.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Вернемся к катастрофы в чувашском селе Янтикове. В официальном акте служебной проверки ДТП описан целый букет грубых нарушений: при допустимой вместимости 41 человек в автобусе ехали 62 пассажира; стояночный тормоз не работал; на задней оси стояли шины с различным рисунком протектора; впереди отсутствовал один амортизатор; аварийная дверь заблокирована снаружи самодельным устройством; не было троса спидометра.
К тому моменту пробег ПАЗа составлял около 700 тыщ км... Все мы лицезреем, на каких автобусах ездят в провинции. Словом, как ни жутко это звучит, все случилось с самым обыденным "пазиком". Даже с талоном муниципального технического осмотра (пройден 5 июня 2002 года) и отметкой "исправен" в путевке.
...Автобус, миновав символ "Ограничение наибольшей скорости" 30 км/ч, покатился под уклон. Предстоящее - по свидетельствам очевидцев из справки о ДТП. Шофер, видимо, сберегая горючее, выключил зажигание, перевел коробку на нейтральную передачу; машина набрала скорость. Впереди левый поворот... Пробы включить пониженную передачу и затормозить не дали результатов. Чтоб замедлить автобус, шофер направил его на пригорок справа, но томная машина проскочила его и полетела в овраг...
Почему не удалось затормозить? Во-1-х, не работал мотор, а включить пониженную передачу без перегазовки очень проблемно (про неработающий ручник нечего и гласить). Во-2-х, мог кончиться воздух в пневматической части тормозов (вот поэтому в аннотации записано: "...воспрещается движение накатом с выключенным движком"). В-3-х, неясно, какая тормозная жидкость была залита в систему. Ничего не утверждая, заметим: температура кипения воды БСК - 115° С, а ДОТ-4, которую просит заливать аннотация по эксплуатации ПАЗ-3205, - 260° С.
Кстати, инженеры ПАЗа совместно со спецами автохозяйств не раз инспектировали тормозную жидкость и убеждались: в автобусы иногда попадает откровенная подделка. Возможно, этим можно разъяснить случаи, когда педаль тормоза в один момент проваливается, а потом, остыв, тормоза работают нормально. Это - 1-ая "тормозная" неувязка.
Согласно аннотации по эксплуатации, тормозную жидкость и даже уплотнительные кольца рабочих цилиндров на ПАЗ-3205 следует поменять дважды в год. Требования, на наш взор, завышенные. Все-же на дворе ХХI век, а автобус приобретают, чтоб возить пассажиров и зарабатывать, а не только лишь заниматься его обслуживанием и ремонтом. Но перестраховщиков с ПАЗа, ужесточивших в 2000 году аннотацию, тоже можно осознать.
2-ая неувязка - халатность эксплуатационников. Помните об отсутствующем амортизаторе и разномастных шинах? А когда последний раз инспектировали исправность аварийной лампы, показывающей, что один из тормозных контуров вышел из строя? Кстати, известны случаи, когда лампочка практически орет о недостатке, но машина - на полосы: ведь один контур пока работает!
И, в конце концов, запчасти. Из экономии автохозяйства и частники приобретают что подешевле. Не так давно на родине "пазиков" нашли целый подпольный цех, изготовлявший главные тормозные цилиндры... чуть ли не под заводским забором! К слову, ПАЗ - единственный сертифицированный производитель этих деталей. Каждый цилиндр проходит проверку на особом щите. Готовые Ремонт и эксплуатация везут на сборку в опечатанных контейнерах, а бракованные рассверливают, чтобы не искушать умельцев. Для входа в цех, где создают Ремонт и эксплуатация тормозов, нужен особенный пропуск. Но заводское клеймо на цилиндрах практически не различимо...
ЭТО НЕ МОГЛО НЕ СЛУЧИТЬСЯ
Катастрофа в Янтикове была не первой. Спецы ПАЗа, выезжающие на места во всех схожих случаях, привозят на завод результаты технических экспертиз с такими же длинноватыми списками дефектов, как у автобуса в Чувашии.
Катастрофа в Янтикове не станет последней. Большой парк "пазиков" очень изношен. Фактически, не в наилучшем состоянии и другие машины, но ПАЗов на загородных маршрутах в пару раз больше, чем всех других автобусов; естественно, они почаще других попадают в сводки ДТП... Дешевенькие ПАЗы окупаются очень стремительно, но нищие автохозяйства все равно сберегают каждую копейку - на "тормозухе", на бензине, на обслуживании.
В конце расследования нужно именовать виноватых. Инкриминировать в катастрофах завод? К конструкции автобуса претензий нет, заявляем это, побывав на заводе и пройдя всю технологическую цепочку производства тормозов. Но все-же адресуем павловчанам упрек: ради нашей безопасности оградите нас от подделок, придумайте, как упаковывать уникальные запчасти! И пожелание: не откладывайте стопроцентное внедрение пневматических тормозов.
Водители третируют простыми требованиями техники безопасности; предприятия запамятывают о ТО; какими-то способами автобусы проходят техосмотр в ГИБДД. В смерти пассажиров повинны эксплуатационники автобусов? Формально это так, но...
К величавому огорчению, этот вывод сам по для себя не сделает пассажирские перевозки неопасными...
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/РАССЛЕДОВАНИЕ
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ЯНТИКОВЕ
18 АВГУСТА В ЧУВАШИИ РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС Растерял УПРАВЛЕНИЕ НА СПУСКЕ И ОПРОКИНУЛСЯ В ОВРАГ. ПОГИБЛИ
24 ЧЕЛОВЕКА, 39 ПОЛУЧИЛИ РАНЕНИЯ...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО / ИТАР-ТАСС
О катастрофе заговорили по всей Рф: в почти всех средствах массовой инфы под большими заголовками типа "Катастрофа в Чувашии" шла об этом речь. Очевидно, вспомнили подобные аварии, случившиеся в Дагестане, Челябинске, Татарии. Соединяло воединыжды их как минимум одно событие: жертвами становились пассажиры автобусов ПАЗ. Авто поторопились именовать "убийцами"... Но настоящие предпосылки смерти людей тогда не были, ну и не были бы названы: для кропотливого расследования требуется время... А когда оно проходит, результаты теряют привлекательность для каждодневных СМИ: это уже не "жареные" и не кровавые факты, их не вынесешь на первую страничку.
Попробуем вдуматься в дело "пазиков-убийц" с дистанции в несколько месяцев. Тут есть два нюанса - эксплуатационный и конструктивный.
КОНСТРУКЦИЯ
Обычно, обвинения в адресок автобусов сводятся к одному: тормоза ПАЗ-3205 ненадежны. Так ли это?
Исторически конструкция павловских автобусов связана с автомобилями ГАЗ. Потому рабочие тормоза - с гидравлическим приводом, как на нижегородских грузовиках. На прежних моделях применяли гидровакуумный усилитель, с началом производства ПАЗ-3205 он уступил место пневматическому. Обстоятельств тому две: пневмогидравлический привод позволяет воплотить большее усилие; к тому же компрессор автобусу так и так нужен, другими словами сжатый воздух имеется.
В системе два раздельных контура, приводящих тормоза фронтальной и задней оси. Если одна из веток выйдет из строя - автобус, пусть наименее отлично, будет тормозить, а на приборном щитке зажгется сигнальная лампа. ПАЗ не открыл Америки, выбрав таковой тип привода: подобные конструкции есть и у нас, и за рубежом. Тормоза ПАЗ-3205 отвечают всем сегодняшним сертификационным нормам.
Но есть требование, которое не запишешь ни в какой аннотации и которое сейчас, как досадно бы это не звучало, выходит на 1-ый план: защищенность от дурачины и негодяя. В тормозах автобусов употребляют два рабочих тела: сжатый воздух и жидкость. Если 1-ый подделать нереально, то со 2-ой это случается сплошь и рядом... С этой точки зрения пневмогидравлический привод уязвим: залей в бачок просто закипающую подделку и... И тормоза могут в один момент отказать, катастрофа станет полностью возможной.
Естественно, упрекать завод в том, что в стране подделывают "тормозуху", было бы удивительно. Все же ПАЗ предлагает собственный, конкретный метод борьбы с подпольем - пневматический привод тормозов. Уже пару лет на часть машин устанавливают рязанские (так именуемые зиловские) мосты с расширенной колеей и пневматическими тормозами.
Они по правде лучше защищены: кроме более "надежного" рабочего тела, в системе использованы энергоаккумуляторы: проще говоря, не накачав нужные "атмосферы", автобус не стронуть с места, а при аварийном падении давления задние колеса намертво затормаживаются. Не считая того, конкретно с такими тормозами ПАЗ предлагает антиблокировочную систему "Кнорр". Кстати, с следующего года Abs становится неотклонимым оборудованием автобуса, так что уже в январе гидравлическая часть должна совсем уйти в прошедшее.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Вернемся к катастрофы в чувашском селе Янтикове. В официальном акте служебной проверки ДТП описан целый букет грубых нарушений: при допустимой вместимости 41 человек в автобусе ехали 62 пассажира; стояночный тормоз не работал; на задней оси стояли шины с различным рисунком протектора; впереди отсутствовал один амортизатор; аварийная дверь заблокирована снаружи самодельным устройством; не было троса спидометра.
К тому моменту пробег ПАЗа составлял около 700 тыщ км... Все мы лицезреем, на каких автобусах ездят в провинции. Словом, как ни жутко это звучит, все случилось с самым обыденным "пазиком". Даже с талоном муниципального технического осмотра (пройден 5 июня 2002 года) и отметкой "исправен" в путевке.
...Автобус, миновав символ "Ограничение наибольшей скорости" 30 км/ч, покатился под уклон. Предстоящее - по свидетельствам очевидцев из справки о ДТП. Шофер, видимо, сберегая горючее, выключил зажигание, перевел коробку на нейтральную передачу; машина набрала скорость. Впереди левый поворот... Пробы включить пониженную передачу и затормозить не дали результатов. Чтоб замедлить автобус, шофер направил его на пригорок справа, но томная машина проскочила его и полетела в овраг...
Почему не удалось затормозить? Во-1-х, не работал мотор, а включить пониженную передачу без перегазовки очень проблемно (про неработающий ручник нечего и гласить). Во-2-х, мог кончиться воздух в пневматической части тормозов (вот поэтому в аннотации записано: "...воспрещается движение накатом с выключенным движком"). В-3-х, неясно, какая тормозная жидкость была залита в систему. Ничего не утверждая, заметим: температура кипения воды БСК - 115° С, а ДОТ-4, которую просит заливать аннотация по эксплуатации ПАЗ-3205, - 260° С.
Кстати, инженеры ПАЗа совместно со спецами автохозяйств не раз инспектировали тормозную жидкость и убеждались: в автобусы иногда попадает откровенная подделка. Возможно, этим можно разъяснить случаи, когда педаль тормоза в один момент проваливается, а потом, остыв, тормоза работают нормально. Это - 1-ая "тормозная" неувязка.
Согласно аннотации по эксплуатации, тормозную жидкость и даже уплотнительные кольца рабочих цилиндров на ПАЗ-3205 следует поменять дважды в год. Требования, на наш взор, завышенные. Все-же на дворе ХХI век, а автобус приобретают, чтоб возить пассажиров и зарабатывать, а не только лишь заниматься его обслуживанием и ремонтом. Но перестраховщиков с ПАЗа, ужесточивших в 2000 году аннотацию, тоже можно осознать.
2-ая неувязка - халатность эксплуатационников. Помните об отсутствующем амортизаторе и разномастных шинах? А когда последний раз инспектировали исправность аварийной лампы, показывающей, что один из тормозных контуров вышел из строя? Кстати, известны случаи, когда лампочка практически орет о недостатке, но машина - на полосы: ведь один контур пока работает!
И, в конце концов, запчасти. Из экономии автохозяйства и частники приобретают что подешевле. Не так давно на родине "пазиков" нашли целый подпольный цех, изготовлявший главные тормозные цилиндры... чуть ли не под заводским забором! К слову, ПАЗ - единственный сертифицированный производитель этих деталей. Каждый цилиндр проходит проверку на особом щите. Готовые Ремонт и эксплуатация везут на сборку в опечатанных контейнерах, а бракованные рассверливают, чтобы не искушать умельцев. Для входа в цех, где создают Ремонт и эксплуатация тормозов, нужен особенный пропуск. Но заводское клеймо на цилиндрах практически не различимо...
ЭТО НЕ МОГЛО НЕ СЛУЧИТЬСЯ
Катастрофа в Янтикове была не первой. Спецы ПАЗа, выезжающие на места во всех схожих случаях, привозят на завод результаты технических экспертиз с такими же длинноватыми списками дефектов, как у автобуса в Чувашии.
Катастрофа в Янтикове не станет последней. Большой парк "пазиков" очень изношен. Фактически, не в наилучшем состоянии и другие машины, но ПАЗов на загородных маршрутах в пару раз больше, чем всех других автобусов; естественно, они почаще других попадают в сводки ДТП... Дешевенькие ПАЗы окупаются очень стремительно, но нищие автохозяйства все равно сберегают каждую копейку - на "тормозухе", на бензине, на обслуживании.
В конце расследования нужно именовать виноватых. Инкриминировать в катастрофах завод? К конструкции автобуса претензий нет, заявляем это, побывав на заводе и пройдя всю технологическую цепочку производства тормозов. Но все-же адресуем павловчанам упрек: ради нашей безопасности оградите нас от подделок, придумайте, как упаковывать уникальные запчасти! И пожелание: не откладывайте стопроцентное внедрение пневматических тормозов.
Водители третируют простыми требованиями техники безопасности; предприятия запамятывают о ТО; какими-то способами автобусы проходят техосмотр в ГИБДД. В смерти пассажиров повинны эксплуатационники автобусов? Формально это так, но...
К величавому огорчению, этот вывод сам по для себя не сделает пассажирские перевозки неопасными...