ДАТЧИКИ ПРАВОЙ НОГИ Либо ДЭ-ПЭ-ДЭ-ЗЭ
ДАТЧИКИ ПРАВОЙ НОГИ Либо ДЭ-ПЭ-ДЭ-ЗЭ
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗ
Особенным шиком числилось ввести в схему переменный резистор - мол, если ухитриться подключить его к правой педали "жигуленка", то тот понесется так, что... Вот об этих самых резисторах сейчас и побеседуем.
То, что числилось тогда непонятной экзотикой, сейчас - обыденный ширпотреб, но к педали подключаться, конечно, не надо. Узлы дроссельного патрубка на тех же впрысковых ВАЗах имеют особый выступ, агрессивно связанный с заслонкой, - к нему-то и подключают прецизионный переменный резистор в особом корпусе. Именуют его ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки. Предназначение - преобразовывать угловое положение дроссельной заслонки в пропорциональное электронное напряжение, которое употребляется бортовым компом для рационального управления движком. Понятно, что сам по для себя резистор просто изменяет свое входное сопротивление - омы "преобразуются" в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В.
Интересно, что тему экспертизы дал подсказку читатель ЗР. Ознакомившись с унылой статьей про термодатчики (ЗР, 2003, № 5), он провел аналогичное исследование нового ДПДЗ и пришел в кошмар - его сопротивление в пару раз отличалось от "книжного" варианта. Почему?
ОМЫ Либо ВОЛЬТЫ?
10 новых датчиков - половина "наших" (все из Арзамаса), половина "ихних" - отвезли в испытательный центр "Идеал". Внешний облик изделий - на фото 1 и 2. Датчики решили как надо погонять по температурной шкале - как ввысь, так и вниз, также устроить им что-то вроде ресурсных испытаний - пусть покрутятся туда-сюда... Поглядим, как при всем этом они будут управляться со собственной задачей - преобразовывать угол в напряжение...
Почему в напряжение, а не в сопротивление? Все очень просто - представьте для себя переменный резистор, подвижный контакт которого находится точно посередке. Если определять напряжение, то контроллер в любом случае будет работать с величиной 5/2=2,5 В - будь при всем этом сопротивление каждой из половинок хоть 5 кОм, хоть 25... А вот если ориентироваться на омы, то получится ерунда с пятикратным разбросом. Потому примерная многофункциональная черта датчика отражает связь меж вольтами и градусами поворота согласно рисунку.
Часть датчиков отправилась в марафонский забег на месте - другие же подверглись измерениям немедля. Чтоб не потонуть в цифрах, которых набралось несколько тыщ, отметим только более увлекательное. Завезенные из других стран датчики, невзирая на полную "беспаПодвесканость", выглядели очень достойно - их характеристики не только лишь расслабленно укладывались в норму, да и обладали завидной повторяемостью от экземпляра к экземпляру. А именно, разброс входного сопротивления составил от 5,54 до 6,7 кОм, а нелинейность - от -0,03 до 1,84%. "Арзамасцы" повели себя чуть по другому - их сопротивление составило от 6,24 до 16 кОм (много!), а нелинейность - от -2,7 до 6,0% (в принципе, можно придраться). У "марафонцев" по окончании забега вышло последующее: нелинейность иноземцев колебалась от -0,26 до 0,46%, а наших - от -2,44 до 2,72%. Кстати, в процессе испытаний было изготовлено смешное открытие: электронная схема "арзамасца" отличается от "канадской" наличием 2-ух неизменных сопротивлений... А для чего?
В целом же, если честно, ожидался другой итог. Грустный опыт прошедших лет демонстрировал, что подобные датчики нередко стопроцентно отказывают из-за очевидного протирания токонесущих дорожек. В нашем случае этого не случилось: к "буржуям" вообщем никаких претензий, ну и "наши" полностью работоспособны. Только вот... ну почему же снова "ихние" лучше? А не съездить ли нам в Арзамас?
КАКОЙ СТОРОНОЙ ДЕРЖАТ "ГРАБЛИ"?
- Наши датчики лучше! - категорически утверждают заводчане. - Давайте возьмем на складе хоть какое количество новых изделий - они не ужаснутся никаких испытаний! И никакого разброса сопротивлений у нас нет!
Просим перепроверить те датчики, которые мы прихватили с собой. Через десяток минут возникает протокол измерений - м-да, вправду не ахти. Лица неподдельно грустнеют - но ведь мы приехали не трибунал вершить, а разобраться. Вот тут-то и полилась увлекательная информация...
- Заморочек было предостаточно, - вспоминают заводчане. - Сначала отказов было много, в особенности в Москве. Оказалось, повинны... мойки!
Наши 1-ые датчики по форме стопроцентно повторяли завезенные из других стран и имели в основании не полную окружность, а усеченную - через этот сектор вовнутрь попадала влага, грязь и черт знает что... Почему этого не было с ввезенными изделиями? Так как на узлы дроссельного патрубка там устанавливают защитные кольца из вспененной резины, а на ДААЗе как и раньше ставят поролон, который при первой же мойке выходит из строя. Мы избавились от этой проблемы, изменив форму датчика - сейчас он стопроцентно перекрывает доступ грязищи.
2-ая неувязка - это дорожки, протертые до дыр. Было и такое. Тоже одолели - стопроцентно перебежали на ввезенную пасту, которую наносим на ввезенную же пленку - вообщем не протрешь. А на данный момент делаем новый токосъемник "а-ля Канада" - мы называем его "грабли". Со старенькыми пастами мы не могли этого сделать: покрытие мягкое, здесь же процарапывалось насквозь. Приходилось делать этакие "грабли", расположенные ввысь зубьями - с пуклевочками на каждом усике. Зато сейчас наше изделие превосходит ввезенное - у него лучше форма и аналогичное содержание. А стоимость - впятеро ниже.
Что ж, замечательно... Но откуда взялись те датчики, которые попали к нам? И для чего в их неизменные резисторы?
- Был грех, - вздыхают местные спецы. - Очень длительно осваивали технологию с новыми пастами - не могли подобрать режимы... Вот в розничную продажу и проникли, выскажемся так, не самые наилучшие изделия. Давайте возьмем пару новых датчиков и погреем их несколько часов в камере.
Что ж, могу подтвердить - раскаленный новый датчик выдает фактически те же характеристики, что и в прохладном состоянии. Но практика поставлять на завод одно, а в магазин - другое не декорирует и издавна всем надоела.
Кстати, а для чего все-же снутри неизменные резисторы? А вот для чего: каждый ДПДЗ проходит на заводе персональную настройку! При объеме выпуска 60 000 за месяц... - вобщем, заводчанам виднее.
Выводы? А выводы такие: в сей раз по итогам экспертизы "наши" проиграли "гостям". Все же советуем брать конкретно арзамасские изделия - похоже, детские заболевания их датчиков совсем ушли в прошедшее. Возникнут трудности - понесем поменять: адресок известен. А отличные результаты безымянного иноземца возможно окажутся таковой же случайностью, как и его провал в случае с термодатчиками - но ни хвалить, ни ругать при всем этом будет некоторого.
1. Наименование - ДПДЗ 2112-1148200. Изготовитель - ООО "Автокомплект", Арзамас. Изделие сертифицировано. Продается в упаковке. Приблизительная стоимость - 150 руб.
2. Наименование - CTS. Продается без упаковки и иных опознавательных символов как изделие "Джи-Эм". Может быть, сделано в Канаде. Приблизительная стоимость - 700 руб.
3. Так смотрятся подвижные контакты разных датчиков. Вверху - "иноземец": он предпочитает "грабли". Посередке - арзамасский эталон "вчерашнего" типа: в нем "грабли" размещены зубьями ввысь, чтоб не продрать ласковый токопроводящий слой из российскей пасты. Понизу - самый новый "арзамасец": "грабли" выполнены в канадском стиле, так как новенькая паста - ввезенная, а поэтому ничего не опасается.
4. А это как раз те пленки, по которым скребут "грабли", что на фото 3. Светлая пленка, что снизу, больше не употребляется - она опасается всего на свете. Сверху - новый вариант, аналогичный ввезенному.
5. Старенькый корпус арзамасского датчика (вверху) был копией ввезенного - новый же стопроцентно закрывает собой "посадочную площадку", перекрывая доступ влаге и грязищи.
6. При установке датчика на узел дроссельного патрубка под ним следует устанавливать вот такое укладочное кольцо. Вверху - поролоновый вариант "а-ля ДААЗ", понизу - изделие из вспененной резины, используемое на привезенных из других стран патрубках.
Зависимость выходного напряжения ДПДЗ от угла поворота его ротора.
НАША СПРАВКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДПДЗ 2112-1148200
Спектр рабочих температур, °С -40 - +125
Входное сопротивление, кОм 5-15
Напряжение питания, В 5±0,005
Сопротивление нагрузки, кОм, более 220
Рабочий спектр угла открытия заслонки, град 18-110
Нелинейность выходной свойства, % -2,5 - +6
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Контроль работоспособности ДПДЗ проводили при изменении угла поворота от 0 до 120 градусов. Измерение характеристик шло в спектре углов от 18 до 110 градусов с дискретностью 15 градусов. Тесты на наработку в количестве 800 000 циклов проводили с частотой 60 циклов за минуту. Тепловые тесты вели при температурах -40 и + 125°С в течение 3-х часов.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗ
Особенным шиком числилось ввести в схему переменный резистор - мол, если ухитриться подключить его к правой педали "жигуленка", то тот понесется так, что... Вот об этих самых резисторах сейчас и побеседуем.
То, что числилось тогда непонятной экзотикой, сейчас - обыденный ширпотреб, но к педали подключаться, конечно, не надо. Узлы дроссельного патрубка на тех же впрысковых ВАЗах имеют особый выступ, агрессивно связанный с заслонкой, - к нему-то и подключают прецизионный переменный резистор в особом корпусе. Именуют его ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки. Предназначение - преобразовывать угловое положение дроссельной заслонки в пропорциональное электронное напряжение, которое употребляется бортовым компом для рационального управления движком. Понятно, что сам по для себя резистор просто изменяет свое входное сопротивление - омы "преобразуются" в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В.
Интересно, что тему экспертизы дал подсказку читатель ЗР. Ознакомившись с унылой статьей про термодатчики (ЗР, 2003, № 5), он провел аналогичное исследование нового ДПДЗ и пришел в кошмар - его сопротивление в пару раз отличалось от "книжного" варианта. Почему?
ОМЫ Либо ВОЛЬТЫ?
10 новых датчиков - половина "наших" (все из Арзамаса), половина "ихних" - отвезли в испытательный центр "Идеал". Внешний облик изделий - на фото 1 и 2. Датчики решили как надо погонять по температурной шкале - как ввысь, так и вниз, также устроить им что-то вроде ресурсных испытаний - пусть покрутятся туда-сюда... Поглядим, как при всем этом они будут управляться со собственной задачей - преобразовывать угол в напряжение...
Почему в напряжение, а не в сопротивление? Все очень просто - представьте для себя переменный резистор, подвижный контакт которого находится точно посередке. Если определять напряжение, то контроллер в любом случае будет работать с величиной 5/2=2,5 В - будь при всем этом сопротивление каждой из половинок хоть 5 кОм, хоть 25... А вот если ориентироваться на омы, то получится ерунда с пятикратным разбросом. Потому примерная многофункциональная черта датчика отражает связь меж вольтами и градусами поворота согласно рисунку.
Часть датчиков отправилась в марафонский забег на месте - другие же подверглись измерениям немедля. Чтоб не потонуть в цифрах, которых набралось несколько тыщ, отметим только более увлекательное. Завезенные из других стран датчики, невзирая на полную "беспаПодвесканость", выглядели очень достойно - их характеристики не только лишь расслабленно укладывались в норму, да и обладали завидной повторяемостью от экземпляра к экземпляру. А именно, разброс входного сопротивления составил от 5,54 до 6,7 кОм, а нелинейность - от -0,03 до 1,84%. "Арзамасцы" повели себя чуть по другому - их сопротивление составило от 6,24 до 16 кОм (много!), а нелинейность - от -2,7 до 6,0% (в принципе, можно придраться). У "марафонцев" по окончании забега вышло последующее: нелинейность иноземцев колебалась от -0,26 до 0,46%, а наших - от -2,44 до 2,72%. Кстати, в процессе испытаний было изготовлено смешное открытие: электронная схема "арзамасца" отличается от "канадской" наличием 2-ух неизменных сопротивлений... А для чего?
В целом же, если честно, ожидался другой итог. Грустный опыт прошедших лет демонстрировал, что подобные датчики нередко стопроцентно отказывают из-за очевидного протирания токонесущих дорожек. В нашем случае этого не случилось: к "буржуям" вообщем никаких претензий, ну и "наши" полностью работоспособны. Только вот... ну почему же снова "ихние" лучше? А не съездить ли нам в Арзамас?
КАКОЙ СТОРОНОЙ ДЕРЖАТ "ГРАБЛИ"?
- Наши датчики лучше! - категорически утверждают заводчане. - Давайте возьмем на складе хоть какое количество новых изделий - они не ужаснутся никаких испытаний! И никакого разброса сопротивлений у нас нет!
Просим перепроверить те датчики, которые мы прихватили с собой. Через десяток минут возникает протокол измерений - м-да, вправду не ахти. Лица неподдельно грустнеют - но ведь мы приехали не трибунал вершить, а разобраться. Вот тут-то и полилась увлекательная информация...
- Заморочек было предостаточно, - вспоминают заводчане. - Сначала отказов было много, в особенности в Москве. Оказалось, повинны... мойки!
Наши 1-ые датчики по форме стопроцентно повторяли завезенные из других стран и имели в основании не полную окружность, а усеченную - через этот сектор вовнутрь попадала влага, грязь и черт знает что... Почему этого не было с ввезенными изделиями? Так как на узлы дроссельного патрубка там устанавливают защитные кольца из вспененной резины, а на ДААЗе как и раньше ставят поролон, который при первой же мойке выходит из строя. Мы избавились от этой проблемы, изменив форму датчика - сейчас он стопроцентно перекрывает доступ грязищи.
2-ая неувязка - это дорожки, протертые до дыр. Было и такое. Тоже одолели - стопроцентно перебежали на ввезенную пасту, которую наносим на ввезенную же пленку - вообщем не протрешь. А на данный момент делаем новый токосъемник "а-ля Канада" - мы называем его "грабли". Со старенькыми пастами мы не могли этого сделать: покрытие мягкое, здесь же процарапывалось насквозь. Приходилось делать этакие "грабли", расположенные ввысь зубьями - с пуклевочками на каждом усике. Зато сейчас наше изделие превосходит ввезенное - у него лучше форма и аналогичное содержание. А стоимость - впятеро ниже.
Что ж, замечательно... Но откуда взялись те датчики, которые попали к нам? И для чего в их неизменные резисторы?
- Был грех, - вздыхают местные спецы. - Очень длительно осваивали технологию с новыми пастами - не могли подобрать режимы... Вот в розничную продажу и проникли, выскажемся так, не самые наилучшие изделия. Давайте возьмем пару новых датчиков и погреем их несколько часов в камере.
Что ж, могу подтвердить - раскаленный новый датчик выдает фактически те же характеристики, что и в прохладном состоянии. Но практика поставлять на завод одно, а в магазин - другое не декорирует и издавна всем надоела.
Кстати, а для чего все-же снутри неизменные резисторы? А вот для чего: каждый ДПДЗ проходит на заводе персональную настройку! При объеме выпуска 60 000 за месяц... - вобщем, заводчанам виднее.
Выводы? А выводы такие: в сей раз по итогам экспертизы "наши" проиграли "гостям". Все же советуем брать конкретно арзамасские изделия - похоже, детские заболевания их датчиков совсем ушли в прошедшее. Возникнут трудности - понесем поменять: адресок известен. А отличные результаты безымянного иноземца возможно окажутся таковой же случайностью, как и его провал в случае с термодатчиками - но ни хвалить, ни ругать при всем этом будет некоторого.
1. Наименование - ДПДЗ 2112-1148200. Изготовитель - ООО "Автокомплект", Арзамас. Изделие сертифицировано. Продается в упаковке. Приблизительная стоимость - 150 руб.
2. Наименование - CTS. Продается без упаковки и иных опознавательных символов как изделие "Джи-Эм". Может быть, сделано в Канаде. Приблизительная стоимость - 700 руб.
3. Так смотрятся подвижные контакты разных датчиков. Вверху - "иноземец": он предпочитает "грабли". Посередке - арзамасский эталон "вчерашнего" типа: в нем "грабли" размещены зубьями ввысь, чтоб не продрать ласковый токопроводящий слой из российскей пасты. Понизу - самый новый "арзамасец": "грабли" выполнены в канадском стиле, так как новенькая паста - ввезенная, а поэтому ничего не опасается.
4. А это как раз те пленки, по которым скребут "грабли", что на фото 3. Светлая пленка, что снизу, больше не употребляется - она опасается всего на свете. Сверху - новый вариант, аналогичный ввезенному.
5. Старенькый корпус арзамасского датчика (вверху) был копией ввезенного - новый же стопроцентно закрывает собой "посадочную площадку", перекрывая доступ влаге и грязищи.
6. При установке датчика на узел дроссельного патрубка под ним следует устанавливать вот такое укладочное кольцо. Вверху - поролоновый вариант "а-ля ДААЗ", понизу - изделие из вспененной резины, используемое на привезенных из других стран патрубках.
Зависимость выходного напряжения ДПДЗ от угла поворота его ротора.
НАША СПРАВКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДПДЗ 2112-1148200
Спектр рабочих температур, °С -40 - +125
Входное сопротивление, кОм 5-15
Напряжение питания, В 5±0,005
Сопротивление нагрузки, кОм, более 220
Рабочий спектр угла открытия заслонки, град 18-110
Нелинейность выходной свойства, % -2,5 - +6
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Контроль работоспособности ДПДЗ проводили при изменении угла поворота от 0 до 120 градусов. Измерение характеристик шло в спектре углов от 18 до 110 градусов с дискретностью 15 градусов. Тесты на наработку в количестве 800 000 циклов проводили с частотой 60 циклов за минуту. Тепловые тесты вели при температурах -40 и + 125°С в течение 3-х часов.