Стальная ВЫДЕРЖКА
Стальная ВЫДЕРЖКА
Разорвался ТРОСИК
Не каждому дано умение расслабленно и благожелательно слушать других. Самый юный член жюри, читая некие письма наших конкурсантов, кипятился: "Ничего для себя решение! Разорвался тросик - вызываем эвакуатор либо техничку!". Еле успокоили его - негоже, дескать, чураться каждого, чьи взоры на технику не совпадают с нашими. Одному невмочь без чувства гаечного ключа в руке, а к "Клинскому" полностью индифферентен. Другого, напротив, тошнит от мысли о гайках - только пиво и выручает. Но оба типажа нужны "для равновесия" в нашем обществе - исключительно в кошмарном сне можно узреть планетку, сплошь населенную автослесарями!
Ясно, что написавшие об эвакуаторах либо техничках руководствуются самыми хорошими соображениями. Согласимся: если не знаешь, как убрать неисправность, то ехать далее бездумно (авось ужаснее не будет) не стоит: может сломаться. Да так, что позже заплатишь за ремонт вдесятеро больше.
Когда и зачем вызывать эвакуатор, каждый решает сам - могли быть Энциклопедия грузовых автомобилей (часто немалые) да время (другой раз спасателей придется ожидать длительно). Последнее, может, и хорошо: бывает, человека, дальнего от техники, в трудной ситуации вдруг осеняет - и он, обнаружив решение, не только лишь уезжает сам, но, что еще важнее, вырастает в собственных очах.
А вот одна читательница в схожих случаях предпочитает буксироваться на веревке,- я, дескать, без заморочек найду подходящий тягач! Отлично быть дамой - юный и симпатичной... А от терпящего бедствие мужчины многие шарахаются.
Еще пришло полностью здравое предложение (быстрее, совет неопытным автовладельцам): сломавшись в незнакомой местности, не смущяйтесь обращаться к местным жителям. Чем меньше, кстати, городок, поселок, тем больше туземцы знают о соседях. Глядишь, отыщите провинциального Кулибина, подрабатывающего ремонтом, а его квалификация часто оказывается выше, чем у столичных профи.
Некие предложили ехать, не переключая передач. Приблизительно так: пока мотор не работает, включаем первую. Потом заводим... Маленький рывок - и машина пойдет. Если ехать неподалеку, это решение приемлемо. Но каждый раз при остановках машины - к примеру, у светофоров - функцию силового запуска придется повторять.
Один из соискателей премии напомнил: есть ведь приемы переключения передач без выжима сцепления. Как досадно бы это не звучало, "деды", способные это делать, не ломая коробку, практически перевелись. Фокус прост только на 1-ый взор (не напрасно же выдумано сцепление!): только-то и необходимо, разогнавшись, резко скинуть газ и, когда валы коробки разгрузятся, выключить первую передачу, а позже угадать обороты мотора, при которых просто войдет 2-ая. На самом деле без скрежета тяжело обойтись, а он не что другое, как символ резвого износа! Тяжело ли обзавестись такими способностями? Не угробишь ли коробку, пока будешь их отрабатывать? Напоминая об этом, один из опытнейших читателей обругал таких водителей скорпионами (недаром сам - из Средней Азии): таким лень смотреть за исправностью машины, даже своей!
Подводим результат. Если нет способности поменять лопнувший тросик новым, необходимо придумать хоть какой-либо его эрзац, чтоб вернуть управление сцеплением. Читатели предложили много решений. Многие, зная о том, что в большинстве случаев трос обрывается поблизости заделки в наконечник, считают, что его можно укоротить (соответственно уменьшить и длину оболочки - боудена) и вновь приспособить к делу.
Другой вариант - боуден не укорачивать. Тогда придется кое-чем нарастить трос, но как? Ведь место соединения троса, скажем, с кусочком проволоки в отверстие боудена не войдет. Таковой стык, вероятнее всего, получится грубым: практически все умельцы предлагают заделать концы оборванного троса гайками, смяв их ударами молотка. (Вот если молотка под рукою нет, тогда совершенно худо. Но у опытнейшего автовладельца в машине должны быть нужные по жизни инструменты, а не те полтора ключа, что кладет в багажник автозавод!)
Варианты предлагают различные. К примеру, состыковав (см. выше) концы оборванного троса около фронтального наконечника (зачем придется свинтить до минимума регулировочную гайку, а контрящую временно убрать), задний наконечник троса можно соединить с рычагом педали сцепления кусочком проволоки. А позже отрегулировать привод и убедиться в его работоспособности. Если все сделать на совесть - будет действовать исправно.
Главный недочет многих решений - сложность выполнения. Что, если нет при для себя ни молотка, ни тех гаек? А если поиск проволоки в канаве за обочиной затянется? А если отыщешь, но очень толстую? Кстати, заменитель тросика все-же должен быть довольно гибким. Ведь штатный трос, соединяющий рычаг педали сцепления с вилкой выключения, проложен не по прямой. Будь вероятна тут просто жесткая тяга, неужто инженеры этого бы не сообразили! Толстой проволоке тяжело гнуться, безизбежно огромное трение в боудене: чуть ли таковой дубовый привод будет работать.
Кое-кто это учел. Отсюда несколько однотипных предложений, как приспособить трос ручника для решения нашей задачки. Самое радикальное - перебросить одну его ветвь так, чтоб выжимать сцепление... поднимая рычаг ручника! Обязаны напомнить, что переделки тормозной системы недопустимы - они (без споров и обсуждения!) запрещены Правилами.
Нашлись энтузиасты, предложившие снять трос стеклоподъемника и пользоваться им. На наш взор, дело трудоемкое, механизм - со своими капризами. Стоит без необходимости в него вмешиваться?
Но очень многие попали в 10-ку, сообразив, как действовал в описанной ситуации создатель задачки. Отыскали обычное, просто выполнимое решение. На карбюраторной "Самаре" есть тросик, а по существу - проволочная тяга управления подсосом. В дороге без нее полностью возможно обойтись, не нарушая никаких правил. Приспособить заместо троса эту гибкую проволоку, сделав на концах петли, несложно, благо, на "Самаре" доступ к рычагу педали сцепления прост - это вам не "10-ка".
Кстати, кое-кто позаботился и о ее обладателях: подсоса на VAZ 2110, даже карбюраторном, нет, но капот раскрывается как обычно, гибкой проволочной тягой. Естественно, до того как пользоваться ею, к рычагу привода замка необходимо привязать кусочек веревки, провода и т. п. и вывести наружу, по другому капот, захлопнув, не откроешь.
...Кого же избрать? Все участники конкурса нам идиентично симпатичны. Пришлось-таки вновь приз разыгрывать. Премия досталась москвичу Александру Баранцеву, который, кстати, не только лишь подал идею пользоваться приводом подсоса, да и строго расписал технологию.
Задачка ДЕСЯТАЯ
Заместо "ТОРМОЗУХИ"
Гаврила Афанасьич, без преувеличения, состарился за рулем - запамятовал даже, с какого начинал. Или "Москвича" старого, или "Победы" антикварной. Зато опыта - выше головы, а он, известное дело, бесценен! Вот и ситуация, в какой опыт понадобился. А заодно - умение соображать не только лишь "на троих".
Ехал Афанасьич на старой "восьмерке", мурлыча песенку, ну и увидел впереди колдобину. Притормозил. Здесь педалька до пола и провалилась. Тряхнуло в колдобине, а далее обошлось без препятствий. От ручника, естественно, проку не достаточно, но машина в конце концов тормознула. Владелец вылез, принюхался: тормозуха! Взглянул под машину - из лопнувшего шланга вытекали последние капли воды.
Запасной шланг у Афанасьича издавна уже катался в багажнике, а вот идея о воды принудила огорчиться: когда-то дал ее другу по гаражу - ну и запамятовал. Шланг поменять не неувязка, а что в привод залить?
До наиблежайшего автомагазина еще ехать и ехать. Приостановил одного-другого водителя - ни у кого нет... А вблизи сельская лавчонка: хлеб, макароны, спички, сигареты, какая-то парфюмерия, гвозди, керосин, скобы, пилы... Здесь и озарило! Гаврила стремительно поменял шланг, заполнил систему, прокачал - и тормоза, вопреки опасениям, нормально заработали!
А что вы предприняли бы в схожем случае?
Ответ с пометкой "Конкурс" отправьте до 10 ноября 2003 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail:exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Указывайте полные паПодвесканые данные, ваш ИНН и номер страхового свидетельства муниципального пенсионного страхования.