ДЕДУШКИНЫ КОЛОДКИ
ДЕДУШКИНЫ КОЛОДКИ
ЗАДНИЕ ТОРМОЗА "ВОЛГИ"
Но позже соображаешь - да ведь колодки-то с того времени не поменялись: для их что GAZ 24, что GAZ 3110 - одно и то же... А каким образом тормозят современные "волги" - это даже очень любопытно.
Требования к "волговским" колодкам звучат полностью стандартно - обычные геометрические размеры, отличные фрикционные характеристики, высочайшая крепкость. "Судьи" известны - проверка 4 типов изделий проводилась в лаборатории тормозных систем испытательного центра авто изделий НАМИ.
ГЕОМЕТРИЯ
При геометрических замерах приобретенных колодок основное внимание уделялось их "собираемости" в тормозном механизме. Размеры определялись в особом приспособлении, при этом попарно - у недлинной ("пассивной") колодки и длинноватой ("активной"). "Правильные" размеры - на рисунке, результаты - в табл. 1. Направьте внимание, что числа, не укладывающиеся в норматив, выделены.
Уменьшенный поперечник колодок в сборе угрожает обладателю не только лишь наименьшим ресурсом, да и долгой притиркой. Заметим также, что размеры отверстия под эксцентрик регулировки распорной планки у недлинной колодки имеют достаточно широкий допуск. Кстати, конструкция "волговского" тормозного механизма позволяет регулировать каждое из задних колес в отдельности, что дает возможность в некий мере выровнять тормозные усилия на колесах при торможении ручником.
Любознательный факт. При зрительном контроле выяснилось, что в тормозных колодках № 1, 2 и 4 - одни и те же накладки производства ОАО "НИИАТИ компания ТИИР" с фрикционным материалом ТИИР-451. Об этом гласит маркировка на поверхности накладки. Любопытно, следует ли из этого, что фрикционные характеристики и износостойкость изделий будут схожими? Об этом - чуток позднее.
ФРИКЦИОННЫЕ Характеристики
При определении фрикционных параметров употреблялся особый щит СТН-НАМИ с инерционными массами, обеспечивающими суммарный момент инерции 4,4 кгс.м2. Методика - согласно Приложению 15 ГОСТ Р41.13-99 (Правил ЕЭК ООН № 13).
Перед испытаниями все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Потом, как обычно, проверили их в различных режимах - при неизменной скорости и переменном давлении, при постоянном давлении и различных скоростях, также при "нагревном" цикле (15 торможений с схожим интервалом) и т. п. Износостойкость определяли по изменению толщины колодок после всех этих испытаний. Не считая того, проверили эффективность контрольного торможения при давлении 8,0 МПа и скорости 80 км/ч.
Вышло нечто внезапное. С одной стороны, фрикционные характеристики колодок № 3 вправду отличаются от 3-х других - они несколько ужаснее, а с другой - посреди последних также наблюдается разброс. Вот для тебя и однообразные накладки! Кстати, в последующей главе выяснится, что у их и износ различный...
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
Износостойкость определяется просто - измеряется разница толщины колодок меж "до того" и "после". Замеры проводят микрометром в 4 точках - потом средний итог делят на полное количество торможений за цикл испытаний. То, что вышло, именуется "средний износ за одно условное торможение" - эта самая величина и приведена в табл. 2.
Направьте внимание - износостойкость изделий № 2 и 4 отличается в три раза! А накладки-то однообразные, точнее, с схожими наименованиями...
Крепкость СКЛЕИВАНИЯ
Крепкость клеевого соединения фрикционной накладки с колодкой определяли согласно методике ГОСТ Р ИСО 6312. Напоминаем "норму" - более 1,0 МПа. Результаты измерений приведены в табл. 3.
Зачет получают все, хотя активная "половина" комплекта № 2 сделала это с огромным трудом.
Избираем?
Что ж, пробуем избрать. Номер 4 отметаем сходу - не достаточно того что "бомж", так к тому же с самыми худшими показателями точности производства. Фаворит тоже ясен - колодки № 1 "Автодеталь" выглядели достойнее других. Что касается мест в центре, то здесь, как говорится, кому что поближе. Формально "бомж" № 3 оказался лучше "Сонатекса", но... ведь не поощрять же самозванцев... Ну и как отыскать их на рынке, если захочется приобрести конкретно такие колодки? Потому 2-ое место отдаем фирме - не за награды, а просто за наличие "документов". Будем считать это авансом в счет будущих наград.
1. Заявленный производитель
ООО "ППФ "Автодеталь", Наша родина
Отличительные признаки: имеется упаковка, любая колодка отмечена голограммой.
Стоимость - 180 руб.
Оценки: геометрия - 4, фрикционные характеристики - 4, крепкость - 5.
Итоговая
оценка: (отлично).
2. Заявленный производитель
ООО "Сонатекс", Наша родина
Идентификационные признаки: на каждой колодке выбита надпись "Sonatex".
Стоимость - 160 руб.
Оценки: геометрия - 3, фрикционные характеристики - 3, крепкость - 4.
Итоговая
оценка: (удовлетворительно).
3. Заявленный производитель
неизвестен
На активной колодке выбит № 1051102, на пассивной - № 2230902. Накладки - сероватого цвета.
Стоимость - 140 руб.
Оценки: геометрия - 3, фрикционные характеристики - 4, крепкость - 4.
Итоговая
оценка: (удовлетворительно).
4. Заявленный производитель
неизвестен
Отличительные признаки - на поверхности ребра выбит № 1109, имеется наклейка со штрих-кодом.
Стоимость - 130 руб.
Оценки: геометрия - 1, фрикционные характеристики - 3, крепкость - 5.
Итоговая
оценка: (плохо).
ЗАДНИЕ ТОРМОЗА "ВОЛГИ"
Но позже соображаешь - да ведь колодки-то с того времени не поменялись: для их что GAZ 24, что GAZ 3110 - одно и то же... А каким образом тормозят современные "волги" - это даже очень любопытно.
Требования к "волговским" колодкам звучат полностью стандартно - обычные геометрические размеры, отличные фрикционные характеристики, высочайшая крепкость. "Судьи" известны - проверка 4 типов изделий проводилась в лаборатории тормозных систем испытательного центра авто изделий НАМИ.
ГЕОМЕТРИЯ
При геометрических замерах приобретенных колодок основное внимание уделялось их "собираемости" в тормозном механизме. Размеры определялись в особом приспособлении, при этом попарно - у недлинной ("пассивной") колодки и длинноватой ("активной"). "Правильные" размеры - на рисунке, результаты - в табл. 1. Направьте внимание, что числа, не укладывающиеся в норматив, выделены.
Уменьшенный поперечник колодок в сборе угрожает обладателю не только лишь наименьшим ресурсом, да и долгой притиркой. Заметим также, что размеры отверстия под эксцентрик регулировки распорной планки у недлинной колодки имеют достаточно широкий допуск. Кстати, конструкция "волговского" тормозного механизма позволяет регулировать каждое из задних колес в отдельности, что дает возможность в некий мере выровнять тормозные усилия на колесах при торможении ручником.
Любознательный факт. При зрительном контроле выяснилось, что в тормозных колодках № 1, 2 и 4 - одни и те же накладки производства ОАО "НИИАТИ компания ТИИР" с фрикционным материалом ТИИР-451. Об этом гласит маркировка на поверхности накладки. Любопытно, следует ли из этого, что фрикционные характеристики и износостойкость изделий будут схожими? Об этом - чуток позднее.
ФРИКЦИОННЫЕ Характеристики
При определении фрикционных параметров употреблялся особый щит СТН-НАМИ с инерционными массами, обеспечивающими суммарный момент инерции 4,4 кгс.м2. Методика - согласно Приложению 15 ГОСТ Р41.13-99 (Правил ЕЭК ООН № 13).
Перед испытаниями все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Потом, как обычно, проверили их в различных режимах - при неизменной скорости и переменном давлении, при постоянном давлении и различных скоростях, также при "нагревном" цикле (15 торможений с схожим интервалом) и т. п. Износостойкость определяли по изменению толщины колодок после всех этих испытаний. Не считая того, проверили эффективность контрольного торможения при давлении 8,0 МПа и скорости 80 км/ч.
Вышло нечто внезапное. С одной стороны, фрикционные характеристики колодок № 3 вправду отличаются от 3-х других - они несколько ужаснее, а с другой - посреди последних также наблюдается разброс. Вот для тебя и однообразные накладки! Кстати, в последующей главе выяснится, что у их и износ различный...
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
Износостойкость определяется просто - измеряется разница толщины колодок меж "до того" и "после". Замеры проводят микрометром в 4 точках - потом средний итог делят на полное количество торможений за цикл испытаний. То, что вышло, именуется "средний износ за одно условное торможение" - эта самая величина и приведена в табл. 2.
Направьте внимание - износостойкость изделий № 2 и 4 отличается в три раза! А накладки-то однообразные, точнее, с схожими наименованиями...
Крепкость СКЛЕИВАНИЯ
Крепкость клеевого соединения фрикционной накладки с колодкой определяли согласно методике ГОСТ Р ИСО 6312. Напоминаем "норму" - более 1,0 МПа. Результаты измерений приведены в табл. 3.
Зачет получают все, хотя активная "половина" комплекта № 2 сделала это с огромным трудом.
Избираем?
Что ж, пробуем избрать. Номер 4 отметаем сходу - не достаточно того что "бомж", так к тому же с самыми худшими показателями точности производства. Фаворит тоже ясен - колодки № 1 "Автодеталь" выглядели достойнее других. Что касается мест в центре, то здесь, как говорится, кому что поближе. Формально "бомж" № 3 оказался лучше "Сонатекса", но... ведь не поощрять же самозванцев... Ну и как отыскать их на рынке, если захочется приобрести конкретно такие колодки? Потому 2-ое место отдаем фирме - не за награды, а просто за наличие "документов". Будем считать это авансом в счет будущих наград.
1. Заявленный производитель
ООО "ППФ "Автодеталь", Наша родина
Отличительные признаки: имеется упаковка, любая колодка отмечена голограммой.
Стоимость - 180 руб.
Оценки: геометрия - 4, фрикционные характеристики - 4, крепкость - 5.
Итоговая
оценка: (отлично).
2. Заявленный производитель
ООО "Сонатекс", Наша родина
Идентификационные признаки: на каждой колодке выбита надпись "Sonatex".
Стоимость - 160 руб.
Оценки: геометрия - 3, фрикционные характеристики - 3, крепкость - 4.
Итоговая
оценка: (удовлетворительно).
3. Заявленный производитель
неизвестен
На активной колодке выбит № 1051102, на пассивной - № 2230902. Накладки - сероватого цвета.
Стоимость - 140 руб.
Оценки: геометрия - 3, фрикционные характеристики - 4, крепкость - 4.
Итоговая
оценка: (удовлетворительно).
4. Заявленный производитель
неизвестен
Отличительные признаки - на поверхности ребра выбит № 1109, имеется наклейка со штрих-кодом.
Стоимость - 130 руб.
Оценки: геометрия - 1, фрикционные характеристики - 3, крепкость - 5.
Итоговая
оценка: (плохо).