КОНСТРУКТОР № XXI
КОНСТРУКТОР № XXI
ПЛАТФОРМЫ И УНИФИКАЦИЯ
Помните детские наборы с металлическими либо пластмассовыми детальками разной формы и размеров, с колесами, гайками и винтами? Их еще называли "Конструктор" либо "Механик" - номер, зависимо от трудности и, соответственно, возраста "инженера".
Приемы взрослых конструкторов ХХI столетия кое-чем напоминают игры малеханьких. Работая над созданием нового автомобиля, инженеры подбирают узлы и агрегаты из уже имеющихся, но еще неустаревших и, естественно, проектируют при всем этом уникальные. Сейчас можно сделать не одну модель, а целый их ряд, и фуррор на рынке почти во всем будет зависеть от того, как широким набором девайсов оперировали конструкторы.
БАЗИС БЕЗ НАДСТРОЙКИ
Большая часть машин, которые можно было собрать из "Механика №...", базировались на прямоугольной пластинке - подобие пола реального взрослого автомобиля. Кстати, эта самая "платформа" нередко ограничивает фантазию малеханьких фанатиков гаечного ключа и отвертки.
Не правда ли кое-чем похоже на современные авто? Только их платформы несоизмеримо труднее, потому на их строят настолько непохожие снаружи и по предназначению модели.
Мысль платформ не нова. Не станем углубляться в "предания старины", когда на раму помещали различные кузова, к примеру, летний - прогулочный, зимний - закрытый утепленный. Обратимся к знакомым "жигулям". У снаружи приметно отличающихся автомобилей семейств VAZ 2101...21013, VAZ 2103...2106, VAZ 2105...2107 остов кузова, включая крышу, единый для всех. Аналогично поступили в свое время СААБ и ФИАТ. При этом только натренированный глаз угадывал в дизайне СААБ-9000 черты итальянской "Кромы", ну и внутренностью машины отличались.
Современные технологии конструирования и производства позволяют делать на одной платформе еще больше непохожие модели. Создав набор панелей пола, лонжеронов, усилителей, можно не только лишь выстроить несколько полностью различных "с лица" моделей, но, играя размерами частей, выпускать модификации - длинноватые и недлинные, с узенькой колеей либо широкой. Таковой подход существенно сберегает средства и время. А покупатели получают широкую палитру моделей, о какой лет 20 вспять и не желали. Универсальность деталей позволяет строить на одной платформе все - от мини-вэна до автомобиля с откидным верхом.
Один из фаворитов "платформостроительства" - концерн "Фольксваген". Родственники пользующегося популярностью "Гольфа" и выпускаемого под именованием "Туран" мини-вэна - не только лишь " Audi А3" и ТТ, да и автомобиль " Фольксваген Бора", "Нью Битл" в "костюмчике" ретро, отлично знакомые в Рф хэтчбек и универсал " Шкода Октавия", испанский "СЕАТ-Толедо".
На таковой же путь ступил концерн "Дженерал моторс". Прямо за "Опелем-Вектра" и СААБ 9-3 на так именуемой глобальной платформе "Ипсилон" построят "Chevrolet", "Понтиак" и "Сатурн". "Форд" тоже интенсивно унифицирует авто всех классов. Братья по платформе - " Форд Фиеста", просторный, высочайший "Фьюжн" и дебютировавшая не так давно "Мазда 2". Английский аристократ "Ягуар-Х" - ближний родственник "Форда-Мондео". Новый "Volvo S40" (предшествующий, напомним, делали на одной платформе с " Мицубиси Каризма") конструктивно близок "Мазде-3" и "Форду-Фокус", дебюта которого ожидают в будущем году.
Для сегодняшнего шага автопромышленности типично, что все почаще на единых платформах машины строят не только лишь "братские" компании из 1-го концерна, да и соперники. "Киты" издавна сообразили: резвее и прибыльнее сложить средства и усилия, чтоб позже, придав каждому автомобилю уникальный фирменный вид, выйти на рынок с отработанной сверхтехнологичной конструкцией.
Концерны ПСА и ФИАТ вместе разработали мини-вэны. Модели "Пежо", "Ситроен", ФИАТ и "Лянча" даже выпускают на одном заводе, и сейчас на конвейере уже 2-ое поколение конструктивно подобных, но приметно отличающихся экстерьером и интерьером машин. Создавая мини-вэн "Гэлакси", "Форд" сотрудничал с "Фольксвагеном", а для постройки "паркетного" внедорожника "Маверик" избрал партнером "Ниссан".
Очередной пример внезапного партнерства: "Порше" и "Фольксваген" вложились в шикарный, дорогой внедорожник. Если поставить " Порше Кайенна" и " Фольксваген Туарег" рядом, родство, естественно, поймать нетрудно, но авто никак не двойники.
Сотрудничество конкурентов становится все обширнее. Молвят, что новые "Альфа-Ромео" и "Лянча" "построят" на платформе "Ипсилон" концерна "Дженерал моторс". Итальянский дизайн и "глобальная", отработанная, сверхтехнологичная конструкция - от такового сочетания покупатели только выиграют.
Внутренность ПО ВКУСУ
Платформа - не только лишь кузовное "железо", в нее входят и элементы подвески. Главные - рычаги, балки, стойки - очень унифицированы, а пружины, рессоры можно подобрать для каждой машины зависимо от полной массы и динамики, благо спец компании сделают начинку с хоть какими чертами.
Создавая фундамент, конструкторы заложили точки крепления агрегата. Сейчас можно выбирать мотор... никак не только лишь из собственных припасов. И вновь малость истории. Использовать движки ведущих производителей - давнишняя традиция многих не очень больших компаний.
Но конкретно могущественные концерны пошли на прямое сотрудничество. К примеру, еще в 1970-х "Рено", ПСА и "Вольво" сделали шестицилиндровый 2,7-литровый мотор, который достаточно длительно с фуррором использовали на французских и шведских машинах.
Сегодня соавторство мотористов заходит в новейшую фазу. Наверняка, не каждый фанат "Мерседес-Бенца" думал над тем, что под капотом неких "спринтеров" стоит вточности такой же 2,3-литровый 143-сильный агрегат, как у "Фольксвагена-LT". Современный турбодизель "коммон рейл" объемом 1,4 л работает на "пежо", "ситроенах" и европейских "фордах".
Ну а компании так именуемого третьего мира употребляют переработанные конструкции и технологии в особенности нередко. Фуррор корейских "саньёнов" почти во всем обоснован тем, что под капотами вседорожников моторы "Мерседес-Бенца". Кстати, малоизвестный у нас представительский автомобиль "Саньён-Чэрман" и совсем построен на платформе "Мерседес-Бенца Е" позапрошлого поколения (W124).
Если кооперация в моторостроении развивается все обширнее, то коробки большая часть издавна приобретает у специализированных компаний. Для чего растрачивать время и средства на разработку сложных агрегатов, если спецы ZF либо "Айсин" съели на их собаку и предлагают гигантскую палитру коробок для передне-, задне- и вэдовых моделей?
Вообщем, в современный автомобиль вложен труд нескольких 10-ов компаний - обширно узнаваемых, как "Бош", "Гаррет" либо "Хелла", и знакомых только спецам. Не достаточно кто слышал об относительно маленький французской компании "Фореция". Обладателям БМВ Х5 и неких "мерседесов" не приходит в голову, что ее спецы обеспечили им Законодательство при боковом ударе. Они не только лишь создают двери для этих машин, да и разрабатывают конструкцию, испытывают их. Кстати, компания также поставщик "Рено", "Пежо", "Форда". Некие производители доверяют "Фореции" даже полную сборку и расцветку дверей. На конвейере их остается только навесить на кузов.
ПЕРЕЖИТКИ НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Вернемся на родные просторы. Лет 30 вспять в недрах Минавтопрома появилась мысль глобальной централизации. Новые авто был должен проектировать НАМИ на базе разработанного там же типажа подходящих стране моделей. Макеты планировали строить на особом заводе около Дмитровского полигона. Сотрудникам последнего доверяли испытывать машины. А заводам оставалось только ставить их на сборочный поток. Если отвлечься от того, что разработчики из НАМИ иногда были очень далеки от ежедневных нужд и производственных реалий, мысль совершенно не смотрится бредовой. В особенности на данный момент, когда наши далековато не самые богатые и современные предприятия варяться в своем соку, пытаясь обновить и расширить устаревшие палитры моделей.
ГАЗ и ВАЗ как бы работают над автомобилями класса D, при этом порознь. Срок постановки машин на сборочный поток, как обычно, туманен. УАЗ доводит до разума авто семейства 3160/3162 уже лет 10. Конца этому пути пока не видно, а на него, похоже, встает и ГАЗ, упрямо демонстрирующий макеты огромных вседорожников.
А полукустарный "Мишка", которого во всей "красоте" лицезрели гости Столичного автомобильного салона? Странноватая мысль: делать легковой автомобиль из собранных с бору по сосенке узлов и агрегатов по соседству с БелАЗами. Если есть Энциклопедия грузовых автомобилей и силы, может, лучше консолидировать их с легковыми заводами для сотворения современного компакта, к примеру той же "Оки-II"?
Российские конструкторы выбирают из небогатого набора движков и совершенно бедного коробок передач, не говоря об остальной внутренности. При этом каждый завод, обычно, отыскивает поставщика без помощи других. Результаты лицезреем (а еще почаще не лицезреем) на наших дорогах...
Несколько десятилетий вспять самолеты строило огромное количество компаний различных государств. Сегодня, по оценкам профессионалов, современные истребители способны выпускать три страны. Нечто схожее происходит и в авто индустрии. Не случаем большие концерны соединяются в огромные и не гнушаются кооперироваться со настолько же могущественными соперниками. Только так можно строить современные, сложные авто, обновляя их каждые три-пять лет для ублажения балованных покупателей. Удел других заводов - в наилучшем случае влиться в транснациональные промышленные империи и заниматься только сборкой моделей, сделанных объединенными усилиями из... "Конструктора № XXI". Прошлые примитивные наборы безвыходно стареют.
" Форд Фиеста"...
" Форд Фьюжн" и...
"Мазда 2" сделаны на единой платформе.
Элементы кузова "Опеля-Вектра" наследуют другие модели концерна "Дженерал моторс".
Кузов "СААБ-9-3 Конвертибл" нашпигован дополнительными усилителями, но в его базе та же, что у "Опеля", платформа "Ипсилон".
Шасси нового "Volvo S40" неслучайно похоже на аналог "Форда С-max"
(см. ЗР, 2003, № 10).
В базе первых "порше" лежала конструкция "Фольксвагена-Жук". Через несколько десятилетий компании возвратились к сотрудничеству, но "Кайенна" не растеряла фирменной самобытности.
ПЛАТФОРМЫ И УНИФИКАЦИЯ
Помните детские наборы с металлическими либо пластмассовыми детальками разной формы и размеров, с колесами, гайками и винтами? Их еще называли "Конструктор" либо "Механик" - номер, зависимо от трудности и, соответственно, возраста "инженера".
Приемы взрослых конструкторов ХХI столетия кое-чем напоминают игры малеханьких. Работая над созданием нового автомобиля, инженеры подбирают узлы и агрегаты из уже имеющихся, но еще неустаревших и, естественно, проектируют при всем этом уникальные. Сейчас можно сделать не одну модель, а целый их ряд, и фуррор на рынке почти во всем будет зависеть от того, как широким набором девайсов оперировали конструкторы.
БАЗИС БЕЗ НАДСТРОЙКИ
Большая часть машин, которые можно было собрать из "Механика №...", базировались на прямоугольной пластинке - подобие пола реального взрослого автомобиля. Кстати, эта самая "платформа" нередко ограничивает фантазию малеханьких фанатиков гаечного ключа и отвертки.
Не правда ли кое-чем похоже на современные авто? Только их платформы несоизмеримо труднее, потому на их строят настолько непохожие снаружи и по предназначению модели.
Мысль платформ не нова. Не станем углубляться в "предания старины", когда на раму помещали различные кузова, к примеру, летний - прогулочный, зимний - закрытый утепленный. Обратимся к знакомым "жигулям". У снаружи приметно отличающихся автомобилей семейств VAZ 2101...21013, VAZ 2103...2106, VAZ 2105...2107 остов кузова, включая крышу, единый для всех. Аналогично поступили в свое время СААБ и ФИАТ. При этом только натренированный глаз угадывал в дизайне СААБ-9000 черты итальянской "Кромы", ну и внутренностью машины отличались.
Современные технологии конструирования и производства позволяют делать на одной платформе еще больше непохожие модели. Создав набор панелей пола, лонжеронов, усилителей, можно не только лишь выстроить несколько полностью различных "с лица" моделей, но, играя размерами частей, выпускать модификации - длинноватые и недлинные, с узенькой колеей либо широкой. Таковой подход существенно сберегает средства и время. А покупатели получают широкую палитру моделей, о какой лет 20 вспять и не желали. Универсальность деталей позволяет строить на одной платформе все - от мини-вэна до автомобиля с откидным верхом.
Один из фаворитов "платформостроительства" - концерн "Фольксваген". Родственники пользующегося популярностью "Гольфа" и выпускаемого под именованием "Туран" мини-вэна - не только лишь " Audi А3" и ТТ, да и автомобиль " Фольксваген Бора", "Нью Битл" в "костюмчике" ретро, отлично знакомые в Рф хэтчбек и универсал " Шкода Октавия", испанский "СЕАТ-Толедо".
На таковой же путь ступил концерн "Дженерал моторс". Прямо за "Опелем-Вектра" и СААБ 9-3 на так именуемой глобальной платформе "Ипсилон" построят "Chevrolet", "Понтиак" и "Сатурн". "Форд" тоже интенсивно унифицирует авто всех классов. Братья по платформе - " Форд Фиеста", просторный, высочайший "Фьюжн" и дебютировавшая не так давно "Мазда 2". Английский аристократ "Ягуар-Х" - ближний родственник "Форда-Мондео". Новый "Volvo S40" (предшествующий, напомним, делали на одной платформе с " Мицубиси Каризма") конструктивно близок "Мазде-3" и "Форду-Фокус", дебюта которого ожидают в будущем году.
Для сегодняшнего шага автопромышленности типично, что все почаще на единых платформах машины строят не только лишь "братские" компании из 1-го концерна, да и соперники. "Киты" издавна сообразили: резвее и прибыльнее сложить средства и усилия, чтоб позже, придав каждому автомобилю уникальный фирменный вид, выйти на рынок с отработанной сверхтехнологичной конструкцией.
Концерны ПСА и ФИАТ вместе разработали мини-вэны. Модели "Пежо", "Ситроен", ФИАТ и "Лянча" даже выпускают на одном заводе, и сейчас на конвейере уже 2-ое поколение конструктивно подобных, но приметно отличающихся экстерьером и интерьером машин. Создавая мини-вэн "Гэлакси", "Форд" сотрудничал с "Фольксвагеном", а для постройки "паркетного" внедорожника "Маверик" избрал партнером "Ниссан".
Очередной пример внезапного партнерства: "Порше" и "Фольксваген" вложились в шикарный, дорогой внедорожник. Если поставить " Порше Кайенна" и " Фольксваген Туарег" рядом, родство, естественно, поймать нетрудно, но авто никак не двойники.
Сотрудничество конкурентов становится все обширнее. Молвят, что новые "Альфа-Ромео" и "Лянча" "построят" на платформе "Ипсилон" концерна "Дженерал моторс". Итальянский дизайн и "глобальная", отработанная, сверхтехнологичная конструкция - от такового сочетания покупатели только выиграют.
Внутренность ПО ВКУСУ
Платформа - не только лишь кузовное "железо", в нее входят и элементы подвески. Главные - рычаги, балки, стойки - очень унифицированы, а пружины, рессоры можно подобрать для каждой машины зависимо от полной массы и динамики, благо спец компании сделают начинку с хоть какими чертами.
Создавая фундамент, конструкторы заложили точки крепления агрегата. Сейчас можно выбирать мотор... никак не только лишь из собственных припасов. И вновь малость истории. Использовать движки ведущих производителей - давнишняя традиция многих не очень больших компаний.
Но конкретно могущественные концерны пошли на прямое сотрудничество. К примеру, еще в 1970-х "Рено", ПСА и "Вольво" сделали шестицилиндровый 2,7-литровый мотор, который достаточно длительно с фуррором использовали на французских и шведских машинах.
Сегодня соавторство мотористов заходит в новейшую фазу. Наверняка, не каждый фанат "Мерседес-Бенца" думал над тем, что под капотом неких "спринтеров" стоит вточности такой же 2,3-литровый 143-сильный агрегат, как у "Фольксвагена-LT". Современный турбодизель "коммон рейл" объемом 1,4 л работает на "пежо", "ситроенах" и европейских "фордах".
Ну а компании так именуемого третьего мира употребляют переработанные конструкции и технологии в особенности нередко. Фуррор корейских "саньёнов" почти во всем обоснован тем, что под капотами вседорожников моторы "Мерседес-Бенца". Кстати, малоизвестный у нас представительский автомобиль "Саньён-Чэрман" и совсем построен на платформе "Мерседес-Бенца Е" позапрошлого поколения (W124).
Если кооперация в моторостроении развивается все обширнее, то коробки большая часть издавна приобретает у специализированных компаний. Для чего растрачивать время и средства на разработку сложных агрегатов, если спецы ZF либо "Айсин" съели на их собаку и предлагают гигантскую палитру коробок для передне-, задне- и вэдовых моделей?
Вообщем, в современный автомобиль вложен труд нескольких 10-ов компаний - обширно узнаваемых, как "Бош", "Гаррет" либо "Хелла", и знакомых только спецам. Не достаточно кто слышал об относительно маленький французской компании "Фореция". Обладателям БМВ Х5 и неких "мерседесов" не приходит в голову, что ее спецы обеспечили им Законодательство при боковом ударе. Они не только лишь создают двери для этих машин, да и разрабатывают конструкцию, испытывают их. Кстати, компания также поставщик "Рено", "Пежо", "Форда". Некие производители доверяют "Фореции" даже полную сборку и расцветку дверей. На конвейере их остается только навесить на кузов.
ПЕРЕЖИТКИ НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Вернемся на родные просторы. Лет 30 вспять в недрах Минавтопрома появилась мысль глобальной централизации. Новые авто был должен проектировать НАМИ на базе разработанного там же типажа подходящих стране моделей. Макеты планировали строить на особом заводе около Дмитровского полигона. Сотрудникам последнего доверяли испытывать машины. А заводам оставалось только ставить их на сборочный поток. Если отвлечься от того, что разработчики из НАМИ иногда были очень далеки от ежедневных нужд и производственных реалий, мысль совершенно не смотрится бредовой. В особенности на данный момент, когда наши далековато не самые богатые и современные предприятия варяться в своем соку, пытаясь обновить и расширить устаревшие палитры моделей.
ГАЗ и ВАЗ как бы работают над автомобилями класса D, при этом порознь. Срок постановки машин на сборочный поток, как обычно, туманен. УАЗ доводит до разума авто семейства 3160/3162 уже лет 10. Конца этому пути пока не видно, а на него, похоже, встает и ГАЗ, упрямо демонстрирующий макеты огромных вседорожников.
А полукустарный "Мишка", которого во всей "красоте" лицезрели гости Столичного автомобильного салона? Странноватая мысль: делать легковой автомобиль из собранных с бору по сосенке узлов и агрегатов по соседству с БелАЗами. Если есть Энциклопедия грузовых автомобилей и силы, может, лучше консолидировать их с легковыми заводами для сотворения современного компакта, к примеру той же "Оки-II"?
Российские конструкторы выбирают из небогатого набора движков и совершенно бедного коробок передач, не говоря об остальной внутренности. При этом каждый завод, обычно, отыскивает поставщика без помощи других. Результаты лицезреем (а еще почаще не лицезреем) на наших дорогах...
Несколько десятилетий вспять самолеты строило огромное количество компаний различных государств. Сегодня, по оценкам профессионалов, современные истребители способны выпускать три страны. Нечто схожее происходит и в авто индустрии. Не случаем большие концерны соединяются в огромные и не гнушаются кооперироваться со настолько же могущественными соперниками. Только так можно строить современные, сложные авто, обновляя их каждые три-пять лет для ублажения балованных покупателей. Удел других заводов - в наилучшем случае влиться в транснациональные промышленные империи и заниматься только сборкой моделей, сделанных объединенными усилиями из... "Конструктора № XXI". Прошлые примитивные наборы безвыходно стареют.
" Форд Фиеста"...
" Форд Фьюжн" и...
"Мазда 2" сделаны на единой платформе.
Элементы кузова "Опеля-Вектра" наследуют другие модели концерна "Дженерал моторс".
Кузов "СААБ-9-3 Конвертибл" нашпигован дополнительными усилителями, но в его базе та же, что у "Опеля", платформа "Ипсилон".
Шасси нового "Volvo S40" неслучайно похоже на аналог "Форда С-max"
(см. ЗР, 2003, № 10).
В базе первых "порше" лежала конструкция "Фольксвагена-Жук". Через несколько десятилетий компании возвратились к сотрудничеству, но "Кайенна" не растеряла фирменной самобытности.