СКОЛЬКО Выдержит ГЛАВНЫЙ?
СКОЛЬКО Выдержит ГЛАВНЫЙ?
Хочешь придраться к экспертизе - задай вопрос: а почему, дескать, не провели ресурсные тесты? Наверное попадешь в точку, так как это удается далековато не всегда: очень длительно, очень недешево, ну и все такое...
Но бывают исключения - некие изделия отдуваются по полной программке. А именно, такая участь не так давно поняла главные цилиндры сцепления "Волги" - им пришлось "отжаться" в лаборатории НАМИ аж четверть миллиона раз!
10 Основных - по две штуки каждого типа - были приобретены в разных магазинах Москвы по стоимости от 110 до 240 руб. Симпатии обусловились одномоментно: только нижегородское изделие продавалось в "людском" виде - упаковка и все такое. Много раз зарекались не брать "бомжей" - но ведь любопытно же... Ну и не всякий "волговод" клюнет на прекрасную коробку... Хорошо, начнем. Эталоны позируют на фото 1-5. Итак - сколько выдержит Главный?
Тесты Окончены - Мировоззрение Профессионалов
1-ое, что охото отметить, - полный беспредел в обозначениях. Только нижегородское изделие не вызывает вопросов, другие же на 1-ый взор не отличить друг от друга, ну и на 2-ой - тоже. Вобщем, если извлечь газовский цилиндр из коробки, то и он вроде бы соединится с массой для себя схожих. Ну кому придет в голову рассматривать замаскированный значок на фланце изделия из Кинешмы? Это - наш камень в огород изготовителей: сейчас безликий продукт выпускать на рынок нельзя.
Изделия подобного рода ведут свою родословную от 408-го "Москвича" - такие цилиндры до настоящего времени лежат на прилавках. Более того, они снаружи очень похожи на "волговские". Тех, кого заинтересовывают Ремонт и эксплуатация, отсылаем к рис. 2, на котором приведены куски 4 разновидностей снаружи схожих, но совсем различных изделий. Заодно посмотрите на последнее фото: гайку с таким выступом устанавливали на цилиндры для старых "двадцатьчетверок" - на более юных "волгах" ничего подобного нет. Брать такую деталь не стоит, хотя при желании гайку можно и переставить.
Что касается итогов... В целом - все отлично: замечаний по ресурсным испытаниям нет, что вроде бы подтверждает легенды о неубиваемости "Волги". Хотя можно и придраться - у изделий № 3-5 наблюдалась течь "тормозухи". "Волгаря" протечками не испугаешь, но по современным меркам это уже неблагопристойно. Хотя следующий двухминутный тест на плотность цилиндры и выдержали, подтекать во время работы все равно нехорошо... А еще не приглянулись оборотные клапаны, при этом у всех цилиндров сходу! Ну не держат они лишнее давление - и все... Особенных заморочек это не делает, но опять-таки нехорошо: можно насосать воздуха.
Давать советы "волговодам" не будем - они и сами все знают. Напомним только, что для обычной работы цилиндров нужно скрупулезно придерживаться газовских советов по части регулировки хода педали. Сказано: от 145 до 160 мм, включая свободный ход - так и делайте! При уменьшенном ходе уплотнительную манжету будет "зажимать" в компенсационном отверстии, что приведет к ее ускоренному износу, а при увеличенном - износ вырастет просто за счет возросшего перемещения. Не считая того, на ресурс может воздействовать несоосность деталей: грубо говоря, если педальный узел кривой, то цилиндр длительно не протянет.
НАШИ Ценности
Что ж, за "волговодов" можно порадоваться - даже безымянные изделия, попавшие в наш тест, в принципе не возбраняется ставить под капот. Все же одолели нижегородские цилиндры: упаковка есть, а утечек нет. Это веселит - конкретно на эту победу мы и возлагали надежды. Ну как давать советы брать то, что и описать-то тяжело? А ведь 2-ое место заняло как раз такое изделие, закончившее проверку "всухую". Остальная троица хоть и подмочила свой статус, но ведь не провалилась же... В общем, места с 3-го по 5-е будем считать равноценными.
НАША СПРАВКА -
Аспекты ИСПЫТАНИЙ
Работы проводили на щите СГПП-1ц, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97. Для ресурсных испытаний сделали установку, позволявшую испытывать 5 изделий сразу. Давление в цилиндрах поддерживалось на уровне 60±5 кгс/см2. Ход толкателей каждого цилиндра составлял 18 мм, что соответствует ходу педали сцепления 145 мм. Частота работы - 0,5 Гц (одно срабатывание за две секунды). Полное количество циклов - 250 000. После ресурсных испытаний проверили плотность всех цилиндров. Для этого в их рабочих полостях сделали давление 60±5 кгс/см2 и поддерживали его в течение 2-ух минут. Утечки воды фиксировали контрольным манометром по падению давления.
1) Заявленный производитель ОАО "ГАЗ", Нижний Новгород, Наша родина
Приблизительная стоимость - 240 руб.
Единственное изделие, продаваемое в фирменной упаковке - указаны номер Ремонт и эксплуатация, адресок изготовителя, применяемость и т. п. Тесты выдержало без замечаний. В целом - наилучшее, что есть на рынке.
Оценка: (отлично).
2) Заявленный производитель неизвестен
Приблизительная стоимость - 150 руб.
Обычное российскее изделие. Без упаковки, с непонятными опознавательными знаками, невзрачное, но отработало без сучка и задоринки, а поэтому по технике придраться не к чему.
Оценка: (отлично).
3) Заявленный производитель "Фенокс", Республика Беларусь
Приблизительная стоимость - 110 руб.
Продавалось без бачка - его заполучили раздельно. В процессе ресурсных испытаний нашлась течь через резиновый чехол толкателя. Все же цилиндр честно доработал до конца.
Оценка: (отлично).
4) Заявленный производитель ОАО "Автоагрегат", Кинешма, Наша родина
Приблизительная стоимость - 150 руб.
Без упаковки, с непонятными опознавательными знаками на фланце корпуса, через чехол уплотнителя потекла жидкость. Но все это не воспрепядствовало выдержать тесты в полном объеме.
Оценка: (отлично).
5) Заявленный производитель неизвестен
Приблизительная стоимость - 130 руб.
Очередное изделие без родословной. В то же время не очень отличается по виду от коллег, ну и характеристики те же - хоть и подтекает, но доработало до конца.
Оценка: (отлично).
НАША СПРАВКА - КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Поршень (рис. 1) повсевременно отжимается пружиной 9 до упора в шайбу. Меж головкой толкателя рабочего цилиндра и сферической впадиной на поршне предусмотрен зазор 0,3-0,9 мм, обеспечивающий свободный ход педали. При нажатии на нее поршень перемещается и перекрывает компенсационное отверстие а - рабочая жидкость вытесняется из головного цилиндра и через рабочий цилиндр передает усилие на вилку выключения сцепления. Если плавненько отпускать педаль, давление в системе падает и вытесненная ранее жидкость ворачивается в главный цилиндр. Если же педаль отпускать резко, жидкость не успевает заполнить освобожденное поршнем место и в основном цилиндре перед головкой поршня создается разрежение. Жидкость из питательного бачка через перепускное отверстие б и отверстие в головке поршня поступает в полость перед головкой поршня, отодвигает пружинную пластинку и сжимает края уплотнительной манжеты 7. В предстоящем лишная жидкость через компенсационное отверстие ворачивается в бачок. Оборотный клапан поддерживает в системе лишнее давление, оно препятствует попаданию воздуха и выбору зазора в соединениях.
Рис. 1. Главный цилиндр привода выключения сцепления "Волги": 1 - наполнительный бачок; 2 - штуцер; 3 - чехол; 4 - толкатель рабочего цилиндра; 5, 7 - манжеты; 6 - поршень; 8 - корпус; 9 - пружина; а - компенсационное отверстие; б - перепускное отверстие.
Рис. 2. Похожие, но различные: а - главный цилиндр привода сцепления, дет. 408-1609010 ("Москвич-408"); б - главный цилиндр привода сцепления, дет. 4301-1602290 (ГАЗ моделей 24-10, 31029, 3110, 3102, 53 и т. п.); в - главный цилиндр привода сцепления, дет. 24-1602300 (GAZ 24); г - главный тормозной цилиндр, дет. 408-3505010 ("Москвич-408").
У бачка, приобретенного для "Фенокса", снутри сеточка (а), у других (б) - пластик с дырочками.
Выступ на гайке - признак цилиндра для GAZ 24! На более поздние "волги" он не годится.