ФОКАЛЬНАЯ ПАРТИЯ
ФОКАЛЬНАЯ ПАРТИЯ

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД FOCAL
Вот и не побеседовать ли нам об акустике на примере продукции французской компании "Джей-Эм Лаб" (JM Lab)? Той, которая делает динамики, сабвуферы и акустические системы с лейблом "Фокал" (Focal).
Государственная принадлежность фирмы-производителя всегда накладывает отпечаток на характеристики конечного продукта - не путать с его качеством! Это полностью проявляется на примере изготовителей авто аудиоаппаратуры. Скажем, немцы, следуя несчастной педантичности и точности, также определенной резковатости своей речи, выпускают и подобающую акустику - она звучит верно, отрывисто, но - по правилам! Янки характерна любовь к эффектам и звучным фейерверкам - комменты ни к чему... Жители страны восходящего солнца - те делают этакие комфортные, надежные, многофункциональные изделия, похожие как друг на друга, так и на соперников с примыкающих континентов. Ну, а французы...
Французы - это жизнелюбие, желание к красивому, рвение получать и даровать удовлетворенность: вспомним их парфюмерию, косметику, моду. В схожем духе они выпускают изделия для, выскажемся так, акустического и эстетического удовольствия. Более того, из любви к жизни и творчеству они пользуются всегда только своими разработками и технологиями, не пытаясь по примеру большинства других производителей перекупать либо заказывать модели на стороне, выдавая потом готовый продукт за свою разработку.
А сейчас обратимся к модельному ряду. В нем всего четыре линейки, любая из которых характеризуется конструкционными материалами диффузоров и корзин динамиков. Размеры различные, более популярны стандартные - 16 и 13 см. Для сабвуферов ряд другой - при этом если практически у всех производителей в ходу размеры 20, 25 и 30 см, то французы предпочитают соответственно 22, 27 и 33 см. Напомним, что качество воспроизводимых нижних частот впрямую находится в зависимости от поперечника диффузора и его хода.
Младшая линейка "Аксесс" (Access) - это сочетание довольно высочайшего свойства звучания с маленький ценой. Из "компонентников" отметим модель 165А, из "коаксиальников" - ее сотруднику 165СА. А сабвуферы в этой линейке представляет 27 lux: готовая установка выделяется собственной наружной древесной отделкой - соперники обычно обивают корпуса ворсовой тканью.
Последующая линейка - "Полигласс" (Polyglass) не так давно подверглась обновлению, обретя более крепкий материал диффузоров, литые корзины и никелированную заднюю часть, что присваивает всему изделию в целом очень приметный вид. Отметим стоящую домом модель 130 V Slim: примененный тут особенно мощнейший магнит позволил обойтись очень малой посадочной глубиной. Сабвуфер 33V2 - это впечатляющих размеров изделие с 2-мя магнитами и парой звуковых катушек. Схожая схемотехника позволяет, а именно, воспользоваться одним усилителем в компании с несколькими сабвуферными головками, сразу повышая либо понижая их суммарное сопротивление до требуемой величины. На базе новейшей трехкомпонентной модели 165V3 уже можно строить аудиосистемы, превращающие, скажем, автомобили с откидным верхом в этакие передвижные дискотеки... Для открытых машин очень принципиально учесть специфику работы конечных источников звука, не провоцируя их перегрев, коррозию, перегрузку и т. п. Установщики говорят, что с этой моделью схожих заморочек не появляется.
Переходя к линейке К2 Power, малость отвлечемся и побеседуем... о кевларе! Естественно, в динамике нет маловажных частей, но звук испускает все-же диффузор. При всем этом совсем разумеется, что безупречный материал, из которого его изготавливают, вроде бы вообщем не может существовать, так как должен владеть совсем взаимоисключающими качествами: быть очень легким и максимально крепким. И - никаких местных деформаций, извивов, короблений, никаких собственных резонансов! От резонанса, понятное дело, не спрячешься, но тогда, будьте разлюбезны, уберите все посторонние и бесконтрольные колебания и трепыхания, звуки и призвуки! Короче говоря, вот вам, государь диффузор, импульс от звуковой катушки, а вы его трансформируйте в собственное перемещение, при этом в аккурат, как жесткое тело с исчезающе малой массой из учебника физики...
Короче говоря, для решения этой задачи французы применили кевлар, поточнее - некоторый сэндвич из кевлара, пены и стекловолокна. Твердость такового бутерброда на порядок выше, чем у его отдельных компонент - живым примером может служить трехкомпонентная система 165 К3. А если охото чему-то очень очень опешиться, то необходимо просто поглядеть на сабвуферный динамик 46КХ. Также, пока никто не лицезреет, попробовать его приподнять... Черно-желтый гигант поперечником с сомбреро, с батареей цилиндрических магнитов - кстати, огромные объемы для работы ему в общем-то и не необходимы. А рядом - этакий мини-сабвуфер 13KS: его поперечник всего 13 см... Такая серия К2 Power.
То, что связано с линейкой "Утопия" (Utopia), полностью соответствует ее наименованию. Выше неба, чернее темного, за горизонтом, в погоне за тенью - все эти эпитеты не преувеличение, так как серия думала как намек на этакий суперэлитный закрытый клуб, в который стоит очередь из новых российских, пишущих номера на ладонях... Здесь французы, как говорится, выложились - лучше им сейчас не сделать, ну и остальным, наверняка, тоже. Демпферы на магнитной воды, купола вогнутой формы из оксида титана, катушки без железных сердечников, намотанные толстенным медным кабелем, раздельная регулировка частотного и мид-басового звена - все это воплощено в компонентном наборе 165 W3. Можно также направить внимание на низкочастотную головку 38WX - представительница той же "утопийной серии" отлично работает в маленьких корпусах фазоинверторного типа.
Такие вот "фокальные" данные у обитателей солнечной виноградовой страны.
НАША СПРАВКА
Жак Мауль (Jacques Mahul) был помешан на технике "Хай-Фай" (Hi-Fi) уже с молодости. Производители динамических головок не торопились, но, внедрять в жизнь его идеи, а поэтому в 1979 году он основывает свою компанию Focal - JMLab, в какой начинает создавать 1-ые динамические головки с маркой "Фокал", используя для начала мастерскую собственного отца в городе Сан-Этьен (это чуток южнее Лиона). Изделия приглянулись ведущим мировым производителям акустики, но скоро мсье Мауль начал создавать и свои собственные АС под маркой JMLab.
В 1992-1993 гг. пришел 1-ый большой фуррор: АС "Вега" и "Алькор" получили в Стране восходящего солнца звание "Наилучший компонент года". До того французская аудиопродукция так высоко не котировалась. А в 1995 году появилась 1-ая "Утопия" - самый принципиальный проект Мауля, положивший начало самым классным "крутым" разработкам компании. С того времени этот брэнд постоянно заходит в пятерку наилучших АС мира, а новый флагман компании - "Гранд Бериллиум" (Grand Utopia Berillium) по технологическим решениям опередил собственных соперников на пару лет.
Сейчас по объему производства динамических головок и акустических систем компания занимает 1-ое место во Франции и третье в Европе.
На заводах "Фокала" занято около 250 рабочих и служащих - их усилиями в год делается более 1 600 тыщ динамических головок и 240 тыщ акустических систем.
Focal 38WX так и просится на сцену: хочет света, украшений и, конечно, музыки. И стоимость "доступная" - 107 евро.
Focal K2 Power Subwoofer 13KS - карлик посреди сабвуферов. Всего-то 13 см - и всего-то 165 евро.
Focal Polyglass Caisson SB 33V2 - два магнита, две звуковые катушки... А стоимость одна - 499 евро.
Сабвуфер, "готовый к употреблению", - это Focal Access Caisson 27 R lux. Стоимость - 257 евро.
Focal 165 W3 из серии "Утопия" - это потолок нынешних способностей компании. Вобщем, молвят, что Utopia издавна не обновлялась, потому скоро появится нечто совершенно новое... А пока, готовьте 897 евро.
Представители линейки
"Аксесс" (Access) - "компонентники" Focal Access 165А ценой 177 евро...
Focal 165 К3Р - представитель серии К2 "Пауэр" (К2 Power). Кевлар, пена, стекловолокно - всего на 925 евро.
Focal K2 Power Subwoofer 46КХ... Ну очень приличное изделие - и по виду, и по массе, и по звуку. Стоимость под стать - 985 евро.
АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ