ЕСТЬ ЛИ ТОЛК ОТ СПУТНИКА?
ЕСТЬ ЛИ ТОЛК ОТ СПУТНИКА?
СИСТЕМЫ С РАДИОКАНАЛАМИ
При этом удачно - по данным ГИБДД, с января по сентябрь 2003 года в одной только Москве похищено 11 тыщ автомобилей. Более того - из 10 похищенных восемь исчезают безо всяких следов. А поэтому неувязка становится вроде бы неподъемной.
А что происходит по эту сторону? Подавляющее число "охранок" и "противоугонок" делают только иллюзию безопасности - зато появилось огромное количество систем, где передача инфы осуществляется по радиоканалу. Ниже - лаконичный рассказ об их реальных "талантах", проанализированных спецами из МВД.
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?
Системы определения местопребывания объекта - читай, пропавшей машины - можно делить по различным признакам. Если гласить про охват местности, то выделим глобальные, работающие на весь земной шар, региональные, рассчитанные на отдельные регионы, и локальные - городские, областные и т. п. Глобальная система определения местопребывания - GPS (GLOBAL POSITIONING SYSTEM) - была разработана в США и действует с помощью 24 спутников, которые, перемещаясь по орбите, передают радиосигналы на Землю. Сигналы поступают на вход приемника GPS, а микропроцессор, встроенный в этот приемник, вычисляет координаты объекта с точностью до нескольких 10-ов метров, где бы он ни был. В мае 2000 года правительство США отменило ограничения на точность GPS, а поэтому в текущее время координаты высчитываются с погрешностью в единицы метров.
Отличие региональных систем от глобальных - в наименьшей зоне охвата. Тут для передачи данных могут употребляться ресурсы сотовых и других сетей. Что касается локальных систем, то они действуют в рамках ограниченной зоны - к примеру, городка и окружностей. А именно, русская система ARKAN действует на местности Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Если начать подсчитывать способы определения координат объекта, то их окажется тоже три: способы приближения, навигационные и определения местопребывания по радиосигналу. Для реализации первых нужна сеть контрольных пт - чем их больше, тем система поточнее и, как досадно бы это не звучало, дороже. Обычный пример - комплекс аппаратуры оперативного розыска и задержания угнанных транПодвесканых средств (КОРЗ). Посты ГИБДД оснащались аппаратурой, позволяющей принудительно приостановить угнанный автомобиль при его возникновении в зоне радиовидимости. Понятно, что система КОРЗ не отыскала широкого внедрения в критериях крупного города - ну что стоит угонщику объехать "вредный" пост?
Навигационные способы предполагают измерение характеристик движения автомобиля при помощи разных датчиков. Их преимущество - этакая самодостаточность, недостатки - низкая надежность, низкая точность, огромные габариты и высочайшая цена бортовой аппаратуры. В общем, сейчас их фактически и не повстречать. Что касается поиска машин, снаряженных радиомаяком, то его можно вести с применением радионавигации, радиопеленгации, также пейджинговых и GSM-сетей.
Радионавигация базирована на использовании сигналов спутников NAVSTAR (США) и ГЛОНАС (Наша родина). NAVSTAR - это низкая цена и применимая погрешность определения координат (40-50 м) плюс, как досадно бы это не звучало, низкая помехозащищенность: оба применяемых канала (GSM, GPS) могут быть просто подавлены. Не считая этого, нужна ровная радиовидимость спутников GPS приемниками - в городке это тяжеловато... В конце концов, отсутствие каких-то гарантий от хозяев NAVSTAR не может свидетельствовать в пользу ее надежности. Так во время последней американо-афганской стычки янки взяли и просто выключили свои спутники... Где гарантия, что завтра они не сделают это снова?
Способ радиопеленгации основан на приеме и обработке сетью пеленгаторов радиосигналов от передатчиков, установленных на автомобилях (системы ARKAN, "АВТОЛОКАТОР", "ЛОДЖЕК"). При использовании стационарных пеленгаторов (ARKAN) координаты подвижных объектов вычисляют, ориентируясь на измеренные пеленгаторами характеристики сигнала. Недочет - драгоценное стационарное оборудование. Плюсы - высочайшие помехозащищенность и быстродействие, также отсутствие зон неуверенного приема в городской застройке. Средняя погрешность местопребывания на сей день не превосходит 80 м, что сопоставимо с аналогичным показателем систем GPS.
Примером использования мобильных пеленгаторов могут служить системы "ЛОДЖЕК" (Москва) и "АВТОЛОКАТОР" (Москва). Южноамериканский "ЛОДЖЕК" развернут в Москве с 1995 года, но широкого распространения не получил - очень много очевидных тактических и технических просчетов. Так, маломощные заградительно-шумовые помехи способны стопроцентно дестабилизировать работу системы, а обладатель автомобиля может выяснить об угоне очень поздно.
Пример более действенного использования пеленгации - система "АВТОЛОКАТОР", которую используют в Москве и Подмосковье. В городке точность схожих систем составляет приблизительно 400 метров. Дальше при помощи пеленгаторов, установленных на машинах, определяется четкое местопребывание объекта. Преимущество тут в том, что система обладает существенно большей "живучестью" по отношению к организованному противодействию и позволяет отлично использовать милицейские подразделения для поиска автомобиля.
ЧТО Избрать?
Важнейший параметр системы с радиоканалом - ее устойчивость к намеренным помехам. Более уязвимы в данном случае системы с приемником на охраняемом объекте для принятия запроса либо определения координат по сигналам от спутников - "ЦЕЗАРЬ САТЕЛЛИТ", "СТАРКОМ", "НАВИГАТОР", "ЭСКОРТ" и др. К примеру, с помощью источника имитационно-шумовой помехи (мощность передатчика около 2 Вт) удается подавить GPS- и GSM-приемники в радиусе до 3 км в городских критериях. По этой причине спутниковые навигационные системы не рекомендуются ни для охраны имущества, ни в системах обеспечения безопасности, ни при транПодвескаировке особых либо небезопасных грузов и ценностей.
Беззапросные системы типа ARKAN либо "АВТОЛОКАТОР" находятся в наилучшем положении. Посреди их более защищенные - системы, применяющие цифровые сигналы с большой базой и созданные для работы при шумах. Пример - все тот же ARKAN.
Последующий параметр - точность определения местопребывания охраняемого мобильного объекта: чем она выше, тем надежнее и эффективнее система в целом. Точность пеленгационных систем в крупном городе составляет 50-100 метров, а спутниковых - не ужаснее 50 метров при обыкновенном режиме работы и 10-15 метров - при дифференциальном.
Самый понятный параметр - это, конечно, цена потребительского комплекта. Для беззапросных систем она меньшая, так как, не считая системы доступа и радиомаяка, набор не содержит компонент, удорожающих его цена. Но в любом случае определенные цены зависят от избранного клиентом тарифа и должны уточняться "по месту".
Параметр надежности в главном находится в зависимости от трудности системы. Напомним, что с запросным либо спутниковым каналом ее устойчивость к организованным помехам самая низкая, а посреди беззапросных большей надежностью обладает система типа ARKAN, работающая с цифровыми сигналами с большой базой.
Время непрерывной работы пользовательского комплекта - параметр, позволяющий судить о том, как длительно будет посылаться тревожное сообщение при выключении главных источников питания (штатного аккума в автомобиле, электронной сети на стационарном объекте). Для беззапросных пеленгационных систем типа ARKAN либо "АВТОЛОКАТОР" это время очень и может составлять от 3 до 10 суток в авто варианте и до нескольких суток для личного использования.
Таким макаром, более эффективны беззапросные широкополосные системы передачи инфы, использующие стационарные пеленгаторы и сложные цифровые сигналы, дозволяющие определять координаты радиомаяка в критериях имитационно-шумовых помех. Они владеют большей пропускной способностью, надежностью и довольно точны. Цена всей системы оказывается меньшей, как и цена определенного пользовательского комплекта.
Редакция благодарит лабораторию испытаний ГУ "ЦСА ОПС" ГУВО МВД Рф за помощь в подготовке статьи.
СИСТЕМЫ С РАДИОКАНАЛАМИ
При этом удачно - по данным ГИБДД, с января по сентябрь 2003 года в одной только Москве похищено 11 тыщ автомобилей. Более того - из 10 похищенных восемь исчезают безо всяких следов. А поэтому неувязка становится вроде бы неподъемной.
А что происходит по эту сторону? Подавляющее число "охранок" и "противоугонок" делают только иллюзию безопасности - зато появилось огромное количество систем, где передача инфы осуществляется по радиоканалу. Ниже - лаконичный рассказ об их реальных "талантах", проанализированных спецами из МВД.
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?
Системы определения местопребывания объекта - читай, пропавшей машины - можно делить по различным признакам. Если гласить про охват местности, то выделим глобальные, работающие на весь земной шар, региональные, рассчитанные на отдельные регионы, и локальные - городские, областные и т. п. Глобальная система определения местопребывания - GPS (GLOBAL POSITIONING SYSTEM) - была разработана в США и действует с помощью 24 спутников, которые, перемещаясь по орбите, передают радиосигналы на Землю. Сигналы поступают на вход приемника GPS, а микропроцессор, встроенный в этот приемник, вычисляет координаты объекта с точностью до нескольких 10-ов метров, где бы он ни был. В мае 2000 года правительство США отменило ограничения на точность GPS, а поэтому в текущее время координаты высчитываются с погрешностью в единицы метров.
Отличие региональных систем от глобальных - в наименьшей зоне охвата. Тут для передачи данных могут употребляться ресурсы сотовых и других сетей. Что касается локальных систем, то они действуют в рамках ограниченной зоны - к примеру, городка и окружностей. А именно, русская система ARKAN действует на местности Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Если начать подсчитывать способы определения координат объекта, то их окажется тоже три: способы приближения, навигационные и определения местопребывания по радиосигналу. Для реализации первых нужна сеть контрольных пт - чем их больше, тем система поточнее и, как досадно бы это не звучало, дороже. Обычный пример - комплекс аппаратуры оперативного розыска и задержания угнанных транПодвесканых средств (КОРЗ). Посты ГИБДД оснащались аппаратурой, позволяющей принудительно приостановить угнанный автомобиль при его возникновении в зоне радиовидимости. Понятно, что система КОРЗ не отыскала широкого внедрения в критериях крупного города - ну что стоит угонщику объехать "вредный" пост?
Навигационные способы предполагают измерение характеристик движения автомобиля при помощи разных датчиков. Их преимущество - этакая самодостаточность, недостатки - низкая надежность, низкая точность, огромные габариты и высочайшая цена бортовой аппаратуры. В общем, сейчас их фактически и не повстречать. Что касается поиска машин, снаряженных радиомаяком, то его можно вести с применением радионавигации, радиопеленгации, также пейджинговых и GSM-сетей.
Радионавигация базирована на использовании сигналов спутников NAVSTAR (США) и ГЛОНАС (Наша родина). NAVSTAR - это низкая цена и применимая погрешность определения координат (40-50 м) плюс, как досадно бы это не звучало, низкая помехозащищенность: оба применяемых канала (GSM, GPS) могут быть просто подавлены. Не считая этого, нужна ровная радиовидимость спутников GPS приемниками - в городке это тяжеловато... В конце концов, отсутствие каких-то гарантий от хозяев NAVSTAR не может свидетельствовать в пользу ее надежности. Так во время последней американо-афганской стычки янки взяли и просто выключили свои спутники... Где гарантия, что завтра они не сделают это снова?
Способ радиопеленгации основан на приеме и обработке сетью пеленгаторов радиосигналов от передатчиков, установленных на автомобилях (системы ARKAN, "АВТОЛОКАТОР", "ЛОДЖЕК"). При использовании стационарных пеленгаторов (ARKAN) координаты подвижных объектов вычисляют, ориентируясь на измеренные пеленгаторами характеристики сигнала. Недочет - драгоценное стационарное оборудование. Плюсы - высочайшие помехозащищенность и быстродействие, также отсутствие зон неуверенного приема в городской застройке. Средняя погрешность местопребывания на сей день не превосходит 80 м, что сопоставимо с аналогичным показателем систем GPS.
Примером использования мобильных пеленгаторов могут служить системы "ЛОДЖЕК" (Москва) и "АВТОЛОКАТОР" (Москва). Южноамериканский "ЛОДЖЕК" развернут в Москве с 1995 года, но широкого распространения не получил - очень много очевидных тактических и технических просчетов. Так, маломощные заградительно-шумовые помехи способны стопроцентно дестабилизировать работу системы, а обладатель автомобиля может выяснить об угоне очень поздно.
Пример более действенного использования пеленгации - система "АВТОЛОКАТОР", которую используют в Москве и Подмосковье. В городке точность схожих систем составляет приблизительно 400 метров. Дальше при помощи пеленгаторов, установленных на машинах, определяется четкое местопребывание объекта. Преимущество тут в том, что система обладает существенно большей "живучестью" по отношению к организованному противодействию и позволяет отлично использовать милицейские подразделения для поиска автомобиля.
ЧТО Избрать?
Важнейший параметр системы с радиоканалом - ее устойчивость к намеренным помехам. Более уязвимы в данном случае системы с приемником на охраняемом объекте для принятия запроса либо определения координат по сигналам от спутников - "ЦЕЗАРЬ САТЕЛЛИТ", "СТАРКОМ", "НАВИГАТОР", "ЭСКОРТ" и др. К примеру, с помощью источника имитационно-шумовой помехи (мощность передатчика около 2 Вт) удается подавить GPS- и GSM-приемники в радиусе до 3 км в городских критериях. По этой причине спутниковые навигационные системы не рекомендуются ни для охраны имущества, ни в системах обеспечения безопасности, ни при транПодвескаировке особых либо небезопасных грузов и ценностей.
Беззапросные системы типа ARKAN либо "АВТОЛОКАТОР" находятся в наилучшем положении. Посреди их более защищенные - системы, применяющие цифровые сигналы с большой базой и созданные для работы при шумах. Пример - все тот же ARKAN.
Последующий параметр - точность определения местопребывания охраняемого мобильного объекта: чем она выше, тем надежнее и эффективнее система в целом. Точность пеленгационных систем в крупном городе составляет 50-100 метров, а спутниковых - не ужаснее 50 метров при обыкновенном режиме работы и 10-15 метров - при дифференциальном.
Самый понятный параметр - это, конечно, цена потребительского комплекта. Для беззапросных систем она меньшая, так как, не считая системы доступа и радиомаяка, набор не содержит компонент, удорожающих его цена. Но в любом случае определенные цены зависят от избранного клиентом тарифа и должны уточняться "по месту".
Параметр надежности в главном находится в зависимости от трудности системы. Напомним, что с запросным либо спутниковым каналом ее устойчивость к организованным помехам самая низкая, а посреди беззапросных большей надежностью обладает система типа ARKAN, работающая с цифровыми сигналами с большой базой.
Время непрерывной работы пользовательского комплекта - параметр, позволяющий судить о том, как длительно будет посылаться тревожное сообщение при выключении главных источников питания (штатного аккума в автомобиле, электронной сети на стационарном объекте). Для беззапросных пеленгационных систем типа ARKAN либо "АВТОЛОКАТОР" это время очень и может составлять от 3 до 10 суток в авто варианте и до нескольких суток для личного использования.
Таким макаром, более эффективны беззапросные широкополосные системы передачи инфы, использующие стационарные пеленгаторы и сложные цифровые сигналы, дозволяющие определять координаты радиомаяка в критериях имитационно-шумовых помех. Они владеют большей пропускной способностью, надежностью и довольно точны. Цена всей системы оказывается меньшей, как и цена определенного пользовательского комплекта.
Редакция благодарит лабораторию испытаний ГУ "ЦСА ОПС" ГУВО МВД Рф за помощь в подготовке статьи.