Своим возникновением «Нива» должна председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Посетив тольяттинский автогигант, он посоветовал конструкторам заняться разработкой вэдового автомобиля, который понадобится военным и сельчанам. Здесь же на заводе закипела работа – и юные, и бывалые сотрудники кинулись предлагать главному конструктору свои идеи.
Конструкторы разделились на три противоборствующих лагеря. 1-ые желали просто взять «копейку» и оснастить её вэдовой коробкой. По такому принципу разрабатывали «Москвич-410». 2-ые предлагали выстроить вэдовую машину с открытым кузовом, рессорной подвеской и подключаемым полным приводом. Так создавался «УАЗ-469». Третьи гласили: заложим в конструкцию автомобиля наибольшее количество передовых решений! Переднюю и заднюю пружинную подвеску, неизменный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал...
К счастью, конкретно последний вариант поддержал тогдашний главный конструктор «ВАЗа» Владимир Соловьев.
1-ые экземпляры автомобиля «Э2121», вышедшие на тесты в 1972 году, вышли откровенно невзрачными, за что получили ехидное прозвище «крокодилы». Зато «эшки» подтвердили перспективность предложенной конструкции. Машина изумила создателей хорошей проходимостью! Пока инженеры работали над «начинкой», к делу приступили дизайнеры.
Сразу появились открытый и закрытый варианты кузова. При этом наружностью последнего занимался Валерий Сёмушкин, который предложил именовать будущую машину «Нивой». И внешний вид, и заглавие джипа, предложенные юным дизайнером, приглянулись управлению предприятия.
Кстати, о неизменном полном приводе «Нивы» прогуливается такая легенда. Поначалу конструкторы желали сделать подключаемый полный привод, но 1-ые бывалые эталоны, вышедшие на тесты, стремительно возвратились на доработку – стандартные «жигулевские» мосты просто развалились. Потому было решено поделить вращающий момент меж мостами, чем достигалось понижение нагрузки на мосты и карданы. Принято считать, что схожая коробка – вазовское нововведение. Но начитанные автомобилисты помнят, что первыми аналогичное решение предложили британцы, создавая Range Rover. Вобщем, внедрение узнаваемых наработок зарубежных инженеров посодействовало тольяттинцам сделать 1-ый в СССР по-настоящему комфортабельный джип.
Но в бочку меда, по российской традиции, добавили ложку дегтя. Необходимость использовать «жигулевскую» «четырехступку» принудила конструкторов ввести карданный вал, соединяющий раздаточную коробку и коробку. Этот вал, создающий соответствующий шум и вибрации, – фирменная примета «Нивы». Так появилась именитая шуточка: «первый признак конструктора «Нивы» – глухота». Другая неувязка – запасное колесо, расположенное под капотом. Пристроить его было просто некуда: на кузове – безобразно, под кузовом – некуда. 1-ые опаски, что резина сгорит, развеялись после испытаний – колесо грелось максимум до 90 градусов по цельсию. Зато другая неувязка выяснилась, когда машины уже бегали по дорогам СССР. При лобовом столкновении накачанная запаска, двигаясь прямо в салон, сметала все на собственном пути. Как досадно бы это не звучало, эту делему не решили до сего времени...
На муниципальные тесты джип (поточнее, его третью опытную серию) выслали в 1974 году. От обычных «Нив» он отличался только деталями: «жигулевскими» бамперами, раздельными подфарниками... В 1977 году автомобиль перебрался на основной сборочный поток тольяттинского автогиганта. Серийные машины оснащались 1,6-литровым движком, который являлся несколько доработанным «шестерочным». Главное отличие этого мотора от братьев – завышенные обороты наибольшего вращающего момента. Отсюда соответствующая манера езды «нивоводов», изложенная в присказке: «больше газа – меньше ям». В 1994 году «ВАЗ-2121» модернизировали. Появилась, к примеру, вертикальная задняя оптика, попутно сменив индекс на «ВАЗ-21213».
Очевидно, русские спортсмены сразу оценили новинку родного автопрома: «Нива» не один раз становилась призером Чемпионата СССР по автокроссу. Позже вседорожники понравились зарубежным гонщикам – машины занимали призовые места в именитых ралли «Париж-Тунис», «Алжир», «Дакар», «Ралли фараонов», «Атлас»... Перечисление спортивных достижений «Нивы» можно продолжать до бесконечности. При этом тольяттинские полноприводники встречаются на спортивных трассах и сейчас.
Успешная конструкция позволила «Ниве» покорить и зарубежных покупателей – одно время на экспорт высылали 75% выпускаемых джипов! Отсюда и престижные заслуги: 1978 год – золотая медаль Интернациональной выставки в Брно, 1980 год – золотая медаль Интернациональной ярмарки в Познани.
ОпытыОпытную партию ВАЗ-2121, состоявшую из 50 автомобилей, выпустили в феврале 1976 года. Почему же датой начала выпуска «Нивы» считают 1977? Да так как 1-ые 50 автомобилей, выпуск которых приурочили к XXV съезду КПСС, направились на тесты, а создание джипов на основном конвейере началось 5 апреля 1977 года. Производственная программка включала и стандартную машину, и экспортные модификации: «ВАЗ-21211» – с 1,3-литровым движком, «ВАЗ-21212» – с правым рулем.
Позже «Нивой» занималось огромное количество конструкторов, создавая пикапы, фургоны, кемперы: кузов джипа обрезали, удлиняли, надстраивали... Что вышло? Перечислим более достойные внимания экземпляры.
ВАЗ-1922 болотоход
Пожалуй, более экстремальная модификация «Нивы» – плавающий болотоход «Марша». Это симбиоз УАЗа и «Жигулей». От порвого ей достались рама, мосты и подвеска, а от ВАЗа – движок, коробка и раздаточная коробка. Шины - низкого давления размерами 1,3х0,6х0,5 м позволяли преодолевать не только лишь болотные топи и заснеженные поля, да и водные преграды. Расход горючего – 18 л. на 100 км! Потому «Марш» оборудуют 2-мя бензобаками общей вместимостью 70 л..
ВАЗ-2121 кемпер
В базе необыкновенной машины лежит вэдовый пикап, к которому цепляется жилой модуль. Своеборазный вариант для путников - цепляй жилой модуль и отчаливай в путь! В остальное время машину можно использовать как обыденный пикап. Партнерами тольяттинцев выступали прибалты, потому разрушение СССР принудил отрешиться от производства кемпера. Ну и до кемперов ли было заводу в лихие 90-е?
ВАЗ-2121 пикап
Первыми фургоны и пикапы, основой которых послужила «Нива», начали строить... канадцы. Заморским фермерам приглянулась простая проходимая машина, которую можно оснастить плугом либо отвалом. Очевидно, для грязной работы идеальнее всего подходит фургон либо пикап, в которые деловые канадцы и переделывали русские машины. Главный недочет этих машин – низкая грузоподъемность - 350 кг.
ВАЗ-2129 стрэтч
Удлиненная «Нива» – несбывшаяся мечта русских охотников и рыболовов. Почему несбывшаяся? Так как 1-ые удлиненные экземпляры джипа тольяттинский автогигант выпустил, когда развалился СССР – в 1994 году. 3-х дверные авто, получившие индексы 2129 и 2130, отличались установкой заднего сиденья: на 2129 – поближе к фронтальному ряду, на 2130 – далее от фронтального ряда. Позже появилась 5-и дверная модификация, получившая индекс 2131.
ВАЗ-2123 электрокар и «Антэл»
Водородомобили, электромобили – одним словом, авто грядущего – всегда тревожили вазовских инженеров. Потому удлиненная «Нива», как владелец самого просторного кузова посреди автомобилей, выпускаемых ВАЗом, становилась объектом тестов по установке многообещающих энергетических установок. Так появились водородомобили «Антэл» и электромобили «Электро». Как досадно бы это не звучало, ни какой-то из них до сборочного потока так и не добрался
Родственники ВАЗ-210834 «Тарзан»
Мысль оснастить вазовское восьмое семейство полным приводом плутала в разумах тольяттинских инженеров многие годы. В конце 90-х годов уже прошедшего века мечты стали реальностью: появились 1-ые модификации «Нивы» и «Спутника». Машины, демонстрировавшиеся на разных выставках. Вышли, мягко говоря, специфичными: подвеска, движок и коробка – от «Нивы», кузов – от «Спутника». Существовали ВАЗ-210834 с кузовом «восьмерки», ВАЗ-210934 с кузовом «девятки» и ВАЗ-210994 с кузовом «девяносто девятой». Прайс-листы тех лет докладывают, что цена «Тарзана», изготавливаемого под заказ, составляет 180 тыщ руб. Для сопоставления, рядовая «девятка» тогда стоила вдвое дешевле.
ВАЗ-21113 «Тарзан-2»
Беда с семейством «Тарзан» принудила тольяттинцев задуматься о новеньком варианте прежнего плана. Сейчас было решено сделать вэдовую версию домашнего универсала ВАЗ-2111. Понятно, что было выстроено три варианта вэдовой «одиннадцатой»: один – с «начинкой» от Фольксваген Golf Syncro, другие – с «начинкой» от «Нивы». Те, кто лицезрел «Тарзан-2» на «Автосалоне’99» в Москве вспоминают большой багажник (высоко задранный кузов позволил убрать задние колесные арки) и привлекательную наружность. Некое время на Вуале прогуливалась шуточка:
– Куда делся «Тарзан»?
– В тропических зарослях потерялся!
ВАЗ-2120 «Надежда»
Что такое «Надежда»? Многие подзабыли этот вазовский минивэн. Кузов – уникальный. Подвеска, коробка и движок – от «Нивы». Последнее продиктовало продольное размещение мотора, но конструкторы при длине автомобиля 4,2 м ухитрились сделать минивэн семиместным! 1-ые экземпляры «Надежды» запомнились автомобилистам специфичным оформлением переда. За круглую переднюю оптику, напоминающую очки, острословы окрестили этот домашний минивэн «Константиновна» (имея ввиду Н.К. Крупскую). Хотя план был хорош: дешевый 4-х дверный минивэн, да к тому же вэдовый, приглянулся бы дачникам и таксистам. Но откровенно плохая сборка и сырая конструкция поставили крест на этом детище ВАЗа.