Было время, когда автомобиль был не средством передвижения - а, вправду, роскошью. Бурлить его было трудно. Проще - достать. Как это было? - Аmobil.ru вспоминает.
До Величавой Российскей войны авто, как, вобщем и практически все другие промышленные продукты, не продавались. Время от времени ими награждались за какой-нибудь подвиг или "фуррор в социалистическом соревновании".
Не считая того, можно было выиграть автомобиль в лотерею. В перечнях выигрышей находился даже шикарный по тем временам ЗиС-101. В любом случае, число автолюбителей на весь СССР исчислялось сотками, а с началом войны практически все авто, как и байки, были изъяты.
После войны около 50 тыщ легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев. Некие из их оказались в личных руках.
А на рубеже 40-х - 50-х годов началось общее создание "Москвичей-400", "Побед" и ЗиМов.
"Москвичи" продавались популяции практически все, "Победы" и тем паче ЗиМы - в главном использовались муниципальными учреждениями.
Но все же, года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было приобрести соответственно за 8.000, 16.000 и 40.000 рублей эталона 1949г (в итоге валютной реформы 1961г рубли утратили один нолик и оставались в таком виде прямо до распада СССР).
Позже на "Москвичи" и "Победы" образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться свободно, но их никто не брал - больно недешево.
Заработная плата квалифицированого рабочего либо инженера была тогда в границах 500 - 1000 рублей за месяц, а всякие отхожие промыслы безжалостно преследовались. Если кто-нибудь и набирал этим оковём подходящую сумму, сиять покупкой авто никакого резона не было - можно было просто загреметь в места не настолько далённые.
Говорят такую байку. В единственный харьковский автомагазин, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл неказисто одетый человек. Помотрел на "Москвич".
-Можно приобрести?
-Нет, очередь.
-А "Победу"?
-Тоже очередь.
-А ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Так как прецедентов в истории магазина не было, директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: "Это академик Вальтер. Он весь ваш магазин приобрести может. Продавайте."
Так академик стал владельцем ЗиМа. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то удачного колхоза, и больше желающих не нашлось.
Очереди на "Победу" и "Москвич" составлялись самими покупателями, с десятниками, сотниками и каждомесячными перекличками в примыкающем дворе. Не явившиеся на перекличку свирепо отсеивались. Что за это имело "начальство", сказать тяжело, но, возможно, его деятельность не была совершенно бескорыстной.
В 60-е годы очереди составлялись уже конкретно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й "Москвич" получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на "Волгу" могли купить её в 66-м.
В процессе производства одной модели её цена не изменялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, "Москвич-401" стоил 9.000руб, "Москвич-402" - 15.000руб, а отличавшийся от него только движком с повышеной на 10 л.с. мощностью "Москвич-407" - уже 25.000 руб.
В конце 50-х - начале 60-х годов закончилось создание ЗиМов. Место "Победы" заняла "Волга" и появился "Запорожец-965".
Само собой, грузовые авто и даже пикапы и фургоны на базе легковых "частникам" не продавались. Не продавались и микроавтомобили-мотоколяски C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам безвозмездно, сроком на 5 лет.
Долголетние очереди приводили к тому, что настоящая стоимость авто была в 2-3 раза выше гос. Но... продавать авто можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Естественно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с большим риском, почему нередко автомобиль был у 1-го и такого же владельца десятилетиями.
Это положение было отменено исключительно в 70-х годах, но прямо до распада СССР часть суммы передавалась торговцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём сетовать в милицию торговец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции.
Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались фабрики в Москве и Запорожье. В то же время в связи с увеличением уровня жизни резко возросло и число желающих стать автовладельцами. Очереди достигнули таковой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большая часть авто стали продавать через производственные и остальные предприятия, которые распределяли авто меж своими сотрудниками.
Естественно, было кое-где густо, а кое-где пусто. Скажем, на оборонный завод поступали 10-ки автомобилей в год, а в какое-нибудь второстепенное НИИ - один автомобиль в пару лет. Люди же ряда профессий и пожилые люди вообщем не могли законно приобрести новое авто. Хотя средства были.
Цены посреди 70-х годов были такие: "Волга" ГАЗ-24 (их, правда, продавалось сильно мало) - 9.200руб, "Жигули" ВАЗ-2101 - 5.500, ВАЗ-2103 - 7.500.
"Москвич-412" - 4.990, а "Запорожец" ЗАЗ-968 - 3.500руб.
Средняя же заработная плата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсотен рублей за месяц.
Долголетний выпуск легковых авто в количестве, намного превосходящем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды - в первой половине 80-х некие авто (о волшебство!) появились в свободной продаже.
К примеру, это была "Нива" - 10.300 руб, "Москвич-2140 Люкс" - 8.000руб и "Запорожец" ЗАЗ-968М 5.000руб.
Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной стоимости. Естественно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не средствами, в первый раз появился шанс обзавестись своими 4-мя колёсами.
К примеру, 7-летние ручные "Запорожцы", сданые инвалидами после получения нового, стоили всего 600 руб.
А в один прекрасный момент в Москве посреди 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких "Побед", хотя их выпуск закончился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя стоимость "Побед" была сравнима с ценой новых "Жигулей", желающих их приобрести нашлось с излишком.
Со 2-ой половины 80-х и до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже опять не было из-за резко усилившейся инфляции.
С байками ситуация была существенно лучше - не считая тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и чехословацкой "Явы" их можно было приобрести свободно.
Вот примерные цены новейшей мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды - 180 руб (напомним - средняя заработная плата 201 рубль), мотороллер "Электрон" - 270 руб, "Турист" - 450 руб, байк "Минск" - 330 руб, Восход - 420 руб, Иж различных модификаций - 600-1.000 руб, чехословацкая "Ява" - 900 руб, тяжёлые с коляской - около 1.500руб.
Ещё такая деталь: прямо до конца 80-х в полуторамиллионном городке число магазинов, торгующих запчастями, не превышало 10-ка. И более ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на авторынок и переплачивать в пару раз по сопоставлению с госценой.