Как запускали АвтоВАЗ люди, даты, явления (1966 - 1995)

АвтоВАЗ конца 60-х
Нива!

1-ый ВАЗовский
Торговый символ АвтоВАЗа
На экспорт
Как запускали АвтоВАЗ: люди, даты, явления (1966 - 1995)
Испытательная трасса АвтоВАЗа
Лада-Карлотта
Лада-гном

Мы заглянули в историю самого большого автозавода страны, строительство которого стало эмблемой эры, а его авто - легендами.

1966 5 апреля
Председатель Совета Министров СССР Косыгин Алексей Николаевич выступил с докладом, где было в первый раз сказано о необходимости выстроить в СССР новый авто завод.

Апрель
Начало взаимодействия с компанией "ФИАТ". Выработка главных положений сотрудничества, состава предполагаемого завода, сроков проведения работ, правовых и денежных отношений. Подписан 4 мая протокол "О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта авто завода и его строительства в СССР".

20 июля
Принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров N 558 о строительстве в городке Тольятти авто завода.

12 августа
Выбрано место для строительства автозавода близ деревни Российская Борковка Ставропольского района в 20 километрах от городка Тольятти.

15 августа
Министерство наружной торговли СССР и "ФИАТ" заключили соглашение о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта авто завода и его строительстве в СССР. Срок деяния генерального соглашения – 8 лет.

Декабрь
Выданы 1-ые рабочие чертежи фундаментов каркасов построек главных корпусов завода, наружных авто и стальных дорог, водозабора, ТЭЦ, развития производственной базы строительства.

Началась подготовка к выпуску узкого железного листа для кузовов легкового автомобиля ВАЗ.
На стройплощадке, на строительстве объектов ВАЗа работает выше 100 человек.

1967 14 января
Началось строительство Волжского авто завода. Вытащат 1-ый ковш земли.
ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского авто завода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Февраль
Компания "ФИАТ" представила "Приблизительный проект завода по изготовлению легковых автомобилей средней величины".

10 июля
В Тольятти для тесты доставлены три легковых автомобиля "ФИАТ - 124". В одном из боксов троллейбусного депо № 1 организованы 1-ые тесты.

3 августа
Начато формирование трудового коллектива завода.

Август
На строительстве автозавода работает выше 2,5 тыщ человек из 28 краев, областей и республик.

11 октября
В Тольятти прибыла делегация профессионалов итальянской компании "ФИАТ".

6 ноября
Подписано 1-ое соглашение на закупку оборудования для автозавода с компанией "Кайзер-Нейшнл" (США).

20-21 ноября
Строители приступили к работам по созданию полигона для испытаний легковых автомобилей.

1968 1 января
Началась 1-ая массовая поставка ввезенного оборудования. На стройплощадку ВАЗа прибыло 140 вагонов с деталями толкающего сборочного потока.

28 января
Свершилась 1-ая комсомольская свадьба на Вуале – в субботу сочетались браком Владимир (мастер цеха "Шасси") и Альбина Касаткины. Тамадой на свадьбе в кафе "Ухмылка" был Владимир Францевич Ротт - заместитель начальника ремонтного цеха механосборочного производства.

2 февраля
Начались эксплуатационные тесты автомобилей ВАЗ-2101 на трассах близ села Тимофеевка.

6 июня
Токарь Н. Длительных на в первый раз смонтированном и первом действующим на местности автозавода токарно-винторезном станке выточил самую первую в истории ВАЗа деталь.

Август
Муниципальная приемочная комиссия с оценкой "отлично" приняла в постоянную эксплуатацию подъездной жд путь ВАЗа.

16 августа
Объявлен всесоюзный конкурс на наилучшее заглавие нового русского автомобиля.

1 ноября
Подведены итоги всесоюзного конкурса на наилучшее заглавие нового автомобиля. Посреди 100 вариантов лидирует заглавие "Жигули".

1969 28 января
Введено постоянное троллейбусное сообщение меж городом и ВАЗом. Протяженность полосы – 32 км.

27 февраля
В Москве подписано межправительственное советско-югославское соглашение на сумму 120 миллионов рублей о поставках в 1969-1975 гг. из Югославии девайсов изделий для сборки легковых автомобилей на Вуале.

17 июля
Бригада Павла Кожухова приступила к установке первой ванны для первичной расцветки кузовов в основном корпусе ВАЗа.

9 августа
Вышел 1-ый номер заводской многотиражной газеты "Волжский автостроитель".

Сентябрь
Журнальчик "За рулем" объявил промежные итоги конкурса на наилучшее заглавие автомобиля "ВАЗ-2101". Всего было представлено 54.838 заглавий. Отвечало условиям конкурса – 48.613. Представлено для окончательного рассмотрения – 1812 заглавий. Посреди предложенных – Аргамак, Сокол, Гвоздика, Фиалка, Лада, Катюша, Руслан, Атаман, Искра, Аврора, Директивец, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна, Молодость, Мечта, Весна, Луч.

16 сентября
В Тольятти сотворено неизменное консульство компании "ФИАТ" для решения вопросов по строительству Волжского автозавода.

1970 22 января
Сварены 1-ые крыши грядущего автомобиля ВАЗ-2101.

Январь
Выпущена 1-ая пробная партия вазовских товарных символов.

25 февраля
Сделан 1-ый каркас темного кузова автомобиля.

Март
Ярославский шинный завод выслал в адресок ВАЗа 1-ые двести автопокрышек для автомобиля ВАЗ-2101 из двухслойного капронового термообработанного корда с рисунком сложной конфигурации.

15 апреля
Волжский авто завод посетил Генри Форд-младший.

19 апреля
В 7 утра с головного сборочного потока завода сошли 1-ые 6 автомобилей ВАЗ-2101. Два голубых - другие вишневые. 1-ый автомобиль свел с сборочного потока итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. Все были так измотаны на физическом уровне, что веселые клики закончились очень стремительно. После того, как приехало областное начальство и гостям были продемонстрированы первенцы, по заводу помчалось: "Собраны 1-ые авто!".
Это был самый знаменательный и самый тревожный денек для автозавода и всех тех, кто учавствовал в огромной стройке, наладке оборудования, сборке. Это был денек, который являлся заслугой и закономерным результатом неизменной работы множества людей, верящих и преданных собственному делу.

20-30 апреля
На автозаводе собрано еще четыре опытнейших автомобиля ВАЗ-2101.

25 апреля
Свершилась 1-ая игра Клуба радостных и находчивых (КВН) на Волжском автозаводе. Соревновались команды металлургов и корпуса вспомогательных цехов. Тема первого конкурса "От нуля до автомобиля".

Май
На главном конвейере ВАЗа было собрано 72 автомобиля.

Июнь
На главном конвейере ВАЗа было собрано 302 автомобиля "Жигули".

30 июля
В цехе "Мотор-3" механосборочного производства собран 1-ый движок для автомобиля ВАЗ-2101 стопроцентно из деталей собственного производства, включая блок цилиндра.

18 августа
Волжский автозавод начал реализацию первых автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть.

31 августа - 9 сентября
На стадионе "Труд" в Центральном районе городка Тольятти состоялся турнир по футболу посреди команд компании "ФИАТ" и командами производств ВАЗа на кубок дружбы "ВАЗ-ФИАТ".

Август
Начато общее создание автомобилей ВАЗ-2101 на главном конвейере автозавода. В среднем собиралось 70 автомобилей в смену.

7 сентября
Автомобилю Волжского завода официально присвоено заглавие "Жигули".

1 октября
С головного сборочного потока сошел пятитысячный автомобиль "Жигули". С этого денька с головного сборочного потока завода ежесуточно стало сходить 200 малолитражек.

9 октября
Авто "Жигули" в первый раз стали поступать в Московскую область для реализации популяции; ранее денька реализовывались исключительно в границах Куйбышевской области.

28 октября
1-ые составы с автомобилями "Жигули" высланы в Москву.

31 октября
Собран 10-тысячный автомобиль "Жигули" цвета "черная вишня". Это был более пользующийся популярностью цвет, в который красили на заводе в то время.

1971 20 января
Автомобиль "Жигули" в первый раз выставлен на международном автосалоне в Брюсселе (Бельгия).

21 февраля
1-ая партия автомобилей "Жигули" выслана на экспорт в Югославию.

29 марта
В 12.40 начал свое движение к сборке юбилейный автомобиль. В 14.30 с головного сборочного потока завода сошел 50-тысячный автомобиль (белоснежного цвета). В сей день завод вышел на выпуск 500 автомобилей в день. Автостроители направили в адресок 24 съезда КПСС приветственную телеграмму.

27 апреля
С головного сборочного потока сошел опытнейший эталон автомобиля ВАЗ–2102 "Универсал".

30 июня
В Бельгию, Голландию, Финляндию и Польшу отправлено 32 сигнальных эталона "Жигулей" для испытаний и ознакомления широких кругов автовладельцев с новым видом массового русского автомобиля.

5 июня
Началось создание фирменной сети ВАЗа по техническому обслуживанию автомобилей.

16 июля
С головного сборочного потока автозавода в 11 часов 50 минут сошел 100-тысячный автомобиль "Жигули" светло-палевого цвета.

Сентябрь
Авто "Жигули" представлены сходу на 4 интернациональных выставках, ярмарках и автосалонах в Лейпциге, Пловдиве, Брно и Загребе.

1972 10 января
Численность всех рабочих на АвтоВАЗе составила 43 тыщи человек.

Февраль
В городке Прага (Чехословакия) был сотворен автовладельцами "Жигули-клуб", где, а именно, читался курс лекций о правилах эксплуатации автомобиля, готовились и проводились выставки.

Начинается установка третьей конвейерной нити. 1-ая - для "копейки", 2-ая - для ВАЗ-2102, 3-я планируется для ВАЗ-2103.

21 марта
С головного сборочного потока завода сошел 250-тысячный автомобиль "Жигули". Достигнут производительный предел сборки автомобилей - 1 тыща машин в день.

5 апреля
Сварен 1-ый темный кузов автомобиля ВАЗ-2103.

Апрель
В экспериментальном цехе собран 1-ый опытнейший эталон внедорожника Э2121 - прототип грядущего автомобиля "Нива". Начались его дорожные тесты.

27 октября
АВТОВАЗ посетил председатель Совета министров Италии Джулио Андреотти.

5 декабря
Собран 1-ый автомобиль ВАЗ-2103.
Годы выпуска: 1972-1984 гг.

Базисный 77-сильный движок ВАЗ-2103 позволял достигнуть на этом автомобиле скорость в 100 км/ч за 19 секунд.

Отличия в отделке салона 2103 от "копейки" достаточно значимые: место над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сиденья составляет 860 мм. Панель устройств, в какой установлены часы и тахометр, совсем другая.
Длительное время ВАЗ-2103 заслуженно числилась самой комфортной и оживленной машиной.

13 декабря
С головного сборочного потока завода в 22 часа 20 минут сошел 500-тысячный автомобиль "Жигули". Машина была окрашена в цвет "морская волна".

1973 15 января
Сдан в эксплуатацию испытательный трек.
Вроде бы ни точны были теоретические расчеты, обосновать их истинность можно, только испытав бывалые эталоны. Потому до вступления в стадию производства каждый разрабатываемый автомобиль проходит кропотливые тесты.

Доводка опытнейших образцов движков и "механики" начинается поначалу на специализированных щитах, где имеются все нужные условия для моделирования экстремальных критерий эксплуатации.

Потом тесты автомобиля длятся на булыжных дорогах трека, в особых морозильных камерах, в установке форсированных коррозионных испытаний соляным туманом и на катапульте, разбивая машину о бетонный куб.

Не считая того, все новые авто проходят проверочные тесты на центральном полигоне автомототехники.

6 марта
На французский авто рынок в первый раз вышел на рынок автомобиль "Жигули".

Май
Автомобиль "Жигули" был представлен на международном автомобильном салоне в Нью-Йорке.

Июль
1-ые большие партии автомобилей "Жигули" модели ВАЗ-2103 были в первый раз высланы для реализации на экспорт - в Норвегию, Финляндию, страны Бенилюкс, Венгрию, Болгарию и Чехословакию.

Сентябрь
На Пловдивской интернациональной ярмарке (Болгария) автомобилю ВАЗ-2103 присуждена Золотая медаль.

19 ноября
Состоялось праздничное открытие Тольяттинского центра технического обслуживания и ремонта "Жигулей" – первого в сети фирменных компаний автосервиса АВТОВАЗа.

20 декабря
Миллионный кузов цвета зрелой вишни спустился с верхнего накопителя на третью нить головного сборочного потока после 19.00 часов.

21 декабря
На главном конвейере АВТОВАЗа собран миллионный автомобиль - модель ВАЗ-2103.

1974 15-17 февраля
В город Тольятти с гастролями прибыла труппа столичного театра "Современник". В течение 2-ух дней театр три раза показал спектакль о буднях тольяттинских автостроителей по пьесе М. Шатрова "Погода на завтрашний день" на сцене Дома культуры имени 50-летия Октября.

15 апреля
С головного сборочного потока предприятия сошел миллионный автомобиль модели ВАЗ-2101.

Май
Начался выпуск автомобилей "Жигули" с правым рулем для потребителей Великобритании и государств Европы. С головного сборочного потока завода сошло уже более одной тыщи таких машин. На АвтоВАЗе побывали представители британского отделения американской компании "Сатра", которая занималась рекламой, продажами и обслуживанием автомобилей "Жигули" в Великобритании.

6 июня
Производственному объединению "АвтоВАЗ" присуждена интернациональная премия (Италия) "За наикрупнейшее сооружение мира, ставшее эмблемой эры".

Октябрь
Завод вышел на проектную мощность – 660 тыщ автомобилей в год. Каждые 22 секунды с головного сборочного потока завода сходит автомобиль. В день - 2230 "Жигулей".

1975 Июнь
Управлением завода было официально объявлено о принятом решении начать серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2121 ("Нива") в 1976 году.

С третьей технологической нити головного сборочного потока АвтоВАЗа сошел автомобиль "Жигули" третьей модели, окрашенный в первый раз в новый – медный цвет-эмаль с железным пигментом.

9 июля
С головного сборочного потока завода сошел 2-миллионный автомобиль "Жигули" - ультрамариновая "копейка".

11 сентября
На осенней интернациональной ярмарке в Лейпциге автомобилю "Жигули" ВАЗ-2101 присуждена "Золотая медаль".

Декабрь
На главном конвейере завода собран 1-ый автомобиль модели ВАЗ-2106.

1976 21 февраля
Начался выпуск новейшей модели – автомобиля ВАЗ-2106.

Экспортное заглавие - Lada 1600/Lada 1500L/Lada 1300SL/Lada Junior
Годы выпуска: 1976-2001 гг.

Автомобиль ВАЗ-2106 является результатом модернизации "люксовой" модели ВАЗ-2103. В момент собственного возникновения автомобиль, в отличие от других "Жигулей", имел мощнейший движок, комфортный салон, фронтальные сидения с подголовниками и приборной панелью с тахометром.
Снаружи "шестёрка" отличалась блестящими молдингами по краям кузова, которые в 90-х желали было упразднить, но потом решили бросить. С течением времени ВАЗ-2106 претерпевал некие конфигурации как снутри, так и снаружи: радиаторная решетка стала пластмассовой чёрного цвета, боковины дверей стали дермантиновыми, а узкий руль поменяли более современным четырёхспицевым.

С начала производства, эта модель оснащалась движком рабочим объемом 1,6 л. (ВАЗ-2106), позже добавились более слабенькие модификации с движками 1,5 л. (ВАЗ-21061) и 1,3 л. (ВАЗ-21063). Модификация с мотором 1,3 л. не воспользовалась особенной популярностью.

28 декабря
На главном конвейере предприятия собран 3-миллионный автомобиль. Модель ВАЗ-2106.

1977 5 апреля
Собран 1-ый автомобиль ВАЗ-2121 "Нива"

1978 3 июня
Собран 4-миллионный автомобиль "Жигули" - ВАЗ-2106.

Декабрь
Спецами АвтоВАЗа разработана и внедрена всеохватывающая система контроля токсичности отработавших газов и контроля топливных испарений, обеспечивающая соответствие автомобилей "Жигули" более жестким европейским нормам по токсичности.

1979 Начался выпуск ВАЗ-2105. Самая долговременная машина, которая выпускается до сего времени. Классика - она и есть классика.

Экспортное заглавие – Lada Nova/Junior

Маленькими сериями по особым заказам ГИБДД, МВД, ФСБ и других спецслужб выпускаются авто ВАЗ-21054, которые дополнительно оснащаются вторым бензобаком и вторым аккумом.

28 декабря
Автомобиль ВАЗ-2121 "Нива" удостоен Муниципального Знака свойства.

1980 7 апреля
Выпущен 100-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 "Нива".

1981 20 марта
Собран 6-миллионный автомобиль "Жигули" - модель ВАЗ-2105.

1982 11 марта
Собран 1-ый серийный автомобиль ВАЗ-2107.

13 августа
С головного сборочного потока ПО "АвтоВАЗ" сошел 7-миллионный автомобиль "Жигули" - модель ВАЗ-2107.

16 сентября
На "малом" конвейере в корпусе 062 СКП АвтоВАЗа собран 250-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 "Нива".

1983 12 октября
Муниципальная аттестационная комиссия присвоила муниципальный Символ свойства автомобилю ВАЗ-2108.

Экспортное заглавие - Lada Samara/"Челнок".
Выпускается до сего времени.

1-ый российский переднеприводной автомобиль с кузовом "хэтчбек". Авто ВАЗ-2108 стали новым шагом развития конструкции автомобилей ВАЗ, характеризующийся применением переднеприводной сборки, поперечного расположения мотора, бесконтактного зажигания, фронтальной подвески типа "макферсон", реечного управляющего управления, тросового привода сцепления и пластмассовых энергопоглощающих бамперов.

1984 3 января
Собран 8-миллионный автомобиль (модель ВАЗ-2107).

Смена поколений. Прекращается создание знаменитой "Копейки", "двойки" и "тройки". Заместо первой сейчас ВАЗ-2105, заместо 2-ой - новый универсал ВАЗ-2104, а заместо "тройки" ВАЗ-2106.


1985 24 мая
На главном конвейере производственного объединения "АвтоВАЗ" собран 9-миллионный автомобиль - модель ВАЗ-2108.

1986 9 октября
На главном конвейере АвтоВАЗа собран 10-миллионный автомобиль - ВАЗ-2108).

Как можно созидать из летописи последних лет - это были самые застойные годы не только лишь во всей стране, да и на АвтоВАЗе. Более чем за 5 лет - ни 1-го нововведения, ни 1-го новшества, ни одной новейшей технологии не занесли в авто "Жигули". Только "клепали" машины по образчикам пяти- и десятилетней давности. В то время как на западе автопромышленость развивалась быстро, и каждый год можно было видеть там революционно новые авто, тогда как мы "стругали" морально устаревшие модели по миллиону штук в год.
Мы закончили выставляться на популярных автосалонах, а если и выставлялись, то наши авто полагалось бы отгонять под щит с ретро-техникой.
Но скоро, деградация завода и его технологий замедлится.

1987 30 декабря
Начинается выпуск ВАЗ-2109 "Самара".

Экспортное заглавие – Lada Samara
Авто ВАЗ-2109, в отличие от базисной модели ВАЗ-2108, имеют 5-дверный кузов, реализовав, таким макаром, потребность российских автовладельцев в комфортабельных, универсальных "семейных" автомобилях. Но "домашней" эта машина не стала. В сложные годы перестройки семейные люди не могли для себя позволить даже дешёвый маргарин, в то время как интенсивно разрастающийся в загнивающем СССР преступный элемент очень полюбил "девятку". В те годы эта машина стала эмблемой роскоши и крутизны. При сложенном заднем сидение машина трансформируется в грузопассажирский вариант, схожий "универсалу".

Еще из преимуществ можно именовать достаточно высочайшие для российских автомобилей динамические свойства, хорошую маневренность, устойчивость на больших скоростях и скользких дорогах.

1988 23 февраля
Собран 11-миллионный автомобиль. Юбиляр - модель ВАЗ-2109.

1989 6 июля
Собран 12-миллионный автомобиль - модель ВАЗ-2109 с правым расположением руля.

1990 12 ноября
Собран 13-миллионный автомобиль "Жигули" - модель ВАЗ-21099.

1991 Май
"Изюминкой" Брюссельского автомобильного салона стала "Лада - Карлотта" - плод сотрудничества вазовских дизайнеров, бюро по промышленной эстетике и компании "Скалдия - Волга".

1992 20 апреля
Собран 14-миллионный автомобиль. Юбиляр – ВАЗ-21099, цвет "валюта".

Июнь
Сенсацией интернационального "Автомобильного салона – 92" стал микромобиль "Гном", представленный АвтоВАЗом.

1993 Июнь
Начато создание бронированного автомобиля "Нива" для обслуживания банков.
4 октября
Генеральным директором подписано задание на разработку проекта автомобиля ВАЗ-1116.

11 октября
Вышел приказ "О начале промышленного производства автомобилей, снаряженных системой впрыска горючего".

21 октября Собран 15-миллионный автомобиль "Жигули" - модель ВАЗ-2109.

Декабрь На АВТОВАЗ прибыла официальная делегация ЮТАК – организация, осуществляющая международную экспертизу безопасности автомобилей.

1994 9-12 мая
АВТОВАЗ принял роль в интернациональной вкладывательной и технологической выставке "Сeetex-94" (Лондон), продемонстрировав планшет автомобиля ВАЗ-1116, ВАЗ-1111 с ручным управлением, микроавтомобиль "Эльф".

23 июня
Состоялось 1-ое собрание акционеров АО "АВТОВАЗ".

15 августа
Автозавод посетил Президент Рф Борис Николаевич Ельцин.

6-16 октября
На Парижском автомобильном салоне АВТОВАЗ представил свое "десятое" семейство - авто Лада-110, Лада-111 и Лада-112.

23 декабря
Собрана 1-ая 5-и дверная "Нива", аналогов которой в Рф нет.

1995 Апрель
Автозавод принял роль в Амстердамском салоне (Голландия), продемонстрировав продукцию от "четверки" до "девяносто девятой".

27 июня
На третьей нити головного сборочного потока свершилась опытнейшая сборка автомобиля ВАЗ-2110.
Сколько произведено автомобилей? 1990 год - 743.619 штук
1991 год - 674884
1992 год - 673821
1993 год - 656403
1994 год - 529403
1995 год - 607091
1996 год - 679570
1997 год - 740526
1998 год - 542522
1999 год - 677087
2000 год - 706377
2001 год - 767300
2002 год - 702963
2003 год - 699899
2004 год - 712000
2005 год - 721500
2006 год - 724000
2007 год - 770000
2008 год - 801600
Юбиляры: 1 августа 1995 года 16-миллионный автомобиль (2109)
11 февраля 1997 года 17-миллионный автомобиль (2110)
2 июля 1998 года 18-миллионный автомобиль (2110)
1 февраля 2000 года 19-миллионный автомобиль (2112)
8 июня 2001 года 20-миллионный автомобиль (2111)
2 октября 2002 года 21-миллионный автомобиль (2114)
2 апреля 2004 года 22-миллионный автомобиль (2110)
31 августа 2005 - 23 миллионный (ВАЗ-2110)
7 февраля 2007 - 24 миллионный (Lada Priora)
11 июня 2008 - 25 миллионный (Lada Kalina)