На чем ездил Штирлиц и что за автомобиль возникал в конце «Кавказской пленницы»? Про этих и других «актеров» культовых русских кино мы поведаем в обзоре киноавтолегенд СССР.
«Берегись автомобиля»До работы над этим фильмом, на студию Мосфильма поступила совсем новенькая «Волга» ГАЗ-21. С одной стороны это была большая удовлетворенность и преимущество для картины, но с другой – особенная ответственность за сохранность имущества.
Иннокентий Смоктуновский, игравший головного героя кинофильма, на то время полностью не умел управлять автомобилем, и доверить ему новейшую машину было не просто. Потому его обучением занялся исполнитель и постановщик трюков Александр Микулин. Он же был и дублером Смоктуновского в этой картине. Вообщем, обычно, мастера уровня Микулина не брались учить актеров, потому что это занимало много сил и времени. Но, как постановщик трюков, он нес ответственность за новую «Волгу», и ему пришлось учавствовать в этом лично.
За всегда съемок каскадеры не разбили и не повредили ни одной машины. Все трюки в картине были кропотливо рассчитаны и спланированы, а самые сложные исполняли на старенькых, списанных такси.
Но «Волгу» все таки малость доработали: во все рессоры добавили по одному дополнительному листу, а у амортизаторов изменили жесткостные свойства. Цвет автомобиля оставили тот же – белоснежный.
Многие также помнят известную сцену с троллейбусом, где тот выпрыгивает на тротуар. Для большего куража эту сцену снимали в обыденные будничные деньки, не предупредив прохожих, а управляла им сама актриса Ольга Аросева. До съемок кинофильма Эльдар Рязанов настоял, чтоб она закончила особые курсы по управлению городским электротранспортом и получила истинное водительское удостоверение соответственной категории. Во всех других сценах она появлялась только большим планом, а в других ракурсах ее подменяла обычная женщина-водитель из столичного троллейбусного депо.
Еще одним героем кинофильма стал достаточно редчайший в наши деньки байк К-750. После этой роли, где он выступил в качестве милицейского тс, он употреблялся только в качестве германской техники в военных фильмах.
Автомобиль ШтирлицаРусского лазутчика решили высадить в Horch 853 - автомобиль, который по тем временам числился образцом прекрасного традиционного автомобиля, также верхушкой технического совершенства и роскоши. Возникновение этого автомобиля на дороге означало приближение муниципальных вельмож. Но вербование к для себя внимания навряд ли входило в задачки русского лазутчика. Все же, на съемках кинофильма неувязка с автомобилем отважилась сама по для себя. Отыскать такую машину оказалась не просто. В Союзе их осталось сильно мало, а в Москве удалось найти только одну, принадлежавшую известному собирателю Александру Ломакову. Автомобиль предоставили съемочной группе и утвердили. Но по стечению событий, съемки отложили на несколько месяцев. Когда работа возобновилась, автомобиль был занят другой киногруппой.
Тогда режиссеру Татьяне Лиозновой был предложен другой вариант – Мерседес-бенз 230, 1938 года.
«Бриллиантовая рука» и казус с «Москвичом»С возникновением на дисплее «Бриллиантовой руки», «Москвич» стал хотимым для всего населения СССР. Ведь по сюжету кинофильма его получали даже самые большие мафиози страны! Довольно только вспомнить слова «шефа»: «По совету друзей я заполучил автомобиль марки «Москвич«. Последняя модель!»
Но шуточки шуточками, а эта самая фраза и стала одним из проколов. Когда начали снимать киноленту, последней моделью на то время был «Москвич-408», который, вобщем, и учавствовал в съемках. Но до выхода картины на экран, столичный автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) выпустил новейшую модель «Москвич-412». Приемущественно 412-ый отличался от предшественника более массивным движком, потому когда «шеф» поднял крышку капота, все узрели толстые воздушные фильтры 408-го.
Что все-таки касается «такси на Дубровку», то это была перекрашенная Волга из кинофильма «Берегись автомобиля».
Еще одним увлекательным фактом этого кинофильма являются сцены со Стамбулом, которые снимали в Баку. Для сотворения подходящей атмосферы город был полностью подходящим. Казалось бы, малость декораций и чем же не столица Турции? Но где взять такое количество импортных машин? Леониду Гайдаю пригодилось разыскать, а позже привезти в город практически все зарубежные авто, что были в Союзе. И в этом он совладал «на ура» – никто и не увидел различия, разве что бакинцы.
«Утомленные солнцем» и автомобиль для президентовНа темный Packard 120 ездили президент США Франклин Рузвельт, китайский генерал Чжан Цзолин, повелители Югославии и Норвегии, правитель Стране восходящего солнца, президент Мексики и Иосиф Сталин.
Когда съемочной группе задали вопрос, откуда у их таковой автомобиль, они ответили, что его предоставила областная филармония, но, понятно, что это заведение не могло иметь настолько шикарный автомобиль. Позднее выяснилась правда - для съемок он был позаимствован у 1-го столичного собирателя.
История автомобилей марки Packard началась в 1898 году. Когда, по легенде, Джеймс Уорден Паккард решил приобрести автомобиль, он отправился на завод в Кливленд за машиной марки Vinton. Но, если веровать слухам, у него уже при выезде перенагрелся движок, соскочили шины и порвалась приводная цепь. Когда Паккард возвратился на завод, чтоб разобраться в случившейся ситуации, ему произнесли: "Раз вы, мистер, таковой умный, делайте авто для себя сами!" На что он ответил: "А вот возьму и сделаю!" И сделал. Джеймс со своим братом Уильямом уже через год представили на Детройтском автомобильном салоне автомобиль собственного производства. В конце Первой мировой войны компания числилась наикрупнейшим производителем дорогих и популярных авто. В 30-х Америку понял кризис, который стукнул и по компании. Но компания выжила благодаря выпуску Packard 120. Конкретно этот автомобиль 1937 года выпуска и увозил товарища Котова в конце кинофильма. И это неслучайно, ведь по неофициальным данным авто марки Packard массово завозились в СССР для служб особенного предназначения. К огорчению, компания прожила еще недолго после 2-ой мировой, и скоро распалась.
Кавказская пленницаОсновная загадка - машина-кабриолет ярко-красного цвета – Adler Trumpf Junior, собственность Юрия Никулина. Вначале этот Trumpf Junior имел привод на фронтальные колеса и развивал мощность 25 л. с., которая позволяла разгоняться ему до 90 км/ч. Но на момент съемок он уже был похож быстрее на чучело германского автомобиля. На нем не осталось ни фронтального привода, ни собственного мотора. Все было заменено агрегатами с «Москвича». Даже заместо сокола на капоте был прикреплен олень с "Волги». На данный момент этот автомобиль с откидным верхом с «волговским» оленем на капоте увековечен в бронзовом монументе Юрию Никулину, который стоит перед столичным цирком на Цветном бульваре. Сам автомобиль также сохранён, и находится в запасниках музея Ломакова. Идёт процесс его реставрации.
Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему облику санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится еще на довоенный период (1938—1945 годы выпуска). В период, когда снимался кинофильм, такие авто повстречать на улицах русских городов было уже фактически нереально.
Во время погони в кинофильме бытует грузовик Skoda-706RTTN с фурой-рефрижератором Orli?an N12CH чехословацкого производства. В то время это был современный автопоезд-рефрижератор, поставки которого тогда только начались в СССР.
В конце кинофильма Нина уезжает от Шурика на микроавтобусе «Старт». Это редчайший экземпляр русского автопрома, выпускавшийся с 1964 по 1970 год. На сегодня понятно всего только четыре сохранившихся автомобиля.
Разработан и сделан микроавтобус в 1963 году, силами Харьковского автодорожного института и Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ), с внедрением девайсов от ГАЗ-21. Кузов изготавливался из стеклопластика с помощью специальной шестиразъёмной матрицы, снутри которой он выклеивался за один технологический приём.
Всего было выпущено около 100 автомобилей (полное количество выпущенных автомобилей точно не понятно), из их 5 — экспериментальные машины с рамой таврового сечения, в то время как на других была рама из труб круглого сечения, и была установлена опора фронтальной подвески от ГАЗ-21.
Снутри салона первого экземпляра «Старта» было расположено три сиденья-дивана (два повдоль кузова, и одно поперечное в конце салона), маленькие шкафчики для посуды, капот мотора употреблялся в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.
К огорчению, в процессе использования выяснилась низкая крепкость стеклопластикового кузова, к тому же, при долговременной эксплуатации стеклопластик деформировался, в особенности при отрицательных температурах (сохранившиеся «Старты» имеют очень «поведённые» кузова, при реставрации 1-го из экземпляров его пришлось выполнить практически поновой). Не считая того, с завода ушли многие из инициаторов разработки, после этого работы «заглохли», не имея подабающей официальной поддержки и на самом деле проводившиеся только по их личной инициативе, потому поправить допущенные при проектировании автомобиля ошибки способности создателям «Старта» не представилось.
Способы испытаний кузова «Старта» были различны. Какой-то из них: сбрасывание кузова (без стёкол) с 12-метровой высоты. Следующий осмотр показал отсутствие серьёзных вмятин либо трещинок.
Один экземпляр микроавтобуса, будучи подаренным П. Е. Шелесту, первому секретарю ЦК КП Украины, был оснащён автономной системой спецсвязи КГБ, вмонтированной в крышу кузова.
Микроавтобусы изготавливались под патронажем Министерства культуры и распределялись только снутри самого министерства.
Один из «Стартов» был применен на съемочной площадке кинофильма «Кавказская пленница, либо Новые приключения Шурика»: в оканчивающей сцене Нина уезжает от Шурика конкретно на этом микроавтобусе.
Один микроавтобус работал в Областной телерадиостудии Луганска и являлся единственным спецавтомобилем, выпущенным на базе «Старта»: он был укомплектован спецаппаратурой и имел нескольких больших антенн и громкоговорителей на крыше. По неким данным, эта машина использовалась до конца 1980-х годов.
Еще посреди 1980-х г.г. один из экземпляров "Старта" эксплуатировался в г.Запорожье.