Насладиться звенящей тишью пустынь
Насладиться звенящей тишью пустынь
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Так родился проект «Семь пустынь на российскей мототехнике» – путешествие по Казахстану через Кызылкумы, дальше на Ближний Восток по Сирийской пустыне и Африке через Ливийскую, Нубийскую пустыни, Чалби, Калахари и Намиб. О первой части – переходе через пустыню Кызылкумы на мотовездеходах «Иж-Самсон» – «Мото» писал в № 8-2006. Результат был неутешительным: новоявленные «монстры» – трехколесные аппараты симметричной конструкции, нареченные изготовителем «вездеходами», только по виду казались суровыми.
Заводчане клялись, что это «чудо техники» пройдет, где хочешь. Бывалые путники маркетинговым словам, естественно, не поверили, но у их и в идей не было, что изготовители не то что в пустыне – на суровом бездорожье аппараты не проверили.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой За январь–февраль 2007 года прошли вторую часть маршрута – Сирийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни, а три последних – за февраль и март 2008 года. Для продолжения экспедиции братья Синельники с командой, в которую вошли Виталий Мельничук, пилот и живописец (он прошел с Синельниками все семь пустынь), Алексей Савинов, инженер-механик (Кызылкумы, Сирийская, Ливийская, Нубийская), Александр Кислов, фотограф, кинооператор (Кызылкумы, Сирийская, Ливийская, Нубийская) и Сергей Муравицкий, инженер-механик, член минского клуба «Ночные волки» (Чалби, Калахари, Намиб), пересели на знакомые каждому любителю мототехники Новинки Автопрома «Иж-Планета-5». На их прошли через другие 6 пустынь. Ну и то не все байки достигнули финиша – перед самым началом третьего шага, в Хартуме, один из «Ижей» «умер», и его пустили на запчасти.
СИРИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. Песочного бездорожья в большенном количестве здесь не ожидали. По описаниям, Сирийская пустыня каменистая, так что все заблаговременно радовались – означает, проще будет ехать. Не тут-то было! У байков «летели» движки и коробки. Людей же ожидали и совсем внезапные тесты. Местные обитатели уготовили препятствие, о каком и мысли не появлялось! Сирийцев можно осознать: какие-то неведомые белоснежные мужчины под черным флагом с нарисованным на нем волком на 3-х тарахтелках устремляются куда-то в глубь мертвенной местности! Для чего? Что им там нужно? Сказали, видимо, куда положено. И вот ночкой, когда мы расположились ко сну, явились представители органов госбезопасности Сирии и взяли нас под стражу. Да как: вдруг из мглы – слепящие фонари, несколько человек упирают нам в головы дула автоматов. Затащили в машины и увезли в воинскую часть, где учинили допросы. Нас «спас» строевой генерал – «джиджат», который обучался в военном училище еще во времена СССР, он осознавал по-русски, и только ему мы смогли объяснить цели похода и заверить, что мы обыкновенные путники, а не террористы. Когда все кончилось, нас даже оставили ночевать.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Природа тоже обременила задачей: ночами в Сирийской пустыне мы беспощадно зябли. Почему-либо были убеждены, что даже зимой в этой пустыне не должно быть морозов. И не взяли теплой одежки и теплых спальников. Видимо, выдалась аномальная зима – к вечеру температура падала до заморозков. В конечном итоге все приболели, а у Саши Синельника некоторое количество дней держалась высочайшая температура. Боялись пневмонии, кололи ему лекарства. А он, назло заболевания, ехал, обливаясь позже, весь маршрут по Сирии и Иордании.
За денек удавалось преодолевать по более-менее обычной колее всего около 100 км. Стартовали обычно не ранее 4 часов денька, так как с ранешнего утра Леша Савинов выручал коробку на собственном аппарате. Нашелся суровый заводской брак, в итоге чего стопроцентно разрушились шестерни 2-й и 3-й передач. В один из дней такая же неувязка появилась на байке Саши Синельника – закончили врубаться эти же передачи. Расскажи кому, что мы среди пустыни перебирали коробки на байках, – не поверят.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Вообщем Сирия – страна миролюбивых и корректных людей. Только кругом много пыли, грязищи и мусора. Мусор накапливается кучами прямо на улицах. Создается воспоминание, что его не убирали несколько десятилетий и он уже врос в землю.
Встречали мы на дорогах Сирийской пустыни наши УАЗики, ЗИЛы, КамАЗы, а в городках ездят ВАЗ 2115, они употребляются в качестве такси.
На улицах много людей в военной форме. Видимо, страна находится в состоянии завышенной боевой готовности. И логично: граница с Израилем здесь долгие и длительные годы наглухо закрыта. В глубь пустыни двигаться не рискнули – из-за близости границы с Ираком, где не прекращается бойня, приграничная территория, молвят, заминирована.
ЛИВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. Миллионы русских людей раз в год отдыхают в Египте, но отношение к путникам тут все равно непонятное. С таковой бюрократией мы не сталкивались ни в какой из 35 государств мира, где удалось побывать. Таможенники отрешались пропустить Новинки Автопрома на местность Египта и добивались внести за каждый 15 000 евро! В конечном итоге, утратив неделю времени, кучу средств и несчетное количество духовных сил, отыскали в Нувейбе менеджера Ашруфа. Он поручился, что мы не будем вести торговлю этими байками. Дорога открылась. Выжав газ, взяли курс на запад, в Ливийскую пустыню.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой При езде по Каиру главное – звуковой сигнал. Дистанция меж машинами 10 см – норма. Суета, хаос! Оттуда – в Гизу. Быть в Египте и не поглядеть пирамиды – сродни злодеянию.
Мы все бежим от холодов к теплу, мечтаем отогреться. Как мудро увидел Виталий Мельничук, уже не принципиальна цель путешествия – все мысли только о тепле. Да и в Египте его нет. Ходим как и раньше в куртках, свитерах, а при езде выглядим как вилки капусты: натягиваем все, что есть.
Нить маршрута экспедиции вела на юго-запад по дороге, временами углубляясь в Ливийскую пустыню. На «Ижах» по ней ехать очень тяжело – мешает рыхловатый сыпучий песок под колесами. Пробовали тащить Новинки Автопрома на для себя. Никчемно! Возвратились на грунтовку.
Западный Египет существенно отличается от восточного, тут Различное совершенно другие, не испорченные туристами и бакшишами, никто не клянчит «гив ми паунд!» («дай мне фунт!») с протянутой рукою. Нет суеты, арабы расслабленно разъезжают верхом на осликах.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Наибольший из встреченных нами оазисов, Дахила, тянулся аж на 70 км. Существование этих районов среди мертвенных пустынь обеспечивается только открытыми источниками воды да колодцами. Любопытно, ведь вода течет из их уже тыщи лет и все никак не иссякнет. В Дахиле мужчины почему-либо прогуливаются в шапках типа вьетнамских. А рис не выращивают?.. Разговорился с обладателем придорожной гостиницы, у которого ставил печать в маршрутную книгу. Узнав, откуда мы, он опешил и произнес, что не помнит, чтоб российские заглядывали в эти края. В главном, немцы, голландцы, австрийцы и французы.
После Ливийской пустыни возвратились к Нилу в город Луксор, а оттуда – по федеральной трассе повдоль реки до Асуана. Равномерно пустынные желтоватые пейзажи раскрасила зелень, а позже показалась богатая растительностью полоса повдоль Нила.
НУБИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. В Судане нас ожидала встреча с Нубийской пустыней. С нею мы познакомились 5 годов назад, когда ехали здесь на «Уралах». Но тогда проложили маршрут повдоль Нила, а на данный момент – шалишь! – пытаемся прорваться через самый центр, в полной автономии на 380 км бездорожья. Для подстраховки ориентировались на металлическую дорогу, для чего-то проложенную тут, в мертвенных песках. Молвят, некие станции на этой ветке обитаемы. Поглядим!
На выезде из портовой Вади-Хальфы на посту нас приостановили полицейские. Услышав, что мы едем в Хартум через пустыню, давай причитать:
– Вэри дэйнджерес! Вери, вери! Ноу вота, ноу пипл, ноу карс! (Очень небезопасно! Очень, очень! Нет воды, нет людей, нет машин!)
Поглядели снаряжение, перечли канистры и припасы. Но лицезрев, что мы упакованы «на полную катушку», успокоились, но все равно порекомендовали ехать через Донголу. Мы не послушали.
Через 30 км начались совершенно мягенькие пески. Новинки Автопрома прорывались с трудом. Участков с жесткой поверхностью становилось меньше и меньше. Переключаешься с третьей на вторую передачу, а то ползешь и на первой. Сергей Синельник посиживал на байке один, и ему удавалось проходить пески, не закапываясь, но на других мотиках ехали по два седока да еще с грузом, так те зарывались благопристойно.
Пассажиру приходилось на ходу спрыгивать и подталкивать аппарат. С Сашей Синельником ехал фотограф Саша Кислов, но какая уж здесь съемка. На этом байке сломалась 1-ая передача, отремонтировать уже не удалось. А без нее в таких критериях «тяжело» – не то слово.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Вдруг слева и справа появились озера с незапятанной голубой водой – вот для тебя и пустыня! Смотрим и очам не верим – может, свернем искупаться? А позже сообразили: это миражи, нескончаемые спутники путников в горячих песках. Обман и ловушка. Очам в этих краях доверять нельзя. Так, к примеру, видишь: вдалеке появился путешественник, он идет для тебя навстречу, переступает ногами, но чуток проедешь, приблизишься – и оказывается это столб, врытый в песок. А мы, когда удалялись друг от друга, ставали то большущим грузовиком, то плывущей лодкой.
Саша Синельник решил испытать на собственном байке ехать по насыпи стальной дороги, а позже забрался и на шпалы. Оказалось, ехать по шпалам нереально, а вот по насыпи в неких местах удается, там поверхность тверже.
Виталий Мельничук случаем въехал поперек глубочайшей колеи. От удара Леша Савинов вылетел из коляски, пропархал метров 5 и очень ударился головой о камешки. Виталию же байк прищемил ногу. Но все обошлось.
Смотрим на себя – все пропитались пылью, ее не вытряхнешь, не вычистишь. С нетерпением ждем Нила – искупаться да постираться.
В конце концов мелькнули зеленоватые кусты. Какая-то группа растений, а посреди их – арбузики! Истинные! Принялись спорить, можно их есть либо нет? Саша Кислов обосновывал, что «вполне можно». Другие побоялись. Как управляющий экспедиции Саша Синельник взялся опробовать арбуз на для себя. Какая ужасная горечь! Плюется, а горечь не проходит. Прополоскал рот водой – стало еще ужаснее. Отлично, не отравился. Так с горечью во рту весь денек и ехал. Через день только прошла.
Мимо проехал грузовик, а в кузове – скотины качаются, падают на кочках, злосчастные. Это 1-ый автомобиль, который мы повстречали в Нубийской пустыне. Любопытно, куда здесь можно скотин везти, им тут есть нечего?!
Поприветствовали встретившихся парней. Тут, когда приветствуешь людей взмахом руки, все они враз тоже взмахивают руками – такое встречается исключительно в Африке: не ответить на приветствие здесь считается дурным тоном.
...Ну, вот и пересечена 4-ая пустыня. Сзади 950 км через северный Судан, через Нубийскую пустыню. Реально по пустыням Африки на российских байках можно путешествовать только зимой–весной, летом же и сам сгоришь, и моторы у техники полетят. Потому собрались сделать перерыв – возвратились домой.
ЧАЛБИ. В Судан после годичного перерыва прибыли в феврале. Как бы зима, а температура воздуха зашкаливает за +30°. На местности посольства РФ в Хартуме грустно стояли наши «Ижи». Видимо, уже и не чаяли нас узреть. За год над городом пронеслось столько пыльных бурь, что никакие чехлы не выручили аппараты, они покрылись толстым слоем пыли. Ну, за работу! Впереди – величавая Сахара. Но «реанимировать» один из «Ижей» так и не удалось...
Поехали на 2-ух прямиком на юг через Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Ботсвану и Намибию и целых три пустыни – Чалби, Калахари и Намиб. На этом маршруте меньше стреляют. К команде присоединился наш белорусский друг Сергей Муравицкий, инженер-механик. И в 1-ый же денек после отъезда из Хартума на него упала пренеприятнейшая работа: разгоряченные стартовыми километрами поближе к ночи мы свернули с трассы в саванну находить место под палатку. И пробили все 6 колес сходу! Оказалось, земля здесь покрыта мириадами больших колючек, в сумерках их и не увидели. А колючки как будто из стали изготовленыѕ На запах резинового клея из зарослей выбегали антилопы, а от дороги – суданцы с вопросом, что это мы здесь такое смачное готовим? Так, на первых километрах закончились все припасы камер и покрышек, а впереди – около 10 000 км по Африке.
Эфиопию хотелось миновать поскорее, но не тут-то было. Дорог не плохих нет, горы, стршные серпантины. Все это не для слабых «Ижей» – даже в самую умеренную горку они не тянут. Переключаешься на первую передачу, да к тому же седок выпрыгивает, подталкивает.
Движок просто пылает – останавливаемся остудить, отлично, что в горах не горячо, градусов 10–15, но ужасная духота – не натолкаешься. С горем напополам на подъем в один километр время от времени растрачивали по два часа.
Кругом повсевременно натыкались на остатки недавнешней войны. Бессчетные танки, пушки, бронетранПодвескаеры, какие-то дзоты, укрепления, разбросанные практически по всей окружении. Малыши играют на их, привыкли.
В стране стршная бедность, нас повсевременно «облепляли» любознательные туземцы и «ю-ю-юкающие» малыши. Они галдели, орали, что-то клянчили. Раз масса малышей и взрослых обступила нас так, что нереально было двинуться с места. Потом сразу 10-ки рук полезли в наши вещи, кармашки. Пока отгоняли туземцев в одном месте, улыбаясь через стиснутые в гневе зубы, в другом они выхватывали вещи. Тихая «битва» длилась недолго, масса разошлась так же моментально, как и образовалась. Команда кинулась считать убытки. С страхом нашли, что нет навигатора GPS, проигрывателя, коллекции дисков, пропали туалетные принадлежности – зубная паста, щетки, полотенце; пропала возлюбленная «боевая» бейсболка Виталия, которая объездила с ним полсотни государств; перчатки, еще какие-то мелочи.
Сергей Синельник сначала просто рассвирепел, но позже взял себя в руки и с надеждой возвратить похищенное поехал по поселку находить старосту. Ему указали на каких-либо стариков. Но те ничем не посодействовали – или эти старики не воспользовались почтением, или с их «благословения» нас обокрали. Так и уехали ни с чем.
Сергей успокаивал: «Зато сейчас эфиопы познакомятся с российской музыкой, а кто-то из малышей начнет чистить зубы». Длительно эти мысли были единственным утешением от понесенных утрат.
Но самое противное выяснилось позднее. В пылу налета кто-то самый ловкий проткнул на одном из байков бензобак. Текущий из бака бензин увидели не сходу. Отлично, не взлетели на воздух!
А вот и граница с Кенией и наша цель – пустыня Чалби. Новенькая гамма красок взволновала живописцев экспедиции Виталия Мельничука и Сашу Синельника. Зарисовки, фото и любование, любование. Но уж чего не ожидали от этих мест, так это встречи с НЛО – по другому это явление не назовешь.
Началось все поздно вечерком, с мглой. Внезапно справа, на нашем траверзе, появились две светящиеся точки: фонарики – не фонарики, огни – не огни... Они аккомпанировали нас км 10, не приближаясь и не удаляясь. Все сразу ощутили странноватое тяжелое чувство.
Из поганого места, от тех огоньков ехали, пока не прошло напряжение и все снутри не успокоилось. Осмотрелись – на новеньком месте никаких огоньков нет. Все здесь же провалились в глубочайший сон.
(Продолжение в последующем номере)
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Так родился проект «Семь пустынь на российскей мототехнике» – путешествие по Казахстану через Кызылкумы, дальше на Ближний Восток по Сирийской пустыне и Африке через Ливийскую, Нубийскую пустыни, Чалби, Калахари и Намиб. О первой части – переходе через пустыню Кызылкумы на мотовездеходах «Иж-Самсон» – «Мото» писал в № 8-2006. Результат был неутешительным: новоявленные «монстры» – трехколесные аппараты симметричной конструкции, нареченные изготовителем «вездеходами», только по виду казались суровыми.
Заводчане клялись, что это «чудо техники» пройдет, где хочешь. Бывалые путники маркетинговым словам, естественно, не поверили, но у их и в идей не было, что изготовители не то что в пустыне – на суровом бездорожье аппараты не проверили.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой За январь–февраль 2007 года прошли вторую часть маршрута – Сирийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни, а три последних – за февраль и март 2008 года. Для продолжения экспедиции братья Синельники с командой, в которую вошли Виталий Мельничук, пилот и живописец (он прошел с Синельниками все семь пустынь), Алексей Савинов, инженер-механик (Кызылкумы, Сирийская, Ливийская, Нубийская), Александр Кислов, фотограф, кинооператор (Кызылкумы, Сирийская, Ливийская, Нубийская) и Сергей Муравицкий, инженер-механик, член минского клуба «Ночные волки» (Чалби, Калахари, Намиб), пересели на знакомые каждому любителю мототехники Новинки Автопрома «Иж-Планета-5». На их прошли через другие 6 пустынь. Ну и то не все байки достигнули финиша – перед самым началом третьего шага, в Хартуме, один из «Ижей» «умер», и его пустили на запчасти.
СИРИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. Песочного бездорожья в большенном количестве здесь не ожидали. По описаниям, Сирийская пустыня каменистая, так что все заблаговременно радовались – означает, проще будет ехать. Не тут-то было! У байков «летели» движки и коробки. Людей же ожидали и совсем внезапные тесты. Местные обитатели уготовили препятствие, о каком и мысли не появлялось! Сирийцев можно осознать: какие-то неведомые белоснежные мужчины под черным флагом с нарисованным на нем волком на 3-х тарахтелках устремляются куда-то в глубь мертвенной местности! Для чего? Что им там нужно? Сказали, видимо, куда положено. И вот ночкой, когда мы расположились ко сну, явились представители органов госбезопасности Сирии и взяли нас под стражу. Да как: вдруг из мглы – слепящие фонари, несколько человек упирают нам в головы дула автоматов. Затащили в машины и увезли в воинскую часть, где учинили допросы. Нас «спас» строевой генерал – «джиджат», который обучался в военном училище еще во времена СССР, он осознавал по-русски, и только ему мы смогли объяснить цели похода и заверить, что мы обыкновенные путники, а не террористы. Когда все кончилось, нас даже оставили ночевать.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Природа тоже обременила задачей: ночами в Сирийской пустыне мы беспощадно зябли. Почему-либо были убеждены, что даже зимой в этой пустыне не должно быть морозов. И не взяли теплой одежки и теплых спальников. Видимо, выдалась аномальная зима – к вечеру температура падала до заморозков. В конечном итоге все приболели, а у Саши Синельника некоторое количество дней держалась высочайшая температура. Боялись пневмонии, кололи ему лекарства. А он, назло заболевания, ехал, обливаясь позже, весь маршрут по Сирии и Иордании.
За денек удавалось преодолевать по более-менее обычной колее всего около 100 км. Стартовали обычно не ранее 4 часов денька, так как с ранешнего утра Леша Савинов выручал коробку на собственном аппарате. Нашелся суровый заводской брак, в итоге чего стопроцентно разрушились шестерни 2-й и 3-й передач. В один из дней такая же неувязка появилась на байке Саши Синельника – закончили врубаться эти же передачи. Расскажи кому, что мы среди пустыни перебирали коробки на байках, – не поверят.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Вообщем Сирия – страна миролюбивых и корректных людей. Только кругом много пыли, грязищи и мусора. Мусор накапливается кучами прямо на улицах. Создается воспоминание, что его не убирали несколько десятилетий и он уже врос в землю.
Встречали мы на дорогах Сирийской пустыни наши УАЗики, ЗИЛы, КамАЗы, а в городках ездят ВАЗ 2115, они употребляются в качестве такси.
На улицах много людей в военной форме. Видимо, страна находится в состоянии завышенной боевой готовности. И логично: граница с Израилем здесь долгие и длительные годы наглухо закрыта. В глубь пустыни двигаться не рискнули – из-за близости границы с Ираком, где не прекращается бойня, приграничная территория, молвят, заминирована.
ЛИВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. Миллионы русских людей раз в год отдыхают в Египте, но отношение к путникам тут все равно непонятное. С таковой бюрократией мы не сталкивались ни в какой из 35 государств мира, где удалось побывать. Таможенники отрешались пропустить Новинки Автопрома на местность Египта и добивались внести за каждый 15 000 евро! В конечном итоге, утратив неделю времени, кучу средств и несчетное количество духовных сил, отыскали в Нувейбе менеджера Ашруфа. Он поручился, что мы не будем вести торговлю этими байками. Дорога открылась. Выжав газ, взяли курс на запад, в Ливийскую пустыню.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой При езде по Каиру главное – звуковой сигнал. Дистанция меж машинами 10 см – норма. Суета, хаос! Оттуда – в Гизу. Быть в Египте и не поглядеть пирамиды – сродни злодеянию.
Мы все бежим от холодов к теплу, мечтаем отогреться. Как мудро увидел Виталий Мельничук, уже не принципиальна цель путешествия – все мысли только о тепле. Да и в Египте его нет. Ходим как и раньше в куртках, свитерах, а при езде выглядим как вилки капусты: натягиваем все, что есть.
Нить маршрута экспедиции вела на юго-запад по дороге, временами углубляясь в Ливийскую пустыню. На «Ижах» по ней ехать очень тяжело – мешает рыхловатый сыпучий песок под колесами. Пробовали тащить Новинки Автопрома на для себя. Никчемно! Возвратились на грунтовку.
Западный Египет существенно отличается от восточного, тут Различное совершенно другие, не испорченные туристами и бакшишами, никто не клянчит «гив ми паунд!» («дай мне фунт!») с протянутой рукою. Нет суеты, арабы расслабленно разъезжают верхом на осликах.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Наибольший из встреченных нами оазисов, Дахила, тянулся аж на 70 км. Существование этих районов среди мертвенных пустынь обеспечивается только открытыми источниками воды да колодцами. Любопытно, ведь вода течет из их уже тыщи лет и все никак не иссякнет. В Дахиле мужчины почему-либо прогуливаются в шапках типа вьетнамских. А рис не выращивают?.. Разговорился с обладателем придорожной гостиницы, у которого ставил печать в маршрутную книгу. Узнав, откуда мы, он опешил и произнес, что не помнит, чтоб российские заглядывали в эти края. В главном, немцы, голландцы, австрийцы и французы.
После Ливийской пустыни возвратились к Нилу в город Луксор, а оттуда – по федеральной трассе повдоль реки до Асуана. Равномерно пустынные желтоватые пейзажи раскрасила зелень, а позже показалась богатая растительностью полоса повдоль Нила.
НУБИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ. В Судане нас ожидала встреча с Нубийской пустыней. С нею мы познакомились 5 годов назад, когда ехали здесь на «Уралах». Но тогда проложили маршрут повдоль Нила, а на данный момент – шалишь! – пытаемся прорваться через самый центр, в полной автономии на 380 км бездорожья. Для подстраховки ориентировались на металлическую дорогу, для чего-то проложенную тут, в мертвенных песках. Молвят, некие станции на этой ветке обитаемы. Поглядим!
На выезде из портовой Вади-Хальфы на посту нас приостановили полицейские. Услышав, что мы едем в Хартум через пустыню, давай причитать:
– Вэри дэйнджерес! Вери, вери! Ноу вота, ноу пипл, ноу карс! (Очень небезопасно! Очень, очень! Нет воды, нет людей, нет машин!)
Поглядели снаряжение, перечли канистры и припасы. Но лицезрев, что мы упакованы «на полную катушку», успокоились, но все равно порекомендовали ехать через Донголу. Мы не послушали.
Через 30 км начались совершенно мягенькие пески. Новинки Автопрома прорывались с трудом. Участков с жесткой поверхностью становилось меньше и меньше. Переключаешься с третьей на вторую передачу, а то ползешь и на первой. Сергей Синельник посиживал на байке один, и ему удавалось проходить пески, не закапываясь, но на других мотиках ехали по два седока да еще с грузом, так те зарывались благопристойно.
Пассажиру приходилось на ходу спрыгивать и подталкивать аппарат. С Сашей Синельником ехал фотограф Саша Кислов, но какая уж здесь съемка. На этом байке сломалась 1-ая передача, отремонтировать уже не удалось. А без нее в таких критериях «тяжело» – не то слово.
Братья Синельники со собственной отчаянной командой Вдруг слева и справа появились озера с незапятанной голубой водой – вот для тебя и пустыня! Смотрим и очам не верим – может, свернем искупаться? А позже сообразили: это миражи, нескончаемые спутники путников в горячих песках. Обман и ловушка. Очам в этих краях доверять нельзя. Так, к примеру, видишь: вдалеке появился путешественник, он идет для тебя навстречу, переступает ногами, но чуток проедешь, приблизишься – и оказывается это столб, врытый в песок. А мы, когда удалялись друг от друга, ставали то большущим грузовиком, то плывущей лодкой.
Саша Синельник решил испытать на собственном байке ехать по насыпи стальной дороги, а позже забрался и на шпалы. Оказалось, ехать по шпалам нереально, а вот по насыпи в неких местах удается, там поверхность тверже.
Виталий Мельничук случаем въехал поперек глубочайшей колеи. От удара Леша Савинов вылетел из коляски, пропархал метров 5 и очень ударился головой о камешки. Виталию же байк прищемил ногу. Но все обошлось.
Смотрим на себя – все пропитались пылью, ее не вытряхнешь, не вычистишь. С нетерпением ждем Нила – искупаться да постираться.
В конце концов мелькнули зеленоватые кусты. Какая-то группа растений, а посреди их – арбузики! Истинные! Принялись спорить, можно их есть либо нет? Саша Кислов обосновывал, что «вполне можно». Другие побоялись. Как управляющий экспедиции Саша Синельник взялся опробовать арбуз на для себя. Какая ужасная горечь! Плюется, а горечь не проходит. Прополоскал рот водой – стало еще ужаснее. Отлично, не отравился. Так с горечью во рту весь денек и ехал. Через день только прошла.
Мимо проехал грузовик, а в кузове – скотины качаются, падают на кочках, злосчастные. Это 1-ый автомобиль, который мы повстречали в Нубийской пустыне. Любопытно, куда здесь можно скотин везти, им тут есть нечего?!
Поприветствовали встретившихся парней. Тут, когда приветствуешь людей взмахом руки, все они враз тоже взмахивают руками – такое встречается исключительно в Африке: не ответить на приветствие здесь считается дурным тоном.
...Ну, вот и пересечена 4-ая пустыня. Сзади 950 км через северный Судан, через Нубийскую пустыню. Реально по пустыням Африки на российских байках можно путешествовать только зимой–весной, летом же и сам сгоришь, и моторы у техники полетят. Потому собрались сделать перерыв – возвратились домой.
ЧАЛБИ. В Судан после годичного перерыва прибыли в феврале. Как бы зима, а температура воздуха зашкаливает за +30°. На местности посольства РФ в Хартуме грустно стояли наши «Ижи». Видимо, уже и не чаяли нас узреть. За год над городом пронеслось столько пыльных бурь, что никакие чехлы не выручили аппараты, они покрылись толстым слоем пыли. Ну, за работу! Впереди – величавая Сахара. Но «реанимировать» один из «Ижей» так и не удалось...
Поехали на 2-ух прямиком на юг через Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Ботсвану и Намибию и целых три пустыни – Чалби, Калахари и Намиб. На этом маршруте меньше стреляют. К команде присоединился наш белорусский друг Сергей Муравицкий, инженер-механик. И в 1-ый же денек после отъезда из Хартума на него упала пренеприятнейшая работа: разгоряченные стартовыми километрами поближе к ночи мы свернули с трассы в саванну находить место под палатку. И пробили все 6 колес сходу! Оказалось, земля здесь покрыта мириадами больших колючек, в сумерках их и не увидели. А колючки как будто из стали изготовленыѕ На запах резинового клея из зарослей выбегали антилопы, а от дороги – суданцы с вопросом, что это мы здесь такое смачное готовим? Так, на первых километрах закончились все припасы камер и покрышек, а впереди – около 10 000 км по Африке.
Эфиопию хотелось миновать поскорее, но не тут-то было. Дорог не плохих нет, горы, стршные серпантины. Все это не для слабых «Ижей» – даже в самую умеренную горку они не тянут. Переключаешься на первую передачу, да к тому же седок выпрыгивает, подталкивает.
Движок просто пылает – останавливаемся остудить, отлично, что в горах не горячо, градусов 10–15, но ужасная духота – не натолкаешься. С горем напополам на подъем в один километр время от времени растрачивали по два часа.
Кругом повсевременно натыкались на остатки недавнешней войны. Бессчетные танки, пушки, бронетранПодвескаеры, какие-то дзоты, укрепления, разбросанные практически по всей окружении. Малыши играют на их, привыкли.
В стране стршная бедность, нас повсевременно «облепляли» любознательные туземцы и «ю-ю-юкающие» малыши. Они галдели, орали, что-то клянчили. Раз масса малышей и взрослых обступила нас так, что нереально было двинуться с места. Потом сразу 10-ки рук полезли в наши вещи, кармашки. Пока отгоняли туземцев в одном месте, улыбаясь через стиснутые в гневе зубы, в другом они выхватывали вещи. Тихая «битва» длилась недолго, масса разошлась так же моментально, как и образовалась. Команда кинулась считать убытки. С страхом нашли, что нет навигатора GPS, проигрывателя, коллекции дисков, пропали туалетные принадлежности – зубная паста, щетки, полотенце; пропала возлюбленная «боевая» бейсболка Виталия, которая объездила с ним полсотни государств; перчатки, еще какие-то мелочи.
Сергей Синельник сначала просто рассвирепел, но позже взял себя в руки и с надеждой возвратить похищенное поехал по поселку находить старосту. Ему указали на каких-либо стариков. Но те ничем не посодействовали – или эти старики не воспользовались почтением, или с их «благословения» нас обокрали. Так и уехали ни с чем.
Сергей успокаивал: «Зато сейчас эфиопы познакомятся с российской музыкой, а кто-то из малышей начнет чистить зубы». Длительно эти мысли были единственным утешением от понесенных утрат.
Но самое противное выяснилось позднее. В пылу налета кто-то самый ловкий проткнул на одном из байков бензобак. Текущий из бака бензин увидели не сходу. Отлично, не взлетели на воздух!
А вот и граница с Кенией и наша цель – пустыня Чалби. Новенькая гамма красок взволновала живописцев экспедиции Виталия Мельничука и Сашу Синельника. Зарисовки, фото и любование, любование. Но уж чего не ожидали от этих мест, так это встречи с НЛО – по другому это явление не назовешь.
Началось все поздно вечерком, с мглой. Внезапно справа, на нашем траверзе, появились две светящиеся точки: фонарики – не фонарики, огни – не огни... Они аккомпанировали нас км 10, не приближаясь и не удаляясь. Все сразу ощутили странноватое тяжелое чувство.
Из поганого места, от тех огоньков ехали, пока не прошло напряжение и все снутри не успокоилось. Осмотрелись – на новеньком месте никаких огоньков нет. Все здесь же провалились в глубочайший сон.
(Продолжение в последующем номере)