ПОКОРЕННАЯ МОНГУН-ТАЙГА
ПОКОРЕННАЯ МОНГУН-ТАЙГА
Она не из числа тех вершин, на которую взойдешь, гуляючи. В первый раз на купол Монгун-Тайги поднялись алтайские Подвескаивные туристы-пешеходники в 1982 году, которых готовил и вел мастер Подвескаа СССР по альпинизму Александр Торощин (он умер в 1996 году при восхождении на Эверест). В то время у него была «Ява», и мысль подняться на Монгун-Тайгу на байках принадлежит ему. И он же предложил выполнить эту затею мне. Но опыта для подобного восхождения не было, и мы начали готовиться. Команда из Барнаула предприняла отчаянную попытку пройти из Алтая в Саяны – никаких дорог в то время тут еще не проложили. На перевале Узун-Хем нас засыпало снегом, когда повернули на обходной маршрут по реке Барлык, так заливало водой, что один байк просто унесло течением. И мы отступилиѕ В 85-м сборная Барнаула, Москвы, Калуги и Тайшета смогла в первый раз пройти из Алтая в Тувинскую котловину. Путешествие по трудности и драматизму мы окрестили «Походом века № 1». Тогда навечно осталась в горах «Ява» Ивана Ксенофонтова, Наталья Кузнецова попала на операционный столѕ Позже были «Походы века № 2, № 3, № 4» – вокруг Байкала, по Западному Алтаю и Памиру... Но этот навечно остался Первым в прошедшем столетии. В 1999 году мы опять возвратились сюда – в составе мотоэкспедиции журнальчика «Мото» (первопрохождение перевала Шапшал – о нем в журнальчике сможете прочесть в № 10-1999). И вновь только издалека любовались великим куполом Монгун-Тайги. В те деньки совсем дозрела бредовая мысль подняться на него на байках. А фуррор восхождения на Эльбрус команды «Мото» в 2003 году совсем лишил спокойствия.
Подготовка заняла четыре года – изучали карты, подходы к верхушке, провели две мотоэкспедиции – избрали места под базисный и штурмовые лагеря...
На старт вышли восемь команд, представлявших Алтайский край, Новосибирскую и Иркутскую области. Публика собралась разношерстная – от маститых мастеров мототуризма и триала до «зеленых» третьеразрядников. Техника для восхождение самая различная: «Ямахи», «Хонды», «Ижи», «Явы», ЗиДы, «Бета», квадроциклы «Поларис».
Израненный Рекс-восходитель Ищем подход в горах
Базисный лагерь разбили на берегу наикрасивейшего высокогорного озера Эски-Тоолайты на высоте 2381 метр над уровнем моря, отсюда поднялись в штурмовой. В каждой команде по одному мотоциклисту и три помощника-«шерпы», которые тащили на для себя продукты, бензин, снаряжение, страховали на особо сложных участках. Уже на этом шаге караван понес утраты – свалился в пропасть и перевоплотился в груду металла «Юпитер» команды из г. Черепаново, пробоина образовалась в картере байка новосибирской
команды. Лузеры перевоплотился в зрителей – команд осталось 6.
Изнурительная работа длилась весь денек. Большие камешки, «сыпуха», броды, крутые подъемы и спускиѕ За Рексом, верным псом Владимира Ломоносова из Новосибирска, по камням стлался кровавый след, но он упрямо тащился за владельцем. «Оставшиеся в живых» собрались в штурмовом лагере на высоте 3500 метров. Но Монгун-Тайга не вожделела покоряться – ей было не достаточно этой крови. Ночкой разыгралась буря, температура свалилась до минус 5, пошел снег. Палатки валило ветром – стойки ломались как спички. Двое суток мы держали оборону – холод загнал всех в палатки. Томительное ожидание наилучшей погоды скрасило солнечное затмение 1 августа. Казалось, в этот момент обрушившейся мглы природа сжалась в комок, притаилась, готовясь нанести непредотвратимый удар... Чувство волнения влезло в наши души.
На 3-ий денек природа угомонилась, и мы решились на атаку. До верхушки – 15 км, 5 из их – по леднику! На штурм пошли налегке – взяли только малый припас товаров. Каждый килограмм стал тяжелее в пару раз – не хватало кислорода и нашим легким, и моторам – они утратили в мощности и выкидывали на склон шлейфы голубого дыма. Группы растянулись по дистанции – любая команда выбирала собственный, на их взор, более неопасный и лучший путь к верхушке.
Через 5 часов новосибирская команда СТК «Триал» во главе с Владимиром Ломоносовым на Beta первой достигнула верхушки Монгун-Тайги. 2-ой – команда «Орион» из Черепаново на «Планете-5» (капитан команды – дама, Маша Белина, пилот – Сергей Сериков). С наименьшим отрывом третьим финишировал барнаульский филиал «Панавто-Новосибирск» с создателем этих строк на новинке российского мотопрома – «ЗиД-200 Лифан».
Температура воды...Нет, это вам не Рио-де-Жанейро Удовлетворенность покорителей, фото на память, обед на леднике – и вниз, к теплу. Стоял легкий морозец, смачно хрустел под колесами жесткий снег. Пахло веснойѕ Очень пожалели, что не взяли с собой горные лыжи – покатушки вышли бы классные! Только удовлетворенность от достигнутого и неисчерпаемый оптимизм нас поддерживали. Но силы уже на финале. А не считая того, на спуске заклинило мотор байка молодежной команды «Орион», четырехногий Рекс совсем выдохся, и его пришлось нести на руках... Только к концу денька возвратились в базисный лагерь.
А далее? Далее – спуск флага соревнований, общее ликование, заслуженный денек отдыха. И по домам по намеченным маршрутам. Не сомневаюсь, любой из этих отрезков пути заслуживает отдельного рассказа: новосибирцы и иркутчане ушли через Тувинскую котловину, Усинский тракт, Шушенское, Красноярск. Барнаульцы на квадриках – через Кош-Агач и Чуйский тракт. Группа из Барнаула на «Ямахах» и «Лифанах» решила выискать приключений на первопрохождении маршрута из Тывы в Алтай.