ЗАНЯТИЕ ДЛЯ 2-ух «БЕЗДЕЛЬНИКОВ»
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ 2-ух «БЕЗДЕЛЬНИКОВ»
Кто-то присоветует: ну так возьми скутер-«полтинник»! Во-1-х, «табуретки» дороговаты. Во-2-х, в деревне, где дача, это «техника до первой поломки» – навряд ли за 300 км от городка я просто найду, если пригодится, ввезенную запчасть. В-3-х, скутер много весит: как на легковушке довезти его до дачи? Ездочить своим ходом? Не забавно! После 300 км пути я останусь без рук, без ног, без пятой точки...
Когда я об этом размышлял, попался мне на глаза материал «Едем стоя» в «Мото» №9 за 2005 г. Создатель поведал, как приспособил моторчик «дешку» к самокату. Зацепило – и я рванул на велорынок.
Да вот неудача, торговцы в один глас утверждали, что на данный момент «дешку» не выпускают (может, лгали?). Не знаю, чем бы все завершилось, но вспомнил про «Крота». Того, что «живет» у меня на даче и культивирует землю всего два денька в году: один – в мае, 2-ой – в сентябре. Его 60-кубовый двухтактник в два раза сильнее «дешки» – 2,6 «лошадки» против 1,3. Собран совместно с бензобаком, глушителем, ручным стартером, воздушным фильтром и редуктором. И я решил приспособить его к другому «бездельнику» – раскладному велику, что уже три года пылился на антресоли.
Из 5-мм листа дюрали сделал полочку, установил ее заместо заднего багажника. В вертикальной плоскости ее держат две стойки от старенького велика. В продольной – отверстие, которым она насажена на трубу, в отверстии закреплено седло. А поперечную устойчивость конструкции гарантирует откос с правой стороны. К этой довольно жесткой конструкции и прикрутил 4-мя болтами мотор.
Рычаг газа
Привод на заднее колесо сделал ременным, с натяжным роликом от ГРМ ВАЗа-«восьмерки». Ведущий шкив оставил штатный, а ведомый подошел по передаточному отношению от мотоблока МБ. Он дюралевый, двухручейный. На токарном станке срезал излишний ручей – тот, что пошире. Как прикрепить шкив к колесу? Отыскал очередной шкивок (наклон боковых поверхностей большинства шкивов соответствует углу наклона спиц), сделал в нем «болгаркой» пропилы, совпадающие с перекрестиями спиц. Установил его точно по центру колеса при помощи специальной втулки. Просверлил в нем отверстия и болтами придавил к спицам через огромные шайбы. А уже к нему прикрутил 3-мя винтами ведомый шкив. Передаточное отношение вышло на уникальность удачным. И еще: ведущий шкив – двойной, а рядом с движком на полочке довольно места для маленького генератора. Улавливаете нить?
У «Крота» нет механизма сцепления. А почему бы ременному приводу не передать его функции? Для этого ролик, натягивающий ремень, не стал закреплять агрессивно – его повсевременно поджимает пружина. Если, сжав ее, отодвинуть ролик, ремень пробуксовывает. Вот вам и сцепление! Рычаг выжима сцепления самодельный.
Свободный ход пластинки с роликом – целых 7 см (это с припасом – ведь ремень с течением времени растягивается), а у мотоциклетных рычагов сцепления он менее 2 см. Что вышло, видно на фото. Недочет конструкции в том, что приходится впрямую, без усиливающего плеча, «бороться» с пружинами натяжного ролика. Но это можно претерпеть – у моего аппарата нет коробки, так что работать рычагом сцепления приходится очень изредка – только во время старта и остановки. Рычаг в зажатом положении фиксирует небольшой стопорный рычаг. Он выручает, когда необходимо выключить сцепление навечно, к примеру, при езде «по-велосипедному». Заместо троса сцепления в оплетку воткнул узкую железную проволоку, смазанную литолом. У оплетки нет крутых извивов, так что проволока в ней перемещается просто. Главное достоинство таковой подмены – проволока намного надежнее дефицитного в деревне троса.
Фронтальный и задний тормоза – обыденные велосипедные. Другие органы управления на руле – штатные от «Крота»: слева – «глушилка», справа под большой палец – рычаг газа.
В декабре провел тесты. Пуск моторчика – шнуром. Стартовал с помощью педалей. Два-три оборота – и о их можно запамятовать. Кстати, вентилятор принудительного остывания «Крота» гарантирует, что мотор не перегреется на маленький скорости. Попросил знакомого водителя автомобиля проехать синхронно со мной, чтоб зафиксировать скорость. Вышло, что «максималка» – выше 60 км/ч. Но такая скорость показалась мне небезопасной – велик все-же. А при 40 км/ч – сплошное наслаждение! Для этого движка «сорок» – прогулочный режим. Хоть какой подъем для него – пустяк.
Главный компонент - под бейсболкой Механизм сцепления Так крепится ведомый шкиф к колесу.
Что я получил? То, что желал. В багажник моих «Жигулей» просто уложить личное складное транПодвесканое средство массой 32 кг (велик – 20, мотор – 12), способное перемещать «мое величество» со скоростью 60 км/ч и чуток резвее. На сборку-разборку уходит от 5 до 10 минут. Расход бензина – менее 2–2,5 л на 100 км. Ломаться в моей конструкции нечему. В припасе довольно держать ремень, один-два метра сталистой проволоки и натяжной ролик от «восьмерки»! А на последний случай есть педали.
Извините за технологические огрехи, которые видны на фото – торопился поделиться мыслью, не все успел обустроить. Ничего, доделаю.
Павел ОРЛОВ