КУРОРТНЫЙ Полуостров КРЫМ
КУРОРТНЫЙ "Полуостров" КРЫМ
Подвеска И ТУРИЗМ
В ОТПУСК!
КУРОРТНЫЙ "Полуостров" КРЫМ
Путешествие к морю в суверенную Украину.
Павел МАРТЫНЕНКО
Лет 10-15 вспять отпускника, решившего съездить на машине в Крым, тревожили два вопроса: будет ли по дороге бензин и можно ли отыскать пристанище у моря? На данный момент таких заморочек нет, зато появились другие, более принципиальные.
ПОЧЕМУ НА МАШИНЕ?
У нас в Воронеже трудится много компаний, предлагающих организовать отдых в любом уголке земного шара. Мне, бывшему совслужащему, по кармашку оказалось только путешествие в самое ближнее зарубежье - в Крым под Севастополь. На семейном совете решили - едем на машине! Свобода перемещения - величавое дело. Ведь отдыхать всегда на одном месте скучновато, в особенности если погода привередничает, ну и дорога выйдет дешевле. Естественно, были некие опаски за "здоровье" далековато не нового автомобиля - БМВ-728 1979 года выпуска, но машина не подвела.
Маршрут путешествия: Воронеж-Белгород-Харьков-Запорожье-Мелитополь-Симферополь-Севастополь. Крым - на фото перед вами (ведь лучше один раз узреть...), а я дам комменты к фактически путешествию.
Сначала 80-х перед таковой же поездкой моего отца напутствовал более опытнейший путник: "А самая нехорошая дорога будет в Курской области, в особенности в районе села Горшечное". Как приятно сознавать, что есть в этом мире вещи, которые не изменяются: море, солнце и нехорошие дороги в Курской области! Таких ям больше не было нигде. Украина даже повеселила практически стокилометровой совсем пустой автострадой, идущей за Харьковом параллельно старенькой трассе "Москва-Симферополь". Дорожной инфы хватает на всем пути, кроме Крыма, где поплутать пришлось значительно. К тому же карта двенадцатилетней давности совсем не отражает реальное размещение дорог и селений в районе Севастополя - видимо, из суждений секретности. Отдельные городки, к примеру Балаклава, куда на данный момент может попасть хоть какой турист, просто отсутствуют. Но "язык до Киева доведет", довел он нас и до намеченного кемпинга.
Солидный бензин по среднероссийским ценам был на трассе и в самом Крыму в обилии. Единственная в Крыму стационарная газозаправочная станция находится рядом с Севастополем. А вот с чем на Украине еще ужаснее, чем в Воронеже, так это с солидным моторным маслом и разными эксплуатационными жидкостями. Если дома фактически неважно какая АЗС, не говоря об автомагазинах, может повеселить пятью-десятью, а то и 20 сортами российского и ввезенного масла, то тут я с умилением нашел установки для отпуска разливного масла с надписями "жигулевское" и "камазовское".
"Зарубежная" Специфичность
То, что Украина - другое правительство, чувствуещь очень остро, проезжая зигзагообразной "тропкой" мимо пограничных надолбов на трассе под Харьковом, прождав перед этим часа полтора. В очереди приходится стоять, чтоб оформить декларацию на ввозимый автомобиль, обязуясь его не продавать на местности Украины. Естественно, при всем этом нужно заплатить. Дальше нужно застраховаться на время собственного пребывания на случай дорожно-транПодвесканых происшествий. Здесь же посиживает неоднократно описанный на страничках "За рулем" представитель экологов с обязательным газоанализатором. В присутствии бессчетных представителей местной автоинспекции (ДAI) противиться принудительному освидетельствованию и выдаче соответственной бумажки как-то не охото. Таким макаром, пересекая границу, оставляешь рублей 50. (При выезде с Украины заполнять ничего не нужно, просто стоишь для себя в многорядной очереди.) Минут через 40-50, когда священный КПП уже близок, возникает таможенник в сопровождении "даишников" и разъясняет, что за проезд по Харьковской области нужно заплатить $10, а ближний банк находится по адресу... Естественно, что в этот момент каждый стоящий в очереди интересуется, нельзя ли заплатить без квитанции, но на месте, наличными. Из других "зарубежных" воспримет - гривны заместо рублей, да вывески на украинском языке. Вот только разговорной украинской речи за две недели мы так никогда и не услышали.
ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ
По собственному четырнадцатилетнему водительскому опыту я осознавал, что иногородняя машина вызывает особенное внимание дорожной инспекции, зарубежная - тем паче. Но, как ни удивительно, от Харькова до Крыма нас никогда не приостановили даже для проверки документов. Но зато в Крыму... В Чонгаре при заезде на перешеек - известный пост, где в "добрые старенькые" времена решали, разрешается для тебя въехать в Крым либо нет. На данный момент пускают всех, но только после еще одного принудительного освидетельствования на СО. Желающим здесь же регулируют карбюратор. Я был несколько удивлен, когда у нашего БМВ ничего не стали измерять, а просто выдали квитанцию, в то время как у новейшей "Таврии" и измеряли, и регулировали. "Нужно же, какое доверие к германской технике", - с невольной гордостью поразмыслил я, но более удобная жена решила, что "эколог" в камуфляже, по-видимому, просто не умеет обращаться с западной техникой. Или дело "Таврия"...
Но разве одно только содержание СО может заинтересовывать бдительного инспектора! У меня за два года документы инспектировали пореже, чем за две недели в Крыму. В особенности интересовались номерами агрегатов - видимо, наслышаны о таком пользующемся популярностью методе "растаможки", как покупка документов. Два раза штрафовали с выдачей квитанции - за различные покрышки на одной оси (совсем справедливо) и за отсутствие обозначения "RUS" на автомобиле.
СКОЛЬКО СТОИТ ОТДЫХ В КРЫМУ
Естественно, в наше время можно без особенного труда устроиться в пансионат, один денек в каком будет обходиться баксов в 150. Но нам это было очевидно не по кармашку. Нас полностью устраивал домик с удобствами, до моря - 100 метров, проживание - 20 рублей в денек со взрослого отдыхающего, питание - 30 (в самом кемпинге, по качеству - как в солидном воронежском кафе). Нужно сказать, что рассчитываться за все нужно гривнами, одна гривна приблизительно соответствует германской марке (около 3,4 рубля). Стоянка машины обходится 2 гривны в день. Продукты продаются по среднероссийским ценам, кроме местных фруктов и вин, которые до забавного дешевы. Персики в августе стоили 0,8-1,2 гривны за килограмм, приблизительно столько же - литр местного виноградового вина. Достаточно недешево обходится культурная программка. За билет практически в хоть какой музей требуют 5-10 гривен, столько же за право видео- и фотосъемки, чуток меньше - за стоянку машины вблизи от музея. Правда, неважно какая автобусная экскурсионная поездка местного турбюро стоит 15-25 гривен с человека. Так что, проехав по Крыму около 600 км, мы смогли поглядеть массу увлекательного - крепость в Балаклаве и пещерный монастырь в Инкермане, Ливадийский дворец и пещерный город Эски-Кермен, Бахчисарай, Херсонес и многие другие достопримечательности. А обидные мелочи так и не смогли омрачить воспоминания от увлекательного путешествия.
Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"