МНЕ В ПАРИЖ. БЕЗ ДЕЛА. СРОЧНО
МНЕ В ПАРИЖ. БЕЗ ДЕЛА. СРОЧНО
ПодвескаИ ТУРИЗМ
ПУТЕШЕСТВИЯ
МНЕ В ПАРИЖ. БЕЗ ДЕЛА. СРОЧНО
А почему бы и нет? Не непременно же по делу, можно просто в отпуск
и на своей машине.
Антон УТКИН. Фото Сергея Иванова
Итак, мой отпуск, а с ним и европейское турне (см. ЗР, 1997, № 10, 11; 1998, № 4, 5) близятся к окончанию. Осталось посетить священные Париж, Амстердам и, намотав на колеса собственной "Таврии" еще три тыщи км, возвратиться в Москву.
От швейцарской Женевы до столицы Франции (560 км) доехал за 9 часов. Дороги в Альпах живописные, как принято гласить, веселят душу. А вот в Бургундии - достаточно одинаковые: справа и слева от шоссе равнина, зелени не достаточно, не на чем приостановить взор. Позвольте, куда же делись тенистые дубравы, где так забавно скакали когда-то друзья-мушкетеры? Нет, видно, киноленты про их снимают не тут - за три века Франция успела очень поменяться. Местные автомагистрали платные (километр - около 0,35 франка), а бензин еще дороже, чем в Италии, - по 6,7 франка за литр (кстати, курсы франка и рубля, можно сказать, равны, что очень комфортно для сопоставления цен).
В 6 вечера подъехал к Парижу и, выложив 198 франков за дорогу от Женевы, погрузился в водоворот развязок, эстакад и тоннелей, густой сетью опутавших крупный город. Вырвавшись в конце концов из высокоскоростных бетонных коридоров, попал на знакомые по бессчетным французским фильмам зеленоватые парижские улицы, которые тяжело перепутать с какими-либо другими. Еще в Москве, изучая карту Парижа и произнося вслух привораживающие наименования улиц, бульваров, набережных (Турнель, Ла-Файет, Курселье, Севре, д'Орсэ и т. д.), я на уровне мыслей представлял, как проезжаю по ним на машине. На данный момент все это происходило наяву.
Мне подфартило: именитых парижских пробок не было и в помине - субботним вечерком в августе город доброжелательно расстилает под вашими колесами всю ширь собственных авеню. Я гордо ехал на собственной "Таврии" по Парижу, с удивлением замечая, что хорошо ориентируюсь и в хоть какой его точке могу стремительно найти свои координаты по карте. Так, за какой-либо час я побывал у всех именитых объектов, запоминая их и предвкушая неторопливое исследование городка пешком.
Но пора было позаботиться о ночлеге. В Париже нет заморочек с поиском гостиницы - главное турбюро городка (Елисейские Поля, 127) работает до 22.00. Его служащие молвят на многих языках и, обратившись к даме по-английски, я попросил подобрать мне чего-нибудть ближе к центру, подешевле и робко так добавил, что приехал из Рф на машине. Женщина сделала круглые глаза и стремительно отыскала мне номер за 140 франков. Небольшой личный отель оказался всего в 15 минутках ходьбы от Лувра, в районе бульвара Страсбур. Одноместный номер в древнем доме, окна во двор, удобства в коридоре. Владелец здесь же сбросил мне двадцатку, объявив 400 франков за три денька. Вот что такое самостоятельный поиск - не 150 баксов в день, как бронируют гостиницы в Париже московские турагентства. Рядом - подземная автомобильная стоянка, куда я пристроил машину на три денька за 135 франков.
Поужинав в "Макдональдсе" (58 франков) и прогулявшись до Сены, возвратился в отель. Дело к полуночи, но жизнь величавого городка не стихает ни на минутку - через распахнутое окно комнату заполняет мягенький рокот, вроде отдаленного шума прибоя. Но чего-то очевидно не хватало в этом ночном дыхании Парижа. И здесь я сообразил, что издавна уже не слышал истошных подвываний автосигнализаций. Невзирая на то, что угонов тут не меньше, чем в Москве, сирены благоразумно запрещены.
Весь последующий денек провел на ногах, выполняя желанную программку туриста: Нотр-Дам, Лувр и т. д. Город практически забит туристами. Самая обычная картина - жители страны восходящего солнца с фотоаппаратами. Их здесь настолько не мало, что начинаешь мыслить: может быть, все они тут, а в Стране восходящего солнца на данный момент тихо и безлюдно... Чтоб сфотографировать самого себя "на фоне чего-то", нужно по-английски (либо жестом) попросить об этом рядом стоящего японца, а позже, взяв его "мыльницу", оказать ему такую же любезность.
От головного входа в Лувр, стеклянной пирамиды, тянулся толстый хвост очереди - метров триста. Но я избежал пытки под ярким и очень горячим солнцем, прислушавшись к совету путеводителя "Полиглот": со стороны улицы Риволи есть отдельный вход в ресторан Лувра, другими словами прямехонько в подземный зал музея. Этим методом, не считая меня, никто не шел, означает, те, кто читает и не читает путеводители, соотносятся в пропорции 1:1000. И еще совет. На Лувр уместно выделить полный денек и знакомиться с одной из самых величавых в мире коллекций искусств с 9 утра до 9 вечера, временами делая паузы на отдых, кофе и обед. О том, можно ли обойти очередь на Эйфелеву башню, путеводитель умолчал - пришлось отстоять полтора часа в кассу (билет до верхнего яруса - 29 франков) и еще полчаса на втором ярусе - к лифту. Но муки ожидания мгновенно забываешь, когда кабина взлетает в небо...
На 3-ий денек утром пораньше вывел "Таврию" из гаража и поехал разыскивать российское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. О том, как туда проехать на машине, прочел около храма Александра Невского на улице Дарю. Но это не посодействовало - в пригородах Парижа хитроумное сплетение высокоскоростных магистралей, ориентироваться в каком способны только туземцы. Нагромождение развязок, тоннелей, может быть, комфортно для каждодневных поездок на работу - всегда мчишь, не снижая скорости, но тому, кто едет, всматриваясь в указатели, не позавидуешь - сложность дорожной сети, кажется, превосходит все разумные пределы. Я, как ни старался, не сумел миновать аэропорт Орли. Затянув в свои сети, он длительно гонял меня по эстакадам и пандусам, до того как выпустил на волю. Находить потерянную трассу было безумием, и я возвратился по указателям в Париж, чтоб сделать вторую попытку. Короче, поиски заняли часа три, и всем, кто туда желает попасть, могу порекомендовать: не стоит записывать легенду маршрута (номера съездов, поворотов и т. д.) - все равно заплутайте. Кладбище находится в 25 км к югу от центра Парижа. Главное - попасть на трассу А6 в направлении на Лион и не спеша ехать во 2-м ряду, ждя указатель на Sainte-Genevieve-des-Bois. Попав в этот 1-этажный поселок, придется пару раз останавливаться, спрашивая у прохожих "симетье рюсс".
Известный некрополь навряд ли можно именовать туристическим объектом - часа полтора я прогуливался там в полном одиночестве. Нескончаемые имена и даты читаешь, как будто пропущенную когда-то главу в учебнике истории. И становится как-то обидно.
Остаток денька до изнеможения утюжил парижские улицы пешком, пройдя км 20. Кстати, совершенно рядом с моим отелем, на бульваре Монмартр, нашел театр Жана-Поля Бельмондо. Самого мэтра в Париже не было, август - не сезон. Под вечер зашел на почту позвонить домой. Как оказывается, монетных таксофонов по Франции уже издавна нет - пришлось брать карту аж за 40 франков. Соответственно, и разговор был еще длиннее, чем "приехал туда-то, все в порядке, пока".
Днем, сделав прощальный круг по Елисейским Полям и Огромным Бульварам, беру курс на Бельгию. На бензоколонке избавился от пригоршни десятифранковых монет (вне Франции они не конвертируются) и часа через четыре уже был в Брюсселе. В Бельгии есть наикрасивейшие городка - Брюгге, Гент, но они не вписывались в мой маршрут. Ограничился осмотром столицы и далее в путь.
Границу Голландии пропархал не заметив и в 6 вечера въехал в Амстердам. Гостиниц много, но все места заняты, с трудом отыскал комнатку в мансарде за 90 гульденов (270 руб.) в день. Город - как будто из сказки: мощеные камнем набережные каналов, узкие дома с черепичными крышами, цветочки всюду. Почему-либо кажется, что когда-то в детстве уже был тут. И очень охото узреть живого трубочиста в черном цилиндре...
А вот и не обозначенный на картах "квартал бардовых фонарей". Известный на весь мир уголок "свободной любви" находится по обе стороны от канала Oude Zijdsvoorburgwal, поближе к гавани. В красноватом свете неоновых трубок - стеклянные витрины с живым продуктом. Средневековая притча длится, правда, сегодняшние Марты и Гертруды никак не в белоснежных фартучках и древесных башмачках, а только немного прикрыты узорчатым исподним. Цены - от 400 гульденов (1200 руб.) и выше, так что для большинства экономичных европейских туристов этот квартал - быстрее, просто городская достопримечательность.
В Голландии пробыл целый денек, успев найти, что там самые дешевенькие в Европе продукты и самый дорогой бензин. Предстоящее путешествие напоминало быстрое отступление на восток в таком режиме: весь денек за рулем, вечерком - поиск гостиницы и маленькая городская прогулка. Амстердам-Люксембург-Висбаден-Прага-Варшава-Минск.
Наша родина встретила знаками "STOP" у пикетов ГАИ. Тормозя до полной остановки, машины приседают на передок, вроде бы кланяясь человеку с автоматом: чем мягче подвеска, тем поглубже реверансы. Целый денек идут вереницей авто, отбивая поклоны бдительным обладателям дороги. Представить такое там, где я был еще вчера, - невообразимо.
Поклонилась стражам порядка и моя "Таврия". Но она у меня - гордая, потому кланяться в пояс, как "Жигули", не стала, а сделала только легкий книксен... Последний пятичасовой рывок - и вот она, моя белокаменная! Как издавна я здесь не был...