КАК ЭТО БУДЕТ ПО-ВЕНГЕРСКИ?
КАК ЭТО БУДЕТ ПО-ВЕНГЕРСКИ?
Подвеска И ОТДЫХ
Путешествие
КАК ЭТО БУДЕТ ПО-ВЕНГЕРСКИ?
Маршрут нашего путешествия на новом VAZ 2111 пролегал на Запад, по дорогам государств бывшего социалистического лагеря - Польши, Словакии, Венгрии. Сейчас уже две из их - члены НАТО...
Лена ВАРШАВСКАЯ, Игорь МОРЖАРЕТТО
ДРУЖБА - ДРУЖБОЙ,
А ЗА ТРАНЗИТ - ПЛАТИ
Ранешным днем, залив бак под завязку "девяносто вторым" (еще по стоимости 6,10), мы отправляемся по Минскому шоссе, на запад. 1-ые четыреста км - по местности Рф. Дорога, пока идет по Столичной области, даже очень благопристойная, к тому же АЗС, кафе, мотели и остальные радости придорожного сервиса практически через каждые 10-15 км. В Смоленской области покрытие существенно ужаснее, местами дорога просто разбита, разметка теряется. Но к этому нам и нашей "Ладе" не привыкать - Родина...
И вот - флаги на бывшей границе сейчас союзных Рф и Белоруссии. Для досмотра тут останавливают только грузовики, а мы проезжаем беспрепятственно и... практически через пару км нас останавливают у поста ДАI. "Предъявите страховку", - просит некто в штатской одежке с полосатым жезлом. Спорить не охото - рядом с ним стоят истинные сотрудники белорусской автоинспекции. Показываем им "зеленоватую карту", заранее приобретенную в Москве за 360 руб. и действительную на всей местности Восточной Европы. "А для проезда по Белоруссии, согласно декрету нашего Президента, вы должны были приобрести нашу страховку - ваша здесь не действует! - вдруг заявляет нам этот самый некто. - И за нарушение вы должны платить штраф - 200 баксов!" В подтверждение собственных слов он показывает плохо сделанную ксерокопию документа. Вот для тебя и братская союзная республика!
Но, видимо, не очень торопятся платить россияне этот страшный "оброк", потому с полосатым жезлом не в особенности и настаивает. После недолгих препирательств мы покупаем у него (оказалось, нас приостановил страховой агент) их полис за 130 наших рублей и отправляемся далее. Не будь рядом автоинспекторов, и на эти растраты не пошли бы.
Не раз позже за те 650 км, которые отделяют Россию от Польши, поминали "хорошим словом" управляющих нашей "союзной" республики. В договоре о Союзе все про дружбу, а вот в жизни... Для россиян проезд по белорусскому участку автомагистрали Москва-Брест стоит 170 руб. (белорусы не платят), да еще за транзит пожалуйте 20 баксов (белорусы тоже не платят). Посты ДАI живут за счет поборов с превысивших скорость москвичей и смолян. При том, что качество автострады практически европейское, обслуживанием повдоль дороги не пахнет: одна АЗС на 100, а то и больше км (и бензин тут стоит около 13 руб. за литр), кафе - приблизительно с той же периодичностью...
Многокилометровая очередь на границе с Польшей - противный сюрприз. Еще не так давно, молвят, тут не было такового столпотворения. Стоят в главном машины с белорусскими номерами. Стоят днями (!), руками продвигая машину по очереди, чтоб сберечь малость бензина. Через границу Австрии и Венгрии, как нам понятно, раз в день проезжает около 30 тыщ автомобилей, а из Бреста в Польшу пропускают всего 500 в день! Кстати, поляки очередь объезжают: или договариваются за Энциклопедия грузовых автомобилей с "проводниками", или пользуются особенным почтением пограничников.
ЗА "Стальным ЗАНАВЕСОМ"
Исходя из убеждений автопутешественника, который не был в Польше больше 2-ух лет, это время пошло ей на пользу. Дороги приметно стали лучше: там, где ранее были две полосы раздолбанного асфальта (к примеру, на кольцевой вокруг Варшавы), сейчас полностью применимого свойства трасса с тремя-четырьмя полосами движения. Больше тут современных импортных машин, в большей степени, естественно, ФИАТов, "опелей" и "дэу", которые собирают в Польше. В главном же местный парк легковых автомобилей до сего времени составляют "малухи" - древнейшие ФИАТ-126р (типа нашего "горбатого" "Запорожца") и сравнимо тихоходные "полонезы", так что наличие полосы для обгона - актуальная необходимость. Если же дорога узенькая, а впереди с рынка тащится какой-либо пан на "малухе" - не сгоняйте его с полосы далеким светом, как заведено у нас при обгоне. Довольно, как принято у их, включить указатель левого поворота - и вам уступят дорогу. Не забудьте только обходительно поблагодарить пана, на секунду включив "аварийку".
Польские дорожные полицейские, как и родные гаишники, предпочитают держать под контролем скорость "способом укрытого патрулирования" - только разгонишься на пустынной трассе, а из-за кустов, как черт из табакерки, выскакивает полицейский в белоснежной фуражке с радаром в руках. Но - снова же как у нас! - помогает водительская солидарность: встречные машины мигают фонарями, если впереди засада. Потому дорогу туда и назад по Польше мы проехали без приключений. Оба раза ночевали в первых попавшихся мотелях. Это дешево - около 20 баксов за двухместный номер. Смачно пообедать в Польше можно на хоть какой АЗС либо в кафе у дороги: солидный обед - 2-3 бакса. А вот цены на бензин в Польше уже "кусаются" - приблизительно 80-90 центов за литр "обычного" либо "супер". Ничего не поделаешь - Европа...
При скрещении Словакии небольшой, но противный сюрприз: на границе нужно непременно приобрести наклейку на ветровое стекло, дающую право проезда по местным автобанам (самая доступная - 4 бакса на две недели). Об этом нужно знать, объявлений нигде нет, но если вы попадетесь на высокоскоростной магистрали без наклейки - неведение встанет очень недешево.
Еще одна местная особенность - обостренное национальное чувство. Если в Польше, скажем, на интернациональных магистралях указывают направление до наикрупнейшго городка (и расстояние до него) - допустим, до Будапешта столько-то км, то словаки городов за своими границами, кажется, и знать не желают. Едешь, например, по той же "77-й" трассе, но часто встречается только один указатель - "Шахи". Что это, где? На карте такового населенного пт мы не отыскали и, только добравшись до него, узнали, что это - заглавие деревни и авто перехода на границе с Венгрией!
НА РОДИНЕ ГУЛЯША И ЧАРДАША
Венгрия встретила прелестной погодой и... засадой дорожной милиции. На окраине первой же за границей деревни нас приостановили два улыбающихся полицейских, которые на неописуемой англо-германо-венгерско-русской консистенции языков растолковали, что мы превысили скорость: в населенных пт по их правилам положено менее 50 км/ч, а мы ехали - 64! Самое досадное, что об ограничении мы знали и позволили для себя ускориться лишь на окраине пустой в воскресный вечер деревни! Но улыбающийся офицер достал правила (либо кодекс?), отыскал подходящий пункт, где в соответственной строке таблицы значилось: штраф - 6000 форинтов (около 25 баксов)! Выручило нас... приглашение, где по-венгерски было написано, что мы - журналисты из Рф. Офицер прочел его и отпустил с миром, чтоб здесь же "тормознуть" последующего нарушителя с зарубежными номерами. У их тут, видимо, самое "хлебное" место.
Кстати, за 6 дней, что мы провели в Венгрии, эта встреча с дорожной милицией осталась единственной, но сначала испугала нас значительно, и мы строго соблюдали все правила. Позже сообразили, что венгерские водители сами не прочь их нарушить, только стараются делать это не очень приметно. Словом, нарушай, но аккуратненько и в меру.
Что здесь соблюдается очень строго - правила парковки. В Будапеште бесплатную стоянку в дневное время фактически не отыскать, на большинстве установлены автоматы. Заплатил за какое-то время (обычно 0,3-0,75 бакса в час) - и гуляй свободно. Повдоль парковок бродит человек с каким-то непонятным аппаратом и строго смотрит, за сколько времени уплачено и сколько простояла машина. Превысил предел больше чем на час - под "дворник" прикрепят красноватую бумажку: плати штраф. Он не так велик - около 3 баксов, но заплатить его нужно в любом почтовом отделении в тот же денек, по другому на последующий сумма удвоится, потом - умножиться втрое и т. д. Так что лучше выложить штраф сходу, тем паче, что большая часть представителей власти на венгерской дороге отлично молвят только по-венгерски, время от времени еще по-немецки и совершенно уж изредка - по-английски. А кто из вас знает, как будет на языке Кальмана и Листа: "Командир, давай заплачу прямо на месте?"
...А вообщем Венгрия - расчудесная страна. Чтоб полюбоваться на красы природы и именитые исторические монументы, отдохнуть на озере Балатон и подлечиться на термальных водах, сюда раз в год приезжают со всего мира практически 20 млн. туристов (при том, что население страны - 10 млн.). Гостиницы, мотели и пансионы тут недороги (если не останавливаться в центре столицы, естественно). В маленьком провинциальном городе номер с завтраком можно снять за 2-5 баксов в день, отлично пообедать (а венгерская кухня славится на весь мир!) за 2-3 бакса, приобрести литр неплохого домашнего вина за 20-30 центов. Страна, по нашим меркам, маленькая, и от самой глухой провинции до "дорогой" столицы (где обед в ресторане обойдется уже в 5 баксов!) не больше 2-ух часов езды. Словом, для туристов, в особенности из бедных государств, тут просто рай. Единственное, что "кусается" - бензин: приблизительно 0,85 бакса за литр. Тоже Европа, но...
Кстати, в Венгрии автобаны тоже платные: на хоть какой АЗС купите наклейку на стекло - 3 бакса за неделю.
ПОЛПРЕДЫ Российского АВТОПРОМА
Новый VAZ 2111, на котором мы путешествовали, вызывал всюду настоящий энтузиазм. Еще бы - практически 30 лет для тех же словаков и венгров, как и для нас, "лады" и "самары" были пределом желаний. А здесь - новенькая модель полностью современного дизайна... Машину осматривали со всех боков, на всех без исключения границах просили поднять капот. Нет, не для того, чтоб сверить номера, просто поглядеть, что за движок там стоит. Автомобиль как бы всем нравился, пока речь не входила о стоимости. Считают, дорого за российскую машину 7-9 тыс. баксов (приблизительно столько она может стоить в той же Венгрии) - память о качестве наших автомобилей тут тоже осталась...
Еще сейчас по дорогам Восточной Европы бегают наши "лады" и "самары", но новых посреди их не узреешь. В Венгрии фаворит по продажам - "Сузуки", в Словакии - "Шкода", в Польше - ФИАТ и "Дэу". Новенькая машина стоит от 6 тыс. баксов, но по качеству сборки и экономичности (а это важный показатель при стоимости бензина практически в бакс!) вазовские машины с ними тягаться, как досадно бы это не звучало, не могут.
Заместо ЭПИЛОГА
Подведем итоги нашего блицпутешествия по Восточной Европе. Автотуристов из Рф принимают всюду приветливо, виз как и раньше не требуют (довольно приглашения либо туристского ваучера), ну и цены полностью доступные. Так что всем - счастливого пути! Придумать бы только дорогу, которая ведет в доброжелательные страны - члены НАТО в обход братских Белоруссии и Украины, где, как это ни прискорбно, русских автовладельцев готовы ободрать как липку!
Подвеска И ОТДЫХ
Путешествие
КАК ЭТО БУДЕТ ПО-ВЕНГЕРСКИ?
Маршрут нашего путешествия на новом VAZ 2111 пролегал на Запад, по дорогам государств бывшего социалистического лагеря - Польши, Словакии, Венгрии. Сейчас уже две из их - члены НАТО...
Лена ВАРШАВСКАЯ, Игорь МОРЖАРЕТТО
ДРУЖБА - ДРУЖБОЙ,
А ЗА ТРАНЗИТ - ПЛАТИ
Ранешным днем, залив бак под завязку "девяносто вторым" (еще по стоимости 6,10), мы отправляемся по Минскому шоссе, на запад. 1-ые четыреста км - по местности Рф. Дорога, пока идет по Столичной области, даже очень благопристойная, к тому же АЗС, кафе, мотели и остальные радости придорожного сервиса практически через каждые 10-15 км. В Смоленской области покрытие существенно ужаснее, местами дорога просто разбита, разметка теряется. Но к этому нам и нашей "Ладе" не привыкать - Родина...
И вот - флаги на бывшей границе сейчас союзных Рф и Белоруссии. Для досмотра тут останавливают только грузовики, а мы проезжаем беспрепятственно и... практически через пару км нас останавливают у поста ДАI. "Предъявите страховку", - просит некто в штатской одежке с полосатым жезлом. Спорить не охото - рядом с ним стоят истинные сотрудники белорусской автоинспекции. Показываем им "зеленоватую карту", заранее приобретенную в Москве за 360 руб. и действительную на всей местности Восточной Европы. "А для проезда по Белоруссии, согласно декрету нашего Президента, вы должны были приобрести нашу страховку - ваша здесь не действует! - вдруг заявляет нам этот самый некто. - И за нарушение вы должны платить штраф - 200 баксов!" В подтверждение собственных слов он показывает плохо сделанную ксерокопию документа. Вот для тебя и братская союзная республика!
Но, видимо, не очень торопятся платить россияне этот страшный "оброк", потому с полосатым жезлом не в особенности и настаивает. После недолгих препирательств мы покупаем у него (оказалось, нас приостановил страховой агент) их полис за 130 наших рублей и отправляемся далее. Не будь рядом автоинспекторов, и на эти растраты не пошли бы.
Не раз позже за те 650 км, которые отделяют Россию от Польши, поминали "хорошим словом" управляющих нашей "союзной" республики. В договоре о Союзе все про дружбу, а вот в жизни... Для россиян проезд по белорусскому участку автомагистрали Москва-Брест стоит 170 руб. (белорусы не платят), да еще за транзит пожалуйте 20 баксов (белорусы тоже не платят). Посты ДАI живут за счет поборов с превысивших скорость москвичей и смолян. При том, что качество автострады практически европейское, обслуживанием повдоль дороги не пахнет: одна АЗС на 100, а то и больше км (и бензин тут стоит около 13 руб. за литр), кафе - приблизительно с той же периодичностью...
Многокилометровая очередь на границе с Польшей - противный сюрприз. Еще не так давно, молвят, тут не было такового столпотворения. Стоят в главном машины с белорусскими номерами. Стоят днями (!), руками продвигая машину по очереди, чтоб сберечь малость бензина. Через границу Австрии и Венгрии, как нам понятно, раз в день проезжает около 30 тыщ автомобилей, а из Бреста в Польшу пропускают всего 500 в день! Кстати, поляки очередь объезжают: или договариваются за Энциклопедия грузовых автомобилей с "проводниками", или пользуются особенным почтением пограничников.
ЗА "Стальным ЗАНАВЕСОМ"
Исходя из убеждений автопутешественника, который не был в Польше больше 2-ух лет, это время пошло ей на пользу. Дороги приметно стали лучше: там, где ранее были две полосы раздолбанного асфальта (к примеру, на кольцевой вокруг Варшавы), сейчас полностью применимого свойства трасса с тремя-четырьмя полосами движения. Больше тут современных импортных машин, в большей степени, естественно, ФИАТов, "опелей" и "дэу", которые собирают в Польше. В главном же местный парк легковых автомобилей до сего времени составляют "малухи" - древнейшие ФИАТ-126р (типа нашего "горбатого" "Запорожца") и сравнимо тихоходные "полонезы", так что наличие полосы для обгона - актуальная необходимость. Если же дорога узенькая, а впереди с рынка тащится какой-либо пан на "малухе" - не сгоняйте его с полосы далеким светом, как заведено у нас при обгоне. Довольно, как принято у их, включить указатель левого поворота - и вам уступят дорогу. Не забудьте только обходительно поблагодарить пана, на секунду включив "аварийку".
Польские дорожные полицейские, как и родные гаишники, предпочитают держать под контролем скорость "способом укрытого патрулирования" - только разгонишься на пустынной трассе, а из-за кустов, как черт из табакерки, выскакивает полицейский в белоснежной фуражке с радаром в руках. Но - снова же как у нас! - помогает водительская солидарность: встречные машины мигают фонарями, если впереди засада. Потому дорогу туда и назад по Польше мы проехали без приключений. Оба раза ночевали в первых попавшихся мотелях. Это дешево - около 20 баксов за двухместный номер. Смачно пообедать в Польше можно на хоть какой АЗС либо в кафе у дороги: солидный обед - 2-3 бакса. А вот цены на бензин в Польше уже "кусаются" - приблизительно 80-90 центов за литр "обычного" либо "супер". Ничего не поделаешь - Европа...
При скрещении Словакии небольшой, но противный сюрприз: на границе нужно непременно приобрести наклейку на ветровое стекло, дающую право проезда по местным автобанам (самая доступная - 4 бакса на две недели). Об этом нужно знать, объявлений нигде нет, но если вы попадетесь на высокоскоростной магистрали без наклейки - неведение встанет очень недешево.
Еще одна местная особенность - обостренное национальное чувство. Если в Польше, скажем, на интернациональных магистралях указывают направление до наикрупнейшго городка (и расстояние до него) - допустим, до Будапешта столько-то км, то словаки городов за своими границами, кажется, и знать не желают. Едешь, например, по той же "77-й" трассе, но часто встречается только один указатель - "Шахи". Что это, где? На карте такового населенного пт мы не отыскали и, только добравшись до него, узнали, что это - заглавие деревни и авто перехода на границе с Венгрией!
НА РОДИНЕ ГУЛЯША И ЧАРДАША
Венгрия встретила прелестной погодой и... засадой дорожной милиции. На окраине первой же за границей деревни нас приостановили два улыбающихся полицейских, которые на неописуемой англо-германо-венгерско-русской консистенции языков растолковали, что мы превысили скорость: в населенных пт по их правилам положено менее 50 км/ч, а мы ехали - 64! Самое досадное, что об ограничении мы знали и позволили для себя ускориться лишь на окраине пустой в воскресный вечер деревни! Но улыбающийся офицер достал правила (либо кодекс?), отыскал подходящий пункт, где в соответственной строке таблицы значилось: штраф - 6000 форинтов (около 25 баксов)! Выручило нас... приглашение, где по-венгерски было написано, что мы - журналисты из Рф. Офицер прочел его и отпустил с миром, чтоб здесь же "тормознуть" последующего нарушителя с зарубежными номерами. У их тут, видимо, самое "хлебное" место.
Кстати, за 6 дней, что мы провели в Венгрии, эта встреча с дорожной милицией осталась единственной, но сначала испугала нас значительно, и мы строго соблюдали все правила. Позже сообразили, что венгерские водители сами не прочь их нарушить, только стараются делать это не очень приметно. Словом, нарушай, но аккуратненько и в меру.
Что здесь соблюдается очень строго - правила парковки. В Будапеште бесплатную стоянку в дневное время фактически не отыскать, на большинстве установлены автоматы. Заплатил за какое-то время (обычно 0,3-0,75 бакса в час) - и гуляй свободно. Повдоль парковок бродит человек с каким-то непонятным аппаратом и строго смотрит, за сколько времени уплачено и сколько простояла машина. Превысил предел больше чем на час - под "дворник" прикрепят красноватую бумажку: плати штраф. Он не так велик - около 3 баксов, но заплатить его нужно в любом почтовом отделении в тот же денек, по другому на последующий сумма удвоится, потом - умножиться втрое и т. д. Так что лучше выложить штраф сходу, тем паче, что большая часть представителей власти на венгерской дороге отлично молвят только по-венгерски, время от времени еще по-немецки и совершенно уж изредка - по-английски. А кто из вас знает, как будет на языке Кальмана и Листа: "Командир, давай заплачу прямо на месте?"
...А вообщем Венгрия - расчудесная страна. Чтоб полюбоваться на красы природы и именитые исторические монументы, отдохнуть на озере Балатон и подлечиться на термальных водах, сюда раз в год приезжают со всего мира практически 20 млн. туристов (при том, что население страны - 10 млн.). Гостиницы, мотели и пансионы тут недороги (если не останавливаться в центре столицы, естественно). В маленьком провинциальном городе номер с завтраком можно снять за 2-5 баксов в день, отлично пообедать (а венгерская кухня славится на весь мир!) за 2-3 бакса, приобрести литр неплохого домашнего вина за 20-30 центов. Страна, по нашим меркам, маленькая, и от самой глухой провинции до "дорогой" столицы (где обед в ресторане обойдется уже в 5 баксов!) не больше 2-ух часов езды. Словом, для туристов, в особенности из бедных государств, тут просто рай. Единственное, что "кусается" - бензин: приблизительно 0,85 бакса за литр. Тоже Европа, но...
Кстати, в Венгрии автобаны тоже платные: на хоть какой АЗС купите наклейку на стекло - 3 бакса за неделю.
ПОЛПРЕДЫ Российского АВТОПРОМА
Новый VAZ 2111, на котором мы путешествовали, вызывал всюду настоящий энтузиазм. Еще бы - практически 30 лет для тех же словаков и венгров, как и для нас, "лады" и "самары" были пределом желаний. А здесь - новенькая модель полностью современного дизайна... Машину осматривали со всех боков, на всех без исключения границах просили поднять капот. Нет, не для того, чтоб сверить номера, просто поглядеть, что за движок там стоит. Автомобиль как бы всем нравился, пока речь не входила о стоимости. Считают, дорого за российскую машину 7-9 тыс. баксов (приблизительно столько она может стоить в той же Венгрии) - память о качестве наших автомобилей тут тоже осталась...
Еще сейчас по дорогам Восточной Европы бегают наши "лады" и "самары", но новых посреди их не узреешь. В Венгрии фаворит по продажам - "Сузуки", в Словакии - "Шкода", в Польше - ФИАТ и "Дэу". Новенькая машина стоит от 6 тыс. баксов, но по качеству сборки и экономичности (а это важный показатель при стоимости бензина практически в бакс!) вазовские машины с ними тягаться, как досадно бы это не звучало, не могут.
Заместо ЭПИЛОГА
Подведем итоги нашего блицпутешествия по Восточной Европе. Автотуристов из Рф принимают всюду приветливо, виз как и раньше не требуют (довольно приглашения либо туристского ваучера), ну и цены полностью доступные. Так что всем - счастливого пути! Придумать бы только дорогу, которая ведет в доброжелательные страны - члены НАТО в обход братских Белоруссии и Украины, где, как это ни прискорбно, русских автовладельцев готовы ободрать как липку!