Пронзительно кричать. Родословная клаксонов
Если газета "Клаксон" в этом году отметила 20-летний юбилей, то сам авто гудок, у которого мы позаимствовали заглаие, имеет более ую историю. Еще поначалу ХХ века "Лаконичный курс автомобилизма" так наставлял водителей: "Объезжая извозчика или трамвай, необходимо дать предупредительный сигнал. Сигналы нужно подавать, выезжая из двора и приближаясь к перекрестку улиц". За 100 лет заметно поменялись не только Правила дорожного движения - во многом другими стали и звуковые сигналы.
Полезность электричества
Груша пневматического звукого сигнала поначалу XX века была таким же неотъемлемым органом управления, как руль, педали и рычаг коробки.
1-ые звуковые сигналы использовались еще на конном транспорте - кучер, сидя на облучке, дудел в рожок во всю силу собственных легких. Позже воздух в гудок начала подавать резиновая груша. Такие устройства стояли и на ранних автомобилях, например, "Benz Velo" 1894 года или "Duryea Motor Wagon" - оба числятся первыми в мире серийными моделями.
Одно из ранних упоминаний о применении электрического сигнала относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии русский инженер Борис Луцкой установил похожий гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции "Loutzky-Motorwagen Model С", демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось обычным, поэтому распространения такие устройства не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.
В массовом порядке электрические клаксоны появились на автомобилях десятилетие спустя, когда была решена неувязка с аккумуляторами и их подзарядкой. В 1908 году их начала создавать электротехническая компания "Lovell - McConnell Manufacturing Co." из Нью-Джерси. Создателем клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат - так называемый "акустикон", и подслушивающее устройство "диктограф"). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в огромных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона слету стало популярным.
Продукция оказалась так подходящей, что скоро компания сменила имя на "Klaxon Signals Ltd." - под такой вывеской она существует и по сей день. Это слово предложил использовать в качестве марки один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: "klazō" переводится как "пронзительно кричать". В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает в особенности громкий и проникающий звук. Не считая автомобилей клаксоны нашли применение и в других областях как устройство для оповещения об аварийных ситуациях - к , на моторных лодках и даже в промышленных цехах.
Из всех звуковых сигналов клаксон являлся самым дорогим - он стоил 85 рублей, что в дореволюционной Рф равнялось месячной зарплате доктора или учителя. За автомобиль в те годы надо было дать от 1.500 до 7.500 рублей. Внешний Вид клаксона не довольно обменялся за прошедшие 100 лет. Как и ранее, это поначалу рожок, приложенный к диафрагме, который наращивает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на важном расстоянии, в особенности если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а огромные издают и со звучный вой. Меж другим, 1-ое время клаксонами оснащались не все авто - в ходу были и не так агрессивно звучащие устройства, вплоть до самых обыденных, однотональных.
Внимание, воздух! По числу рожков разной длины можно было отыскать количество тональностей сигнала. Соответственный клаксоновский рожок пробовали использовать и в других целях. Так, к числу самых экстравагантных изобретений ХХ века можно отнести клаксон с… запахом, призванный помочь пешеходам со слабым слухом. По плану создателя, при нажатии на такой клаксон из рожка должно было распространяться резкое специфическое амбре, предупреждающее о приближении автомобиля. Но по сути в прохожих просто начинала бить мощная струя сжатого воздуха. Раструбы в форме змеиной головы - такую форму клаксона любили индийские магараджи. Электрические звуковые сигналы победили не слету - какое-то время для большей надежности они дополнялись пневматическими. На старых фото нередко можно узреть авто, у каких рожок с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется к тому же грушей с медным раструбом - ее обычно ставили на рамку лобового стекла. Раструбы делались самых разных форм - от обыденных круглых и круглых до сложных "восьмерок" и фигурок животных.
Пневматика продолжительно не сдавала позиции, развиваясь вместе с электрическими утройствами. Так, французская компания "Autovox" предлагала сигнал, воздух в который подавался от компрессора, приводимого маховиком мотора. Ну И эта сстема дополнялась грушей. Существовал еще так называемый "сифлофон" (от французского "siffler" - "свистеть"). Нетрудно додуматься, что в систему был встроен свисток. Верхом изыска являлись "тестофоны", представлявшие собой обычные музыкальные шкатулки. Клиент мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в "тестофон".
Место под солнцем
Долгое время звуковые сигналы размещались снаружи автомобиля, поэтому, разумеется, они стали принципным предметом внешнего облика. Каждый автопроизводитель старался сделать их более неподражаемыми и необычными. К Примеру, британская компания "Rolls-Royce" специально для собственных клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками - магараджи просто обожали авто с такими аксессуарами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке "Peugeot", щеголял индивидуально изготовленными авто сигналами в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами. С распространением электрических сигналов их стали создавать ведущие электротехнические концерны, например "Bosch". Такие клаксоны устанавливались перед радиатором. На автомобилях 20-30-х годов прошедшего века сигналы в большинстве своем уже отличались простотой и краткостью. С развитием электрической составляющей растеряла значение длина раструба - рожки стали малеханькими по размеру, а то и совершенно в форме "таблетки", и прописались на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).
Следующие перемещения сигналов связаны с развитием авто дизайна. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и раздельно стоящих фар они спрятались в подкапотное место, перестав быть частью наружного автомобиля. Какое-то время "таблетки" ставились на передний бампер, но при отсутствии блестящего декора они стали там смотреться вычурно и вообще не к месту.
Сейчас звуковые сигналы прячутся в самых разных полостях подкапотного места, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконном виде они сохранились разве что на капотных грузовиках американских дальнобойщиков, на свадебных лимузинах и на хот-родах. Во всех этих случаях они делают декоративную функцию, отсылающую к ретромотивам. Кстати, в каталогах той же "Klaxon Signals Ltd." эти рожки называются непосредственно клаксонами.
Гудок в тумане
Исторически сложилось, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами тс. Чем посильнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его источник - скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на еще большее расстояние, чем какой-или малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона. К концу ХХ века звуковые сигналы окончили играть роль элемента авто внешнего облика, спрятавшись в подкапотное место. Длинные и блестящие клаксоны стали достоянием шоу-каров. На обыденных легковых автомобилях клаксоны употребляются парно: один с высоким тоном, другой - с низким, что обеспечивает не только лишь требуемую силу, ну и красоту звучаня. На более дешевых моделях встречаются и одиночные сигналы с не очень приятным "железным" звуком, который вприбавок не отличается громкостью.
Время от громкость и частота звучания сигналов, установленных на машину на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для привередливых водителей в продаже имеются не только двухтональные сигналы, ну и пьезоэлектрческие, и пневматические - они до сих пор самые мощные. Как и 100 лет назад, желающим усилить и украсить голос собственного автомобиля есть из чего выбирать. Иван Баранцев, www.klaxon-media.ru
ремонт автомобиля
Одно из ранних упоминаний о применении электрического сигнала относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии русский инженер Борис Луцкой установил похожий гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции "Loutzky-Motorwagen Model С", демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось обычным, поэтому распространения такие устройства не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.
В массовом порядке электрические клаксоны появились на автомобилях десятилетие спустя, когда была решена неувязка с аккумуляторами и их подзарядкой. В 1908 году их начала создавать электротехническая компания "Lovell - McConnell Manufacturing Co." из Нью-Джерси. Создателем клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат - так называемый "акустикон", и подслушивающее устройство "диктограф"). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в огромных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона слету стало популярным.
Продукция оказалась так подходящей, что скоро компания сменила имя на "Klaxon Signals Ltd." - под такой вывеской она существует и по сей день. Это слово предложил использовать в качестве марки один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: "klazō" переводится как "пронзительно кричать". В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает в особенности громкий и проникающий звук. Не считая автомобилей клаксоны нашли применение и в других областях как устройство для оповещения об аварийных ситуациях - к , на моторных лодках и даже в промышленных цехах.
Из всех звуковых сигналов клаксон являлся самым дорогим - он стоил 85 рублей, что в дореволюционной Рф равнялось месячной зарплате доктора или учителя. За автомобиль в те годы надо было дать от 1.500 до 7.500 рублей. Внешний Вид клаксона не довольно обменялся за прошедшие 100 лет. Как и ранее, это поначалу рожок, приложенный к диафрагме, который наращивает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на важном расстоянии, в особенности если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а огромные издают и со звучный вой. Меж другим, 1-ое время клаксонами оснащались не все авто - в ходу были и не так агрессивно звучащие устройства, вплоть до самых обыденных, однотональных.
Внимание, воздух! По числу рожков разной длины можно было отыскать количество тональностей сигнала. Соответственный клаксоновский рожок пробовали использовать и в других целях. Так, к числу самых экстравагантных изобретений ХХ века можно отнести клаксон с… запахом, призванный помочь пешеходам со слабым слухом. По плану создателя, при нажатии на такой клаксон из рожка должно было распространяться резкое специфическое амбре, предупреждающее о приближении автомобиля. Но по сути в прохожих просто начинала бить мощная струя сжатого воздуха. Раструбы в форме змеиной головы - такую форму клаксона любили индийские магараджи. Электрические звуковые сигналы победили не слету - какое-то время для большей надежности они дополнялись пневматическими. На старых фото нередко можно узреть авто, у каких рожок с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется к тому же грушей с медным раструбом - ее обычно ставили на рамку лобового стекла. Раструбы делались самых разных форм - от обыденных круглых и круглых до сложных "восьмерок" и фигурок животных.
Пневматика продолжительно не сдавала позиции, развиваясь вместе с электрическими утройствами. Так, французская компания "Autovox" предлагала сигнал, воздух в который подавался от компрессора, приводимого маховиком мотора. Ну И эта сстема дополнялась грушей. Существовал еще так называемый "сифлофон" (от французского "siffler" - "свистеть"). Нетрудно додуматься, что в систему был встроен свисток. Верхом изыска являлись "тестофоны", представлявшие собой обычные музыкальные шкатулки. Клиент мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в "тестофон".
Место под солнцем
Долгое время звуковые сигналы размещались снаружи автомобиля, поэтому, разумеется, они стали принципным предметом внешнего облика. Каждый автопроизводитель старался сделать их более неподражаемыми и необычными. К Примеру, британская компания "Rolls-Royce" специально для собственных клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками - магараджи просто обожали авто с такими аксессуарами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке "Peugeot", щеголял индивидуально изготовленными авто сигналами в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами. С распространением электрических сигналов их стали создавать ведущие электротехнические концерны, например "Bosch". Такие клаксоны устанавливались перед радиатором. На автомобилях 20-30-х годов прошедшего века сигналы в большинстве своем уже отличались простотой и краткостью. С развитием электрической составляющей растеряла значение длина раструба - рожки стали малеханькими по размеру, а то и совершенно в форме "таблетки", и прописались на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).
Следующие перемещения сигналов связаны с развитием авто дизайна. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и раздельно стоящих фар они спрятались в подкапотное место, перестав быть частью наружного автомобиля. Какое-то время "таблетки" ставились на передний бампер, но при отсутствии блестящего декора они стали там смотреться вычурно и вообще не к месту.
Сейчас звуковые сигналы прячутся в самых разных полостях подкапотного места, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконном виде они сохранились разве что на капотных грузовиках американских дальнобойщиков, на свадебных лимузинах и на хот-родах. Во всех этих случаях они делают декоративную функцию, отсылающую к ретромотивам. Кстати, в каталогах той же "Klaxon Signals Ltd." эти рожки называются непосредственно клаксонами.
Гудок в тумане
Исторически сложилось, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами тс. Чем посильнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его источник - скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на еще большее расстояние, чем какой-или малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона. К концу ХХ века звуковые сигналы окончили играть роль элемента авто внешнего облика, спрятавшись в подкапотное место. Длинные и блестящие клаксоны стали достоянием шоу-каров. На обыденных легковых автомобилях клаксоны употребляются парно: один с высоким тоном, другой - с низким, что обеспечивает не только лишь требуемую силу, ну и красоту звучаня. На более дешевых моделях встречаются и одиночные сигналы с не очень приятным "железным" звуком, который вприбавок не отличается громкостью.
Время от громкость и частота звучания сигналов, установленных на машину на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для привередливых водителей в продаже имеются не только двухтональные сигналы, ну и пьезоэлектрческие, и пневматические - они до сих пор самые мощные. Как и 100 лет назад, желающим усилить и украсить голос собственного автомобиля есть из чего выбирать. Иван Баранцев, www.klaxon-media.ru
ремонт автомобиля