Что Все-таки все же это такое: с колесами от самолета, но плавает?
Разведка – задача не из легких. Не довольно того что приходится действовать на местности противника, так к тому же местность вокруг обычно незнакомая. Что ждет впереди – траншея, болото, брод? Так что для так сложной боевой задачи требуется особая машина.
Во время Великой Российскей войны на вооружении Красной армии состояло слету несколько бронированных «разведчиков». Среди их легкий танк Т-70, бронеавтомобиль БА-64, американский бронетранспортер М3A1 Scout компании White. Последний в конце 40-х сменил БТР-40, изготовленный на базе узлов и агрегатов полноприводного грузовика ГАЗ-63. Хоть Какой из их был хорош по-собственному, но ни один не соответствовал полностью жестким требованиям военных. Танк оказался очень звонким, дорогим и сложным, БА-64 – слабо вооруженным и с ограниченной проходимостью. Лучше всех подходил легкий БТР, но он не умел плавать.
Вобщем, для российских конструкторов не было ничего невозможного. В 1954 году начались работы над проектом БТР-40П (плавающий), а в 1956-м уже был готов опытный идеал. По своим чертам новый бронеавтомобиль никак не вписывался в концепцию бронетранспортера, и его переименовали в БРДМ. Другими словами бронированная разведывательная дозорная машина.
Для 50-х годов это был совершенно уникальный проект. Во-1-х, тяжкий (5.6 тонны) броневик взаправду отлично плавал. Испытания в Черном море показали, что он отлично выдерживает волнение в три балла, а полуметровая волна для него вообще ерунда. К тому же за счет водомета БРДМ могла передвигаться по воде со скоростью до 9 км/ч. Во-2-х, амфибия оснащалась 4-мя дополнительными колесами меньшего поперечника, позаимствованными от самолета. Если, к примеру, нужно было преодолеть траншею длиной 1.22 метра, авиационный привод выдвигал мини-колеса, превращая двухосную машину в «сороконожку». Вприбавок новый сверхвездеход оснащался полным приводом и централизованной системой подкачки шин внутренним подводом воздуха.
Правда, уже в конце 50-х в процессе эксплуатации выявились кое-какие недостатки. Идея пожертвовать башенкой ради низкого силуэта себя не оправдала. Ну и сам по себе пулемет СГМБ калибра 7.62 мм, установленный в открытую, по хоть каким меркам был слабым вооружением. Не считая того, сборка машины снижала мореходность: тяжкий мотор ГАЗ-40П (93 л. с.) создавал постоянный дифферент на нос. Что увеличивало возможность зарыться носом в волну.
В придачу к этому из-за длинного капота прихрамывала обзорность, ну и боевое отделение не отличалось просторностью. Ничего необыкновенного, что уже в 1962 году была принята на вооружение 2-ая версия БРДМ со 140-сильным движком V8 от ГАЗ-41, расположенным сзади, и 2-мя пулеметами, установленными в башне. 1-ый, ПКТ калибра 7.62 мм, предназначался для стрельбы по пехоте, 2-ой – КПВТ калибра 14.5 мм – мог отлично управляться со всеми легкобронированными машинами «наиболее вероятного противника». К Примеру, его бронебойные пули просто пробивали броню шириной 32 мм с расстояния 500 метров.
Со Временем появились различные модификации. В том числе противотанковые 9П122, 9П148, вооруженные соответственно ПТУР «Малютка» и «Конкрус», зенитные 9К31 с ракетой «Стрела», командно-штабные машины БРДМ-2У, машины радиохимической разведки БРДМ-2РХ, БРДМ-2РХБ и т. д. В 1986 году для ликвидации трагедии на Чернобыльской АЭС были собраны БРДМ-2 с дополнительной свинцовой «броней», установленной внутри корпуса. Интересно, что шофер и командир защищались снизу при помощи мешка с дробью!
Через три года в связи с сокращением тогда еще российской армии выпуск бронеразведчика был прекращен. А в настоящее время многие БРДМ-2 подверглись модернизации и доработке. К Примеру, в Чехии и Словакии усиливают броню и вооружение. А в польской армии российские бронеразведчики приводятся в соответствие с натовскими образцами. А конкретно, с их снимают дополнительные колеса, прорезают боковую дверь и устанавливают дизель вместо стандартной «газовской» «восьмерки».
К слову, нечто похожее на «БРДМ-НАТО» предлагает Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова. Дизель СМД-21-08 (мощность 145 л. с.) наращивает вес машины примерно на 900 кг, зато при всем этом увеличивает запас хода по суше на 250 км. При всем этом ресурс дизельного «разведчика» фактически в полтора раза больше, чем бензинового. Но судьба этого проекта неясна. Пока, после уменьшения численности украинской армии, важная часть БРДМ-2 просто снимается с эксплуатации и после некоторых конфигураций продается обыденным гражданам.
НА РАЗВЕДКУ
Переделки, понятное дело, бывают разные. Одни несознательные товарищи пробуют перевоплотить бывшую боевую машину в нечто подозрительно напоминающее творение сумасшедшего механика. Да к тому же в розовый цвет красят, что само по себе наводит на нехорошие мысли. Другие пробуют перевоплотить БРДМ в мечту латиноамериканского диктатора: толстая броня, кожаный салон, древесные детали интерьера, кондюк, стереосистема, бар, видео и т. д.
Но есть и другой дход, который, например, указывает фанат стиля милитари Геннадий Гальянский. С БРДМ-2 просто снимают башню и некоторые приборы (требование военных), прорезают дополнительные окна для улучшения обзорности, также ставят гражданскую светотехнику и зеркала заднего вида. При всем этом нет никаких кресел от Mercedes и руля от Бмв. Да, практически говоря, и зачем? Родной руль (кстати, с гидроусилителем) и стандартное армейское сиденье мне понравились намного больше. Может, естественно, не так комфортабельно, но как произнес герой одной российской комедии: «Святой отец, мы пришли сюда не за этим!»
Еду, КУДА Желаю
Главное в БРДМ – чувство мощи и, если желаете, вседозволенности. В том смысле, что куда желаю, туда и еду. Полный привод, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы от ГАЗ-66 и дорожный просвет в 430 мм позволяют проехать фактически везде, где может пройти пехота. При всем этом подвеска оказывается в один момент мягкой, что дает возможность на большой скорости (максималка здесь под сотку) передвигаться по хоть какой, даже самой разбитой дороге. А на мокроватом песке можно, поигравшись с батареей вентилей, сбросить лишний воздух из шин и тем уменьшить удельное давление на грунт. Если же и это не помогает, есть еще четыре маленьких колеса, до поры скрывающихся под бронированным брюхом. Превратившись из четырехколесной в восьмиколесную, амфибия просто преодолевает болотистый берег днепровского залива «Собачье горло» и проходит по заиленной отмели. Далее самое сложное и интересное – форсирование Днепра.
Для того чтобы короткое плавание прошло без эксцессов, я уступаю место механика-водителя владельцу и перемещаюсь наружу на погон оставшейся на военном складе башни. Подготовка к аква процедурам имеет свои тонкости. Нужно перекрыть соответствующие клапаны, открыть одни заслонки и, напротив, закрыть другие, установить волноотражающий щит, который не дозволит волнам захлестывать бронированную «рубку». Последний штрих – поднять бронированную шторку водомета – и БРДМ уверенно входит в студеные воды Днепра.
МАТЧАСТЬ: БРДМ-2
МЫ – НЕ «ТИТАНИК»!
На плаву «газовская» «восьмерка» ревет так, что начинаешь серьезно волноваться: а не перегреется ли она? «Рулевой» меня быстро успокаивает. На плаву мотор БРДМ охлаждается по-судовому с омываемых водой теплообменников. Движемся мы по ощущениям довольно быстро, оставляя мощный кильватерный след. Правда, скоро приходится сбавить ход: пропускаем несущуюся на скорости км 60 в час здоровую пластиковую яхту. Поднятая ею волна по высоте визуально значительно превосходит разрешенные полметра. Но ни страшного не случается. Часть волны гасит щиток, обдав меня малеханькими брызгами, а вода поднимается только до половины лобовых стекол. Мореходность – на уровне бронекатера. Устойчивость тоже на высоте. За счет плоского днища машина никак не реагирует на перемещения нашего экипажа из 4 человек. А за живуч амфибии отвечает все тот же водомет, который может, не считая всего остального, работать сверхмощной помпой. В общем, судьба «Титаника» нам разумеется не грозит. Ну и тяжело представить для такой камень (или айсберг!), который сможет пропороть бронеднище шириной 5 мм или борта (7 мм).
Плавание заканчивается довольно быстро. Что разумно. Расход бензина по воде просто ужасный, а ведь нам еще домой возвращаться. На сушу мы выбираемся с разгону. Очень приятно, что сушить герметичные тормоза не надо. Вообще машина сделана по разуму. Жаль, что ее сняли с производства.
Юрий ГОЛУБОВСКИЙ, фото создателя, media.club4x4.ru
ремонт автомобиля