Армейский транспортер-амфибия ТПК
Российская амфибия ЛуАЗ-969 на данный момент уникальность. А ведь когда-то это была серийная модель, поставлявшаяся в войска. Если хочешь, чтобы с тобой считались, нет нужды вступать в ВТО или придерживаться евро выбора.
Достаточно Просто быть сильным, отлично вооруженным и готовым применить это самое орудие в хоть какой момент. Примерно такой доктрины придерживался СССР. Российское орудие было так хорошим, что, за малым исключением, не очень устарело и до наших дней. Примеров тому масса, начиная от реактивных истребителей и харьковских танков Т-64 и заканчивая умеренными армейскими вездеходами наподобие ТПК.
«МОСКВИЧ» ПРОТИВ НАМИ
Что такое ТПК? Расшифровывается просто: Транспортер Переднего Края. Другими Словамиь такая многоцелевая машинка, которая по бездорожью возит на передовую под огнем противника патроны и снаряды. А вспять покалеченых или, если дела пошли плохо, открученные прицелы от артиллерийских орудий. В случае необходимости на ней можно пойти в разведку или форсировать реку. А если поставить пулемет или пусковую установку противотанковой ракеты, то можно и вражескую атаку бойцам помочь отбить. Выпускалось это чудо на Луцком авто заводе.
В конце 50-х годов инженеры НАМИ и МЗМА (Столичный завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК, мир его праху) получили примерно неразнообразное задание. Требовалось сделать для армии легкий вездеход, способный действовать в боевых порядках, а в случае необходимости и плавать. Победили спецы МЗМА. Они предложили стопроцентно работоспособный проект, изготовленный на базе узлов перспективного «Запорожца», который тогда назывался не ЗАЗ-965, а МЗМА-444. При всем этом они решительно перенесли вперед уникальный V-образный «воздушник», чье происхождение до сих пор закутано послевоенным туманом. Ведущими, естественно, стали передние колеса, а задние подключались в случае необходимости. Понятное дело, машина вышла значительно крупнее всем известного «горбатого». Длина составляла 3682 мм, ширина – 1712 мм, высота – 1600 мм (против соответственно 3330/1395/1450 мм модели 965). Не считая того, она имела дорожный просвет в 285 мм и отлично держалась на воде.
Армейский «Москвич» военным понравился, и уже в 1961 году он пошел в серию на Луцком машиностроительном заводе под индексом ЛуМЗ-967. В 1967 году ЛуМЗ был переименован в ЛуАЗ. Гражданский вариант машины «Волынь» – увидел свет в 1964 году под заглавием ЗАЗ-969 (позже ЛуМЗ-969В и, в конце концов, ЛуАЗ-969В) и некоторое время выпускался только в переднеприодной версии.
Сокрытые МАТЕРИАЛЫ
Ясно, что ТПК в свободной продаже не мог показаться даже теоретически. Более того, вплоть до 80-х гов про него фактически ничего не писали. Какк он ведет себя на воде/суше, толком неясно до . Узнав про это недоразумение, я немедленно постарался его поправить. Для начала я свел знакомство с активистом киевского клуба 4x4 Off Road Master и по совместительству владельцем фактически нового (с консервации) ЛуАЗ-967. А позже, выбрав подходящий денек, отправился тестировать чудо российской инженерной мысли.
До того совершить омовение стальных боков вездехода в не совсем прозрачных водах великой и могучей реки Днепр, наш экипаж проехался по проселку, преодолел заливной луг, похожий на застывшую и поросшую травой волну от проходящей баржи-самоходки. Как и следовало ожидать, ТПК не ударил лицом в грязюка. Полностью независимая подвеска на поперечных торсионах, защищенных на танковый манер плоским днищем, позволяла просто преодолевать совершенно немыслимые для такого компактного авто препятствия. При Всем Этом нам никогда не пришлось пользоваться понижающей передачей раздатки и блокировкой дифференциала заднего моста.
На ровной дороге ЛуАЗ-967 начинает смахивать на карт. Моторчик у него, естественно, не особо мощный. При рабочем объеме 1.2 литра он развивает всего-то 40 л. с. Но благодаря небольшому весу в 950 кг ТПК довольно стремительно разгоняется, а максималка в 75 км/ч воспринимается фактически как 150 км/ч на «нормальном» автомобиле. В особенности если ехать с откинутым передним стеклом.
К слову, откидывается не только стекло, ну и управляющая колонка со спнкой сиденья. В таком положении высота машины составляет всего 1250 мм. Сделано это скорее всего для транспортировочных целей.
С ОГЛЯДКОЙ НА ВОДЯНОГО ЖУКА
ТПК разумеется сконструирован с оглядкой на одну из лучших амфибий 2-ой мировой войны – Typ 166 Schwimmwagen, сделанную на базе узлов и агрегатов известного VW Kofer («Жук»). К Примеру, и «наш», и «немец» имеют поперечно-торсионную подвеску колес и движок воздушного остывания. Правда, принципиальное отличие. «Водяной жук» больше похож на вой автомобиль, а ТПК стопроцентно утилитарен. На это намекают и его дизайн, и складные пассажирские сиденья, расположенные справа и слева от места водителя, восседающего точно в центре. Интересно, что, несмотря на малые размеры, ЛуАЗ-967 способен выдержать импозантную нагрузку в 400 кг, считая вес водителя, и тянуть прицеп массой 300 кг. Но это еще не все.
Пользующаяся Популярностью присказка, что амфибия – это неплохой автомобиль, но нехороший катер, стопроцентно годится и для героя нашего рассказа. Но чтобы убедиться в , нужно было отплыть хотя бы метров на 20 от берега. Начнем с того, что «луазик» не имеет ни винта (как «сто шестьдесят шестой»), ни водомета (как российский бронированный разведчик БРДМ и легкий танк ПТ-76). Поэтому передвигаться по воде он может за счет вращения колес. Для этого нужно включить полный привод, перейти на вторую передачу. После Чего ЛуАЗ начинает неторопливо чапать со скоростью пешехода. Столько же на среднем ходу развивает мотолодка «Днепр» под навесным мотором «Москва-10». Прирастить скорость могли бы особенные лопасти, привинчивающиеся к колесам, но у нас их под рукой не оказалось.
Только На воде я сообразил, для чего ТПК применена так экзотическая посадка водителя в центре машины. Находись он справа или слева, вышел бы примечательный наклон. Что при высоте надводного борта от силы см 15–20 (и это при малой нагрузке) было бы очень неприятно. Вообще на этой машине преодолевать водные преграды лучше в гордом одиночестве, с пустым кузовом и в безветренную погоду. Все Таки его стихия никак не вода.
ГЕОЛОГ – СУПЕР-ТПК
Жаль только-толькоо у нового носителя Луцкого авто не нашлось ни средств, ни лания, б продолжить выпуск этой замечательной машины мечты хоть какого охотника, рыболова и просто любителя экстремальных путешествий. Как обидно бы это не звучало, остался не реализованным и другой интересный проект ЛуАЗ-1901 «Геолог», такой «Супер-ТПК» с 3-мя ведущими осями и трехцилиндровым дизелем 3ДТН Харьковского завода им. Малышева. Засветившись на Киевском автосалоне SIA’1999 этот автомобиль, похоже, совершенно канул в Лету.
Юрий ГОЛУБОВСКИЙ, фото создателя, media.club4x4.ru
ремонт автомобиля