Без помощи других установленный ксенон: благо или зло?
Дело понятное ранее ксенон ставили только на дорогие иномарки, потому что и в качестве функции, и в качесте тюнинга он был очень недешев. Сейчас ситуация другая, фары цвета сварки стали доступнее, и многие покупатели старенькых привезенных из других стран машин и даже русских автомобилей дорабатывают штатную светотехнику. Еще бы, ведь с ксеноном в темноте старый MB Gelandewagen не отличим от нового, а UAZ Patriot – от Тоета Land Cruiser, и т.д.. Ну и практическое обоснование ходится. Яркость ксеноновых ламп в несколько раз выше обыденных галогенных, ну и спектр – цветовая температура – значительно комфортнее для человеческого зрения. Но, показала практика, к установке ксенона необходимо подходить с разумом. В противном случае как ни регулируй, а дорогу фары освещают ужаснее, чем при галогене, и встречных водителей очень слепят.
Так в чем все же неувязка? Как добиться образца? В конце статьи мы дадим несколько советов, но они так жесткие, что поначалу хотелось бы объяснить, на чем они основаны.
Итак, свет, как понятно большинству из тех, кто посещал среднюю школу, распространяется прямолинейно и отражается от поверхности. На этих свойствах основано действие всех фар. Лампа в их является источником света, а отражатель фокусирует лучи, чтобы очень прирастить яркость. При Всем Этом конечный пучок лучей распространяется не бессистемно. Либо поверхность самого отражателя, либо рифленая поверхность стекла (рефлектора) меняет направление лучей так, чтобы на выходе вышел определенный рисунок. Для близкого света – один, для дальнего – другой, для противотуман-ного – 3-ий. Для получения подходящего рисунка принципно не перепутать тип лампы, на которую рассчитана фара. Ведь даже малюсенькое смещение источника света изменит рисунок светового пятна. СВОИ И ЧУЖИЕ
С галогенными лампами перепутать тип тяжело: каждый обладает подходящим креплением, так что «чужая» лампа просто не встанет в патрон. Для ксеноновых же ламп поначалу делали особенные фары: захотелось побольше яркости – меняй оптику. Дело оказалось недешевым, массовым этот подход не стал, и некоторые, в основном азиатские, производители ксенона решили выпускать эти лампы с креплением, как у обыденных галогенок. На Данный Момент процедура замены очень упростилась: достаточно приобрести установочный набор под нужное крепление и подключить блок розжига к цепи включения головного света.
Вот только об одном производители ксенона умалчивают: в типе ламп свечение исходит не от спирали, как у галогенок, а от дуги, похожей на ту, что возникает при сварке. Дуга не статична, постоянно меняет свое положение, образуя шар. Соответственно, источник лучей поменял свое положение и размеры, а значит, отражение окончило быть корректным. Но, возразят приверженцы легкой установки ксенона, не так очень меняется положение источника света, так что особых искажений быть не должно. На Самом Деле, критичного, может, ничего и не было бы, если бы не экстремальная яркость ксенонового источника. При смещении спирали у галогеновой лампы ситуацию во многих случаях можно поправить регулировкой фары. Неправильно идущие лучи, которые даже после регулировки попадают наружу, получаются не очень яркими, не мешают восприятию дороги оладателю и не очень слепят встречных водителей. В случае с ксеноном те лучи, которые отражаются «неправильно», очень мощные. Они не только лишьо ослепляют встречных, ну и высвечвают совершенно неожиданные места на дороге, что мешает нормальному восприятию ситуации самим владельцем такого ксенона. Результат – повышение риска трагедии из-за недостаточной видимости с обеих сторон.
ГРАМОТНАЯ Замена
Вобщем, не все так плохо. Есть один тип галогеновых фар, способных фактически корректно вынудить работать «легкоустанавливаемый» ксенон. Это, как ни умопомрачительно, фары старенькой конструкции с параболическим отражателем и рифленым стеклом. Такие можно встретить на российских «Нивах» и некоторых иномарках преклонного возраста. Но не хоть какой ксенон подойдет даже сюда. Необходимо помучиться и отыскать лампы типа D2R. Они время от времени встречаются и отличаются от распространенных D2S нарисованным на пробирке отражающим экраном. За счет него и убираются «неправильные» лучи. Правда, светораспределение фары все равно отличается от образца, но по последней мере не так критично, как в других случаях.
Если же за светораспределение в вашем авто отвечает отражатель (стекло фары гладкое) или линза, то рядовая замена галогенок на ксенон ничего хорошего не даст. Здесь придется существенно переделывать конструкцию фары. Самый обыденный вариант – замена блок-фары с галогеновыми лампами на аналог, но рассчитанный непосредственно под ксенон. Но такая замена возможна не на моделях, ну и средств придется заплатить много: корпус одной блок-фары обойдется в 15–20 тысяч рублей. Плюс практически ксеноновое оборудование заставит выложить (на четыре лампы) примерно 20–40 тысяч. Итого – минимум 50 тысяч рублей. Хотя можно сберечь и на дальний свет кинуть галогенки. Тем Более что ксенон при дальнем освещении не очень сделает лучше обзорность, ну и скорость розжига газоразрядной лампы не секундна. Так что если за дальний свет у вас отвечает ксенон, то быстро осветить дорогу далеко впереди не получится. А это тоже опасно.
МОДУЛЬ – НАШЕ ВСЕ
Другой способ улучшить освещение, при всем этом подходящий для хоть какого авто, переделка штатных блок-фар под установку особенных модулей. Они выпускаются в нескольких размерах, с разным светораспределением и могут быть инсталлированы практически в всякую оптику. Полный набор (один модуль, блок розжига и лампа) стоит примерно 10–16 тысяч рублей, а работа по «тюнингу» обойдется в 15 тысяч. Итог – 35–47 тысяч, меньше, чем замена блок-фар на особенные, так что такой вариант даже . Ну И в том, в другом случае вы получаете корректно работающие головные фары, полное представление о ситуации на дороге и комфортную освещенность места перед машиной. Очередной , который стоит прояснить – би-ксенон, аналог галогеновой лампы образца Н4, в какой две нити накаливания отвечают за ближний и дальний свет. Потому Что в ксеноновой лампе источник света только один, то имитация образца Н4 заставляет производителей помучиться. В особенности если ксенон предполагается устанавливать вместо галогенки без переделок. В х случаях предлагаются лампы с двигающейся шторкой, на ближнем режиме отсекающей часть лучей, или двигается сама пробирка вперед-вспять, имитируя две спирали галогеновой лампы. Световой пучок в этих случаях выходит несовершенным, освещение дороги далеко от образца, а вот встречные водители, напротив, получат сильно много люмен и люксов. Практические исследования показывают, что единственный грамотный выход – установка би-ксенонового модуля. Он выдает четкую границу при работе в ближнем режиме и широкий, далеко уходящий луч с видным центром при дальнем свете. И самое главное – переключение режима «ближний – дальний» происходит мгновенно. Такой способ установки ксенона может применяться даже на автомобилях с раздельными фонарями, а издержки сравнимы с предыдущим способом: примерно 35 тысяч рублей.
Редакция благодарит за консультацию при подготовке статьи спец веб-магазин проф света off-road-light.ru
Создатель: Алексей ЧУПРИКОВ, фото Андрея АРТАМОНОВА, club4x4.ru
ремонт автомобиля