Колесные цепи противоскольжения
'Колесные
Даже самые лучшие зимние шины не всемогущи: препятствием для их могут стать и сугробы, и гололед, и даже просто укатанный снег на подъемах. Вот здесь-то и выходит на сцену такой аксессуар, как колесные цепи противоскольжения. Мы испытали продукцию из Австрии, Италии, Китая и, естественно, от русского производителя.

Повышение проходимости автомобиля с помощью цепей понятно со времен старины глубочайшей. Особенные комплекты мастерили еще наши деды. Сейчас же в любом автомагазине можно встретить как минимум несколько видов цепных накидок на покрышку. В том, что они реально увеличивают проходимость, мы убедились три года назад, проведя их грязевые испытания (4x4 Club № 11'2005). На же мы решили сравнить, как цепи от разных производителей отличаются на снегу и на льду.     КУРС НА Вершину
В тесте приняли роль четыре комплекта цепей. Один – русский, от столичной компании «Велга», другие – забугорные. Среди их – наши старые знакомые австрийские Pewag и китайские Royal Snow Chain, также новичок под заглавием Konig. Этот бренд начал свое существование в Италии, но позже его присоединила к себе шведская компания Thule, пользующаяся популярностью одноименными багажниками.   Royal Snow Chain (3000 руб.)
Сделанные по подобию европейских производителей цепи из Китая ни в чем им не уступают. Может, чуть ужаснее натяжная цепь входит в крепления. А так – и упаковка, и работа, и сборка – все на уровне. Как обидно бы это не звучало, подтяжка через 5–10 метров тут тоже требуется. Каков ресурс, неясно, но для нечастого использования точно хватит.
    Pewag Brenta-C 4x4 (7800 руб.)
«Австрийцы» одеваются на стоящей машине, но требуют подтяжки после нескольких оборотов колеса. Это, естественно, не страшно, но все равно – лишняя работа. К остальному претензий нет. Раскрашенные в разные цвета детали упрощают установку. В комплекте, как и у других «иностранцев», – инструкция, коврик и чемодан.
    «Велга Сота» (6 мм) (3000 руб.)
Тяжкий набор из реальных железных цепей, которые после использования нуждаются в смазке, по другому ржавеют. Для одевания необходимо расстелить их перед колесами, позднее аккуратно наехать и позднее уж облачать в их покрышку. Требуют подтяжки после усадки. Зато надежность на высоте: цепь из такого прутка переживет не один автомобиль.
    Konig T2 (8420 руб.)
Итальянские цепи с механизмом самонатяжения. Одеваются очень быcтро и не требуют контроля за натягом. Это их основное преимущество, способное сберечь массу времени при частом использовании. Просто укладываются в пластмассовый чемодан – достоинство немаловажное. Не все цепи могут этим повытрепываться.
  Испытания мы проводили в феврале этого года. Задачей было замерить наибольшее тяговое усилие каждого комплекта в абсолютных значениях, показать, что это дает на практике, также сравнить удобство использования. Практическую часть опыта мы проводили на крутом склоне, покрытом плотным снегом с участками льда.

Автомобиль Хэндэ Santa Fe Classic на хороший, шипованной зимней резине смог с трудом добраться до его середины. При Всем Этом фиксации на склоне добиться не удалось: после нажатия на тормоз машина потихоньку соскальзывала вниз.
После установки цепей ситуация резко поменялась: автомобиль стал не только просто покорять перевал, ну и позволл останавливаться и снова трогаться в любом месте подъема. При тривиальных победителей в этом упражнении выявить не удалось.   По идентичной раскраске можно интуитивно понять, какие детали цепей стыкуются меж собой при сборке
    Устройство самонатяга у цепей Konig значительно уменьшает время установки, ну и позднее позволяет не останавливаться для подтяжки
    Крепление у привезенных из других государств цепей, расположенное с внутренней стороны колеса, сделано легкозастегивающимся
    В южноазиатском изделии блок не очень охотно пускает в звенья цепи. Но с течением разрабатывается
    В российских цепях все просто, надежно и просит некоторых усилий при установке. При одевании требуется осторожность

В надежде, что приборы окажутся более точными, чем наши мемуары, мы приступили ко 2-ой части испытаний. Якорем служил редакционный Great Wall SUV G5 массой чуть меньше 2-ух тонн, а прицепленный к нему Santa Fe должен был показать наивысшую тягу на гладком льду замерзшего озера. В первом заезде кроссовер был без цепей. Колеса тут же ушли в пробуксовку, а стрелка динамометра практически не двинулась с места. С цепями вышло интереснее. Оказалось, что тяга примерно идентична на всех экземплярах и доходит до 10 кН. Чуть меньше, 7.5 кН, на цепях «Велга» «сотового» плетения. У всех других испытуемых сила тяги была такая, что Хэндэ тянул за собой Great Wall, поставленный на «ручник». Только нажатие на педаль тормоза смогло остановить продвижение вперед и позволить нам замерить наибольшее усилие. Но пробуксовка автомобиля, обутого в цепи, чревата. Покрышки преобразуются в неплохой экскаватор, способный за несколько секунд вырыть красивое пристанище для внедорожника. А в нашем случае, когда пробуксовка происходила на поверхности замерзшего озера, цепи оказались способны прогрызть лед до воды. Так что допускать холостого проворачивания «обутых» колес нельзя ни в коем случае.

Итак, натурные испытания показали, что непринципиально какая цепь может стать неплохим подспорьем на зимнем бездорожье. При Всем Этом степень не зависит от ида прутков, из корых изготовлена цепь. Ведь российская продукция делается из круглой проволоки, а ввезенная – из квадратной. Сильнее влияет на тяговые свойства рисунок плетения. «Лесенка» – это мы узнали еще на грязевых испытаниях – гребет посильнее. Но в этот раз все цепи были «сотового» плетения. «Лесенка» грешит боковым сносом, и мы не рекомендуем использовать ее на зимней дороге.     При одевании всех цепей необходимо быть готовым поваляться на снегу
    Все цепи на льду показали близительно равную тягу и способность к рытью лунок
    КТО БЫСТРЕЙ ОДЕНЕТСЯ
Потому Что по действенности победителя выявить не удалось, давайте посмотрим на удобство использования. Цепи «Велга» одеть с первого а неподготовленный человек вряд ли сможет. Обязательно нужна инструкция. Ну И в этом случае необходимо кропотво раскладывать цеп и аккуратно на их заезжать. При перекосах замок просто не застегнется. Даже мы, имея некоторый опыт общения с этими цепями, на одном колесе опростоволосились. Пришлось повторять функцию. Недостатки русских цепей: необходимость свободного места для их одевания и подтягивания после конечной усадки, метров через 10 после начала использования. Одно из плюсов забугорной продукции – интуитивно понятная сборка. Все соединения в их покрашены по-различному. Достаточно соединить меж собой части 1-го цвета, и устройство окажется собранным. Завезенные из других государств цепи можно привести в боевую готовность, не сдвигая автомобиль с места. Очень комфортабельно, когда заранее не позаботился о поддержке и попал в ловушку. Хотя повозиться с некоторыми моделями (Pewag и Royal) тоже придется. Через некоторое время после начала работы их, и «Велгу», следует подтянуть. Процедура не очень сложная, но все таки     А вот владельцы цепей Konig избавлены от контроля за плотным прилеганием металлопластиковой «одежки» к покрышке. Ведь там стоит самозатягивающийся замок. Достаточно Просто одеть цепь на колесо и затянуть застежку. Все другое совершится без помощи других.

ИТАЛИЯ Или КИТАЙ
Так что по степени удобства установки определенным победителем стала продукция Konig. А если учесть вес и упаковку, по которым завезенные из других государств изделия обходят российские, то вроде бы победитель понятен. Правда, есть еще один момент, который мы пока обходили: стоимость. Набор цепей «Велга» стоит 3000 руб., Pewag – 7800 руб., Royal Snow
Chain – 3000 руб., а Konig – 8420 руб. Если критична стоимость, то выходит, что лучший выбор – Royal Snow Chain. Но все же тем, кто планирует пользоваться цепями часто, стоит навести внимание на цепи Konig.     Чтобы одеть русские цепи, необходимо поначалу расстелить их на земле, а поз точно наехать колесами
Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи компанию «Велга»,
www.magazin4x4.ru, и представительство компании Thule, www.thule-avto.ru
Алексей ЧУПРИКОВ, фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА, media.club4x4.ru
ремонт автомобиля