Полуостров Таймыр
Сидя у телека и смотря реалити-шоу, как «выживают» на тропических островах звезды эстрады, тяжело даже представить, что на севере Красноярского края Рф есть большая часть суши, превосходящая по площади всякую страну Европы и полностью отрезанная от Большой земли, где живут и работают 250 тысяч человек.
Продукты, авто, дома, люди, даже средства – все это попадает на Таймыр только самолетами или небольшим летом по Енисею. До ближайшей асфальтово-жд цивилизации в Уренгое фактически 1000 км девственных болот и тундры. Поэтому случайная заметка в Интернете о некоем призрачном зимнике на Дудинке была воспринята нами как вызов. Не поехать уже было нельзя. К тому же норильские коллеги по полному приводу с энтузиазмом поддержали мысль о совместной полярной экспедиции. ПО ПАЧКЕ «БЕЛОМОРА»
Проходить дорогу решили сходу навстречу друг другу: 2-мя столичными экипажами на TLC 80 и Mitsubishi L200 от Уренгоя и 3-мя норильскими со стороны Дудинки. Середина марта была выбрана как более универсальное время для поездок по зимникам. В январе-феврале очень небольшой световой день, лютые морозы под 50 градусов, снежные бури и снегопады. В марте же день фактически равняется ночи, температура поднимается до комфортных 20–30°С, появляется солнышко, хотя к тому же неспособное растопить трассу, живущую наименее 4 месяцев в году. Маршрут «собирали» фактически по частичкам, отталкиваясь от хоть какой найденной инфы. Нарисованный на листе бумаги план зимника смотрелся примерно так – «…км 130 по тундре прямо, а позднее у дерева чуть левее…».
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Дорога от Москвы до Уренгоя, пожалуй, не заслуживает отдельного описания, если бы не два происшествия. Сначала под Нижним Новгородом на L200 срезало полуось (вернуться в строй помогли друзья из «Pajero-клуба»). Но самое неприятное, поставившее еще не начавшуюся экспедицию под опасность срыва, вышло под Сургутом. Началось с того, что мы попали в переохлажденный дождь – это когда капли не растекаются, а одномоментно застывают на асфальте в тончайшую корочку льда. Итог – L200 на «встречке». Лоб в лоб с «МАЗом». Обошлось без телесных повреждений команды, но с фактически фатальными разрушениями пикапа. И только благодаря поддержке юношей из «Сургутского офф-роуд движения» всего через один день он л уже на ходу. Правда, без силового передка, с радиатором от «вазовской» «шестерки», множеством всяких проволочек и деревяшек в моторном отсеке, но ехал! СТРОЙКА № 501
Уренгой это город-спутник жд станции Коротчаево. Неизменное жд сообщение началось здесь только в 70-е годы ХХ ека, когда, осваивая нефтеносную Сибирь, протянули ветку от Сургута. Хотя поезда ходили здесь уже за два с лишним десятилетия ранее. Слышали о «мертвой дороге» Салехард – Игарка, называемой еще стройкой № 501? Она велась по личному указу Сталина и должна была соединить морской порт Игарку с транспортной системой страны через Салехард на Воркуту. Со смертью «великого строителя» ее свернули, но в тундре до сих пор лежат сотки км рельсов. И человеческих костей…
Сейчас Уренгой обыденный вахтовый поселок фактически без постоянных жителей. Несколько магазинов, гостиниц, заправок. Непосредственно это место мы и считаем реальным началом путешествия. Еще планируя поездку, готовились к самому плохому развитию ситуации, ведь зимник, на который мы собираемся выйти, не подразумевает постоянного движения. Значит, возможна ситуация вынужденного плена до пары недель. И там не будет ничего не считая снега, льда и ветра. С таким расчетом и берем с собой запасы продуктов и горючего – на 1000 км автономного существования.
Черное ЗОЛОТО
Из Уренгоя не так давно была проложена асфальтовая дорога дальше на север, до города Тазовский через месторождение Заполярное. Нам же необходимо воспользоваться этой трассой только до сотого километра, откуда должен начаться технологический зимник к новому нефтяному месторождению. И взаправду, не доезжая пары км до полярного круга, видим маленький фанерный указатель – на право Ванкорское месторождение. Нам туда.
Еще в 90-х в междуречье Енисея и Таза были разведаны величайшие залежи нефти. И закипела в тундре большая работа! За несколько лет на голое место, не имеющее никакой связи с цивилизацией, необходимо завести миллионы тонн оборудования. Летом это сделать нереально: строительство здесь круглогодичной дороги – полнейшая утопия. Вот и трудится зимник с ноября по апрель. Заезд и выезд на него перекрыт шлагбаумами и строго регламентирован. Доступ только по пропускам, которые оформить оказалось ох как тяжело. Но может быть (понятное дело, опять благодаря друзьям!).
Свернув с трассы, попадаем на огромную площадку, заставленную различной техникой. Тут и самосвалы, и трубовозы, и краны, и вахтовки. Нет только ни одной машины, даже хоть чуть-чуть сопоставимой с нами по размеру. Это царство Тяжелого Металла. Суровые водители, пряча улыбку в усах, с некоторым недоверием посматривают на наши скромненькие 37-дюймовые колеса, которые надолго прощаются с асфальтом.
СНЕЖНЫЕ ДОРОГИ
Зимники бывают 2-ух типов. Одни – стихийные, когда с наступлением морозов огромные «Уралы» начинают своими колесами набивать по целине колею и накатывают ее к марту до стопроцентно приличного уровня. Обычно, такие дороги проходимы на нашем транспорте только меж еще одним «Уралом» и следующей пургой. Другие зимники – технологические: это целый комплекс мероприятий, задействованных устройств и людей, которые начинают работать задолго до открытия движения. Сначала топографы, беря во внимание рельеф, намечают на картах маршрут. Очень часто он выписывает непонятные зигзаги фактически на ровном поле – это значит, что отлично обошли болото. Позднее намораживаются переправы через реки. Каждый день дорогу утрамбовывают волокушами. Наш путь пойдет как раз по такому зимнику. ЗНАМЕНИЕ
1-ое утро автономки. Нерасторопно греем завтрак, узнав по «спутнику», что норильчане с боями уже прошли свою часть пути и, не дождавшись так неудачно задержавшихся с поломками-ремонтами москвичей, уже движутся вспять. И 1-ая неожиданная встреча, ставшая недобрым знаком для нашего путешествия, – песец, реальный песец! Белый, пушистый, наглый, размером со среднюю собаку. Совершенно не боясь, пришел проведать незваных гостей. Вахтовики ведали позднее, что эти животные совсем окончили бояться людей и чуть ли не с рук питаются. Но пора и выдвигаться. Впереди 280 км магистрального зимника до Ванкора.
ДЕРЖИСЬ ЗА БАРАНКУ!
Дорога здесь шикарно отглажена волокушами, отменная погода, так что каждые 10 минут устраиваем фотоссесии. К концу ка все же втянулись в ритм зимника. 30–50 км в час фактически без обгонов. Многотонные грузовики практически снижают скорости в поворотах, их водители совершенно не глядят в зеркала и с ходу заают в крутейшие горки. На такое мастерство можно и заглядеться. Но не многим удается окончить рейс без утрат. Часто встречаем съехавшие с зимника громадины. Их «улет» фактически стопроцентно означает «отдых» до подъезда колонны из не меньшей по массе техники. Без помощи других вернуться на дорогу удается немногим. А некоторые остаются здесь надолго. Запомнился большущий «КРАЗ», тягач с полуприцепом, оставленный на обочине, вероятнее в даже не этой зимой. Над дорогой возвышалась только его кабина, уже малость примятая проходящим транспортом. Видимо, кинуть технику было дешевле, чем заниматься ее эвакуацией. КОЭФФИЦИЕНТ ЖЕСТКОСТИ
К вечеру погода заметно испортилась. Ну и наше настроение тоже. Виновник развалившийся подшипник на другой (не менянной из-за цейтнота в Нижнем Новгороде) полуоси у пикапа. Благо запасная с собой была. Длиннющий и нудный ремонт под ударами стихии. Движение на зимнике фактически тормознуло – очень большой риск оказаться вне его. Починились уже фактически в полной темноте. Ночевать в тундре во пурги страшновато, поэтому решаем все таки двигаться до Ванкора. Эта ночь, пожалуй, запомнится всем участникам как более суровое испытание. Заплывающие за две минуты колеи от только-только прошедшего «Урала». Натужно ревущий на 2-ой понинной дизель. 37-е колеса, которые далеко не с первого раза пробивали переметы..
Расхожее вроде выражение – «ветер пронизывает до костей», но оказалось, что здесь это совсем не метафора. Ветер на самом деле прошивает теплую одежду насквозь. Холодно неимоверно! В этих районах даже в прогнозах погоды не ограничиваются просто сводкой о температуре на завтра. Обязательно добавляют, что ветер таковой-то, твердость столько-то градусов. Твердость – совершенно неизвестный в средней полосе термин, означающий температурный эквивалент эмоций человека при одновременном воздействии ветра и мороза. Каждые 1 м/с ветра это минус 2 градуса к фактической температуре. А в Норильске фиксировали при минус 47° С ветер 25 м/с. Твердость считайте сами. ТОЧКА НЕ ПОВОРОТА
В полной темноте находим совсем незаметный поворот, как нам показалось, на Дудинку. Еще после трагедии в Сургуте мы приняли тяжелое решение, что бьемся к ней только в том случае, если се складывается благополучно и пикап не подводит, и погода рядовая. В три часа ночи, после поломки и замены полуоси, глядя через порывы ветра в полностью заметенную колею, понимаем, что, как ни горько, но Дудинка все не в сей раз… В экстремальном отдыхе необходимо уметь впору тормознуть. Идем по запасному варианту на Игарку.
Под утро оказались около шлагбаума перед Ванкором и провалились в сон. Необыкновенное чувство комфорта в маленьком комфортабельном мирке, посреди бушующей стихии, прервалось только еще одним махом бокового порыва, который ощутимо наклонил трехтонную «восьмидесятку» и долгих полминуты держал ее в таком положении. Расчистив сугробы вокруг машин, попали на местность месторождения. Оно поразило своими размерами и… пробками. Добычу здесь еще пока не начали, прокладывают магистральный нефтепровод, строят буферные емкости – работа кипит и ком, и ночью. Памятники НА ДОРОГЕ
Зимник Коротчаево – Ванкор не единственный. Есть Еще и Прилуки – Ванкор. Существует особенное технологическое оборудование таких колоссальных размеров, что ни на поезде, ни на автомобиле по дорогам общего использования его доставить нереально. Такие грузы возят по Енисею до базы Прилуки, складируют там, а позднее по зимнику перемещают на Ванкор. Это всего 180 км по Енисейской возвышенности, через очень красивые холмистые пейзажи. Но нас туда охрана зимника не пустила. Низовая пурга и плюсовые температуры – молвят, дорога закрыта для всех! Никакие уговоры, ни официальное письмо из редакции 4x4 Club ничто не помогло. Стоим грустные меж большегрузами на большой площадке...
Через два часа подошел начальник смены: «Ребята, двигайте! Начальство разрешило». Продолжительно нас уговаривать не надо! Фактически целый день до Прилук едем в гордом одиночестве по закрытому зимнику. Время от , правда, встречаются груженые самосвалы, провалившиеся в… сам зимник. Для их это на данный момент точный путь на свалку гнутые рамы никто тут чинить не будет. Так и стоят памятниками посреди дороги, ожидая мощных бульдозеров. Финишная Ровненькая
В ночи добираемся до выездного шлагбаума. Суровое предупреждение охранников: ничего не снимать на видео и не фотографировать. Режимный объект! Спускаемся с пригорка и… вот он, Енисей. Величайшая русская река. Покрыта льдом шириной в метр. Переправа длиной четыре километра. Совершенно непередаваемые чувства – вот я, вот моя машина, а вот Енисей. Фантастика какая-то! А до Игарки тут уже рукой подать, км 10 обыденного гражданского зимника. Едем усталые, но очень довольные. Цель, хоть и запасная, достигнута. Все небо над Игаркой переливается зеленоватыми всполохами полярного сияния – мы расценили это как некую заслугу за все, что нам пришлось преодолеть.
ИГАРКА
Много легенд ходит вокруг возникновения этого города, но правда, как обычно, кое-где в центре. В 1928 году теплоход «Тобол», чтобы переждать сильнейший ветер, случаем тормознул в Игарской протоке на Енисее. Ее глубина оказалась уникальной, позволявшей заходить морским судам. Это и стало началом рождения первого российского заполярного порта. 2-ой шаг развития – та «мертвая дорога», которая должна была связать северный порт и жд инфраструктуру страны. Как обидно бы это не звучало, дорога не была построена, и Игарка оказалась просто отрезанной от материка. Остается она такой и доселе. Не считая 10 км внутренних дорог ездить здесь некуда. В последние годы жители активно покидали город, и на данный момент это достаточно пессимистичное зрелище – покосившиеся пятиэтажки, разруха.
Может быть, Ванкор вдохнет новейшую жизнь в этот героический город?
Глобальное ПОТЕПЛЕНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ!
А в Игарке совершенно уникальный и единственный в мире Музей бесконечной мерзлоты. Спустившись по вырытым штольням на 14 метров, переносишься в прошедшее на 50 тысяч лет! Здесь можно посмотреть на окаменелые деревья, на реликтовый лед, а самое главное – узреть и потрогать вечную мерзлоту. Грунт, температура которого никогда за прошедшие 50 веков не поднималась выше минус 4 градусов.
От Игарки до Норильска, нашей настоящей цели, всего 200 км повдоль Енисея. Как обидно бы это не звучало, зимника здесь нет с российских времен, и на на колесном транспорте преодолеть эти две сотки нереально. Хотя норильская команда через пару недель и была тут, но дорогу через Снежногорск она прошла на пневматике. Мы же, починив в очередной раз полуось в единственном на весь город гараже «У Егорыча», направились в обратный путь. 118 Км
Великий Бог тундры ровно в 10 каждый вечер включал нам полярное сияние, днем светило яркое солнце. Все наладилось или злой призрак песца в конце концов покинул нас? Идиллия продолжалась до тех пор, пока мы все же не нашли взаправду правильную отворотку на Дудинку. И даже предприняли отчаянную попытку пробиться по ней. 10 км дикого зимника с большой тракторной колеей дались сначала вроде просто. Но небо опять заволокло низкой облачностью и потянуло поземкой. Мы не останавливались. И тут задуло по истине! Еще целый час шла внутренняя борьба. Вперед или назад? Точку в споре поставил «элькин» движок – радиатор от «шестерки» в конце концов не выдержал издевательств и, выплюнув через пробку весь антифриз, закипел. Все! Оставляем Норильск до следующей пробы. Видимо, в этот раз мы были просто не готовы. Разворачиваемся в сторону Уренгоя и далее на Москву. А уже дома, сверив с норильчанами треки, узнали, что меж нами осталось 118 км не пройденного зимника. Всего-то 118… Но зато мы сей знаем, что же это все-таки заа километры!
Дмитрий БЕСПАЛОВ, фото Максима ФИЛИНА, media.club4x4.ru
ремонт автомобиля